Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Производственно-финансовый потенциал муниципального образования



Формирование и использование финансового потенциала зависит не только от наличия финансовых ресурсов, но и от их способности участвовать в развитии процесса воспроизводства и в удовлетворении социально-экономических потребностей граждан. Говоря иными словами, финансовый потенциал территории представляет собой совокупную способность финансовых ресурсов достигать реального социального и экономического эффекта развития определенной территории. Данного эффекта, возможно, достичь лишь при условии максимального вовлечения и оптимального использования всех имеющихся ресурсов.

Однако способность финансовых ресурсов участвовать в развитии территории, а также в удовлетворении социально-экономических потребностей граждан не всегда может быть реализована, что дает основание говорить об используемом и неиспользуемом финансовом потенциале. Соответственно те финансовые ресурсы, которые обеспечивают достижение указанных целей, можно отождествить с используемой (реализованной) частью финансового потенциала. В свою очередь, нереализованный финансовый потенциал — это та часть ресурсов, которая на определенный момент времени не вовлечена в экономический оборот и не служит целям развития территории муниципального образования.

Все источники формирования финансового потенциала муниципальных образований можно разделить на две большие группы: централизованные и децентрализованные.

Финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении местных органов власти, относятся к категории централизованных источников формирования финансового потенциала муниципальных образований.

При этом следует учитывать, что не все финансовые ресурсы, мобилизуемые в пределах территории муниципального образования, остаются в распоряжении органов местного самоуправления. Часть из них является доходами других уровней бюджетной системы страны и подлежит передаче в распоряжение других субъектов (в распоряжение федеральных и региональных органов власти, органов управления внебюджетными фондами). Из состава источников формирования финансового потенциала муниципальных образований данные ресурсы исключать нельзя, поскольку они наряду со средствами, поступающими в распоряжение местных органов власти, раскрывают потенциальные возможности муниципальных образований по мобилизации всех видов доходных источников независимо от сложившейся в стране практики их межбюджетного распределения.

Финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, выступая децентрализованным видом финансовых ресурсов, образуются за счет денежных средств коммерческих и некоммерческих организаций. Их роль в формировании финансового потенциала муниципальных образований определяется тремя основными факторами:



во-первых, участием их в качестве источника реинвестирования средств для развития процесса расширенного воспроизводства, создания новых рабочих мест, удовлетворения повседневных потребностей граждан;

во-вторых, вовлечением в софинансирование отдельных вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования;

в-третьих, участием в формировании налогооблагаемой базы и пополнении доходной части местных бюджетов.

Особое место в деле формирования финансового потенциала муниципальных образований занимают финансовые ресурсы населения. Данный вид децентрализованных финансовых ресурсов участвует в обеспечении развития экономических процессов денежными средствами, которые формируются у населения в результате первичного распределения национального дохода плата работников производственной сферы, доходы от предпринимательской деятельности) или в результате перераспределительных процессов в обществе (например, пособия, заработная плата работников бюджетной сферы).

Методологические аспекты оценки финансового потенциала муниципальных образований. Количественная оценка показателя финансового потенциала как одного из критериев, подлежащих обязательному учету при определении размера и состава территорий муниципальных образований, помогает обеспечить решение трех основных задач:

1) способствует определению дополнительных резервов и возможностей их использования для увеличения доходных источников, которые могут служить целям комплексного социально-экономического развития муниципальных образований;



2) дает оценку предпосылкам развития территорий, выявить их возможности по удовлетворению социально-экономических потребностей граждан, проживающих в границах муниципальных образований;

3) определяет степень использования имеющихся ресурсов для достижения необходимого социального и экономического эффекта развития данной территории.

При составлении методики оценки финансового потенциала муниципальных образований можно взять за основу схему построения сводного финансового баланса. Последний отражает совокупный объем финансовых ресурсов, созданных, привлеченных и используемых на цели развития той или иной территории.

количественная оценка финансового потенциала, муниципальных образований может проводиться по следующей формуле:

ФП = НП + НД + ПрСр + А+ П, где НП — налоговый потенциал; НД — неналоговые доходы; ПрСр — привлеченные средства (за исключением заемных средств, а также безвозмездных перечислений со стороны других органов власти); А — амортизационные отчисления; П — прибыль хозяйствующих субъектов.

Составной частью финансового потенциала муниципальных образований является показатель налогового потенциала.

Метод оценки налогового потенциала должен базироваться на анализе структуры и размера налоговых баз.

Наиболее подходящим методом, позволяющим вскрыть специфические особенности формирования и размещения налоговых баз, является аддитивный метод оценки налогового потенциала.

Аддитивный метод оценки налогового потенциала позволяет оценить возможности территории генерировать налоговые доходы в условиях действующего законодательства с учетом трех факторов:

величины налоговых баз;

уровня ставок налогообложения;

размера налоговых льгот.

Формула расчета налогового потенциала по отдельному виду налога может быть представлена в следующем виде:

НПi=НБi*Ni*Kin

где НПi- налоговый потенциал территории по налогу; НБi- налоговая база по налогу; Ni- общая ставка налога; Kin- коэффициент льгот по налогу рассчитываемый как соотношение величины налогооблагаемой базы по налогу i к общей величине налоговой базы по данному виду налога.

Размер налогооблагаемой базы определяется как разница между величиной налоговой базы и суммой льгот, рассчитанной в соответствии с правовыми актами в сфере налогообложения.

До сих пор в Российской Федерации не разработана и законодательно не утверждена единая методика оценки финансового потенциала муниципальных образований. В настоящее время данный показатель практически не используется органами власти ни в сфере социально-экономического прогнозирования, ни в области бюджетного планирования территорий муниципальных образований.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!