Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






В июне-июле 1993 г. Конституционное совещание в основном завершило подготовку проекта Конституции



После октября 1993 г. была проведена доработка конституционного проекта. Он был уточнен с учетом поправок, предложенных субъектами Российской Федерации, общественными объединениями, специалистами. Доработка велась созданной Президентом Российской Федерации комиссией с участием ученых и практических работников. Над проектом работали также Государственная и Общественная палаты Конституционного совещания, объединившие пять ранее действовавших рабочих групп. Спорные теоретические вопросы передавались на рассмотрение специально созданной Комиссии конституционного арбитража, состоявшей из высококвалифицированных юристов.

12 декабря 1993 года окончательный проект был вынесен на общероссийский референдум, по результатам которого нынешняя Конституция вступила в силу со дня опубликования 25 декабря того же года.

Референдум проводился в соответствии с Положением о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации. Согласно этому Положению Конституция считается одобренной, если за ее принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что участие в голосовании приняли более половины зарегистрированных избирателей.

Конституция Российской Федерации 1993 г. должна была способствовать стабилизации обстановки в обществе, сложившейся в результате противостояния законодательной и исполнительной власти, закончившегося их вооруженным столкновением в октябре 1993 г. и роспуском действующих тогда органов законодательной власти - Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации.

Структура Конституции РФ:

Раздел первый. Основные положения

Глава 1. Основы конституционного строя (ст. 1-16)

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (ст. 17-64)

Глава 3. Федеративное устройство (ст. 65-79)

Глава 4. Президент Российской Федерации (ст. 80-93)

Глава 5. Федеральное Собрание (ст. 94-109)

Глава 6. Правительство Российской Федерации (ст. 110-117)

Глава 7. Судебная власть (ст. 118-129)

Глава 8. Местное самоуправление (ст. 130-133)

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (ст. 134-137)

Раздел второй. Заключительные и переходные положения

Конституция Российской Федерации 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов.

Конституция 1993 г. - первая постсоветская Конституция России. Ее положения в главном отвечают самым строгим критериям развития демократии, правового государства, основанного на признании интересов человека и защиты его фундаментальных прав и свобод.



Государственная власть в Российской Федерации.

Понятие

Государственная власть – форма политической власти, осуществляющей руководство обществом от имени народа на всей территории государства посредством государственного аппарата, издания и доведения до реализации общеобязательных правовых норм.

Признаки государственной власти (дополнительно – см. лекции по ТГП):

1) является властью публичной ( официально управляет делами всего общества в целом) и политической, т.е. она регулирует отношения между большими и малыми социальными группами и, будучи относительно обособлена от общества (социально неоднородного в лице классов, этносов, наций, национальных меньшинств и т.п.), руководит им в интересах той его части, большей или меньшей, которая овладела этой властью (служит инструментом реализации воли политических сил, стоящих у власти);

2) является суверенной властью, т.е. в сфере государственных дел обладает верховенством, самостоятельностью и независимостью по отношению к какой-либо иной власти как внутри государства, так и за его пределами;

3) осуществляется на постоянной основе специальным аппаратом власти (государственным аппаратом);

4) обладает монопольным правом применять принуждение на территории своего действия (территории государства);

5) распространяется на всех лиц (физических, юридических),находящихся на территории государства (исключение: например, иностранные дипломаты);

6) издает нормативно-правовые акты.

“Государственная власть в Российской федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны” - Конституция РФ ст.10



Данная статья закрепляет принцип разделения властей, являющийся необходимым условием развития государства как правового, конституционного государства, важнейшим его признаком.

Впервые в Российской Федерации принцип разделения властей был провозглашен в принятой 12 июня 1990 года Декларации о государственном суверенитете РСФСР, признавшей, что разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования Российской Федерации как правового государства.

· В Российской Федерации носителем законодательной власти и представительным органом является Федеральное собрание.

· Исполнительной властью наделено Правительство РФ.

· Правосудие осуществляют суды, а судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

 

Принцип разделения властей предполагает специализацию государственных органов по видам государственной деятельности, по их функциональному признаку.

Основная функция законодательных органов власти - принятие законов, в том числе и утверждение государственного бюджета. Вместе с тем законодательные органы власти - это и представительные органы, призванные обеспечить в своей деятельности представительство интересов народа в целом, выражать его волю. Кроме того, законодательная власть обладает контрольными полномочиями, участвует в формировании исполнительных и судебных органов власти.

Органы исполнительной властиорганизуют практическое выполнение законов и иных правовых актов: они осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность, которая носит подзаконный характер.

Органы судебной власти осуществляют правосудие путем конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции и закону.

Благодаря принципу разделения властей в системе государственной власти устанавливается такой порядок взаимоотношений между органами государственной власти, который позволяет им сдерживать и контролировать друг друга, не допуская концентрации власти в руках одного лица или органа. Каждая из ветвей власти (законодательная, исполнительная и судебная) самостоятельна и независима в реализации своих полномочий; ни одна из ветвей власти не может принять на себя осуществление функций другой ветви власти. Все государственные органы действуют в рамках своей компетенции. При этом все ветви власти взаимосвязаны, взаимодействуют и образуют единый государственный механизм.

Таким образом, принцип разделения властей предполагает установление механизма сдержек и противовесов в организации и осуществлении государственной власти, обеспечивающего самостоятельное функционирование и взаимодействие органов законодательной, исполнительной и судебной власти.Благодаря этому создаются дополнительные правовые гарантии, препятствующие развитию в государстве авторитарных и тоталитарных тенденций, обеспечивающие свободу в обществе, защиту прав и свобод человека и гражданина.

«Ч. 1 Государственная власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации, Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ.

Ч. 2 Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти» - ст. 11 Конституции РФ.

Обращает на себя внимание, что в перечень федеральных органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации, включен (наряду с органами законодательной, исполнительной и судебной власти) Президент РФ, который занимает особое место в системе разделения властей. Являясь главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина Президент Российской Федерации, строго говоря, не относится ни к одной из ветвей государственной власти, однако он тесно взаимодействует с ними, обеспечивая согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент Российской Федерации обладает конституционными полномочиями, позволяющими ему участвовать в осуществлении законодательной власти, в формировании и определении деятельности органов исполнительной власти, в формировании органов судебной власти. Поэтому вполне закономерно Президент Российской Федерации поставлен на первое место в перечне федеральных органов, осуществляющих государственную власть. При этом особенности конституционного статуса Президента Российской Федерации, его роль в осуществлении государственной власти таковы, что дают основание при характеристике системы государственной власти выделять президентскую форму осуществления власти.

Принцип разделения властей, как уже отмечалось выше, не исключает осуществление в системе управления государством функций, которые прямо не могут быть отнесены ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной ветвям власти. Так, Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и законов, действующих на территории России. При этом прокуроры в соответствии с законом являются представителями государственной власти. Вместе с тем Прокуратура Российской Федерации в силу специфики своей государственной деятельности, особенностей своих функций прямо не названа в числе федеральных органов, осуществляющих государственную власть.

Для осуществления государственной власти на своей территории субъекты Российской Федерации образуют собственные органы государственной власти. Конституция Российской Федерации признает самостоятельность субъектов Российской Федерации в определении ими своей системы органов государственной власти, которая не должна, однако, противоречить основам конституционного строя Российской Федерации, а также общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленным федеральным законом.

Каждый субъект Российской Федерации образует законодательный (представительный) орган государственной власти, высший исполнительный орган государственной власти, а также формирует свои судебные органы власти, к которым относятся конституционный или уставный суд, мировые судьи. Субъекты Российской Федерации вправе в соответствии со своей конституцией (уставом) образовывать и иные органы государственной власти. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации: президента республики, губернатора области и др.

Федеративная природа Российского государства, наличие в нем двух уровней осуществления государственной власти (федерального и субъектов Российской Федерации) обусловливают необходимость разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации.

Разграничение осуществляется, прежде всего, Конституцией Российской Федерации. Конституция определяет:

1) предметы ведения Российской Федерации, то есть те сферы общественных отношений, регулирование которых находятся в исключительной компетенции Российской Федерации;

2) Конституция устанавливает предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, то есть сферы общественных отношений, регулирование которых находится и в компетенции Российской Федерации, и в компетенции ее субъектов;

3) сферы же общественных отношений, которые не отнесены ни к ведению Российской Федерации, ни к совместному ведению, находятся в исключительном ведении субъектов Российской Федерации.

По вопросам разграничения предметов ведения и полномочий между указанными выше органами государственной власти могут заключаться также иные договоры, которые, однако, лишь вправе конкретизировать предметы совместного ведения с учетом экономических, социальных, географических, этнических и иных особенностей субъектов Российской Федерации. Сторонами договора являются федеральные органы государственной власти и уполномоченные законом соответствующего субъекта Российской Федерации его органы государственной власти. Федеральный закон от 06.10.1999 г. в редакции от 04.07.2003 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" устанавливает основные принципы и порядок заключения указанных выше договоров.

Данный Закон предусматривает также возможность заключения соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче друг другу осуществления части своих полномочий.

Заключаемые договоры и соглашения, а также федеральные законы, принятые по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения, конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией Российской Федерации предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!