Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Функции, принципы, субъекты и объекты финансового менеджмента



Функции финансового менеджмента определяют формирование структуры управляющей системы. Различают два основных типа функций финансового менеджмента. 1. Функции объекта управления – организация денежного оборота, снабжение финансовыми средствами и инвестиционными инструментами (ценностями), снабжение основными и оборотными фондами (т. е. оборудованием, сырьем, материально-техническим обеспечением), организация финансовой работы и т. д. 2. Функции субъекта управления – общий вид деятельности, выражающий направление осуществления воздействия на отношение людей в хозяйственном процессе и в финансовой работе. Эти функции, т. е. конкретный вид управленческой деятельности, последовательно складываются из сбора, систематизации, передачи, хранения информации, выработки и принятия решения, преобразования его в команду. Кроме того, выделяют следующие функции. 1. Планирование играет существенную роль. Ведь чтобы дать команду, надо составить задание, программу действия, для чего разрабатываются планы финансовых мероприятий, получения доходов, эффективного использования финансовых ресурсов. Функция управления – финансовое планирование – охватывает весь комплекс мероприятий, как по выработке плановых заданий, так и по воплощению их в жизнь. 2. Прогнозирование (от греч. prognosis – предвидение) в финансовом менеджменте – разработка на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей. Прогнозирование в отличие от планирования не ставит задачу непосредственно осуществить на практике разработанные прогнозы. Эти прогнозы представляют собой предвидение соответствующих изменений. 3. Функция организации в финансовом менеджменте сводится к объединению людей, совместно реализующих финансовую программу на базе каких-то правил и процедур. К последним относятся создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка норм, нормативов, методик и т. п. 4. Регулирование (от лат. regulate – подчинение определенному порядку, правилу) в финансовом менеджменте – воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости финансовой системы в случае возникновения отклонения от заданных параметров. 5. Координация (лат. со – вместе, ordinatio – расположение в порядке) в финансовом менеджменте – согласованность работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и специалистов. Координация обеспечивает единство отношений объекта управления, субъекта управления, аппарата управления и отдельного работника. 6. Стимулирование в финансовом менеджменте выражается в побуждении работников финансовой службы к заинтересованности в результатах своего труда. Посредством стимулирования осуществляется управление распределением материальных и духовных ценностей в зависимости от количества и качества затраченного труда. 7. Контроль в финансовом менеджменте сводится к проверке организации финансовой работы, выполнения финансовых планов и т. п. Посредством контроля собирается информация об использовании финансовых средств и о финансовом состоянии объекта, вскрываются дополнительные резервы и возможности, вносятся изменения в финансовые программы, в организацию финансового менеджмента.

Как система управления финансовый менеджмент предполагает наличие субъекта и объекта управления. В качестве субъектов управления на предприятии могут выступать должностные лица финансовой службы либо работники, в компетенцию которых входит управление организацией денежного оборота предприятия. Финансовая деятельность может быть распределена между службами и исполнителями, находящимися на разных иерархических уровнях управления. Поскольку малый бизнес не предполагает глубокого разделения управленческих функций, в качестве субъектов финансового менеджмента могут выступать руководитель предприятия и бухгалтер.

На крупных предприятиях для управления финансами создаются самостоятельные подразделения — финансовые службы и дирекции. Финансовый директор (вице-президент по финансовым вопросам) — главный ответственный финансист. Функции субъекта финансового -управления могут быть также делегированы финансовому менеджеру, главному бухгалтеру, административному директору, руководителю финансово-сбытовой службы, казначею, другим уполномоченным. . Создание финансовой дирекции, определение круга ее задач и возможностей являются прерогативой высшего органа управления предприятия — совета директоров, наблюдательного совета и т.п.

Объектами управления в финансовом менеджменте являются денежные поступления и выплаты, составляющие денежный оборот предприятия. Управляемый денежный поток представляет замкнутый цикл притока и оттока средств предприятия, размеры которого зависят от объема продаж, величин дебиторской и кредиторской задолженности, необходимых запасов, структуры капитала, финансовых ресурсов и т.п. Потоки денежных средств предприятия имеют определенные источники: собственный капитал, заемные средства, другие пассивы. Направление использования средств предполагает создание различных активов.

Общий денежный оборот предприятия складывается в процессе движения средств, обслуживающих самые разнообразные хозяйственные операции. Все операции могут быть сгруппированы по основным направлениям экономической деятельности предприятия: текущей, инвестиционной и финансовой. Это означает, что организованное движение денежных средств в каждом конкретном случае призвано решать определенные задачи и общая результативность хозяйствования будет зависеть от успехов на каждом направлении деятельности. Конечно, результаты текущей деятельности во многом определяют возможности предприятия, но другие виды деятельности также могут содействовать преодолению возникающих финансовых затруднений.

Таким образом, объекты финансового управления представляют собой активы и пассивы (финансовые обязательства) предприятия, формирующиеся в процессе текущей деятельности, осуществления инвестиций.

При создании предприятия приоритетной задачей является определение размера средств, необходимых для финансирования вновь создаваемых активов. При этом решается задача оптимизации источников финансирования, формирование такой структуры, которая обеспечит необходимую финансовую устойчивость предприятия при низких значениях стоимости капитала. В дальнейшем собственные финансовые ресурсы будут определять возможности предприятия в решении стратегических задач. Основное внимание в управлении собственными финансовыми ресурсами должно быть уделено формированию чистой прибыли и амортизационным отчислениям. Но не только собственные источники обусловливают величину денежного потока, в немалой степени финансовая эффективность зависит от сочетания собственных и заемных средств в обороте. Это выдвигает перед финансовым менеджментом задачу определения общей потребности в заемных средствах, а также оптимизацию соотношения краткосрочной и долгосрочной задолженности.

Оборотные и внеоборотные активы являются сущностью любого предприятия. Выступая в качестве объектов финансового управления, они должны быть прежде всего определены в абсолютных значениях по своим видам, поскольку от этого зависят Масштабы деятельности самого предприятия, а также размеры и финансовая структура капитала. Вместе с тем принципиальные отличия кругооборота отдельных составных частей активов требуют различных подходов к управлению оборотными и внеоборотными активами. Определение продолжительности оборота отдельных видов оборотных активов создает предпосылки рационального управления запасами товарно-материальных ценностей, дебиторской задолженности и в целом оборотных средств.

В составе внеоборотных активов наибольший удельный вес занимают основные фонды. Управление этой частью активов предполагает анализ структуры и эффективности использования отдельных их видов, а также мероприятия по обеспечению текущего и капитального ремонта, своевременному обновлению, замене машин и оборудования.

Управление внеоборотными активами требует решения такой задачи, как управление реальными инвестициями. Для этого необходимо провести оценку инвестиционной привлекательности предлагаемых проектов, рассмотреть их эффективность с точки зрения будущих денежных потоков.

Особого внимания в финансовом менеджменте заслуживает деятельность предприятия на фондовом рынке. Формирование и оперативное управление портфелем ценных бумаг означают не только возможность получения дополнительных доходов, но и наличие рисков, характерных для этой деятельности. Выбор финансовых инструментов, формирование оптимальной структуры портфеля, позволяющей сбалансировать риск и доходность, — основные направления .управления этой частью активов предприятия. Риски сопровождают не только финансовую деятельность, они являются характерным фактором практически любого вида бизнеса, финансовое управление становится эффективным только тогда, когда определен перечень сопутствующих предприятию рисков, установлена их структура и возможные последствия наступления рисковых событий. Управление рисками означает также проведение превентивных мероприятий, минимизацию предполагаемых финансовых рисков, обеспечение страховой защиты за счет внутренних и внешних факторов.

Объекты финансового менеджмента — активы и пассивы предприятия тесно связаны между собой. Решение об осуществлении вложений в определенные активы предполагает наличие источников финансирования. Цена привлекаемых источников может быть разной, и это отразится на принимаемом решении. Собственные ресурсы в отличие от заемных не могут быть оценены с точки зрения платы за ресурсы, но могут использоваться достаточно эффективно при выборе варианта инвестирования. Таким образом, объекты финансового менеджмента находятся в постоянном взаимодействии и их взаимообусловленность ставит перед субъектом управления задачу разработки вариантов возможных действий, обеспечивая рациональную мобилизацию и использование средств. Вопрос: где взять средства и как с наибольшей выгодой ими распорядиться, никогда не будет иметь однозначного ответа. Поиск альтернатив, наиболее удачных вариантов решения — искусство финансового менеджера.

Принципы финансового менеджмента (условно их 7) рас-сматриваются в других главах учебника. Концентрируя их здесь, мы сэкономим время и приступим к другим разделам курса со знанием превентивных понятий и закономерностей финансового менеджмента.
Принцип «время — деньги» реализуется в двух аспектах.
Со временем деньги теряют (или увеличивают) свою ценность из-за инфляции (дефляции), изменения рыночной конъюнктуры и других факторов. Мы учитываем его в процессе дисконтирования и индексации доходов и расходов.
Чем быстрее товарный и денежный оборот, тем больше экономия денег или мобилизация (высвобождение) финансовых ресурсов. И наоборот, замедление оборачиваемости влечет убытки или иммобилизацию (дополнительное вложение) денег.
Принцип соотношения доходности и риска. Жесткое правило гласит: чем выше доходность, тем выше риск потери доходов.
Принцип «финансового рычага», характеризующий соотношение собственных и заемных источников, гласит: чем больше доля заемных средств, тем выше эффект финансового рычага, но тем меньше надежность и финансовая устойчивость предприятия. Эффект финансового рычага зависит не только от доли, но и от цены заемных средств, т.е. процента за кредит. Последний, как правило, должен быть меньше нормы прибыли на собственный капитал. В итоге эффект финансового рычага составит разницу в уровне рентабельности собственных средств в варианте привлечения или отсутствия кредита.
Принцип действия производственного, или «операционного, рычага» и соответственно — эффекта этого рычага связан с соотношением условно-постоянных и переменных затрат, прежде всего в составе коммерческой себестоимости.

Положительный эффект операционного рычага возникает только при росте объема производства за счет экстенсивного фактора, равного экономии от относительного снижения условно-постоянных затрат. К примеру, 5%-й рост объема производства повлечет примерно 7—8%-й рост прибыли только за счет названного фактора. При аналогичном 5%-м падении объема снижение прибыли будет, очевидно, еще более значительным, чем 8%: тут срабатывает практическая невозможность пропорционально сократить некоторые переменные затраты, скажем, зарплату сдельщиков.
Здесь же отметим, что названная закономерность обусловила все негативные последствия падения объема и соответственно еще более резкого падения эффективности российской экономики. Мораль: в большом котле больше навар.
Принцип страхования рисков путем резервирования относится и к доходам, и к расходам. Чтобы вскрыть резервы (получить доход), надо сначала их скрыть (предусмотреть расход или «заморозить» известную часть доходов).
К примеру: планирование гарантийных страховых запасов при расчете оборотных средств или резервирование залога при кредитовании, регламентация, государством валютных резервов или обязательный резерв акционерного общества на случай затруднений с выплатой дивидендов, процентов или паев акционерам-собственникам. Последние формируются в определенном проценте уставного капитала, например для акционерных обществ — 15%: Сегодня финансовое законодательство разрешает и предписывает формирование отраслевых резервов за счет себестоимости в пределах 1,5% объема реализации. Эти резервы имеют научно-техническую направленность.

Современное технически сложное производство порой требует резервирования средств для ремонта, модернизации или иных инициативных расходов. Но здесь все зависит от решений финансового менеджера.
Следующий принцип связан с сущностью и оценкой финансовых ресурсов. Назовем его принципом «цены капитала», или принципом «финансового магнита», подбирающего и притягиваю-щего все денежные источники. В самом деле, деньги можно собрать из разных источников, слить в денежный поток, часть которого авансировать в производство или торговый оборот для получения прибыли, и именовать капиталом.
Однако деньги из разных источников имеют различную «цену»: цена кредита — это процент, цена акционерного капитала — дивиденд, цена прибыли — налог, и так далее. Позтому финансовый менеджер должен уметь определять цену капитала и методы его расширения и удешевления.
Принцип «перманентного балансирования доходов и расходов» с непреложностью действует и в перспективном, и в текущем, и, главное, в оперативном планировании, а также в реализации планово-прогнозных балансов. Его проявление состоит в финансовом обеспечении всех расходов и платежей — по суммам и срокам. «Золотое банковское правило» гласит: получение и использование средств должно происходить в установленные сроки. Это значит, что финансовый менеджер постоянно осуществляет контроль дохо- дои и расходов, стремясь не только не допускать дефицита доходов, но и стимулировать рост доходов.


Просмотров 838

Эта страница нарушает авторские права



allrefrs.ru - 2023 год. Все права принадлежат их авторам!