Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Система, многообразие и эволюций живой природы – 1824 1 часть



1. Пользуясь таблицей, ответьте на следующие вопросы.

Выживание птенцов скворцов в зависимости от числа яиц в кладке

Число яиц в кладке Доля выживших птенцов (в %)

1) Какая существует зависимость между числом яиц в кладке и долей выживших птенцов?

2) Каков процент вылетевших из гнезда птенцов при величине кладки, равной 5?

3) Чем можно объяснить, что в кладке скворца небольшое число яиц?

2. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Целое Часть
Семя
Корень Боковой корень

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

  1) плод
  2) соцветие
  3) цветок
  4) плодовое тело
 
3. Половые клетки папоротниковидных образуются на
  1) заростке
  2) предростке
  3) спороносных колосках
  4) верхушках зелёных побегов
4. Какой орган отсутствует у акул и скатов?
  1) кишечник
  2) жабры
  3) жаберные щели
  4) плавательный пузырь
5. Установите соответствие
     

 

 
ЖИВОТНОЕ   КОЛИЧЕСТВО КАМЕР СЕРДЦА
А) кит
Б) уж
В) крокодил
Г) воробей
Д) лягушка
Е) тритон
 
1) четыре
2) три
6. Установите последовательность усложнения организации животных в процессе эволюции  
       

 

 
1) формирование трахей и дыхалец
2) формирование трёхкамерного сердца, в желудочке которого имеется неполная перегородка
3) развитие детёнышей в матке самки
4) развитие нервной системы узлового типа
5) появление парных лёгких

7. ГИПОТЕЗЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

Учёные многие столетия пытаются объяснить происхождение жизни на Земле. В настоящее время обсуждаются следующие гипотезы: креационизм – возникновение жизни в результате божественного творения; гипотеза самозарождения, авторами которой можно считать Аристотеля, Ван Гельмонта и ряд других учёных, предполагавших возможность неоднократного зарождения жизни из неживого: гнилого мяса, грязного белья, воздуха, почвы и т.д. Ещё одна гипотеза – абиогенеза – развивала идею возникновения организмов из неорганического вещества в течение длительной физико-химической эволюции материи. Эта гипотеза была выдвинута академиком А.И. Опариным и английским биологом Дж. Холдейном. Современная теория – биопоэза – сформулирована английским учёным Дж. Берналом. Его гипотеза заключается в следующих идеях:



1) сначала из неорганических веществ возникли простые органические соединения – аминокислоты, углеводы и т.д.;

2) затем образовались биологические полимеры;

3) следующим этапом было образование первичных организмов, ограниченных от окружающей среды мембранами.

Задолго до возникновения жизни на Земле были очень высокие температуры, значения которых достигали нескольких тысяч градусов. В процессе охлаждения Земли в её поверхностных слоях концентрировались такие элементы, как Н, О, С, N, необходимые для возникновения жизни. Затем возникли такие химические соединения, как углекислый газ, метан, аммиак, давшие начало органическим соединениям. При температуре поверхности Земли ниже 100 °С происходило сгущение водяных паров, шли ливни, образовались большие водоёмы. Из углерода и тугоплавких металлов образовалась земная кора. В результате вулканической деятельности образовались углеводороды, а затем и простейшие органические соединения. Постепенно в водах первичного океана из растворённых в воде неорганических веществ абиогенным путём возникли простые органические соединения (сахара, аминокислоты, азотистые основания и др.). Постепенно в атмосфере Земли стал накапливаться кислород в результате разложения воды под действием света. С этого момента создались предпосылки к развитию жизни на Земле. Ответьте на следующие вопросы. 1) Какая из теорий возникновения жизни на Земле наиболее доказательна? 2) Какие абиотические факторы способствовали возникновению жизни на Земле? Назовите не менее двух факторов. 3) Может ли, с точки зрения современной науки, процесс возникновения жизни происходить на Земле в настоящее время?
8. Специализированным органом воздушного питания растения является
  1) зелёный лист
  2) корнеплод
  3) цветок
  4) плод
9. К современным кистепёрым рыбам относят
  1) акулу
  2) ската
  3) осетра
  4) латимерию
10. Какое общее свойство объединяет два изображённых анатомических образования? Оба они являются
  1) аналогичными органами
  2) гомологичными органами
  3) атавизмами
  4) рудиментами
11. Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь.
Общее Частное
Соцветие Метёлка
Плод

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?



  1) цветок
  2) костянка
  3) заросток
  4) щиток
12. Чем питается животное, изображённое на рисунке?
  1) корнями живых растений
  2) твёрдыми частичками почвы
  3) личинками насекомых
  4) растительными остатками
13. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Целое Часть
Шляпка
Почка Почечные чешуйки

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

  1) цветоножка
  2) гаметофит
  3) плодовое тело
  4) заросток
14. Какие моллюски ведут наземный образ жизни?
  1) беззубки
  2) слизни
  3) перловицы
  4) кальмары
15. Клубень – видоизменённый побег, это доказывает наличие на клубне

 

  1) плёнчатых чешуек
  2) почек-глазков
  3) мясистых и сочных чешуй
  4) плоского стебля – донца
16. Какое животное изображено на рисунке?
  1) эвглена зелёная
  2) инфузория туфелька
  3) амёба обыкновенная
  4) малярийный плазмодий
17. На рисунке представлены светлые и тёмные бабочки берёзовой пяденицы на стволе берёзы. В рамках эксперимента в изолированный участок берёзового леса были выпущены светлые и тёмные бабочки в соотношении 1:1. Как изменится соотношение численности светлых и чёрных бабочек в течение нескольких лет, если происходил нерегулируемый выброс предприятиями частиц сажи и гари?
  1) возрастёт число светлых бабочек
  2) возрастёт число тёмных бабочек
  3) соотношение светлых и тёмных бабочек не изменится
  4) тёмные бабочки исчезнут полностью

 

18. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен.

 

 
ПРИЗНАК РАСТЕНИЯ   ОТДЕЛ
А) в цикле развития имеется заросток
Б) спорангий на растении имеет вид коробочки
В)
из споры вырастает зелёная нить – предросток
Г) корни отсутствуют
Д) спорангии расположены на нижней стороне листа
Е) имеют корневища
 
1) Моховидные
2) Папоротниковидные
19. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Целое Часть
Майский жук Трахеи
Жабры

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 
  1) жук плавунец
  2) виноградная улитка
  3) беззубка
  4) тритон
 
       

 

20. Установите последовательность соотношения систематических категорий у растений, начиная с наименьшей.

 

 
1) род Паслён
2) царство Растения
3) класс Двудольные
4) семейство Паслёновые
5) отдел Покрытосеменные
  21. В связи с выходом первых растений на сушу у них появились  
 
  1) вегетативные органы
  2) семена
  3) споры
  4) гаметы
 
  22. Кто из перечисленных животных развивается с превращением? Выберите три верных ответа из шести  
 
  1) гребенчатый тритон
  2) озёрная лягушка
  3) серая жаба
  4) исполинский кенгуру
  5) степная черепаха
  6) нильский крокодил
 
       

23. Пользуясь таблицей, ответьте на следующие вопросы.

Вид Площадь поверхности листа, см2 Количество устьиц
Верхняя сторона листа, 1 см2 Нижняя сторона листа, 1 см2
Капуста
14 100 22 600
Кукуруза
600–1350
Подсолнечник
Пшеница
13–15
Фасоль 28 100
Яблоня 29 400
Картофель
16 100
Овёс
12–15
   

1) Для каких растений из числа приведённых характерна наименьшая листовая пластинка? Приведите два примера.

2) Какие особенности расположения устьиц на листе характерны для двудольных растений, представленных в таблице?

3) Какую роль играют устьица в охлаждении растений?

24. Способность организмов реагировать на изменение внешней среды называют
  1) раздражимостью
  2) адаптацией
  3) регенерацией
  4) гомеостазом
25. Ствол у дерева растёт в толщину благодаря делению клеток
  1) древесины
  2) камбия
  3) коры
  4) луба

26. ОПЫЛЕНИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ

После созревания пыльцы происходит перенос пыльцевого зерна на рыльце пестика. Этот процесс носит название опыления.

У некоторых растений созревшая пыльца попадает на рыльце пестика того же цветка, что приводит к самоопылению. Однако у большинства растений пыльца с одного цветка с помощью ветра, воды, животных, человека переносится на рыльце пестика другого цветка. Такое опыление называется перекрёстным. Наиболее распространённым в природе является перекрёстное опыление с помощью животных (насекомых). Для привлечения насекомых в цветке развиваются особые железы – нектарники, выделяющие сахаристую жидкость (нектар). Перелетая с цветка на цветок и питаясь нектаром, насекомые опыляют цветущие растения.

После попадания на рыльце пестика пыльцевого зерна происходит его прорастание. Образуется длинная тонкая пыльцевая трубка, растущая в сторону семязачатка завязи. В пыльцевой трубке имеются две мужские половые клетки – спермии. Семязачаток завязи имеет зародышевый мешок, состоящий из нескольких клеток. Главными из них является яйцеклетка (женская половая клетка) и центральная клетка.

Пыльцевая трубка достигает зародышевого мешка, и происходит оплодотворение – слияние мужской и женской половых клеток (гамет). Оплодотворение у цветковых растений двойное, поскольку происходит слияние одного спермия с яйцеклеткой, а другого – с центральной клеткой. Из оплодотворённой яйцеклетки (зиготы) развивается зародыш семени, а в оплодотворённой центральной клетке образуется запас питательных веществ семени. Таким образом из семязачатка в целом развивается семя, а из завязи пестика – плод.

Используя содержание текста «Опыление цветковых растений», ответьте на следующие вопросы. 1) Что в тексте понимается под опылением? 2) В чём сходство и различие перекрёстного опыления и самоопыления? 3) Когда в Австралию завезли семена клевера и посеяли их, то клевер вырос, хорошо цвёл, но плодов и семян у него не было. Как можно объяснить такое явление?
27. Изучите график зависимости роста насекомого от времени (по оси х отложено время (дни), а по оси у – длина насекомого (в см)).

Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает данную зависимость? Рост насекомого в течении всего развития происходит

  1) плавно, без видимых скачков
  2) очень резко на протяжении всего времени
  3) скачками, периоды покоя сменяются резким ростом
  4) неравномерно, так в первые дни происходит резкий рост, который становится далее плавным
28. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Целое Часть
Бабочка аполлон Трахеи
Планария

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

  1) лёгкие
  2) кишечник
  3) жабры
  4) сердце
29. Какой признак характерен только для млекопитающих?
  1) развито живорождение
  2) проявляют заботу о потомстве
  3) происходит внутреннее оплодотворение
  4) детёнышей выкармливают молоком
30. Рассмотрите график, на котором демонстрируется естественное снижение численности стволов на 1 га поверхности земли в заповеднике. Какова главная причина сокращения числа растений в еловом лесу?
  1) межвидовая борьба за существование
  2) внутривидовая борьба за существование
  3) активная деятельность человека
  4) борьба с неблагоприятными условиями среды

 

31. Установите последовательность усложнения организации животных в процессе эволюции

 

 
1) обособление головного мозга
2) образование внутреннего скелета
3) появление теплокровности
4) появление двух слоёв клеток тела
5) развитие кишечника с ротовым и анальным отверстиями
32. На рисунке изображена флаговая форма сосны, произрастающей на морском берегу. Что стало причиной развития столь необычной кроны растения?  
  1) изоляция растения от других растений
  2) борьба с неблагоприятными условиями среды обитания
  3) активная деятельность человека по обустройству пляжа
  4) внутривидовая борьба растений за территорию
 
       

 

33. Установите последовательность усложнения организации животных в процессе исторического развития органического мира на Земле. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

 
1) возникновение лучевой симметрии тела
2) возникновение нервной системы узлового типа
3) появление выделительных канальцев
4) образование наружного скелета
5) образование костного внутреннего скелета

34. Пользуясь таблицей «Численность устьиц у некоторых растений», ответьте на следующие вопросы.

Название растения Число устьиц на 1 мм3 Место произрастания  
На верхней поверхности листа На нижней поверхности листа  
Кувшинка Водоём  
Дуб Влажный лес  
Яблоня Плодовый сад  
Овёс Поле  
Молодило Каменистые сухие места  
1) На какой поверхности листа располагаются устьица у древесных растений? 2) Почему у кувшинки подавляющее большинство устьиц расположено на верхней поверхности листа? 3) Почему из числа приведённых растений у молодило количество устьиц на единицу площади наименьшее?
35. У хрящевых рыб, в отличие от костистых, отсутствуют
  1) жаберные крышки  
  2) плавники  
  3) рёбра  
  4) зубы  
36. Представитель какого отдела царства Растения изображён на рисунке?
  1) Голосеменные
  2) Плауновидные
  3) Покрытосеменные
  4) Моховидные
37. Известно, что крот обыкновенный – почвенное млекопитающее, питающееся животной пищей. Используя эти сведения,

выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данныхпризнаков этого животного.

  1)
Длина тела животного составляет 18–26,5 см, а масса 170-319 г.
   
  2) Взрослые животные неуживчивы, нападают на попавших на их участок сородичей и могут загрызть их насмерть.
  3) Потомство кротов рождается слепым, голым и беспомощным. В это время самка выкармливает его молоком.
  4)
Гнездовая камера расположена на глубине 1,5–2 метра.
  5)
По долинам рек крот проникает к северу до средней тайги, а к югу – до типичных степей.

 

  6) Питается крот дождевыми червями, в меньших количествах поедает слизней, насекомых и их личинок.
38. По какой части стебля происходит передвижение воды и минеральных веществ?
  1) древесине
  2) камбию
  3) коре
  4) сердцевине
39. Какой из перечисленных моллюсков наносит вред растениеводству?
  1) голый слизень
  2) осьминог
  3) устрица
  4) перловица
40. К высшим споровым растениям относят
  1) мхи
  2) зелёные водоросли
  3) бурые водоросли
  4) лишайники
41. Какой орган семени фасоли выполняет функцию листьев при прорастании?
  1) зародышевый корешок
  2) эндосперм
  3) зародышевый стебелёк
  4) семядоля
42. У каких растений имеются подземные побеги? Выберите три верных ответа из шести
  1) картофель
  2) земляника
  3) ландыш
  4) подорожник
  5) лук
  6) малина
43. Учёный вырастил в лаборатории много серых и чёрных бабочек берёзовой пяденицы. Он выпустил их в двух местностях: сельской и городской. Серые бабочки были заметны на фоне чёрных стволов деревьев, а чёрные - на фоне светлых стволов. Затем учёный сам вылавливал бабочек. Кроме того, учёный наблюдал, бабочек какой окраски больше всего поедали птицы в разных местностях. Данные эксперимента представлены в таблице «Результаты эксперимента по выживанию бабочек разной окраски». Пользуясь таблицей, ответьте на следующие вопросы.
Местность Выпущено и поймано бабочек Число серых бабочек Число чёрных бабочек  
Незагрязнённая (сельская) Выпущено  
Поймано учёным  
Съедено птицами  
Загрязнённая (городская) Выпущено  
Поймано учёным  
Съедено птицами  
                 

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!