Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






КОМПЬЮТЕР И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ



Безусловно, компьютер способен оказать огромное влияние на процесс формирования личности, причем не только в дошкольном и школьном возрасте, но и в более поздний период. Кроме того, работа за компьютером может оказать как положительный, так и отрицательный эффект.

Для начала выделим общие закономерности развития личности при постоянном взаимодействии с компьютером, а затем уже непосредственно перейдем к влиянию компьютера на психику и способности ребенка.

Работа за компьютером, безусловно, способна вызвать большое количество положительных последствий для любого пользователя ПК. Во-первых, у человека повышается уровень интеллектуального развития. Это происходит в том случае, если в ходе работы за компьютером пользователь постоянно сталкивается с необходимостью решения все более сложных задач. Во-вторых, очень важно отметить, что человек, постоянно работающий с различными задачами, вынужден сначала тщательно продумывать задачу, составлять в уме или на компьютере порядок действий, необходимых для ее осуществления, каким-то образом предугадывать возможный исход, а только затем переходить непосредственно к ее осуществлению.

Причем это касается не только каких-либо математических или технических задач, но и любых других, в том числе прохождения компьютерной игры. Выполняя эти операции изо дня в день, пользователь ПК развивает логические, прогностические и оперативные способности своего мышления.

Кроме того, всестороннее развитие различных логических навыков приводит к повышенной активности и эффективности процессов мышления, восприятия, памяти. Пользователь может применять полученные навыки непосредственно в ходе своей профессиональной деятельности, повышая свою квалификацию. Это важно не только с материальной, но и с психологической точки зрения, так как за счет применения полученных навыков пользователь способен повысить свою работоспособность и в связи с этим улучшить благосостояние, что, в свою очередь, приведет к улучшению душевного состояния человека, повышению самооценки, уверенности в себе и т. п.



Делая вывод из всего вышесказанного, можно сказать, что работа за компьютером способна сформировать положительные личностные черты, такие, как:

точность;

правильность;

пунктуальность;

деловая активность;

аккуратность;

твердость;

уверенность в себе и другие.

Все эти черты впоследствии человек применяет не только при работе за компьютером, но и в повседневной жизни.

К сожалению, работа за компьютером может привести к абсолютно противоположным результатам. И те же самые действия под влиянием каких-либо условий, например, при слишком длительном времени нахождения за компьютером, могут иметь отрицательные последствия. Во-первых, если выше мы говорили о повышении интеллектуального уровня пользователя при постоянной работе с усложняющимися задачами, то постоянное упрощение решения всех задач за счет компьютера может, наоборот, привести к деградации и понижению уровня интеллектуального развития, так как человек все возлагает на компьютер, сам при этом не прилагая практически никаких усилий. Во-вторых, если пользователь при работе за компьютером отдает предпочтение какой-либо одной операции, то его специализация может сузиться до ее пределов и при необходимости, столкнувшись с другим типом задач, он не сможет с ходу с ними справиться.

В-третьих, те положительные черты личности (перечисленные выше), которые пользователь может приобрести в ходе работы за компьютером, при определенных условиях (например, при слишком длительной и напряженной работе) могут преобразоваться уже в такие отрицательные, как чрезмерная пунктуальность и педантизм.



Более того, безмерная увлеченность работой за компьютером во время решения какой-либо сложной задачи, не поддающейся простому решению, может вызвать сильное психическое напряжение. Если пользователь ПК будет постоянно находиться в таком состоянии, то вскоре это перерастет в болезнь, и человек приобретет такие черты личности, как нервозность, агрессия и т. п. Причем проявляться они будут как в ходе работы за компьютером, так и в повседневной жизни при общении с людьми.

В литературе даже есть такое понятие, как «синдром хакера». Этот термин характеризует такое психологическое состояние человека, при котором он становится нервозным и агрессивным по отношению ко всему окружающему, так как постоянно подвержен стрессам и полностью зациклен на какой-то компьютерной задаче, которую стремится решить.

Таким образом, ясным становится только то, что постоянное взаимодействие с компьютером может нести с собой противоречивые последствия. Воздействие работы за компьютером на развитие личности пользователя имеет неоднозначный характер. То, какие именно последствия может ощутить на себе человек – положительные или отрицательные, зависит как от его личностных особенностей, так и от конкретных условий взаимодействия – времени, характера деятельности и т. п.

Компьютер изначально предназначен для того, чтобы облегчить умственную деятельность человека, освободить его от необходимости выполнения какихто шаблонных повторяющихся действий, то есть по большей части ему лишь передаются некоторые исполнительные функции, но не более. Хотя иногда компьютеру передаются и различные творческие способности, в которых он все-таки никогда не сможет превзойти своего создателя – человека. Поэтому, несмотря ни на что, человек не должен лениться и перекладывать на ПК свои обязанности. В любом случае, компьютер не сможет полностью заменить человека при необходимости более сложной умственной деятельности. Высокоинтеллектуальные задачи компьютер призван решать вместе с человеком как его помощник, а не заменитель.



Пользователь ПК поначалу может не замечать, что передает все интеллектуальные функции компьютеру. Сначала компьютер подчиняется человеку, а потом может быть наоборот.

Все это еще раз доказывает, что постоянное взаимодействие с компьютером приводит не только к положительным результатам, но и несет с собой отрицательные последствия, которые в целом можно отнести к понижению уровня интеллектуального развития и творческой активности. Причем компьютерные технологии развиваются и распространяются с такой скоростью, что исследователи даже не успевают своевременно рассматривать различные проблемы, связанные с этими процессами.

Безусловно, компьютер оказывает еще большее влияние на формирование личности ребенка, особенно в дошкольном и школьном возрасте. Причем при соблюдении определенных правил это влияние может оказаться очень даже полезным и способствовать развитию интеллектуальных способностей вашего ребенка.

Приобретая компьютер вашему маленькому сынишке или дочке, помните о том, что вы открываете перед ними новый мир. На экране монитора могут ожить любимые герои из книг или мультфильмов вашего ребенка, что, безусловно, станет фактором, притягивающим внимание к новой «игрушке». Ваша же задача будет заключаться в том, чтобы ребенок, воспринимая это как игру, развивался и интересовался не только красочными картинками, но и цифрами и буквами.

В дошкольном возрасте для детей необходимо выбирать специальные обучающие компьютерные игры, которые представляют вниманию ребенка не какое-то конкретное понятие или ситуацию, а предметы и окружающий мир в обобщенном виде. Эти обучающие игры способствуют развитию у ребенка таких процессов мышления, как обобщение и систематизация. При таких же условиях, но без взаимодействия с компьютером дети приобретают соответствующие навыки чуть позже, с 6–7 лет. Эта особенность является одним из проявлений свойств обучающей функции компьютерных игр для детей дошкольного возраста. Если сравнить влияние компьютера и обычного воспитателя на формирование личности ребенка, то необходимо отметить следующие моменты.

Во-первых, очень важное отличие состоит в том, что при взаимодействии с компьютером ребенок очень рано начинает осознавать, что на экране монитора он видит не настоящие предметы и события, а лишь их «знаковое отображение». Дело в том, что в некоторых обучающих играх явления специально отображаются все менее похожими на реальные, все более обобщенными. Поэтому у детей инстинктивно вырабатывается так называемая знаковая функция мышления, ответственная за осознание того, что реальность окружающего нас мира образована несколькими уровнями. А также без этой функции невозможно мышление детей без опоры на окружающие предметы. Ну, например, некоторые дети могут читать только вслух, а считать – только на пальцах или на счетах. Можно очень долго перечислять.

Конечно, эта проблема со временем решается у большинства детей сама собой. Но при взаимодействии с обучающими компьютерными играми процесс перехода психического действия от внешнего уровня к внутреннему происходит у ребенка гораздо быстрее. Например, уже к 4–5 годам он сможет легко справляться с чтением без проговаривания слов шепотом.

Во-вторых, и это уже не раз было подтверждено учеными в ходе различных исследований и обычными родителями, дети которых взаимодействуют с обучающими компьютерными играми, что компьютер оказывает благотворное влияние на память и внимание детей. Это происходит по следующей причине: исследователями установлено, что у детей дошкольного возраста еще не возникает естественной потребности что-то намеренно запоминать. Зато они бессознательно запоминают те события, которые показались им наиболее яркими, вызвавшими у них сильные эмоции (отрицательные или положительные). Именно поэтому компьютер благодаря яркому, интересному, «живому» преподнесению содержания способствует быстрому, легкому и долговременному запоминанию полезного материала.

Помимо того что компьютер способствует повышению интеллектуальных способностей ребенка, он также может оказать положительное воздействие на развитие двигательной системы (моторики), а конкретнее – на координацию деятельности зрительных и двигательных органов. Очень часто некоторые дети даже к школьному возрасту еще плохо способны координировать свои действия. Для них оказывается сложным, подобно своим сверстникам, быстро и легко повторять физические упражнения или даже отличать право от лево. Такие явления все-таки представляют собой отклонения от нормы, но они не свидетельствуют об умственной отсталости. Их нельзя оставлять без внимания, так как сами собой они вряд ли исчезнут. Конечно, для исправления этого дефекта необходимы физические и умственные тренировки. Но и компьютер может сыграть большую роль в его преодолении. Более того, в процессе игры за компьютером этот дефект исчезает сам собой гораздо быстрее и легче, чем при работе над ним психолога. Это объясняется тем, что для участия в любой игре ребенку в любом случае необходимо освоить владение управляющими клавишами, что способствует развитию моторики. В свою очередь, движения пальцев руки необходимо сочетать с изображением на экране монитора. Поэтому в процессе игры само собой происходит развитие координации совместной деятельности зрительного и двигательного анализаторов. Причем все это происходит в то время, когда ребенок получает удовольствие, не задумываясь о том, что проходит процесс обучения или развития, то есть без принуждения. Это в несколько раз усиливает положительный эффект от взаимодействия с компьютером, если мы сравним то, как сложно усадить ребенка за занятия (в прямом смысле этого слова – чтение, решение задачек, письмо), и то, как легко он сам согласится (или даже будет упрашивать) на предложение провести время за компьютером. И тут даже не столь важно, что именно нужно делать за компьютером, так как он сам по себе уже является привлекательным объектом, новой «игрушкой» для маленьких детей. Поэтому в этот момент очень важно направить активность и энтузиазм вашего ребенка в правильное русло, например, на те же обучающие игры, необходимые для всестороннего развития.

Именно тот факт, что занятия на компьютере вызывают у ребенка интерес и воспринимаются как развлечения, объясняет его способность формировать и развивать такие способности мышления, как познавательную мотивацию, а также внимание и целенаправленную память. Именно в возрасте на стыке дошкольного и школьного периода (5–6 лет) важно проявление этих способностей, так как они являются фундаментом для психологической готовности ребенка к новым условиям, которые ждут его в школе.

Таким образом, компьютер действительно способен привести к проявлению и развитию многих способностей мышления ребенка, а также повышению его интеллектуального уровня. Но, как уже упоминалось выше, чтобы компьютер не стал источником неприятностей, необходимо соблюдать некоторые правила. Самое главное из них – это контролировать время, которое ребенок проводит за компьютером, и направлять его активность в нужное русло. Естественно, никакая обучающая игра не способна за один раз развить все необходимые навыки у вашего ребенка. Поэтому для достижения желаемого результата необходимы постоянные нагрузки. Вот именно с этим и нельзя переборщить. Нужно ограничивать время, проводимое ребенком за компьютером, увеличивая нагрузку постепенно.

Для детей 3–4 лет наиболее полезным будет проводить за компьютером не более 20 мин в день. В возрасте 6–7 лет уже можно увеличить это время до 30 мин. Безусловно, эти сроки кажутся незначительными для самих детей, но нужно все-таки стараться их соблюдать, так как в этом случае работа за компьютером принесет только пользу.

К сожалению, чаще всего дети, не контролируемые родителями, переходят все грани и проводят за компьютером все свободное время (это более свойственно детям школьного возраста). Если ребенок проводит за компьютером больше времени, чем за общением со своими близкими или сверстниками, это уже тревожный сигнал для его родителей. Дело в том, что злоупотребление компьютерными играми, безусловно, оказывает негативное воздействие на психику ребенка, а следовательно, и на его личность. Если ребенок проводит за компьютерными играми не все свободное время, а пару часов в день, то они пойдут ему только на пользу. Но когда он старается посвящать им все свое время, при этом не стремится к общению с друзьями и родителями и раздражается, когда кто-то его пытается отвлечь от компьютера, это уже говорит о том, что ваш ребенок находится в зависимости от игр. Так называемая игромания сегодня стала очень распространенным явлением, и, по моему мнению, это действительно болезнь. Для ребенка-игромана компьютерные игры – это целый мир, в котором ему более комфортно, чем в реальном, и где он может проявить себя. У детей за счет этого перестают развиваться навыки общения с реальными людьми.

Наиболее опасной такая зависимость оказывается для детей, которые по природе своей уже были застенчивыми. Общение с людьми заставляет их испытывать эмоциональное напряжение, поэтому им гораздо больше нравится жить в виртуальном мире и совсем не хочется возвращаться из него в реальный.

Более того, развлекательные игры могут сделать ребенка жестоким, враждебным и агрессивным, так как дети проецируют игру на реальность. Увлечение «войнушками» и «стрелялками» скрывает опасность. Для интеллектуальной деятельности необходима сила воли и терпение, а компьютер вырабатывает привычку к быстрому достижению цели. Через некоторое время дети не могут объяснить даже правила своей любимой компьютерной игры. Для объяснения применяются только междометия «ба-бах», «пиф-паф» и различные возгласы. Они легко осваивают новые компьютерные программы, но зачастую не могут сделать правильных решений и дать рациональное объяснение каких-либо вещей. Ребенок не может сосредоточиться во время подготовки домашних заданий, наблюдается ярко выраженная быстрота реакции.

По данным некоторых исследователей увлечение компьютерными играми в детском возрасте чревато серьезными нарушениями в развитии головного мозга. Приведем пример одного из множества проведенных исследований. Были обследованы две группы детей, перед которыми ставились принципиально разные цели. Одни занимались решением простейших математических задач, другие развлекались с помощью игровых приставок и компьютерных программ. После сравнения результатов выяснилось, что компьютерные игры слишком слабо загружают мозг, требуют от ребенка простейших реакций, стимулируют те зоны мозга, которые отвечают за зрение и движение, почти не затрагивая важные области. По прошествии длительного времени многие структуры мозга оказываются недоразвитыми.

Как считают японские ученые, человек, основным увлечением которого до 20 лет были компьютерные игры, впоследствии будет обладать плохо развитой памятью, трудно поддаваться обучению и будет не способен подавлять собственные агрессивные импульсы.

Немецкий ученый Клаус Матиак обследовал геймеров-подростков, проводивших за игрой в «войнушку» более 2 ч.

Выяснилось, что во время опасных ситуаций части мозга, отвечающие за внимание, речь, движение, активизировались. Но эмоции у людей, проходивших обследование, отсутствовали, как будто они находились в виртуальной реальности. Просто произошло привыкание к насилию, компьютер послужил тренажером, он адаптировал человеческий мозг к негативным эмоциям и ситуациям.

Отсюда вывод, что компьютер делает людей, а особенно детей более агрессивными.

Утомление ребенка зависит от продолжительности работы или игры за компьютером, что сопровождается эмоциональным стрессом, напряжением. Особое внимание нужно уделить продолжительности аркадных игр, а лучше вообще оградить детей от этого. Если об этом не позаботиться заранее, утомляемость у ребенка может проявиться в виде рассеянности или беспокойства.

Детские психологи предупреждают родителей о затягивающем влиянии компьютерных программ, которое, в свою очередь, может привести к агрессивности детей. В Японии и Англии доктора выявили синдром игровой эпилепсии, который сопровождается спазмами лицевых мышц, ухудшением зрения, головными болями. Этот синдром способствует развитию у ребенка враждебности, агрессивности, вспыльчивости и других негативных качеств и эмоций. Описываются случаи действия ПК на организм в течение 10–12 ч – это может привести к зависимости в тяжелой форме с симптомами наркотической ломки, учащенному сердцебиению, потливости, временному ухудшению (и даже потере) зрения, а также головным болям.

Но не стоит после всего вышесказанного совсем отказываться от приобретения компьютера для вашего малыша. Последние приведенные данные, конечно, шокируют и отбивают всякую охоту, но такие случаи – это лишь исключения из правил. Они упоминаются для того, чтобы убедить вас в необходимости тщательного контроля за процессом взаимодействия ребенка и компьютера. В этом случае вы легко сможете избежать неприятных последствий.

Несмотря ни на что, компьютер все же несет с собой больше положительного. По моему мнению, он даже необходим для всестороннего развития вашего ребенка. При правильной дозировке работа за компьютером обучает ребенка новому методу получения и обработки информации, причем более быстрому и простому, а также способствует развитию мыслительных процессов. При работе у ребенка развивается оперативное мышление и умение прогнозировать, формируется деловая мотивация. Благодаря большому количеству изобразительных средств развиваются конструкторские и художественные способности, а также пространственное мышление. Можно легко создавать «произведения искусства», экспериментировать. Существует множество потрясающих программ с развивающими играми, разработанными в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

С помощью компьютера развивается абстрактное мышление, способности анализировать и сравнивать. В процессе игры ребенок решает логические и пространственные задачи различных уровней сложности, проявляя свои умения и навыки. Обучающие программы дают ребенку возможность проявлять себя, действовать в соответствии со своей стратегией, пользуясь помощью компьютера.

Как считают программисты и педагоги, обучающие компьютерные программы способны обеспечить весь учебный процесс, формируя аккуратность, организованность и рациональность. Но, способствуя творческому процессу, компьютер все же не учит ребенка творить, об этом должны позаботиться родители.

Главное – нельзя забывать, что компьютер не может заменить прелести реального общения, поэтому нужно ограничивать себя и ребенка во времени, которое вы уделяете работе и играм за компьютером.

ПК В ШКОЛЕ

На сегодняшний день развитие и распространение компьютерных технологий достигло такой степени, что уже никто не удивляется наличию почти в каждом доме одного или даже нескольких персональных компьютеров. Уж если компьютеры проникли в дома людей, то их повсеместное внедрение в профессиональные сферы также не вызывает удивления.

В связи с таким широким распространением компьютерной техники естественным стало появление такой специфической прикладной науки, как информатика. Впервые об информатике как об отдельной дисциплине заговорили во Франции еще в 60-е годы прошлого века.

В Россию же эта наука пробралась чуть позже, но уже в 1980-е годы она вошла в качестве обязательной дисциплины в школьную программу большинства учебных заведений.

Если давать подробное определение понятия «информатика», то можно сказать, что это область деятельности людей, которая включает в себя хранение, обработку и передачу информации. Но без пользователя и его знаний и умений компьютер – всего лишь «груда металла». Поэтому в процессе постижения науки информатики нужно не просто овладеть умением работать на компьютере в совершенстве, но и научиться целенаправленно его применять для изучения, подчинения и изменения окружающего нас мира.

Хотелось бы отметить, что преподавателям информатики приходится труднее всего. Это связано прежде всего с тем, что компьютерные технологии развиваются с очень большой скоростью. Поэтому хороший учитель обязан постоянно отслеживать происходящие изменения и в соответствии с ними существенно корректировать свой учебный план чуть ли не каждый год, чего не приходится делать преподавателям других дисциплин. К сожалению, в современной России преподаватели в школах или не хотят, или не успевают подстраиваться под требования прогресса (известно из собственного опыта), и детям зачастую приходится работать с устаревшими программами, которые, с одной стороны, абсолютно неинтересны, а с другой – вряд ли пригодятся в будущем.

В годы, когда информатика как наука только появилась в России, а в школах стали появляться первые компьютеры, отношение к повсеместной компьютеризации было несколько скептическим. Сегодня к компьютерам уже привыкли и воспринимают их более реалистично. Кроме того, уже практически в каждой школе руководство осознало необходимость обучения детей азам работы за компьютером. За двадцать с лишним лет уже появилось не одно поколение профессиональных педагогов, способных обучать детей компьютерной грамотности и понимающих такую необходимость.

Хотя до сих пор остаются открытыми вопросы – необходимо ли обучение детей компьютерной грамоте с младших классов и вплоть до окончания школы? Безопасно ли это для здоровья ребенка? Исследования относительно того, какое влияние оказывает постоянное взаимодействие ребенка с компьютером на его физическое, социальное и психологическое развитие, проводятся регулярно, но до сих пор их результаты порой остаются противоречивыми и ограниченными. Поэтому практически в каждом учебном заведении, где еще не установлены компьютеры и не проводятся занятия по информатике, стремятся к их приобретению, заведомо воспринимая это как необходимое новшество. Компьютеры расцениваются во многих школах как современное достижение техники, изучение и работа с которым, безусловно, окажется полезным для детей. Но чаще всего руководство школ забывает о физиологической составляющей компьютеризации, о возможном вреде для здоровья, о том, что работу детей в компьютерных классах должны организовывать квалифицированные педагоги.

Изначально, когда компьютеры только начали появляться в общеобразовательных школах, этот процесс повлек за собой появление дискуссий и далеких от реальности прогнозов относительно будущего компьютеризации. Так, было даже выдвинуто предположение о том, будто компьютеризация должна развиваться с такой скоростью, что к 2000 году большинство детей будут в совершенстве владеть мастерством обращения с компьютером. Тех же, кто не будет обладать такими навыками, можно будет сравнить со взрослыми людьми, не умеющими писать и читать. Нереальность этих прогнозов очевидна, что подтверждается сегодня, когда компьютеры хоть и получили широкое распространение, но не до такой степени.

Все-таки многие родители продолжают давить на руководство школ, где еще нет или слабо развито компьютерное обучение, указывая на то, что в современном мире ребенок не сможет обойтись без навыков работы за персональным компьютером. Во многом это происходит под влиянием подсознательной установки, которая сложилась у большинства родителей и которая требует от них поступать так же, как и большинство других. Кроме того, над распространением мнения о необходимости компьютера для всестороннего развития ребенка хорошо потрудились сами производители и фирмы-распространители компьютерной техники в ходе четко продуманных рекламных кампаний. Именно они делают акцент на то, что компьютер принесет только пользу вашему ребенку. Однако в любом вопросе не стоит полностью полагаться на мнение людей, которые заинтересованы в продаже своего товара. Люди, которые не имеют отношения к реализации компьютерной техники, а занимаются непосредственно исследованием возможного влияния компьютера на развитие различных способностей у ребенка, а также на его здоровье, выдвигают иногда даже полностью противоречащие суждения. Например, существует мнение (именно оно, на мой взгляд, является одним из самых объективных) о том, что при соблюдении определенных правил компьютер действительно оказывает положительное воздействие на развитие ребенка и не приносит вреда здоровью, но его приобретение не является обязательным условием для правильного становления личности. Это то, что касается детей школьного возраста. А по поводу введения обучения работе за компьютером в дошкольных учреждениях существует точка зрения, что это вовсе не нужно, если педагоги не подходят к этому процессу с большой ответственностью.

Теперь перейдем к более подробному рассмотрению процесса обучения ребенка работе с персональным компьютером. Дело в том, что в современных условиях чаще всего представление детей относительно процесса обучения в компьютерном классе расходится с реальностью. Ребенок от компьютера, прежде всего, ожидает развлечения и общения. В школьном возрасте он чаще всего не воспринимает его как средство получения и обработки информации. Поэтому очень часто дети, которые впервые оказались в компьютерном классе, разочаровываются в информатике как в дисциплине и считают ее бестолковым предметом, так как их надежды на получение удовольствия от компьютера не оправдываются. Им, например, неинтересно, как устроен компьютер, хотя это то, с чего необходимо начинать курс информатики. По этим причинам дети теряют всякую заинтересованность в работе с компьютером в школе.

Чаще всего педагог не может справиться с этой проблемой и выбирает один из двух наиболее распространенных выходов из этой ситуации. Первый предполагает то, что учитель не обращает внимания на желания учеников и продолжает вести занятия по строго определенному плану. Тогда дети лишь фактически присутствуют на занятиях, но в голове у них мало что откладывается.

По второму пути идут более уступчивые педагоги. Они заменяют основные необходимые положения учебной программы, которые оказались неинтересны большинству обучаемых, на развлекательные программы или игры. В итоге дети становятся более лояльными к предмету и к учителю. Но и в том, и в другом случае ребенок не приобретает необходимых навыков обращения с компьютером. Поэтому необходимо подбирать другой, какой-то промежуточный способ решения проблемы.

Квалифицированный педагог, который отвечает за процесс обучения детей работе на компьютере, должен четко знать, как и в чем компьютер может оказаться полезным. Кроме того, он должен помнить о том, что при длительном взаимодействии компьютер может оказать отрицательное воздействие на здоровье и психику ребенка в целом. Ведь в начальной школе детям не рекомендуется проводить за монитором более 20 мин. И для педагога первостепенной задачей становится то, как с пользой организовать обучающий процесс за такой короткий промежуток времени. Кроме того, учитель должен уметь подбирать наилучшую обучающую программу в зависимости от возрастной категории ребенка.

Для наибольшей эффективности рекомендуется обязательно включать в программу обучения некоторые элементы, причем именно в том порядке, в котором они следуют ниже:

›словесные игры;

игры, развивающие память и внимание и др.;

к предыдущему добавляются более сложные орфографические упражнения и довольно легкие логические игры;

повышается сложность логических игр, добавляются головоломки.

Очень важным является сочетание компьютерных игровых упражнений с некомпьютерными, так как они друг друга дополняют.

Использование таких обучающих и в то же время развлекательных программ приводит к нескольким результатам. Во-первых, не остается в стороне творческая грань развития личности ребенка.

Компьютер сам по себе привлекает ребенка своей яркостью и красочностью, главное, направить его в нужное русло. Во-вторых, у детей возникает ощущение, что «игра», развлечение выходят на первый план, а обучение остается позади. В связи с этим они сами стремятся продолжать развиваться. У них возникает потребность поработать еще. В-третьих, дети начинают воспринимать компьютер не только как игрушку, но и как инструмент, который помогает учиться, а также приобретают основные навыки пользователя ПК, которые пригодятся ему в будущем.

Все вышесказанное характеризует один из лучших, по моему мнению, подходов к обучению. К сожалению, сегодня в большинстве школ он не используется, и везде сохраняются старые проблемы.

Помимо вышеупомянутых минусов процесса компьютерного обучения хотелось бы отметить наличие еще одного. Дело в том, что в процессе работы в компьютерном зале ученик, естественно, не может сам выбирать те программы, с которыми ему приходится работать. Поэтому в любом случае ребенок находится в определенных рамках, которые заданы руководителем процесса, а затем самой программой. Но возможности любой компьютерной программы ограничены уже заложенным в нее алгоритмом. А возможности мыслительной деятельности ребенка не ограничены ничем. Поэтому может возникнуть ситуация, когда ученик захочет предложить свой вариант решения, но он будет отвергнут как неверный, так как он не был заложен изначально. Кроме того, в школах распространена практика применения узконаправленных обучающих программ, например, по химии или географии, которые требуют знаний именно в данной области.

Все это приводит к тому, что у детей формируется особенность мышления, вследствие которой ребенку становится сложно самому предлагать какие-то новые идеи, подходить к делу с творческой стороны, так как он привык получать знание в строго установленном виде.

Для решения данной проблемы, по моему мнению, необходимо таким образом организовывать обучающий процесс, чтобы практика такого характера (описанного выше) сочеталась с выполнением индивидуальных творческих задач. В ходе таких творческих заданий ребенку необходимо будет не только использовать тот багаж знаний, который он уже приобрел в ходе обучения, но и самостоятельно получать новую информацию из различных источников.

Для этих целей очень хорошо подходит Интернет, поэтому освоение хотя бы начальных навыков поиска необходимой информации в Сети должно обязательно входить в школьную программу.

Все вышесказанное касалось школьного образования. Если же мы имеем дело с компьютерным обучением в дошкольных учреждениях, тут существует своя специфика. Здесь главной проблемой становится то, что наиболее распространенные обучающие программы в детских садах включают в себя упражнения и задания, направленные на работу с цифрами, буквами и т. п. Причем они находятся на уровне, который гораздо ниже, чем степень развития детей, занимающихся по этим программам. Это сделано для того, чтобы не перегружать ребенка в таком возрасте. Но получается, что работа за компьютером не приносит тогда детям никакой пользы. Гораздо полезнее и эффективнее при использовании компьютера в дошкольном образовании было бы делать акцент на творческое развитие ребенка. Детям намного занимательнее будет работать с тем же графическим редактором, где они могут попробовать себя в роли художника, если надоели обычные краски и карандаши. Очень много обучающих программ предоставляют возможность познакомиться с историей и географией различных стран таким образом, что детям будет понятно и интересно.

Есть и другие примеры, главное – нужно помнить о двух вещах:

использование компьютера необходимо только в том случае, если оно действительно приносит пользу развитию ребенка, причем в большей степени, чем это могут обеспечить традиционные методы обучения;

› лучше всего ребенок обучается без принуждения, когда происходящее вызывает у него интерес, то есть в процессе игры; Теперь перейдем к тому, что непосредственно касается возможного вредного воздействия компьютера на ребенка. Никто уже давно не спорит с утверждением, что, проводя длительное время за компьютером, ваш ребенок подвергает опасности свое здоровье. Но часто бывает так, что даже короткий период времени, который ребенок проводит в компьютерном классе, может повлечь за собой негативные последствия. Это связано, прежде всего, с особенностями рабочих условий в большинстве компьютерных классов нашей страны.

В некоторых частных или хорошо обеспеченных школах условия, может быть, и соответствуют всем требованиям, но в большей части школ, особенно в провинции, они далеки от совершенства. Так, по результатам проведенных исследований в школах одной из областей нашей страны были получены неутешительные результаты. Было выявлено, что более половины рабочих помещений не соответствуют установленным требованиям. А как следствие – дети подвержены быстрой утомляемости. Они часто жалуются на головные боли, на боли и резь в глазах. Помимо этого, стрессы и аллергические заболевания также могут стать результатом неправильной организации работы за компьютером. В ходе медицинских обследований участились случаи обнаружения резкого понижения зрения. И это далеко не полный перечень возможных последствий длительного взаимодействия с компьютером в непригодных условиях.

Можно классифицировать возможное негативное воздействие и факторы, его вызывающие. При организации работы с ПК нужно обратить внимание на то, что на организм ребенка оказывают влияние следующие явления:

компьютерное излучение (оно находится обычно на уровне фона Земли и соответствует нормативам. Главное – чтобы компьютеры, с которыми работают ваши дети, соответствовали современным стандартам качества. Помните, что наклейки с надписью «Low Radiation» не являются признаком какой-либо защиты);

› ухудшение качества воздуха (в комнате, где установлены работающие компьютеры, температура может повышаться до 27 °C, а должна быть не выше 21–22 °C. Относительная влажность воздуха снижается до 45 %. Содержание в воздухе кислорода уменьшается. Еще одним неблагоприятным фактором является ионизация воздуха, которая негативно сказывается на работоспособности ребенка. Дети очень чувствительны к этому явлению, у них появляется першение в горле, кашель);

› продолжительность и сложность работы накладывают отпечаток на детское зрение, нервноэмоциональное состояние, приводят не только к моральной, но и к физической усталости. В совокупности все это снижает работоспособность ребенка, ухудшает его здоровье. Эти опасения научно подтверждены. Хотя дети меньше проводят времени за компьютером, чем взрослые, отрицательное воздействие сказывается и на них. Ученики, которые в процессе урока пользуются компьютером, быстрее устают, жалуются на головные боли и головокружение, ухудшение зрения.

Одни исследования показали, что у школьников в процессе работы, наблюдалось учащение пульса, повышение артериального давления, нарушение регуляции сердечно-сосудистого тонуса. По другим данным, в период восстановления после работы, на персональном компьютере тормозятся процессы, запоминания и обучения. Это было подтверждено при оценке изменения оперативной памяти и времени реакции на световой сигнал. Так, у 40 % школьников в возрасте 10 лет за 10 мин работы, на ПК оперативная память снижалась на 20 %, отмечены нарушения в изменении активности между левым и правым полушариями.

Но не все так плохо, как кажется. Причины всех этих проблем не только в том, что дети проводят за компьютером слишком много времени. Дело в том, что в большинстве российских общеобразовательных школ до сих пор стоят не новые современные компьютеры, а давно устаревшие модели, которые в компьютерные классы списали за ненадобностью. Естественно, работа с такими компьютерами сама по себе вредна, особенно для ребенка. Кроме того, она и не приносит особой пользы, так как детям приходится работать с устаревшими программами, которые уже мало где применяются. Вот в этом большая проблема российского образования. Решается она везде одинаково – с помощью спонсоров, которые согласятся помочь в оборудовании какой-либо отдельной школы новыми компьютерами.

Такие же проблемы существуют в школах в области обеспечения компьютерных классов доступом к Интернету. Но государственной поддержки в этих делах школам не оказывается. А на каждое общеобразовательное учреждение сложно найти своего спонсора. Поэтому пока проблема эта решается не глобально, а индивидуально; пока государство не обратит на это внимание, этот вопрос так и будет стоять на повестке дня.

ПОЛЕЗНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

При необходимости длительной работы за компьютером ребенок должен обязательно устраивать небольшие перерывы, во время которых необходимо выполнять расслабляющие упражнения для всего тела и для различных мышц в отдельности. Причем если для взрослых максимальное время, проводимое за компьютером без перерыва, примерно равно 2 ч, то дети не должны безотрывно сидеть за монитором более 40–45 мин, а в младших классах школы – более 20 мин. По истечении максимального времени пребывания за компьютером нужно устроить перерыв не менее чем на 10–15 мин и выполнить хотя бы некоторые восстанавливающие упражнения.

Существует большое многообразие различных комплексов упражнений, созданных специально для этих целей. Ниже будут приведены три разных варианта, причем первый из них будет наименее длительный (если уж совсем нет времени или желания тратить лишнее время на разминку), а последний – наиболее полный и продолжительный (зато он охватывает практически все необходимые группы мышц, задействованные и напряженные после работы).

 

Комплекс упражнений № 1 (для общего расслабления тела; займет очень мало времени; включает в себя всего 5 простых упражнений, отсутствует зрительная гимнастика).

 

Упражнение первое. Исходное положение (далее – и. п.) – сидя или стоя. Нужно резко вытянуть перед собой руки так, чтобы почувствовать напряжение в ладонях. Задержаться в таком положении на 5-10 с, потом медленно расслабиться и сжать ладони в кулак на 5-10 с. Упражнение повторять 10–15 раз. Оно поможет мышцам кисти рук расслабиться.

 

Упражнение второе. И. п. – сидя или стоя. Сплетите пальцы рук над головой и сдвиньте лопатки друг к другу таким образом, чтобы стало ощутимо небольшое напряжение в верхней части спины. Оставайтесь в таком положении 5-10 с, затем расслабьтесь. Упражнение необходимо повторять 5-10 раз. Оно направлено на расслабление мышц плеч и верхней части спины.

 

Упражнение третье. И. п. – стоя. Сплетите за спиной пальцы рук с ладонями, направленными внутрь. Медленно поднимите и выпрямите руки. Оставайтесь в таком положении 5-10 с. Это растягивающее упражнение необходимо повторять 5-10 раз. Оно хорошо подходит для расслабления в тех случаях, когда ощущается сильное напряжение в спине и вы уже с трудом ее сгибаете.

 

Упражнение четвертое. И. п. – стоя. Медленно по очереди поднимайте и опускайте руки, одновременно поворачивая голову в разные стороны до появления ощущения легкого напряжения. Повторите это упражнение 10 раз.

 

Упражнение пятое. И. п. – сидя или стоя. Медленно опустите подбородок так, чтобы под ним образовалась складка. Оставайтесь в таком положении 3 с, затем расслабьтесь. Повторяйте это упражнение 5-10 раз. Оно помогает нейтрализовать последствия длительного пребывания в наклоненном вперед положении, когда вы внимательно всматриваетесь в изображение на экране монитора.

 

Комплекс упражнений № 2 (тоже достаточно маленький по длительности комплекс; содержит упражнения, направленные на расслабление глаз, мышц шеи, плеч и кистей рук, а также на улучшение состояния легких).

 

Упражнение первое. И. п. – стоя или сидя, но перед этим необходимо переместиться на участок с освещением, которое отличается от рабочего места, и снять очки или контактные линзы, если они есть. Прикройте глаза ладонями. Вглядывайтесь в эту темноту в течение 25–35 с, затем сильно зажмурьте глаза. Теперь убирайте руки, а через несколько секунд медленно открывайте глаза. Повторяйте это упражнение 4–6 раз. Оно обеспечивает глазам эффективный отдых.

 

Упражнение второе. И. п. – ноги на ширине плеч. Плавно наклоните голову так, чтобы подбородок опустился на грудь, и останьтесь в этом положении на 10 с. Сделайте круговое движение головой с высокой амплитудой в правую сторону, при этом стараясь глубоко дышать. Задержите это положение на 10 с, затем проделайте то же самое упражнение, но только в левую сторону. Когда вы почувствуете, что мышцы шеи расслабились, начните плавно и медленно выполнять круговые движения головой сначала в правую сторону 5 раз, затем в левую сторону 5 раз. Завершите цикл упражнений, подняв плечи вверх насколько это возможно, затем медленно опустите их. Для наибольшего эффекта упражнение необходимо повторять в течение 5 мин (примерно 5 раз). Это растягивающее упражнение способствует снятию напряжения с мышц в области шеи и плеч, которое часто становится причиной головной боли.

 

Упражнение третье. И. п. – ноги на ширине плеч. Руки опустите вниз перед собой, соедините пальцы «в замок» и выверните сцепленные кисти (ладони будут расположены плоскостью вниз). Одновременно с глубоким вдохом поднимите сцепленные руки вверх и максимально отведите их назад, прогибаясь всем телом назад и максимально растягивая все мышцы. Вместе с глубоким и шумным (со звуком) выдохом закройте глаза, полностью расслабьтесь, расцепите кисти, опустите их за шею и дайте им свободно упасть вниз вдоль вашего туловища. Одновременно расслабьте голову и дайте ей упасть вперед. В конце медленного выдоха немного согнитесь вперед в пояснице и напрягите мышцы живота для того, чтобы диафрагмой выжать весь «застоявшийся» воздух из ваших легких – такое глубокое завершение выдоха можно осуществить несколькими шумными выдыхательными движениями. Сделайте несколько таких медленных дыхательных циклов в начале и в конце комплекса упражнений.

Упражнение лучше всего делать в местах с открытым доступом свежего воздуха. Оно способствует улучшению состояния легких, глаз, мышц шеи и кистей рук.

 

Комплекс упражнений № 3 (обширный всеохватывающий комплекс; включает в себя множество расслабляющих упражнений для глаз, головы и шеи, рук, туловища и всего тела).

 

Упражнения на расслабление всего тела. Помогают снять общее напряжение и восстановить нормальный ритм дыхания.

1.Медленно коснитесь подбородком груди и задержитесь в таком положении на несколько секунд. Выполните упражнение 5-10 раз.

2.Облокотитесь на спинку стула, положите кисти рук на колени, закройте глаза, расслабьтесь и задержитесь в этом положении 10–15 с.

3.И. п. – сидя прямо с опущенными руками. Резко напрягите мышцы всего тела. Затем быстро полностью расслабьтесь, опустите голову, закройте глаза. Задержитесь в таком положении 10–15 с. Повторите упражнение 3–5 раз.

4.И. п. – сядьте поудобнее, слегка расставив ноги. Руки положите на середину живота. Закройте глаза и глубоко вдохните через нос. Задержите дыхание (насколько возможно). Медленно выдохните через рот (полностью). Повторите упражнение 3–4 раза (если не возникнет головокружение).

 

Упражнения для глаз, способствующие расслаблению и укреплению глазных мышц, улучшению кровообращения в зрительном аппарате, избавлению от боли и неприятного ощущения в глазах.

1.Закройте глаза, расслабьте мышцы лба. Медленно с напряжением сместите глазные яблоки в крайнее левое положение, через 1–2 с так же переведите взгляд вправо. Повторяйте упражнение 10 раз. Следите за тем, чтобы веки не подрагивали. Не щурьтесь.

2.В течение 30 с быстро поморгайте, а затем зажмурьтесь.

3.С напряжением закрывайте на 3–5 с попеременно то один, то другой глаз.

4.В течение 10 с меняйте направление взгляда: прямо, вправо, влево, вверх, вниз.

5.Потрите ладони одну о другую, чтобы появилось ощущение тепла. Прикройте ладонями глаза, скрестив пальцы в центре лба. Полностью исключите доступ света. На глаза и веки не нажимайте. Расслабьтесь, дышите ровно. Задержитесь в таком положении на 2 мин.

 

Упражнения для головы и шеи, способствующие расслаблению мышц шеи, лица и плечевого пояса.

1.Сделайте массаж лица для снятия напряжения лицевых мышц.

2.Нажимайте ладонями на затылок в течение 15 с, делайте круговые движения вправо и влево.

3.Закройте глаза и сделайте глубокий вдох. На выдохе медленно опустите подбородок, расслабьте шею и плечи. Снова сделайте глубокий вдох, а затем медленное круговое движение головой влево и выдох. Повторяйте упражнение 3 раза влево, затем 3 раза вправо.

 

Упражнения для рук, способствующие снятию напряжения в кистях и запястьях и избавлению от усталости рук.

1.Упражнение можно выполнять сидя или стоя. Расположите руки перед лицом – ладони наружу, пальцы выпрямлены. Напрягите ладони и запястья. Сожмите пальцы в кулаки, быстро загибая их один за другим как бы «веером» (начинать с мизинца). Сжатые кулаки должны находиться напротив друг друга. Двигаться должны только запястья, а не локти. Разожмите кулаки в обратном порядке, расслабьте кисти рук. Выполните это упражнение 5 раз.

2.И. п. – в положении сидя или стоя. Опустите руки вдоль тела. Расслабьте их. Сделайте глубокий вдох и на медленном выдохе в течение 10–15 с слегка потрясите руками. Повторяйте упражнение 2–4 раза.

3.Широко расставьте пальцы и напрягите кисти рук на 5–7 с, затем сильно сожмите пальцы в кулаки на 5–7 с, после чего разожмите кулаки и потрясите расслабленными кистями. Повторите упражнение 4–6 раз.

 

Упражнения для туловища, способствующие расслаблению мышц, распрямлению позвоночника, улучшению кровообращения.

1.И. п. – встаньте прямо, слегка расставив ноги. Поднимите руки вверх, поднимитесь на носки и потянитесь. Опуститесь, руки расположите вдоль туловища, расслабьтесь. Повторите упражнение 4–6 раз.

2.Поднимите плечи как можно выше и плавно отведите их назад, затем медленно выставьте вперед. Повторите упражнение 10–12 раз.

3.И. п. – в положении стоя. Нагнитесь, приложите ладони к ногам позади колен. Втяните живот и напрягите спину на 4–7 с. Затем выпрямьтесь и расслабьтесь. Повторите упражнение 4–6 раз.

4.И. п. – встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Разведите руки в стороны на уровне плеч. Как можно больше поверните туловище вправо, затем влево. Повторите упражнения 14–18 раз.

Глава 6


Просмотров 789

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!