Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Индивидуальное предупреждение преступлений: понятие, виды и методы



Индивидуальное предупреждение преступленийэто, преж­де всего, воздействие на тех лиц, от которых можно ожидать со­вершения преступлений, а также на окружающую их социальную среду. Данный вид деятельности представляет собой целенаправ­ленную работу с конкретным человеком и его ближайшим окру­жением.

Если рассматривать деятельность по индивидуальному предупреждению преступлений в содержательном аспекте, то она будет разнообразной, в зависимости от характеристики объекта предупредительного воздействия. Поэтому с позиции генезиса личности преступника, от которого зависит такая характеристика, ИПП можно разделить на несколько видов (или стадий):

— ранее предупреждение;

— непосредственное предупреждение;

— пенитенциарное предупреждение;

— постпенитенциарное предупреждение.

Первый вид ИПП осуществляется в отношении объектов, на­ходящихся на начальном этапе криминализации (предкриминальная личность). В этот период лица совершают различные антиобществен­ные поступки и правонарушения непреступного характера, образу­ющие в целом своеобразный вид антиобщественной деятельности. Основная цель предупредительной деятельности состоит в блоки­ровании негативного развития личности. Условно этот тип можно именовать ранней индивидуальной профилактикой преступлений (допреступной профилактикой).

Второй вид ИПП проводится в отношении лиц, совершивших или совершающих преступление (криминальная личность). Субъек­тами этого вида предупреждения могут быть, например, следователи, оперативные и иные сотрудники органов внутренних дел, судьи. Цель предупредительной деятельности состоит в том, чтобы склонить лицо к отказу от совершения преступления или пресечь его на стадии при­готовления или покушения,10 а в случае совершения преступления спо­собствовать формированию у лица чувства раскаяния от содеянного, желания загладить причиненный вред и способствовать раскрытию преступления. В определенных случаях уголовный закон стимули­рует исправление личности, предусматривая при положительных результатах дополнительные меры (ст. 75, 76, 80.1 УК РФ). В даль­нейшем целью предупредительной деятельности становится устра­нение обстоятельств, способствовавших совершению конкретного преступления. Условно этот вид ИПП можно назвать судебно-следственным.

Третий вид ИПП охватывает лиц, совершивших преступление и подлежащих различным мерам уголовно-правового воздействия (посткриминальная личность). На этом этапе предупреждению под­лежат как осужденные лица, так и освобожденные от уголовной от­ветственности или от уголовного наказания. Его субъектами явля­ются, во-первых, уголовно-исполнительные учреждения, решающие задачу исправления и перевоспитания; во-вторых, соответствующие государственные и государственно-общественные органы и органи­зации при освобождении лица от реального исполнения уголовного наказания (условное осуждение, условно-досрочное освобождение от отбывания наказания, принудительные меры воспитательного воздействия и др.). Этот этап профилактики условно можно назвать пенитенциарным.



Четвертый вид ИПП охватывает лиц, отбывших уголовное на­казание, но подлежащих надзору с целью предупреждения рецидива (посткриминальная личность). Условно его можно назвать постпенитенциарным. Этот вид ИПП заключается в ресоциализации личности с остаточными элементами негативной направленности.

Объекты и содержание индивидуального предупреждения преступлений

В детализированном виде объектами индивидуального предупре­ждения преступного поведения являются:

- антиобщественное поведение и образ жизни лица, соверше­ние преступлений которым достаточно вероятно;

- криминологически значимые личностные характеристики че­ловека, определяющие деформацию его поведения;

- криминологически значимые психофизиологические особен­ности (в меру их подверженности исправлению, изменению, ле­чению)1;

- непосредственные условия неблагоприятного формирования и жизнедеятельности личности в бытовом окружении (прежде всего в семье), в сферах труда, учебы, досуга, в иных микросоци­альных группах, в первую очередь антиобщественной направлен­ности, а также неблагополучные условия индивидуального бы­тия;

- элементы неблагоприятной жизненной ситуации, которые объективно имеют криминогенный характер и существуют доста­точно продолжительное время.



Здесь имеются в виду криминологически значимые особенности личности, которые в конкретной жизненной ситуации могут сыграть роль условий, способствующих совершению преступления. К таким осо­бенностям могут быть отнесены не исключающие вменяемости анома­лии в психике, отклонения в сексуальном поведении и т. п.

- Личность — важное звено в причинной цепочке преступного по­ведения. Предупредительное воздействие направляется на нее с уче­том взаимодействия личности с социальной средой.

Целью индивидуального предупреждения является позитивная коррекция личности, влекущая изменение ее поведения от анти­общественного к законопослушному.

В целях обеспечения эффективности индивидуального преду­преждения преступного поведения важно соблюдать следующие основные требования.

Законность. Индивидуальное предупреждение строится на ос­нове строгого соблюдения законодательства, прав, свобод, закон­ных интересов граждан. Последние ограничиваются только в той мере, в какой это допускается законом.

Последовательность. Индивидуальное воздействие должно оказываться таким образом, чтобы его интенсивность нарастала или убывала последовательно в зависимости от результатов. Вначале используются такие меры, как профилактиче­ские беседы, оказание помощи в бытовом и трудовом устройстве, организация досуга, нейтрализация влияния отрицательной мик­росреды. Если это не дает результатов, то используется влияние родственников, других лиц, организуется посещение лиц по мес­ту жительства, учебы, работы. В предусмотренных законом слу­чаях готовятся материалы для ограничения дееспособности, ли­шения родительских прав и др.

Реальность. Меры воздействия должны объективно соответствовать возможностям их реализации. Например, в ряде случаев достаточно сложно осуществить такую меру, как трудовое уст­ройство лиц, освобожденных из мест лишения свободы. В этих условиях вопросы трудоустройства могут решаться органами вла­сти и местного самоуправления путем экономического стимули­рования (снижение процента отчисления от прибыли в местный бюджет и т. п.) предприятий, которые принимают освобожден­ных на работу.

Своевременность. Несвоевременное выявление и принятие мер воздействия к правонарушителям и их окружению влекут форми­рование привычки к антиобщественному поведению, значитель­но увеличивают вероятность совершения лицом преступления. Исследования показывают, что две трети семей, которые были явно неблагополучными и членами которых были несовершенно­летние правонарушители, до момента совершения преступления оставались вне поля зрения правоохранительных органов.

Можно выделить следующие методы индивидуального преду­предительного воздействия на человека: убеждение, оказание по­мощи, принуждение.

Метод убеждения — это комплекс воспитательных, разъясни­тельных мероприятий, осуществляемых в целях изменения анти­общественной направленности личности и закрепления ее поло­жительной социальной ориентации. Убеждение применяется для преодоления или нейтрализации основных антиобщественных ориентации, которые могут привести к совершению преступле­ний.

Основными формами реализации метода убеждения являются: индивидуальные и коллективные беседы, обсуждение поведения лица, установление над ним индивидуального и коллективного шефства, стимулирование участия в общественно полезной дея­тельности и т. п.

В процессе реализации методов убеждения применяются раз­нообразные психологические и педагогические приемы воздействия на сознание, чувства и волю правонарушителя. На практике положительно себя зарекомендовали беседы. В индивидуальном предупреждении преступного поведения используются беседы трех видов: ознакомительная, предупредительная и воспитатель­ная.

Ознакомительная беседа — ответственное мероприятие, от со­держания и результатов которого во многом зависит ход дальней­шей воспитательной работы. Психологическая атмосфера такой беседы, ее тон должны отражать общую линию индивидуальной работы — сочетание доброжелательности, заинтересованности в судьбе человека с требовательностью к нему, его поведению. Чтобы эта беседа была предметной и эффективной, необходимо собрать как можно больше информации о самом лице, его пове­дении, окружении, связях и т. п.

Предупредительная беседа проводится либо при наличии фак­тов антиобщественного поведения лица, взятого на профилакти­ческий учет, либо без каких-либо внешних поводов, в порядке повседневной работы. Предупредительная беседа наряду с глав­ной ее целью — оказанием непосредственного воспитательного воздействия — преследует задачу контроля за поведением поду­четного, а также используется для информационного обеспече­ния индивидуального предупреждения преступного поведения.

Воспитательная беседа по цели, основному содержанию, спо­собам воздействия близка предупредительной беседе. Пути воз­действия на сознание, чувства и волю, используемые в ходе преду­предительных и воспитательных бесед, во многом сходны. Однако воспитательные беседы проводятся, как правило, в неофициаль­ной обстановке, чаще — представителями общественности по месту жительства, учебы или работы лица, в отношении которого реализуется данная мера.

Наряду с беседой к числу основных организационно-тактиче­ских форм непосредственного воспитательного воздействия отно­сится вовлечение лиц в социально полезные занятия трудового, общественного, спортивного, самодеятельного и иного характера.

Метод оказания помощиявляется, как правило, одним из са­мых эффективных в деятельности по предупреждению преступ­лений. Он касается трудового устройства, улучшения бытовых условий, направления на учебу, организации досуга, установления социально полезных контактов, планирования денежных расходов, выбора жизненных целей и т. д.

Наибольшую значимость представляют первые два вида ока­зания помощи, особенно для лиц, освобожденных от отбывания наказания. Регламентация этой работы осуществляется в специ­альных нормативных актах. Когда применение указанных мер затруднено, для их реализации необходимо использовать возмож­ности церкви, спонсоров, различных фондов, службы социаль­ной защиты населения, центров социальной реабилитации, домов ночного пребывания и других подобных структур.

Меры помощи реализуются также путем оказания воздейст­вия на социальную микросреду лица, с которым ведется работа. Отрицательные источники могут быть во всех сферах микросре­ды: в семье, в школе, трудовом коллективе. Для исключения от­рицательного влияния с субъектами такого влияния проводится индивидуально-профилактическая работа (беседы, предупрежде­ние, принуждение); лицо, с которым ведется работа, переводится в другой класс, школу, трудовой коллектив; отрицательное влия­ние нейтрализуется более сильным воздействием, развенчивани­ем носителя вредного, разлагающего влияния и т. д.

Метод принуждения является одним из основных в деятельно­сти правоохранительных органов, и прежде всего милиции. Осно­ванный исключительно на законе, этот метод дает возможность не допустить противоправную деятельность лиц, находящихся под контролем, защитить граждан от их противоправных посяга­тельств. Ранее этому методу уделялось недостаточно внимания, поскольку декларировалась обязанность правоохранительных ор­ганов использовать в основном методы убеждения и помощи. Од­нако превентивная функция в данном случае выходила за преде­лы обязанностей сотрудников этих органов, подменяя и дублируя предупредительную работу других субъектов предупреждения преступлений. Кроме того, правоохранительные органы не обла­дали, да и не обладают необходимыми возможностями для реали­зации в полной мере убеждения, а особенно помощи.

Метод принуждения реализуется путем применения различ­ных по своей юридической природе, содержанию и направленно­сти мер воздействия. Однако данные меры должны регламенти­роваться соответствующими правовыми нормами различных от­раслей права — гражданского, семейного, административного и т. д. К основным мерам, имеющим предупредительное значе­ние и наиболее часто применяемым правоохранительными орга­нами, относятся следующие:

- административный арест и административное задержание для предотвращения антиобщественного поведения лица и защиты граждан, членов семьи от противоправных посягательств;

- штраф, реализующий материальную ответственность лица за его антиобщественные проступки и призванный предупредить более серьезные правонарушения;

- принудительное лечение пьяниц и наркоманов, наряду с ме­дицинскими целями преследующее цель уберечь лицо от даль­нейшей деградации, от совершения преступления на почве этих пагубных пристрастий;

- контроль за исполнением ограничений, определенных судом в отношении лиц соответствующих категорий.

Наложение и ужесточение ограничений позволяют установить барьеры на пути их противоправной деятельности, способствуют социализации личности. Возложение на лицо обязанности прибы­вать периодически в специализированный орган для регистрации лишает его возможности вести антиобщественный образ жизни.

К уголовно-правовым мерам индивидуального предупрежде­ния преступного поведения можно отнести привлечение к ответ­ственности лиц по статьям Уголовного кодекса с так называемой двойной превенцией (угроза убийством или причинением тяжко­го вреда здоровью — ст. 119 УК РФ; вовлечение несовершенно­летнего в совершение преступлений или антиобщественных дей­ствий — ст. 150 и 151; незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение или ношение оружия, его основных частей, боеприпа­сов, взрывчатых веществ и взрывных устройств — ст. 222; и т. п.).


Заключение

 

В заключение важно еще раз отметить, что предупреждение преступности — это всегда творческая деятельность, которая должна носить не умозрительный, волюнтаристский, а научно обоснованный характер, вытекать из результатов исследований преступности, ее детерминации и причинности, результатов борьбы с ней в конкретных условиях.

Предупреждение преступности нужно рассма­тривать:

во-первых, как важное средство социального регулирова­ния общественных отношений;

во-вторых, как систему социальных, экономических, идеологических, организационно-правовых и пси­холого-педагогических мер;

в-третьих, как сочетание различных уровней предупредительной деятельности, осуществляемой неодно­родными субъектами.

Органы внутренних дел играют особенно большую роль в профилактике преступлений и других правонарушений. Их профилактическая деятельность представляет собой подсистему профилактики антиобщественного поведения вообще и рассматривается в системе профилактики в целом. Именно в области профилактики преступного и иного антиобщественного поведения с наибольшей полнотой раскрываются социальные функции органов внутренних дел, их активное участие в решении данной общесоциальной задачи. На органы внутренних дел возложены ответственные функции, выполнение которых невозможно без широкого государственного подхода к вопросам социальной жизни. Профилактическую деятельность этих органов нельзя, таким образом, рассматривать в отрыве от целенаправленной деятельности государства по предупреждению преступности как явления. Отсюда - основные направления их работы.

 

 


Общий список литературы

1. Криминология: учебник для вузов / под общ. ред. А. И. Долговой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008.

2. Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – 3-е изд., перераб. доп. – М.: Юрист, 2007.

3. Криминология: Учебник для ВУЗов под ред. Г.А. Аванесова //М., Юнити, 2005г.

4. Посаженникова Ю. Н. Социальная поддержка молодежи как метод пропаганды здорового образа жизни и превентивный аспект преступности несовершеннолетних / Ю. Н. Посаженникова// Региональная преступность: состояние, проблемы и перспективы борьбы : материалы международ. конф. 6-7 дек. 2007 г. - Курск, 2008. - Вып. 9 . - С. 191-192.

5. Ефимова Е. О. Исторические аспекты и международный опыт предупреждения подростковой преступности / Е. О. Ефимова// Региональная преступность: состояние, проблемы и перспективы борьбы : материалы международ. конф. 6-7 дек. 2007 г. - Курск, 2008. - Вып. 9 . - С. 128-130.

6. Лукьянчиков В. В. Профилактика преступности и пути повышения эффективности деятельности правоохранительных органов / В. В. Лукьянчиков// Региональная преступность: состояние, проблемы и перспективы борьбы : материалы международ. конф. 6-7 дек. 2007 г. - Курск, 2008. - Вып. 9 . - С. 71-74.

7. Желудков М. А. Вопросы социальной адаптации бывших осужденных в проблематике современного предупреждения преступности / М. А. Желудков// Региональная преступность: состояние, проблемы и перспективы борьбы : материалы международ. конф. 6-7 дек. 2007 г. - Курск, 2008. - Вып. 9 . - С. 56-59.

8. Тарубаров В. В. Преступления, совершаемые в общественных местах, как часть общей преступности: Состояние, тенденции и вопросы предупрежедения / В. В. Тарубаров// Закон и право. - 2008. - № 11. - С. 76-79.

9. Конькова Т. Ю. Постпенитенциарная профилактика правонарушений - дело общее / Т. Ю. Конькова// Государственная система профилактики правонарушений: современное состояние и перспективы развития. - М., 2008. - С. 507-518.

10. Сулейманова С. Т. К вопросу о предупреждении подростковой преступности / С. Т. Сулейманова// Государственная система профилактики правонарушений: современное состояние и перспективы развития. - М., 2008. - С. 335-343.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!