Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Кыргызское великодержавие IX —X вв



В 745 г. возникла новая степная держава кочевни­ков— Уйгурский каганат (745—840 гг.), в период могуще­ства которой даже Китай выплачивал ей тяжелую ежегод­ную дань. Одной из задач Уйгурского каганата было подчинение кыргызов Енисея: там была единственная в Центральной Азии хлебородная зона и мощная металлургическая база. В 750—751 гг. уйгуры завоевали Туву и построили ряд крепостей для защиты от кыргызов, которые в свою очередь заключили союз с карлуками. Впервые после поражения в черни Сунга (711 г.) кыргызские войска вмешались в борь­бу за власть в Центральной Азии. Однако уйгуры их раз­били, а затем нанесли поражение карлукам. Ажо кыргызов номинально признал верховную власть уйгурского кагана, получил от него феодальный титул и обязался платить уйгу­рам дань, но только в 758 г. уйгурский каган завоевал го­сударство Кыргыз. В 795 г. кыргызы восстали, но потерпели поражение. Двадцать пять лет кыргызы готовили силы для освобож­дения. Ажо расширил пределы своего государства за счет зависимых от кыргызов народов. В первой полови­не IX в. государство Кыргыз имело уже стотысячную ар­мию. Ажо завязал дипломатические связи с арабами, Тибетом и государством карлуков в Тянь-Шане, которые были враж­дебны уйгурам. Около 818 г. ажо объявил себя каганом, что было равносильно объявлению войны уйгурам. В ответ на вызов кыргызского кагана уйгуры в 820 г. направили на Енисей войска. Началась длительная война, которая велась с переменным успехом в течение двадцати лет. В сражениях кыргызы, видимо, одерживали верх. Военные неудачи обострили усобицу внутри Уйгурского каганата. Многоснежная зима 840 г. вызвала падеж скота, голод и эпидемии. В это тяжелое время один из мятежных уйгурских вельмож призвал на помощь кыргызов. Онибро­сили под стены Орду-Балыка стотысячную армию, разгро­мили уйгурские войска и сожгли ставку. Каган уйгуров погиб в бою. Остатки уйгуров, спасаясь от истребления, бежа­ли в Китай, Забайкалье, Восточный Туркестан. Уйгур­ский каганат пал. Небольшая часть уйгуров сумела закре­питься только в Восточном Туркестане, где создала неболь­шое княжество. Еще некоторое время (841—846 гг.) кыргызы стремились сокрушить военные силы уйгурского кагана. Когда же эта задача была выполнена, они прекратили воен­ные действия и оставили уйгурское население в покое. Во главе разобщенных частей уйгурского народа кыргызский каган ставил своих доверенных лиц из кыргызских фео­далов. На развалинах каганата уйгуров образовалась держава кыргызов. На западе ее границы проходили по р. Иртыш, на севере и востоке—по рекам Ангара, Селенга и по хребту Большой Хинган, на юге — по пустыне Гоби. Кыргызы не стали восстанавливать сожженную столицу уйгуров Орду-Балык. Их каган перенес свою ставку в Туву, она распола­галась близ впадения р. Тэс в оз. Убсу-Нур. Кыргызы получили доступ к старым культурным цен­трам истремились воспользоваться этим. В X в. в северном Китае обучалось много кыргызской молодежи. Некоторые из них достигали высокой степени учености и приглашались на службу к иноземным дворам. Таким образом, IX—X вв. были периодом наибольшего роста могущества кыргызской военно-феодальной знати, пе­риодом территориальных захватов и установления широких политических, экономических и культурных связей со многими народами. «Кыргызское великодержавие» не было продолжительным. Уже в пер­вой четверти X в. основная масса кыргызов оставила степи и вернулась за Саянский хребет на Енисей, так как в дли­тельных войнах людские ресурсы были истощены и рассея­ны на обширных пространствах. Кроме того, кыргызы-земледельцы не нашли удобных земель на сухих плоскогорьях Центральной Азии. В X в. из завоеванных земель кыргызы удерживали только Алтай и Джунгарию.



Государсвто карлуков

В середине VI в. в Центральной Азии сложилось пер­вое тюркское государство, сыгравшее важную роль в истории Кыргызстана. Это был Тюркский каганат, просуществовав­ший почти два столетия: с 552 г. до 744 г. Ядро племени тюрк сложилось в среде центральноазиатских гуннов в III — середине V вв. В середине V в. тюрки подчинялись жуань-жуаням, кото­рые господствовали тогда в Центральной Азии. В 552 г. тюрки напали на жуань-жуаней и нанесли им сокрушительное поражение. Победитель — Бумын — при­нял титул жуань-жуаньского государя — «илиг каган» и перенес свою ставку на р. Орхон (Северная Монголия). Она и стала административно-политическим центром новой дер­жавы— Тюркского каганата. В то время в Средней Азии господствовали эфталиты. Сасанидский Иран начиная со второй половины V в. выплачивал эфталитам тяжелую дань. В 555 г. антиэфталитский союз был заключен с шахом Ирана Хосровом Ануширваном (правил: 531—579 гг.). Между 563 и 567 гг. войска Ирана с запада и конница тюрок с севера напали на эфталитов и разгромили их. Границей между победителями стала р. Амударья. Вместе со сред­неазиатскими землями Истеми присвоил и титул повержен­ного царя эфталитов «ябгу» (джабгу). Ставку он перенес в долину у горы Актаг в Тянь-Шане. Сразу же после разгрома эфталитов между Ираном и Тюркским каганатом начались конфликты, в основе кото­рых лежали экономические интересы, связанные с дохода­ми от торговли по Великому шелковому пути. В своей внешней политике западные тюрки во главе с каганом Истеми достигли больших успехов. Однако закрепить их не удалось, так как в каганате началась междоусоб­ная борьба. В 603 г. произошел официальный раздел тюркской державы на Вос­точно-Тюркский и Западно-Тюркский каганаты. Дальнейшая история Кыргызстана связана с Западно-Тюркским ка­ганатом.Массовые перемещения племен и народов в период Тюркского каганата привели к тюркизации населения Кыр­гызстана. Местные племена были ассимилированы пришель­цами. В их облике стали все более преобладать монголоид­ные черты, язык стал тюркским, хотя еще долгое время рядом сосуществовал и согдийский язык иранской груп­пы — язык переселенцев из оазисов Средней Азии. В начале VII в. Западно-Тюркокий каганат принял наз­вание «Он ок эли» («Государство десяти стрел»). Офици­альными титулами государей из династии Ашина были «тюркский джабгу-каган» или «каган народа десяти стрел». И название государства, и официальная титулатура каганов свидетельствуют: ведущее положение в Западно-Тюркском государстве занимали не пришедшие из Центральной Азии тюркские племена, а «он ок бодун» («народ десяти стрел»), который жил на Тянь-Шане до тюркского. С 618 г. столицей Западно-Тюркского каганата становится г. Суяб (развалины Ак-Бешим близ г. Токмак). От последней междоусобицы тюрки оправились только во время правления Тон джабгу-кагана (618—630 гг.). Со­временники давали кагану высокую оценку как политичес­кому и военному деятелю. Убийство Тон джабгу-кагана спровоцировало междоусоб­ные войны, сопровождавшиеся частой сменой каганов и уси­лением центробежных сил. В первой трети VII в. в Китае усилилась династия Тан. Феодальная верхушка Китая, руководимая императором Тайцзуном, стала на путь захватнических войн. Одной из важных внешнеполитических задач танского Ки­тая стало овладение Великим шелковым путем. В 657 г. Произошло завоевание «народа десяти стрел». Не имея возможности установить реальную власть над столь отдаленными территориями Тянь-Шаня, танский им­ператор поставил во главе «народа десяти стрел» предста­вителейтой же западной ветви династии Ашина. Эти ма­рионеточные каганы не пользовались авторитетом у народа, не прекратившего борьбу с захватчиками. Деградация каганата продолжалась. Двадцать третий каган из династии Ашина стал последим. Его убили тюргеши в городе Кулан (близ совр. ст. Луговая) в 704 г. К власти в Семиречье и Тянь-Шане пришла династия тюргешских каганов. В начале VIIIв. на развалинах Западно-Тюркского каганата на Тянь-Шане возникло государство тюргешей. Тюргеши входили в конфедерацию дулу «десятиплеменного народа» и занимали междуречье Чу и Или. Они делились на «желтые» и «черные» роды, правители которых соперни­чали между собой. Родоначальником новой династии стал вождь «желтых» тюргешей Уч-элиг-каган (правил: 704—706 гг.). Он занял город Суяб и сделал его главной ставкой. В 716 г. каганом тюргешей стал глава «черных» родов Сулук Чабыш-чор (правил: 716—738 гг.). Новый каган был незау­рядным дипломатом. Начиная с 720 г. каган Сулук Чабыш-чор совершил нес­колько походов против арабов, которые, пользуясь пораже­нием тюргешей от восточных тюрок, подчинили Согд, часть Тохаристана и Хорезм. В ходе борьбы сложилась антиараб­ская коалиция, в которую вошли Фергана, Чач (Ташкент­ский оазис) и Тюргешский каганат. В 734 г. Сулук Чабыш-чор выступил из Чуйской долины и быстро достиг Хутталя. Здесь он разбил арабов, захватил весь их обоз. Арабы отступили в Хорасан, где разместились на зим­ние квартиры. Решив, что разобщенные войска противника могут стать легкой добычей, каган зимой 737 г. с неболь­шими силами вторгся в Хорасан. Это было ошибкой: араб­ские войска быстро сконцентрировались и нанесли тюргешам сокрушительное поражение. Каган едва не попал в плен. Тюргеши возвратились в Чуйскую долину. Эта неудача стои­ла Сулуку жизни: в 738 г. он, обвиненный в поражении, был предательски убит. Гибель кагана положила начало длительной междоусоб­ной борьбе за верховную власть между «желтыми» и «чер­ными» родами тюргешей. Междоусобицы и вторжения иноземных войск окончательно подорвали силы Тюргешокого каганата, и он в середине VIIIв. пал под натиском карлукских племен.Название «карлукбодун» («народ карлуков») или «уч карлук» («три племени карлуков») древнетюркские па­мятники распространяли на сильный союз кочевых племен, занимавших территорию от Монгольского Алтая до озера Балхаш, к северу от хребта Тарбагатай. В середине IX в. в Центральной Азии произошли важные политические события, сказавшиеся на судьбе государства карлуков. Непрекращающаяся борьба народов Средней Азии с арабскими завоевателями создала благоприятные условия для захвата власти в Мавераннахре местной династией из рода Самана (Саманиды). А в Центральной Азии после двадцатилетней ожесточенной борьбы енисейские кыргызы в 840 г. сокрушили Уйгурский каганат. Эти события были использованы карлуками для повыше­ния престижа своего государства. В 840 г. карлукский джаб­гу Бильге Кюль Кадыр-хан принял титул кагана. Этот акт еще не означал, что все тюркские племена Центральной Азии признали себя зависимыми от карлуков. Но полити­ческий демарш карлукского джабгу обеспокоил государство Саманидов, которое не желало усиления северных кочев­ников. Они объявили в том же году «священную войну» против тюрок, но понадобилось более 50 лет, чтобы распро­странить свою власть на область Тараза и часть Чуйской долины до города Мерке. Следующий каган — Огулчак Кадыр-хан — в конце IX в. перенес свою ставку в Кашгар и продолжал военные дей­ствия против Саманидов, остановив их дальнейшее продвижение на восток. В течение столетия в среде карлукских племен Тянь-Шаня, Семиречья и Восточного Туркестана на­капливались силы, которые, сплотившись вокруг возвы­сившейся династии Караханидов.



В Тянь-Шане в X—XII вв. достиг своего экономичес­кого могущества и культурного расцвета Караханидский каганат. Первые Караханиды завоевали большую часть Вос­точного Туркестана (до Турфанского оазиса), Центральный Тянь-Шань, Семиречье и Фергану. Сто­лицей каганата стал город Баласагун (развалины «Бурана» близ г. Токмак). С самого начала владетели мелких уделов группирова­лись вокруг двух ветвей династии Караханидов: потомков Хассана Богра-хана (Хасаниды) и потомков Али ибн Сулеймана (Алиды). Вначале политическое преобладание было за семьей Алидов, которые владели территорией от Кашга­ра до Амударьи. Уделы Хасанидов были севернее. Со временем Хасаниды стали теснить Алидов. В 1025—1027 гг. главой Караханидов считался уже потомок Хасана Юсуф Кадыр-хан. В 1070 г. по мирному договору граница между обоими государствами проходила по Сырдарье, начиная от Ходжента. Договор 1070 г. междуславами Восточного и Западного каганатов юридически оформил уже давно существующий раскол.Непрекращавшиеся усобицы и война с сельджука­ми ослабили государство Караханидов. В конце первой тре­ти XII в. их земли стали легкой добычей каракитаев— на­рода монгольского происхождения. Самоназванием народа было «китай», в китайских источниках их называли «кидань», в мусульманских — «кара-китай». Их потомки позже вошли в состав кыргызского народа под названием «кытай» или «кара-кытай». В X в. кара-китаи подчинили себе многие центральноазиатские племена и завоевали Северный Китай, образовав империю Ляо. В 1125 г. империя Ляо была разгромлена чжурчженями — пародом тунгусского корня. Один из членов правящей династии Ляо Елюй Даши объявил себя гурханом (ханом ханов) и обосновался на р. Эмиль (в районе совр. г. Чугучак). Легко подчинив себе земли Восточного каганата и от­странив династию Караханидов от власти, гурхан основал новое государство Си Ляо (Западное Ляо), сделав своей сто­лицей город Баласагун (по кара-китайски — Хосун Ордо). Отсюда кара-китаи управляли громадной территорией от Енисея до Сырдарьи. В 1208 г. во владения гурхана бежали племена найманов и меркитов, разбитые Чингисханом. Найманский царевич Кучлук поступил на службу к гурхану и, собирая остатки своего народа, обосновался в Семиречье. Он воспользовался обстановкой полного произвола и деградации государ­ства. Еще в 1210 г. он напал на Узгенд, где захватил казну гурханя, а годом позже во время охоты пленил исамого государя кара-китаев. Однако положение Кучлука не было прочным. Четыре года длилось восстание в Восточном Туркестане, которое найманы с трудом подавили лишь в 1214 г. На запа­де усилился хорезмшах Мухаммед, который считал себя за­конным наследником гурхана. На востоке возвысился Чин­гисхан, через несколько лет положивший конец правлению Кучлука.

Древнетюркская культура.

Особенностью развития культуры раннесредневекового Кыргызстана является симбиоз двух своеобразных культур. Культура кочевников развивалась на базе тради­ций саков, усуней и тюрок. В VI—VII вв. здесь утверди­лась культура оседло-земледельческого Согда, которую бе­режно перенесли на новую почву переселенцы. В VI в. тюркская знать использовала письменность согдийцев. В VII в. на ее основе была создана собственная древнетюркская письменность. Она состояла из 37 знаков, приспособленных для письма не только на бумаге, но и на камне, дереве, металле. Этой письменностью пользовались древние тюрки, кыргызы, уйгуры, тюргеши, карлуки. В Кыр­гызстане памятники письма древних тюрок найдены близ г. Талас, на Иссык-Куле (местность Койсары), на Алае. Са­мые большие тексты были начертаны на громадных валунах, найденных еще в конце XIX в. в Таласской долине. В X—XI вв. с принятием ислама Караханидами согдий­скую и древнетюркскую письменность вытеснила арабская. Памятники арабской письменности этого времени найдены во всех регионах Кыргызстана. Большинство из них содер­жат выдержки из Корана. Арабской графикой были напи­саны первые тюркские поэмы и научные труды. В древнетюркских государствах вплоть до X в. не было официальной государственной религии. Тюрки исповедовали древние языческие культы, связанные с природой. Древ­ние тюрки, кыргызы, уйгуры почитали солнце, луну, землю и воду. Приносили им жертвы. Особо почитались горы. Священная гора, которая была покровителем страны, находилась в окрестностях ставки каганов близ Суяба. Переселенцы из Согда исповедовали древнюю религию иранских народов— зороастризм. Воздух, воду, землю и огонь они считали священными, а тело человека — грязным грешным. Тело умершего истлевало в особом помещении, затем кости собирали и помещали в керамический гробик (ассуарий) или в глиняный сосуд. Такие погребения найде­ны в Суябе, Невакете и других согдийских поселениях в Чуйской долине. Согдийцы и тюрки в VII—IX вв. были при­верженцами и других религиозных систем: часть из них исповедовала буддизм, часть — христианство несторианского толка, во многих городах были манихейские общины. В VIII в. в южные районы Кыргызстана вместе с араб­скими завоевателями проник ислам. Тюрки и согдийцы се­верных районов Кыргызстана долго боролись против исла­ма, считая новую идеологию враждебной религией завоева­телей. В IX в. Саманиды завоевали Таласскую долину, где силой стали насаж­дать ислам. Караханидские каганы сами приняли ислам и сделали его государственной религией. В городах Кыргызстана стали сооружать величественные мусульманские культовые соору­жения. Некоторые из них сохранились до наших дней: мина­рет в Баласагуне (башня Бурана), усыпальницы караханидской знати в Узгенде и Сафид-Булане (Алабукинский район Джалал-Абадской области). Кочевые тюрки почитали своих предков и старались уве­ковечить их облик. На месте поминовения знатного тюрка воздвигалось его изваяние. Обычно это было грубо выбитое на камне лицо человека. Некоторым изваяниям придавалось портретное сходство с оригиналом, подчеркивались особен­ности одежды, украшений и вооружения. В X—XII вв. Кыргызстан был северо-восточным форпос­том мусульманской культуры и науки. В Баласагуне, Узген-де, Оше и Кашгаре можно было получить глубокие знания по математике, астрономии, медицине, литературе. Среди деятелей науки видное место занимали выходцы из тюрк­ской среды. В XI в. творил ученый тюрколог Махмуд ал-Кашгари из рода караханидских каганов. В 1072—1074 гг. он написал замечательную книгу «Диван лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий»). В ней содер­жится много сведений о народах средневекового Кыргызста­на. К своему труду ученый приложил круглую карту мира. Центром земли на своей карте Махмуд Кашгари обозначил озеро Иссык-Куль. В XI в. культурный подъем тюркских народов ознамено­вался появлением первой поэмы на тюркском языке. Ее написал уроженец Баласагуна Юсуф в 1069 г. Он назвал поэму «Кутадгу билиг» («Благодатное знание») и преподнес в дар караханидскому кагану. В X—XI вв. раннесредневековая культура Кыргызстана достигла своего высшего расцвета. Здесь процветали горо­да, ремесла, торговля, земледелие. Здесь рождались и тво­рили ученые, поэты, которые принадлежат всем тюркским народам. В долинах Тянь-Шаня возник­ли первые тюркские города, были выпущены первые тюрк­ские деньги (монеты), написана первая поэма на звучном тюркском языке.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!