Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Национально- государственное размежевание Средней Азии и образование Кара- Кыргызской автономной области



В январе 1924 г. делегаты XII съезда Советов Туркес­танской АССР из числа кыргызов обращаются с докладной запиской в ЦК РКП (б) и Национальный Совет ЦИК СССР. В записке указывалось, что руководящему аппарату партии и государственной власти до сих пор остается неизвестным реальное существование в Туркестане наряду с узбеками, таджиками и кайсак-кыргызами еще одной нации — кара-кыргызов. Авторы записки попытались обратить внимание вышестоя­щих партийных и государственных инстанций на вопиющие негативные последствия «неизвестности» кыргызов. Охарактеризовав территорию, заселенную кыргы­зами, ее природно-климатические условия, сырьевые ресур­сы, хозяйственный потенциал, авторы записки заявляли, что считают возможным и необходимым выдвинуть следую­щие требования: 1) признать кара-кыргызский народ са­мостоятельной нацией наравне с другими национальностями (узбеками, туркменами, таджиками, кайсак-кыргызами); 2) шире привлекать представителей кара-кыргызских трудя­щихся в органы партийной и государственной власти; 3) вы­делить государственные средства для культурно-просвети­тельной работы среди кара-кыргызских трудящихся на их родном языке, в первую очередь для выпуска учебников и пособий. Хотя авторы записки открыто не ставили вопрос о созда­нии самостоятельной кыргызской области (еще свежа была память о попытке создания Горной области), главный замысел был верным. От достижения признания кыргызской нации на высшем уровне партийной и государственной иерар­хии, определения границ ее территории до самостоятель­ной области — совсем недалеко. Ибо к этому моменту, как было сказано, вопрос о национально-государственном раз­межевании всей Средней Азии уже стоял на повестке дня. Однако мытарства на пути создания самостоятельной кыргызской государственности продолжались. Сторонников этой идеи почти не оказалось даже среди участников сове­щания членов и кандидатов в члены ЦК КПТ, членов Пре­зидиума ТуркЦИК и других руководящих работников Тур­кестанского края, проведенного 10 марта 1924 г. в качестве одной из подготовительных мер национально-государствен­ного размежевания Средней Азии. Из 12 выступивших на совещании лишь И. Арабаев выразил недовольство тем, что кара-кыргызам, хотя они многочисленны и резко отличают­ся от кайсак-кыргызов и интересы которых ущемляются больше всех, не предоставлены права на образование само­стоятельной республики. Он предлагал безотлагательно ре­шить вопрос о кыргызской автономии и предоставить право самому кара-кыргызскому народу решить вопрос о присое­динении к Туркестану, к Киргизской (Казахской) респуб­лике или к РСФСР. Совещание приходит к выводу о целесообразности созда­ния Узбекской республики (с автономией для таджиков), Туркестанской республики, о передаче кайсак-кыргызских и кара-кыргызских областей Туркестана в состав Киргизской (Казахской) республики с обеспечением автономии для кара-кыргызов. Следующий этап борьбы за создание Киргизской авто­номной области сопровождался острейшим противоборством между кыргызскими работниками по вопросу, в составе ка­кой республики быть Кара-Киргизской автономной облас­ти — Российской Федерации или Казахстана? Вновь созданная Кара-Киргизская автономная область входила в состав РСФСР, за что выступали Абдрахманов, Арабаев, Сыдыков, а не оставалась в составе Киргизской (Казахской) АССР, за что ратовали Худайкулов и его сто­ронники. То, что предпочтение отдавалось РСФСР, было обусловлено в определенной степени по­литическим весом, экономическим и культурным потенциа­лом России. 28 апреля 1924 г. Среднеазиатское бюро ЦК РКП (б) приняло постановление о размежевании региона по нацио­нально-территориальному признаку. Образуются временные (Узбекская, Туркменская, Киргизская, Казахская, Таджик­ская) территориальные комиссии. 12 июня подписано пос­тановление ЦК РКП (б) «О национально-государственном размежевании республик Средней Азии». 14 октября 1922 г. II сессия ВЦИК Советов утвердила постановление ЦИК Туркестанской АССР о национальном размежевании. В этот же день было принято постановление ВЦИК об образовании Кара-Киргизской автономной области в составе РСФСР. Впервые кыргызы и их исконные территории в основном воссоединились в рамках самостоятельного государственно­го образования, хотя и с ограниченной автономией.



 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!