Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Особенности учета на предприятиях общественного питания



Для правильного руководства деятельностью предприятия необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной экономической информацией. Это достигается ведением хозяйственного учета. В зависимости от характера данных, методов их получения и способов группировки хозяйственный учет делится на три вида: оперативный, статистический и бухгалтерский.

Для повседневного руководства финансово-хозяйственной деятельностью организации используются данные оперативного учета. Сведения оперативного учета собираются на определенную дату устно, по телефону, телеграфу, телефаксу и т.д.

С помощью оперативного учета в организациях общественного питания осуществляют повседневный контроль за ходом выпуска и продажи продукции, состоянием расчетов с поставщиками и расходованием фонда заработной платы, своевременным приобретением материальных ценностей и т.д. Эта информация необходима в качестве базы для соответствующих оперативных выводов и конкретных рекомендаций по устранению негативных тенденций и выявлению дополнительных резервов производства.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в стоимостном выражении об активах, обязательствах, доходах и расходах организации и их изменении, выражающуюся в сплошном, непрерывном документальном отражении всех хозяйственных операций.

Бухгалтерский учет основывается исключительно на документах, т.е. является документально обоснованным учетом; производится непрерывно (из дня в день) во времени и охватывает (без всяких пропусков) все изменения, происходящие в финансово-хозяйственной деятельности организации; применяет особые, только ему присущие способы обработки данных (бухгалтерские счета, двойная запись, баланс и др.).

Бухгалтерский учет в организациях общественного питания ведется с соблюдением общих принципов ведения бухгалтерского учета и налогообложения, а также с учетом специфики данной сферы.

В соответствии с ГОСТ Р 50764-95 «Услуги общественного питания. Общие требования» организации общепита могут оказывать:

- услуги питания (изготовление кулинарной продукции и кондитерских изделий, блюд из сырья заказчика, услуги повара и т.д.);

- услуги по организации потребления (реализация продукции, обслуживание торжеств, доставка кулинарной продукции и т.д.).

Следовательно, они осуществляют производство и реализацию кулинарной продукции собственного изготовления и продажу товаров без кулинарной обработки.



В основе хозяйственной деятельности предприятий общественного питания лежат процессы приобретения, хранения и реализации товаров, а также изготовления собственной продукции. Поэтому основными целями бухгалтерского учета являются: контроль за сохранностью товаров, своевременное представление руководству предприятия информации о товарообороте и валовом доходе, о состоянии товарных запасов и эффективности их использования.

Для достижения этих целей решается целый комплекс бухгалтерских задач:

· проверка правильности документального оформления товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учете;

· контроль за товарными запасами, выявление неходовых, залежалых и недоброкачественных товаров;

· контроль за финансовыми показателями (размер прибыли, источники поступления средств и порядок их расходования, оборотные средства, капитальные вложения, отчисления от прибыли и т.д.), за правильностью расчетов с поставщиками и покупателями, за своевременным поступлением платежей в бюджет, за правильностью использования банковских кредитов;

· учет расходования фонда заработной платы, выявление соотношения между ростом эффективности труда и средней заработной платы;

· выявление возможности для снижения издержек обращения и повышения рентабельности производства (издержки обращения покрываются за счет торговых наценок, включаемых в цену товара, на за счет наценки образуется и прибыль; поэтому, чем ниже уровень издержек обращения, тем большая часть торговой наценки идет на образование прибыли);

· контроль за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств. Для правильного и своевременного учета должны быть установлены четкие разграничения материальной ответственности должностных лиц за вверенные им ценности, а также своевременно и качественно необходимо проводить инвентаризации и ревизии.



Предприятия общественного питания могут осуществлять свою деятельность как в торговых залах предприятия, так и за его пределами на основании устава.

В соответствии с ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий» они подразделяются на следующие типы: ресторан, кафе, бар, столовая, закусочная и т.д., а рестораны и бары – также и на классы (люкс, средний, первый), которые определяются собственником.

Подтверждение соответствия предприятий выбранному типу и классу производится органами по стандартизации, метрологии и сертификации в установленном порядке.

Если организации общественного питания реализуют алкогольную продукцию в розницу или на розлив, то такая реализация в соответствии с правилами продажи алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.08.1996г. №987 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.11.2000г. №840) должна осуществляться только при наличии лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством РФ.

При этом продавец обязан представить покупателю соответствующую информацию с указанием номера лицензии, срока ее действия и органа, выдавшего ее. Эта информация должна размещаться в удобных для ознакомления местах.

Для успешного функционирования предприятий общественного питания любого типа и класса требуется рационально организованный бухгалтерский учет и контроль, обеспечивающий получение точных данных выпуска продукции и товарооборота по видам реализации в натуральном и денежном измерениях.

Особенность товарооборота предприятий общественного питания состоит в том, что здесь процессы производства, реализации и потребления продукции тесно связаны между собой.

Они происходят ежедневно и совершаются в одном месте – столовой, ресторане, кафе и т.д. Реализуемая продукция общественного питания включается в состав розничного товарооборота.

Бухгалтерский учет на предприятиях общественного питания, с одной стороны, отражает процессы производства, а с другой – процессы торговли.

Обеспечение сохранности выпускаемой продукции, запасов сырья, других материальных и денежных ресурсов является одной из задач бухгалтерского учета на предприятиях общественного питания.

 

Для этого в каждом таком предприятии (столовой, кафе, ресторане и т.д.) должен быть организован строгий контроль за движением сырья и продуктов в кладовых и в производстве, правильным установлением торговой наценки и продажных цен на продукцию кухни и кулинарные изделия, своевременным оприходованием выручки и сдачей ее в банк.

На предприятиях общественного питания изготавливается готовая продукция (первые, вторые и третьи блюда, горячие и холодные закуски, кулинарные изделия), мясные, овощные и другие полуфабрикаты. Все готовые изделия и полуфабрикаты, выработанные в основных и подсобных производственных цехах предприятия, носят название продукции собственного производства

Наряду с изготовлением и реализацией продукции собственного производства столовые, рестораны, кафе и другие предприятия общественного питания продают покупателям продукты питания без технологической (горячей и холодной) обработки. Эти продукты принято называть покупными товарами.

Цена на продукцию общественного питания в качестве прямых затрат включает только стоимость сырья, остальные ее элементы (издержки и прибыль) отражаются в ее составе косвенно – через торговую надбавку.

В общественном питании продажная цена изделия исчисляется с помощью калькуляции. Калькулирование продажной цены происходит на основании нормативов, установленных сборниками рецептур.

Данные сборники являются нормативными документами, в них указаны расход сырья, выход полуфабрикатов и готовых блюд, приводится технология их приготовления. Повара, кроме того, могут разрабатывать новые рецепты блюд, которые должны быть утверждены вышестоящей организацией.

Ассортимент и количество продукции, подлежащей выпуску, определяются в предприятиях общественного питания ежедневно с учетом спроса потребителей.

Значительная часть продукции потребляется покупателями непосредственно в обеденных залах.

Поэтому выпуск продукции в первичных документах не отражается, ее реализация оформляется кассовыми чеками, абонементными талонами и др. Указанные особенности общественного питания создают необходимость учета объема розничного товарооборота и объема производства.

Производство продукции общественного питания, продажа кухонных изделий и покупных товаров, а также организация их потребления связаны с затратами общественного труда. Эти затраты, выраженные в денежной форме, представляют собой издержки общественного питания.

Особенностью организации учета на предприятиях общественного питания является то, что стоимость сырья и продуктов, израсходованных на приготовление продукции, учитывается обособленно от издержек производства на отдельном счете 20 «Основное производство».

По дебету счета 20 «Основное производство» отражается стоимость поступившего на кухню сырья (продовольственные товары и полуфабрикаты), а по кредиту счета - главным образом стоимость сырья, списанного в расход, как использованного для производства проданной и отпущенной продукции.

Сальдо по счету 20 «Основное производство» показывает стоимость нереализованной готовой продукции, остатка неотработанного сырья и полуфабрикатов, находящихся в производстве (на кухне).

Все остальные издержки производства и обращения, входящие в затраты предприятий общественного питания, учитываются на счете 44 «Расходы на продажу».

Такое четкое разграничение двух важнейших элементов продажной цены продукции общественного питания позволяет организовать систематический контроль как за соблюдением сметы издержек, так и за сохранностью сырья, находящегося в производстве (на кухне) в подотчете у материально ответственных лиц.

По окончании процесса производства готовой продукции наступает стадия ее реализации, которая представляет собой завершающий цикл процесса кругооборота хозяйственных средств предприятий общественного питания.

В процессе реализации возмещаются затраты, связанные с производством готовой продукции.

Учет продажи собственной продукции и покупных товаров осуществляется в денежном выражении. В количественном выражении (в блюдах) учитывается только обеденная продукции. Этот учет ведется оперативным путем по видам блюд на основании чеков, абонементных талонов, заборных листов и других документов.

На счете 90 «Продажи» отражается сумма товарооборота за отчетный период и выявляется валовый доход столовых, ресторанов, кафе и т.д. при этом по дебету субсчета 90-2 «Себестоимость продаж» учитывается покупная стоимость продовольственных товаров (сырья), израсходованных на приготовление проданной и отпущенной продукции, а также покупная стоимость реализованных товаров, не подвергшихся кулинарной обработке.

На субсчете 90-1 «Выручка» по кредиту фиксируется продажная стоимость реализованной и отпущенной продукции и покупных товаров. По дебету субсчета 90-3 «Налог на добавленную стоимость» в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам» начисляется НДС.

Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2,90-3 и кредитового оборота по субсчету 90-1 определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.

Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными проводками) списывается с субсчета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки».

В конце каждого квартала, а также по окончании финансового года предприятия общественного питания составляют и представляют в соответствующие органы бухгалтерскую отчетность.

Бухгалтерская отчетность – единая система данных о имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

В состав бухгалтерской отчетности предприятий общественного питания согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г. №129-ФЗ входят:

· бухгалтерский баланс (ф.№1);

· отчет о прибылях и убытках (ф.№2);

· отчет об изменениях капитала (ф.№3);

· отчет о движении денежных средств (ф.№4);

· приложение к бухгалтерскому балансу (ф.№5);

· пояснительная записка.

Составление бухгалтерской отчетности основывается на следующих нормативных документах:

· Закон «О бухгалтерском учете»;

· Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

· Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации ПБУ 4/99;

· Приказ Минфина РФ от 22.07.2003г. 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;

· Указания о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденные Приказом Минфина РФ от 22.07.2003г. №67н;

· Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденные Приказом Минфина РФ от 22.07.2003г. №67Н;

· Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности организации, утвержденные Приказом Минфина РФ от 30.12.1996 №112 (ред. от 12.05.1999г.).


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!