![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Построение реляционной модели
Введение. Информационная система (ИС) – это система, предназначенная для предоставления информации. Функции: 1)выдача информации 2)сбор информации 3)обработка информации 4)хранение информации 5)передача информации 6)управление другими объектами Классификация ИС: 1)по структурированности задачи решаемой в рамках ИС -структурируемые(фармализуемые) задачи – задачи, которые можно описать на формальном языке и для них известен алгоритм решения. Например: расчет з.п. -неструктурируемые(не формализуемые) задачи – задачи, которые не возможно(пока невозможно) описать, построить алгоритм решения, найти результат. -частично структурируемые задачи – наполовину задачу можно решить. 2)по уровню управления *оперативный уровень – решаются задачи по сбору информации и простейшей(начальной ) обработки данных(исполнители, операторы) **функциональный уровень управления · Принимаются решения · Решаются задачи, которые создаются на оперативном уровне · Принимаются отчеты о результате решения (менеджеры среднего звена и специалисты) ***стратегический уровень – перспективы развития предприятия (менеджеры высшего звена)
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 1- производство 2- финансы 3- маркетинг 4- кадры *сбор информации **агрегированная информация ***ещё более агрегированная информация и недостаточно внутренней, нужна внешняя информация.
Пример: Универ 1ур. Поступили: ФИО, №гр., … Деканат: дисциплины, часы, … Экзамен: оценка студента. 2ур. Составление расписания. Успеваемость -> стипендия 3ур.Открыть ещё один факультет(внешняя информация) 3) по характеру использования информации Ø Поисковые системы – выдача информации. Функции: хранение, выдача данных. Ø Вычислительные – для выполнения сложных расчетов. Например, з.п. Ø Управляющая - система, которая управляет др. объектами. Функции: сбор данных. Ø Учет, автоматизация и поддержка приятия решений. Функции: ввод, сбор данных. Жизненный цикл ИС. Начало – идея о необходимости ИС. Конец – утилизация ИС. Этапы жизненного цикла ИС: 1) Анализ требований 2) Проектирование 3) Реализация и тестирование 4) Внедрение 5) Эксплуатация и сопровождение Жизненный цикл может быть разным в зависимости от ИС.
1) Каскадная 2)
3) Спиральная
Этап Анализа. Определить назначение ИС. Сформулировать требования к ИС. ð Получить документ – «Техническое задание» · Подробно изучить предметную область · Изучить все процессы (информационные) 1) Результатом всех действий должна быть информационная работоспособная система 2) ИС должна обеспечивать поддержку бизнес-процессов в информационной области, повышать эффективность. 3) недрение ИС приведет к реорганизации бизнес-процессов предметной области. 4) Ответственность за конечный результат в равной степени распределяется между заказчиком и разработчиком. Для описания бизнес-процессов используется методология IDEF 0 для описания функций любой системы. Описание в виде диаграмм, имеющих иерархическую структуру. A-0 описывает предметную область в целом.
Диаграмма содержит описание функций в виде блоков(функциональный блок) Содержание -> зависит от того, к какой стороне прикрепляются. То что поступает на вход(слева) – ресурсы для выполнения функций. Выход(справа) – результат выполнения функций. Сверху – управление-то что регламентирует выполнение функций. Снизу – механизмы(ресурсы) – с помощью чего выполняется. На диаграмме как правило от 2 до 6 блоков. -> соединенные с границей – граничные. Диаграмма – это не описание алгоритма. Каждая функция рассматривается отдельно.
Требования к ИС. -выявить -документально оформить 1. Функции ИС 2. Технические требования к аппаратной части. 3. Требования к внешним интерфейсам. 4.Эргонамические требования(требования, связанные с интерфейсом пользователя) Какие действия в автоматиз. режиме, а какие вручную. 5. Проектные ограничения (требования к стандартам при разработке, ГОСТ стандарты, ведомственные стандарты, языки разработки, используемые среды разработки, сроки разработки ИС) 6.Требования к квалификации разработчика 7. Требования безопасности(касающиеся эксплуатации) 8.Требования к защите данных 9.Требования к документации пользователя(какие должны быть разработаны документы) 10.Требования к сопровождению. 11.Требования к квалификации пользователя. 12.Кому предоставлены права на разработку. 13.Требования по вводу в действие и приемке ИС 14.Коммерческие требования. Основной документ – техническое задание. Структура содержания описывается ГОСТом.
1. Общие сведения 1.1 Наименование системы (полное и краткое наименование) 1.2 Документ, на основании которого производится разработка(чаще всего договор между заказчиком и исполнителем) 1.3 Описание заказчика(наим., адрес) разрабочика (наименование, адрес) 1.4 Сроки начала и окончания работы 1.5 Порядок оформления и предъявления заказчику системы(как передать систему) 2 Назначения и цели создания системы 2.1 Назначение (для чего предназначена система). Система предназначена для автоматизации рабочего места Д.А. 2.2 Цели: повышение эффективности деятельности Д.А. за счет автоматизации 3 Характеристика объекта автоматизации 3.1 Краткие сведения об объекте автоматизации(описание предметной области) 3.2 Условия эксплуатации объекта автоматизации(офисное помещение) 4 Требования к системе 4.1 Требования к системе в целом 4.1.1 Требование к структуре системы. Одна цельная система не разделяющаяся на части. Если частей несколько, то описываем как они взаимодействуют. Формат обмена. Режимы обмена. 4.1.2 Требования к режимам функционирования системы. Режим опытной эксплуатации\режим диагностики\режим использования. (В нормальном режиме система должна работать 24 часа в сутки 365 дней в году) 4.1.3 Требования по диагностированию(как должна реагировать система в случае аварийной ситуации). Сохранять данные\идентифицировать аварийную ситуацию. 4.1.4 Перспективы развития системы. Маштабирование\добавление новых модулей\увеличение объема памяти. 4.1.5 Численность и квалификация персонала (кто будет пользователем системы). Может быть отдельно вынесен пользователь администратор. Одновременно должны работать 2 пользователя. Требования к квалификации персонала: Д.А. – начальные навыки работы с компьютером. С.А.-администрирование сервера, администрирование СУБД, навыки установки, обслуживания аппаратной и программной части. Режим работы персонала. 4.1.6 Требования надежности. Одновременная работа минимум 3х пользователей\максимальное время реакции системы 5 секунд. 4.1.7 Аварийные ситуации. Отключили свет\отказ аппаратного обечпечения\отказ программного обеспечения. Система должна восстанавливать работоспособность. 4.1.8 Требования к безопасности 4.1.9 Требования к эргономике. Удобство пользователя к работе в системе. Графический интерфейс\работа осуществляется в интерактивном режиме\ориентирована преимущественно на использование мыши, но использует клавиатуру\используются стандартные функциональные клавиши\все экранные формы однотипны 4.1.10 Требования к защите информации от несанкционированного доступа, авторизация пользователя(смена пароля). 4.1.11 Требования к шифрованию 4.1.12 Требования к потенциальной частоте (регистрация проги, права) 4.1.13 Требования по стандартизации, описание предметной области на IDEF 0 4.2 Требования к функциям ведение = ввод, редактирование, удаление, поиск, сортировка ведение карт брони ведение карт визитов ведение счетов ведение отчетов ведение черного списка поиск свободных мест регистрация доп. услуг в карту визита автоматический перенос из карт брони в карты визита просмотр текущего состояния просмотр занятости гостиницы, занятости по этажам, использование светофоров для состояния номера автоматическая проверка просроченных карт брони подготовка аналитических материалов регистрация пользователя ведение справочника Справочная информация – нужна для работы, но меняется редко. (справочник номеров, категорий, услуг) Настройка системы Архивирование информации 4.3 Требования к видам обеспечения 4.3.1 Математическое обеспечение (по каким формулам, матем. выражениям выполняется работа), какая будет использоваться модель, какой способ решения. 4.3.2 Информационное обеспечение (как хранятся данные). БД реализованное реляционной моделью, доступ к данным с помощью языка SQL, защита данных средствами СУБД 4.3.3 Лингвистическое обеспечение.(требования к языку интерфейса) Интерфейс пользователя должен быть реализован на русском языке. Методики для описания предметной области, описание БД, Описание структуры данных с помощью ER диаграмм. 4.3.4 Программное обеспечение Для OS Windows БД будет работать с Microsoft SQL Server 4.3.5 Техническое задание Не менее 3х ПК, сервер для БД… 4.3.6 Метрологическое обеспечение. Если используются измерительные устройства, основное требование – точность. 4.3.7 Организационное обеспечение Эксплуатация ИС, Пользователи и их права è ДА – владеет всей информацией è Менеджер – только чтение Как будет обрабатываться ошибка при работе с ИС. Например: вызов тех.поддержки. 4.3.8 Методическое обеспечение. Какие методические материалы сопровождают ИС. Методики работы ИС в целом. 5 Состав и содержание работ по созданию систем Этапы и сроки: 1) Формирование требований к ИС 2) Разработка концепции ИС 3) Создание технического задания 4) Создание эскизного проекта 5) Создание технического проекта(подробное описание реализации проекта) 6) Разработка системы и подготовка технической документации 7) Ввод в действие 8) Сопровождение системы 6 Порядок контроля и приемки системы Заказчик подготавливает >2 раб.мест Заказчик или разработчик подготавливает программу и методику испытаний Все ошибки, недостатки фиксируются -> заносятся в протокол испытаний. Состав комиссии по приемке Кто составлял техническое задание и с кем согласовано
Проектирование Обеспечивающие подсистемы ИС 1) техническое обеспечение 2) программное обеспечение: общесистемное, специальное. 3) информационное обеспечение 4) математическое обеспечение 5) организационно – методическое обеспечение (документация к ИС) 6) пользователи
Способы(подходы) к проектированию 1) Структурный подход 2) Объектно-ориентированный подход на основе языка UML 3) Подход на основе нотации ARIS 4) Сервисно-ориентированный подход к проектированию 5) Другие подходы, которые являются внутренними, изобретенными в организации из вышеперечисленных.
Структурный подход Архетектура ИС. - информация - бизнес-логика (как обрабатывается) => предметная область - документ(представлене инфомации)
-база данных -алгоритмы => информационная система -интерфейс
Аспекты: 1. В ИС есть структура, структурный 2. Есть динамический аспект(обмен сообщениями) 3. Физический аспект При проектировании ИС рассматриваем её с 2х точек зрения: разработчика, пользователя.
Проектирование базы данных. Проектируем реляционную БД. Этапы: 1. Построение инфологической модели (описание предметной области, выполненное в независимости от использования технических средств в терминах, классах, связей между классами) 2. Построение реляционной модели БД. 3. Физическое проектирование
1. Построение инфологической модели Описываем с помощью диаграмм сущность-связь (ER диаграммы)
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
![]() ![]()
Свойства: -статическое (S) –не меняет значения
![]()
Связь тоже может иметь свойства.
Типы бинарных связей 1) По многозначности 1.1 Один – к – одному 1:1 Одному объекту одного класса соответствует один объект 2ого класса и наоборот 1му объекту 2ого класса соответствует 1ин объект 1ого класса. 1.2 один ко многим 1:n Одному объекту 1ого класса соответствует несколько объектов 2ого класса и одному объекту 2ого класса соответствует 1 объект 1ого класса. 1.3 многие ко многим m:n 2) по обязательности Связь называется обязательной, по отношению к классу, если объекты этого класса не могут существовать без наличия связи.
Построение реляционной модели Шаги: 1) Для каждого класса строится отдельное отношение, атрибутами которого становятся свойства класса. Для каждого атрибута определяется домен(тип данных). Определяется ключ отношения (первичный ключ) 2) Для каждой связи строится отдельное с отношение, атрибутами которого становятся ключи отношений, соответствующих классам, входящих в связь, а также св-ва связи. Определяются домены для каждого атрибута. 3) Определяется ключ отношений, Определяются внешние ключи отношения Оптимизация структуры БД (оптимизация отношений). 4) Проверка, что все отношения находятся в 3ей нормальной форме. Теория нормализации. Аномалии: Поставка(товар, поставщик, адрес, цена, склад, объем) - дублирование информации -невозможность представить всю информацию П1 (поставщик, адрес) П2 (склад, объем) <= декомпозиция отношений П3(товар, поставщик, цена, склад) Как производить декомпозицию – теория нормализации. На основе ограничений предметной области 1) Каждый поставщик – 1 адрес. 2) Каждый поставщик – товар по 1 цене. 3) Товары на 1ом складе (1ого наименования) 4) Каждый склад свой объем Функциональная зависимость. Отношение V(R) x,y€R x->y Имеет место, если каждому x соответствует единственное значение y или Пy(δx=x(v)) Проекция на атрибут y селекции отношения v по значению x имеет ровно 1 кортеж. Поставщик -> адрес (атрибут поставщик функционально определяет атрибут адрес) Функциональная зависимость ключа. v(A, B,C) A->B A->C 1)K->R 2)не сущ. K’c K
Аксиомы вывода функциональных зависимостей. 1) Рефлексивность x->x 2) Пополнение x->y => xz->y 3) Аддитивность x->y, x->z => x->yz 4) Проективность x->yz => x->y 5) Транзитивность x->y, y->z => x->z 6) Псевдотранзитивность x->y, yz->w => xz->w Первая нормальная форма (1НФ) Отношение находится в 1НФ, если все его атрибуты атомарны (не состоят из нескольких значений) Вторая нормальная форма (2НФ) Отношение находится во 2НФ, если оно находится в 1НФ и в нем отсутствуют неполные функциональные зависимости от ключа. V(A,B,C,D,E) AB->C AB->D AD->E B->D зависит от части ключа – не полная функциональная зависимость. Приводим ко 2НФ. Декомпозиция: p: V1(B,D) V2(A,B,C,E) П-> : поставка 1(Поставщик, адрес) Поставка 2(Товар, поставщик, цена, склад, объем) Третья нормальная форма (3НФ) Отношение находится в 3НФ, если оно находится в 2НФ и в нем отсутствуют транзитивные зависимости от ключа. V(A, B, C, D, E) A->B A->C A->D A->E D->B транзитивная зависимость от ключа Приводим к 3НФ. Декомпозиция: p: v1(D,B) v2(A,C,D,E) П2->: Поставка 3(склад, объем) Поставка 4(товар, поставщик, цена, склад) Нормальная форма Бойса-Кодда(НФБК) Отношение находится в НФБК, если оно находится в 3НФ и в нем отсутствуют функциональные зависимости ключевых атрибутов от неключевый. V(A,B,C,D,E) AB->C AB->D AB->E D->B Приводим к НФБК P: v1(D,B) V2(A,B,C,E) Многозначная зависимость: пусть V(R) x,y,z € R X->->Y многозначно определяет, если значению Х соответствует несколько значений атрибута Y, независящих от атрибутов отношений. ФИО -> должность ФИО->имя ФИО->предмет Приводим к четвертой нормальной форме (4НФ) Отношение находится в 4НФ, если оно находится в НФБК и в нем отсутствуют многозначные зависимости. Теорема 1: любое отношение можно привести к 3НФ в результате декомпозиции, обладающей свойствами соединения без потерь и сохранения функциональных зависимостей. Теорема2:любое отношение можно привести к 4НФ в результате декомпозиции, обладающей свойствами соединения без потерь. Связи между функциями
-модуль -имя программы
-файл -БД-таблица
-документы -любые другие системы из которых получаются или в кот переданы потоки данных
Потоки связывают функции и хранилища данных. Внешняя сущность может получить данные только через функцию. Стрелки идут в любую сторону. Событийный подход. EPS – Event Process Chain Методология ARIS. Основные элементы:
Действие или функция:
Этап анализа требований
![]() |