Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Древние пастушеско- земледельческие племена эпохи бронзового века



История Кыргызстана

Первобытнообщинный строй. Первые следы человеческой деятельности на Тенир-Тоо.

Первые достоверные следы человека на территории Кыргызстана относятся к палеолиту — древнекаменному веку (800—100 тыс. лет). Самые древние орудия труда здесь были найдены в Центральном Тянь-Шане (на р. Он-Арча), на Иссык-Куле (близ г. Балыкчи) и в Ферганской долине (Ляйлякский район). Они были грубыми и примитив­ными: представляли собой заостренные гальки. В течение многих тысячелетий человек совершенствовался сам и совершенствовал орудия труда, он научился добывать огонь, освоил под жилище пещеры и гроты, переходя от стадного к кровнородственному общинному разделению.

В эпоху мустье (100—40 тысячелетий назад) в Средней Азии, как и в других местах Старого Света, жили неандер­тальцы. На территории Кыргызстана известно несколько местонахождений орудий труда мустьерского времени, в том числе стоянка Тосор на Иссык-Куле, Георгиевский бугор в Чуйской долине и древние «каменоломни» в Ошской облас­ти. В долине Капчагай (Алайский хребет), 50—40 тыс. лет тому назад первобытные люди до­бывали материал для производства орудий труда. К этому времени относится знаменитое погребение не­андертальского мальчика в гроте Тешик-Таш, открытое в 1938 г. А. П. Окладниковым. Это пока первое известное захоронение первобытного человека в гроте по определен­ному обряду: около костяка были рога горного козла, вот­кнутые «вилками» в землю вертикально и образующие круг. В других местах захороненных людей покрывали ветками хвои и цветами. Забота об умерших свидетельствует о вере древних людей в загробную жизнь, то есть о возникновении примитивных религиозных воззрений.

Стоянки охотников мезолита— среднекаменного века (X—VI тысячелетия до н. э.) в Кыргызстане исследованы в долине р. Сох, близ г. Таш-Кумыр, в высокогорных райо­нах Ак-Сая, окрестностях озера Чатыр-Куль и в долине р. Арпа. Людям этого периода удалось сделать крупнейшие открытия — изобрести лук и стрелы с острыми кремневыми наконечниками, что сделало охоту более эффективной. Но самым удивительным достижением первобытного человека надо признать появление искусства. В Иссык-Кульской об­ласти, например, в высокогорной Сары-Джазской долине в пещере Ак-Чункур обнаружены на стенах и своде потол­ка рисунки животных и человека: небольшие сюжетные сценки охоты и танцев, выполненные охрой древними худож­никами 10 тыс. лет тому назад. Люди новокаменного периода — неолита (V—III тысяче­летия до и. э.) совершили подлинную революцию в хозяй­ствовании. Раньше они питались только дарами природы, тем, что добывали охотой и собирательством, т. е. вели прис­ваивающее хозяйство. Для того, чтобы выжить, меньше зависеть от капризов природы, человек неолита научился обрабатывать землю и выращивать съедобные растения. Одновременно он приручил диких животных и занялся их разведением. Такое хозяйствование получило название про­изводящего, а переход от присваивающего хозяйства к про­изводящему назван неолитической революцией. Эта револю­ция дала начало двум главным отраслям современного хо­зяйства: земледелию и скотоводству.Он приручил одну из самых грозных стихий — огонь, отыскал и научился обрабатывать самые лучшие по своим физическим свойствам породы кремня для изготовления орудий труда, научился обрабатывать землю и приручил животных, заложил фунда­мент для развития религиозных систем.



Древние пастушеско- земледельческие племена эпохи бронзового века

В эпоху бронзы на территории Кыргызстана развивались две культуры. В Чуйской, Таласской долинах, на Иссык-Куле и в Центральном Тянь-Шане утвердилась культура пастушеско-земледельческих племен, тесно связанных с на­селением казахстанских степей и Южной Сибири. Эти пле­мена условно названы андроновскими (по месту открытия первых памятников этой культуры у с. Андроновоблиз г. Ачинск). В восточной части Ферганской долины возникли поселения древних земледельцев. В своем развитии они были связаны с древнеземледельческими общинами Сред­ней Азии. Их условно назвали чустскими (по месту откры­тия такого памятника у г. Чуст Наманганской области). На­селение обеих культурных зон было европеоидным и гово­рило на восточно-иранских языках. В северных районах Кыргызстана открыты различные па­мятники пастушеско-земледельческих племен: поселения, погребения, клады и наскальные рисунки. Наиболее древ­ним из поселений эпохи бронзы в Чуйской долине является Беловодское (XV—XIII вв. до и. э.), несколько позже(в XII—IX вв. до н. э.) возникли Аламединское, Александровское, Джаильма и Каиндинское поселения. Как прави­ло, они располагались на возвышенностях в заболоченных местностях. Характер поселений свидетельствует о том, что они были недолговечными, скорее всего, обжиты пастухами, совершавшими сезонные перекочевки. Андроновцы вели комплексное земледельческо-скотоводческое хозяйство с преобладанием пастушеского скотовод­ства. О занятиях земледелием свидетельствуют каменные мотыги и зернотерки, а также бронзовые серпы. Искусствен­ного орошения они, видимо, еще не знали. Землю обрабаты­вали в естественно увлажненных местах близ рек. Ведущей отраслью комплексного хозяйства андроновцев было скотоводство. В то время разводили крупный рогатый скот, двугорбых верблюдов. Особо заботились о лошадях. Основу андроновского общества составляла большая семья, которую возглавлял мужчина. Он был хозяином стад и полей. В конце эпохи бронзы усилилось имущественное неравенство, о чем свидетельствуют погребения с бедными и очень богатыми вещами. А некоторым умершим воздвига­лись монументальные гробницы. Андроновцы занимали территорию от Волги и Урала до, Тянь-Шаня и Енисея. Андроновские пле­мена, оставшиеся в горах и степях Кыргызстана и Казах­стана, стали предками кочевников, которых именовали ски­фами или саками.



Восточную Фергану с конца II тысячелетия до н. э. вплоть до VIII—VII вв. до н. э. населяли общины древних земле­дельцев. Поселения их располагались группами в долинах небольших рек и их дельтах. Жители чустских поселений держали скот, плавили брон­зу и отливали орудия труда, оружие и украшения, делали красивую посуду, умели прясть и ткать, обрабатывать ка­мень, из которого делали зернотерки, песты, молоты, мотыги, отбойники. Обычно же в отдельных поселениях жил род, группа поселений в одном оазисе — племя, совокупность всех поселений — союз племен. Первобытнообщинные отно­шения разлагались: появились знать и богатые, противопос­тавлявшие себя рядовым общинникам. В целом развитие Кыргызстана в эпоху бронзы характе­ризуется активным освоением металла, ростом пастушеского и земледельческого хозяйства, выделением первых кочевни­ков-скотоводов, имущественным и общественным расслоени­ем людей на знать и рядовых общинников.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!