Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Состав информационных систем



Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Подсистемы

Одним из основных свойств ИС является делимость на подсистемы, которая имеет достоинства с точки зрения ее разработки и эксплуатации [17]:

· упрощение разработки и модернизации ИС в результате специа­лизации групп проектировщиков по подсистемам;

· упрощение внедрения и поставки готовых подсистем в соответ­ствии с очередностью выполнения работ;

· упрощение эксплуатации ИС вследствие специализации работ­ников предметной области.

Обычно выделяют функциональные и обеспечивающие подсистемы. Однако в качестве третьей подсистемы можно выделить и организационную подсистему. в ее задачи входят:

· определение порядка разработки и внедрения ЭИС, ее организационной структуры, состава работников;

· регламентация процесса создания и эксплуатации ЭИС и пр.

Структура экономической информационной системы, с точки зрения деления ее на подсистемы, представлена на рис. 15.

 

Рис. 15. Деление ЭИС на подсистемы

Функциональные подсистемы

 

Функциональные подсистемы ИС (ФП ИС) – комплекс экономических задач с высокой степенью информационных обменов (связей) между задачами (некоторый процесс обработки информации с четко определенным множеством входной и выходной информации. Например, начисление сдельной заработной платы, учет прихода материалов, оформление заказа на закупку и т. д.

ФП ИС информационно обслуживают определенные виды деятельности экономической системы (предприятия), характерные для его структурных подразделений и (или) функций управления. Интеграция функциональных подсистем в единую систему достигается за счет создания и функционирования обеспечивающих подсистем, таких как:

· информационная;

· техническая;

· программная;

· математическая;

· лингвистическая.

Состав ФП во многом определяется особенностями экономической системы, ее отраслевой принадлежностью, формой собственности, размером, характером деятельности предприятия.

Функциональные подсистемы ИС могут строиться по различным принципам:

· предметному;

· функциональному;

· проблемному;

· смешанному (предметно-функциональному).

Предметный принцип использования ИС в хозяйственных процессах промышленного предприятия определяет подсистемы управления производственными и финансовыми ресурсами: материально-техни­че­ским снабжением; производством готовой продукции; персоналом; сбытом готовой продукции; финансами. При этом в подсистемах рассматривается решение задач на всех уровнях управления с обеспечением интеграции информационных потоков по вертикали.

Для реализации функций управления выделяют функциональные подсистемы, которые реализуются на различных уровнях управления и объединены в следующие контуры управления (маркетинг, производство, логистика, финансы):

· прогнозирование;

· нормирование;

· планирование (технико-экономическое и оперативное);

· учет;

· анализ;

· регулирование.

В качестве примера применения функционального подхода рассмотрим многопользовательский сетевой комплекс полной автоматизации корпорации «Галактика» (АО «Новый атлант»), предназначенный для автоматизации всего спектра финансово-хозяйственной деятельности средних и крупных предприятий. Комплекс «Галактика» может иметь различные конфигурации. Одной из наиболее важных конфигураций можно считать «Управление производственным предприятием». Данная конфигурация является комплексным решением, охватывающим основные контуры управления и учета на производственном предприятии, что позволяет организовать единую информационную систему для управления различными аспектами деятельности предприятия. Ниже приведен перечень контуров, составляющих данную ИС:

● Управление производством; ● Управление финансами; ● Управление складом (запасами); ● Управление продажами; ● Управление закупками; ● Управление отношениями с клиентами; ● Управление персоналом, включая расчет заработной платы.

Более подробно комплекс «Галактика» будет изучен в следующих частях пособия.

Проблемный принцип формирования подсистем отражает необходимость гибкого и оперативного принятия управленческих решений по отдельным проблемам в рамках СППР, например, решение задач бизнес-планирования, управления проектами. Такие подсистемы могут реализовываться в виде ЛИС, импортирующих данные из КИС (например, система бизнес-планирования на основе Project-Expert), или в виде специальных подсистем в рамках КИС (например, информационной системы руководителя).

На практике чаще всего применяется смешанный (предметно-функциональный) подход, согласно которому построение функциональной структуры ИС – это разделение ее на подсистемы по характеру хозяйственной деятельности, которое должно соответствовать структуре объекта и системе управления, а также выполняемым функциям управления (рис. 16).

 

Рис. 16. Структура функциональных подсистем ИС, выделенных по функционально-предметному принципу

 

Используя этот подход, можно выделить следующий типовой набор функциональных подсистем в общей структуре ИС предприятия.

По функциональному принципу:

· стратегическое развитие;

· технико-экономическое планирование;

· бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности.

По предметному принципу (подсистемы управления ресурсами):

· техническая подготовка производства;

· основное и вспомогательное производство;

· качество продукции;

· логистика;

· маркетинг;

· кадры.

Подсистемы, построенные по функциональному принципу, охватывают все виды хозяйственной деятельности предприятия (производство, снабжение, сбыт, персонал, финансы). Подсистемы, построенные по предметному принципу, относятся в основном к оперативному уровню управления ресурсами.

 

Обеспечивающие подсистемы

 

Обеспечивающие подсистемы являются общими для всей ИС независимо от конкретных функциональных подсистем, в которых применяются те или иные виды обеспечения. В работе [17] обеспечивающие и организационные подсистемы объединены в одну обеспечивающую подсистему. Обоснованием такого решения можно считать, что их составляющие обеспечивают реализацию целей и функций системы.

Состав обеспечивающих подсистем не зависит от выбранной предметной области и имеет (рис. 17):

● функциональную структуру;

● информационное обеспечение;

● математическое (алгоритмическое и программное) обеспечение;



● техническое обеспечение;

● организационное обеспечение;

● кадровое обеспечение,

а на стадии разработки ИС дополнительные обеспечения:

· правовое;

· лингвистическое;

· технологическое;

· методологическое;

· интерфейсы с внешними ИС.

 

Рис. 17. Обеспечивающие подсистемы ИС

 

В целом работу ИС в контуре управления (двойные стрелки согласно рис. 17) определяют ее функциональная структура и информационное обеспечение; поведение человека – организационное и кадровое; функции автомата – математическое и техническое обеспечение.

Функциональная структура (рис. 18) представляет собой перечень реализуемых ею функций (задач) и отражает их соподчиненность.

 

Рис. 18. Функциональная структура ИС: 1–6 – функции

 

Под функцией ИС понимается круг действия ИС, направленных на достижение частной цели управления.

Состав функций, реализуемых в ИС, регламентируется государственным стандартом и подразделяется на информационные и управляющие функции.

Информационные функции:

· централизованный контроль:

o 1 – измерение значений параметров;

o 2 – измерение их отклонений от заданных значений;

· вычислительные и логические операции:

o 3 – тестирование работоспособности ИС;

o 4 – подготовка и обмен информацией с другими системами;

· управляющие функции должны осуществлять:

o 5 – поиск и расчет рациональных режимов управления;

o 6 – реализацию заданных режимов управления.

Информационное обеспечение – это совокупность средств и методов построения информационной базы (рис. 19). Оно определяет способы и формы отображения состояния объекта управления в виде данных внутри ИС, документов, графиков и сигналов вне ИС. Информационное обеспечение подразделяют на внешнее и внутреннее.

 

Рис. 19. Информационное обеспечение ИС

Математическое обеспечение состоит из алгоритмического и программного (рис. 20).

 

Рис. 20. Математическое обеспечение ИС

Алгоритмическоеобеспечение представляет собой совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, используемых в системе для решения задач и обработки информации.

Программноеобеспечение состоит:

· из общего ПО (ОС, трансляторы, тесты и диагностика и др., т. е. все то, что обеспечивает работу аппаратных устройств);

· специального ПО (прикладное ПО, обеспечивающее автоматизацию процессов управления в заданной предметной области).

Техническоеобеспечение (рис. 21) состоит из устройств:

· измерения;

· преобразования;

· передачи;

· хранения;

· обработки;

· отображения;

· регистрации;

· ввода/вывода информации;

· исполнительных устройств.

 

Рис. 21. Техническое обеспечение ИС

 

Кадровоеобеспечение – это совокупность методов и средств по организации и проведению обучения персонала приемам работы с ИС.
Его целью является поддержание работоспособности ИС и возможности дальнейшего ее развития. Кадровое обеспечение включает в себя методики обучения, программы курсов и практических занятий, технические средства обучения и правила работы с ними и т. д.

Организационное обеспечение – это совокупность средств и ме­тодов организации производства и управления ими в условиях внедрения ИС.

Целью организационного обеспечения является: выбор и постановка задач управления, анализ системы управления и путей ее совершенствования, разработка решений по организации взаимодействия ИС и персонала, внедрение задач управления. Организационное обеспечение включает в себя методики проведения работ, требования к оформлению документов, должностные инструкции и т. д.

Это обеспечение является одной из важнейших подсистем ИС, от которой зависит успешная реализация целей и функций системы. В его состав входит четыре группы компонентов (рис. 22).

 

Рис. 22. Организационное обеспечение ИС

 

Важнейшие методические материалы первой группы, регламентирующие процесс создания и функционирования системы:

· общеотраслевые руководящие методические материалы по созданию ИС;

· типовые проектные решения;

· методические материалы по организации и проведению предпроектного обследования на предприятиях;

· методические материалы по вопросам создания и внедрения проектной документации.

Совокупность средств, необходимых для эффективного проектирования и функционирования ИС второйгруппы:

· комплексы задач управления, включая типовые пакеты прикладных программ;

· типовые структуры управления предприятием;

· унифицированные системы документов;

· общесистемные и отраслевые классификаторы и т. п.

Техническая документация третьейгруппы, получаемая в процессе обследования, проектирования и внедрения системы:

· технико-экономическое обоснование;

· техническое задание;

· технический и рабочий проекты и документы, оформляющие поэтапную сдачу системы в эксплуатацию).

Организационно-штатное расписание четвертойгруппы определяет в частности состав специалистов по функциональным подсистемам управления.

Правовое обеспечение предназначено для регламентации процесса создания и эксплуатации ИС, которая включает в себя совокупность юридических документов с констатацией регламентных отношений по формированию, хранению, обработке промежуточной и результирующей информации системы.

Лингвистическое обеспечение (ЛО) представляет собой совокуп­ность научно-технических терминов и других языковых средств, ис­пользуемых в информационных системах, а также правил формализации естественного языка, включающих в себя методы сжатия и раскрытия текстовой информации для повышения эффективности автоматизированной обработки информации.

Средства, входящие в подсистему ЛО (рис. 23), делятся на две группы:

· традиционные языки (естественные, математические, алгоритмические, языки моделирования);

· предназначенные для диалога с ЭВМ (информационно-поиско­вые, языки СУБД, операционных сред, входные языки пакетов прикладных программ).

 

 

Рис. 23. Состав лингвистического обеспечения ИС

Технологическое обеспечение (Electronic Data Processing – EDP) ИС соответствует разделению ИС на подсистемы по технологическим этапам обработки различных видов информации:

· первичной информации. этапы технологического процесса:

o сбора;

o передачи;

o накопления;

o хранения;

o обработки первичной информации;

o получения и выдачи результатной информации;

· организационно-распорядительной документации. этапы:

o получения входящей документации;

o передачи на исполнение;

o формирования и хранения дел;

o составления и размножения внутренних документов и отчетов;

· технологической документации и чертежей. Этапы:

o ввода в систему и актуализации шаблонов изделий;

o ввода исходных данных и формирования проектной документации для новых видов изделий;

o выдачи на плоттер чертежей;

o актуализации банка государственных и отраслевых стандартов, технических условий, нормативных данных;

o подготовки и выдачи технологической документации по новым видам изделий;

· баз данных и знаний. этапы:

o формирования баз данных и знаний;

o ввода и обработки запросов на поиск решения;

o выдачи варианта решения и объяснения к нему;

· научно-технической информации, ГОСТов и технических условий, правовых документов и дел. Этапы:

o формирования поисковых образов документов;

o формирования информационного фонда;

o ведения тезауруса справочника ключевых слов и их кодов;

o кодирования запроса на поиск;

o выполнения поиска и выдачи документа или адреса хранения документа.

Технологическое обеспечение развитых ИС включает в себя подсистемы:

· OLTP– оперативной обработки данных транзакционного типа, которая обеспечивает высокую скорость преобразования большого числа транзакций, ориентированных на фиксированные алгоритмы поиска и обработки информации БД;

· OLAP– оперативный анализ данных для поддержки принятия управленческого решения.

Технологии OLAP обеспечивают:

– анализ и моделирование данных в оперативном режиме;

– работу с предметно-ориентированными хранилищами данных;

– реализацию запросов произвольного вида;

– формирование системы знаний о предметной области и др.

За счет программного интерфейса Application Program Interface, API и доступа интерфейсы с внешними информационными системами (Interfaces) обеспечивают обмен данными, расширение функциональности приложений следующим объектам:

· объектам Microsoft Jet (БД, электронные таблицы, запросы, наборы записей и др.) в программах на языках Microsoft Access Basic, Microsoft Visual Basic – DAO (Data Access Object);

· реляционным БД под управлением WOSA (Microsoft Windows Open Standards Architecture) – ODBC (Open Database Connectivity);

· компонентной модели объектов – COM (Component Object Model), поддерживающей стандартный интерфейс доступа к объектам и методам обработки объектов независимо от их природы, местонахождения, структуры, языков программирования;

· локальным и удаленным объектам других приложений на основе технологии манипулирования Automation (OLE Automation), обеспечивающей взаимодействие сервера и клиента;

· объектам ActiveX (элементам управления OLE и OCX) для их включения в веб-приложения при сохранении сложного форматирования и анимации и др.

Информационная система поддерживает работу следующих категорий пользователей (User):

· конечные пользователи (End Users, Internal Users) – управленческий персонал, специалисты, технический персонал, которые по роду своей деятельности используют информационные технологии управления;

· администрация ИС, в том числе:

o конструктор или системный аналитик (Analyst) – обеспечивает управление эффективностью ИС, определяет перспективы развития ИС;

o администратор приложений (Application Administrator) – отвечает за формализацию информационных потребностей бизнес-приложений, управление эффективностью и развитием бизнес-приложений;

o администратор данных (Data Base Administrator) – осуществляет эксплуатацию и поддержание качественных характеристик ИБ (БД);

o администратор компьютерной сети (Network Administrator) – обеспечивает надежную работу сети, управляет санкционированным доступом пользователей, устанавливает защиту сетевых ресурсов;

· системные и прикладные программисты (System Programmers, Application Programmers) – осуществляют создание, сопровождение и модернизацию программного обеспечения ИС;

· технический персонал (Technicians) – обеспечивает обслуживание технических средств обработки данных;

· внешние пользователи (External Users) – потребители выходной информации ИС, контрагенты.

89.Организация поиска информации.

Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Просмотров 15224

Эта страница нарушает авторские права



allrefrs.ru - 2022 год. Все права принадлежат их авторам!