Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Построение реляционной модели



Введение.

Информационная система (ИС) – это система, предназначенная для предоставления информации.

Функции: 1)выдача информации 2)сбор информации 3)обработка информации 4)хранение информации 5)передача информации 6)управление другими объектами

Классификация ИС:

1)по структурированности задачи решаемой в рамках ИС

-структурируемые(фармализуемые) задачи – задачи, которые можно описать на формальном языке и для них известен алгоритм решения. Например: расчет з.п.

-неструктурируемые(не формализуемые) задачи – задачи, которые не возможно(пока невозможно) описать, построить алгоритм решения, найти результат.

-частично структурируемые задачи – наполовину задачу можно решить.

2)по уровню управления

*оперативный уровень – решаются задачи по сбору информации и простейшей(начальной ) обработки данных(исполнители, операторы)

**функциональный уровень управления

· Принимаются решения

· Решаются задачи, которые создаются на оперативном уровне

· Принимаются отчеты о результате решения

(менеджеры среднего звена и специалисты)

***стратегический уровень – перспективы развития предприятия (менеджеры высшего звена)

*
**
***
Сферы:

1- производство

2- финансы

3- маркетинг

4- кадры

*сбор информации

**агрегированная информация

***ещё более агрегированная информация и

недостаточно внутренней, нужна внешняя информация.

 

 

Пример: Универ

1ур. Поступили: ФИО, №гр., … Деканат: дисциплины, часы, … Экзамен: оценка студента.

2ур. Составление расписания. Успеваемость -> стипендия

3ур.Открыть ещё один факультет(внешняя информация)

3) по характеру использования информации

Ø Поисковые системы – выдача информации. Функции: хранение, выдача данных.

Ø Вычислительные – для выполнения сложных расчетов. Например, з.п.

Ø Управляющая - система, которая управляет др. объектами. Функции: сбор данных.

Ø Учет, автоматизация и поддержка приятия решений. Функции: ввод, сбор данных.



Жизненный цикл ИС.

Начало – идея о необходимости ИС.

Конец – утилизация ИС.

Этапы жизненного цикла ИС:

1) Анализ требований

2) Проектирование

3) Реализация и тестирование

4) Внедрение

5) Эксплуатация и сопровождение

Жизненный цикл может быть разным в зависимости от ИС.

Модели жизненного цикла ИС:

1) Каскадная

2) Каскадная с возвратом на любой

Предыдущий этап

3) Спиральная

 
 

 


Этап Анализа.

Определить назначение ИС.

Сформулировать требования к ИС.

ð Получить документ – «Техническое задание»

· Подробно изучить предметную область

· Изучить все процессы (информационные)

1) Результатом всех действий должна быть информационная работоспособная система

2) ИС должна обеспечивать поддержку бизнес-процессов в информационной области, повышать эффективность.

3) недрение ИС приведет к реорганизации бизнес-процессов предметной области.

4) Ответственность за конечный результат в равной степени распределяется между заказчиком и разработчиком.

Для описания бизнес-процессов используется методология

IDEF 0 для описания функций любой системы. Описание в виде диаграмм, имеющих иерархическую структуру.

A-0 описывает предметную область в целом.

А-0
А0 эта функция декомпозируется на неск. функций.

А0
Общий вид диаграмм IDEF 0:

               
   
А3
 
Аn
     
 




……
……
А1m
Аnn
Аn1
Аn2
А12
А11

 

 

Диаграмма содержит описание функций в виде блоков(функциональный блок)

Содержание -> зависит от того, к какой стороне прикрепляются. То что поступает на вход(слева) – ресурсы для выполнения функций. Выход(справа) – результат выполнения функций.

Сверху – управление-то что регламентирует выполнение функций. Снизу – механизмы(ресурсы) – с помощью чего выполняется.

На диаграмме как правило от 2 до 6 блоков. -> соединенные с границей – граничные.

Диаграмма – это не описание алгоритма. Каждая функция рассматривается отдельно.

 

Требования к ИС.

-выявить

-документально оформить

1. Функции ИС

2. Технические требования к аппаратной части.

3. Требования к внешним интерфейсам.

4.Эргонамические требования(требования, связанные с интерфейсом пользователя) Какие действия в автоматиз. режиме, а какие вручную.

5. Проектные ограничения (требования к стандартам при разработке, ГОСТ стандарты, ведомственные стандарты, языки разработки, используемые среды разработки, сроки разработки ИС)

6.Требования к квалификации разработчика

7. Требования безопасности(касающиеся эксплуатации)

8.Требования к защите данных

9.Требования к документации пользователя(какие должны быть разработаны документы)

10.Требования к сопровождению.

11.Требования к квалификации пользователя.

12.Кому предоставлены права на разработку.

13.Требования по вводу в действие и приемке ИС

14.Коммерческие требования.

Основной документ – техническое задание. Структура содержания описывается ГОСТом.

 

1. Общие сведения

1.1 Наименование системы (полное и краткое наименование)

1.2 Документ, на основании которого производится разработка(чаще всего договор между заказчиком и исполнителем)

1.3 Описание заказчика(наим., адрес) разрабочика (наименование, адрес)

1.4 Сроки начала и окончания работы

1.5 Порядок оформления и предъявления заказчику системы(как передать систему)

2 Назначения и цели создания системы

2.1 Назначение (для чего предназначена система). Система предназначена для автоматизации рабочего места Д.А.

2.2 Цели: повышение эффективности деятельности Д.А. за счет автоматизации

3 Характеристика объекта автоматизации

3.1 Краткие сведения об объекте автоматизации(описание предметной области)

3.2 Условия эксплуатации объекта автоматизации(офисное помещение)

4 Требования к системе

4.1 Требования к системе в целом

4.1.1 Требование к структуре системы. Одна цельная система не разделяющаяся на части. Если частей несколько, то описываем как они взаимодействуют. Формат обмена. Режимы обмена.

4.1.2 Требования к режимам функционирования системы. Режим опытной эксплуатации\режим диагностики\режим использования. (В нормальном режиме система должна работать 24 часа в сутки 365 дней в году)

4.1.3 Требования по диагностированию(как должна реагировать система в случае аварийной ситуации). Сохранять данные\идентифицировать аварийную ситуацию.

4.1.4 Перспективы развития системы. Маштабирование\добавление новых модулей\увеличение объема памяти.

4.1.5 Численность и квалификация персонала (кто будет пользователем системы). Может быть отдельно вынесен пользователь администратор. Одновременно должны работать 2 пользователя. Требования к квалификации персонала: Д.А. – начальные навыки работы с компьютером. С.А.-администрирование сервера, администрирование СУБД, навыки установки, обслуживания аппаратной и программной части. Режим работы персонала.

4.1.6 Требования надежности. Одновременная работа минимум 3х пользователей\максимальное время реакции системы 5 секунд.

4.1.7 Аварийные ситуации. Отключили свет\отказ аппаратного обечпечения\отказ программного обеспечения. Система должна восстанавливать работоспособность.

4.1.8 Требования к безопасности

4.1.9 Требования к эргономике. Удобство пользователя к работе в системе. Графический интерфейс\работа осуществляется в интерактивном режиме\ориентирована преимущественно на использование мыши, но использует клавиатуру\используются стандартные функциональные клавиши\все экранные формы однотипны

4.1.10 Требования к защите информации от несанкционированного доступа, авторизация пользователя(смена пароля).

4.1.11 Требования к шифрованию

4.1.12 Требования к потенциальной частоте (регистрация проги, права)

4.1.13 Требования по стандартизации, описание предметной области на IDEF 0

4.2 Требования к функциям

ведение = ввод, редактирование, удаление, поиск, сортировка

ведение карт брони

ведение карт визитов

ведение счетов

ведение отчетов

ведение черного списка

поиск свободных мест

регистрация доп. услуг в карту визита

автоматический перенос из карт брони в карты визита

просмотр текущего состояния

просмотр занятости гостиницы, занятости по этажам, использование светофоров для состояния номера

автоматическая проверка просроченных карт брони

подготовка аналитических материалов

регистрация пользователя

ведение справочника

Справочная информация – нужна для работы, но меняется редко. (справочник номеров, категорий, услуг)

Настройка системы

Архивирование информации

4.3 Требования к видам обеспечения

4.3.1 Математическое обеспечение (по каким формулам, матем. выражениям выполняется работа), какая будет использоваться модель, какой способ решения.

4.3.2 Информационное обеспечение (как хранятся данные). БД реализованное реляционной моделью, доступ к данным с помощью языка SQL, защита данных средствами СУБД

4.3.3 Лингвистическое обеспечение.(требования к языку интерфейса) Интерфейс пользователя должен быть реализован на русском языке. Методики для описания предметной области, описание БД, Описание структуры данных с помощью ER диаграмм.

4.3.4 Программное обеспечение

Для OS Windows БД будет работать с Microsoft SQL Server

4.3.5 Техническое задание

Не менее 3х ПК, сервер для БД…

4.3.6 Метрологическое обеспечение. Если используются измерительные устройства, основное требование – точность.

4.3.7 Организационное обеспечение

Эксплуатация ИС, Пользователи и их права

è ДА – владеет всей информацией

è Менеджер – только чтение

Как будет обрабатываться ошибка при работе с ИС. Например: вызов тех.поддержки.

4.3.8 Методическое обеспечение. Какие методические материалы сопровождают ИС. Методики работы ИС в целом.

5 Состав и содержание работ по созданию систем

Этапы и сроки:

1) Формирование требований к ИС

2) Разработка концепции ИС

3) Создание технического задания

4) Создание эскизного проекта

5) Создание технического проекта(подробное описание реализации проекта)

6) Разработка системы и подготовка технической документации

7) Ввод в действие

8) Сопровождение системы

6 Порядок контроля и приемки системы

Заказчик подготавливает >2 раб.мест

Заказчик или разработчик подготавливает программу и методику испытаний

Все ошибки, недостатки фиксируются -> заносятся в протокол испытаний.

Состав комиссии по приемке

Кто составлял техническое задание и с кем согласовано

 

Проектирование

Обеспечивающие подсистемы ИС

1) техническое обеспечение

2) программное обеспечение: общесистемное, специальное.

3) информационное обеспечение

4) математическое обеспечение

5) организационно – методическое обеспечение (документация к ИС)

6) пользователи

 

Способы(подходы) к проектированию

1) Структурный подход

2) Объектно-ориентированный подход на основе языка UML

3) Подход на основе нотации ARIS

4) Сервисно-ориентированный подход к проектированию

5) Другие подходы, которые являются внутренними, изобретенными в организации из вышеперечисленных.

 

Структурный подход

Архетектура ИС.

- информация

- бизнес-логика (как обрабатывается) => предметная область

- документ(представлене инфомации)

 

-база данных

-алгоритмы => информационная система

-интерфейс

 

 

Аспекты:

1. В ИС есть структура, структурный

2. Есть динамический аспект(обмен сообщениями)

3. Физический аспект

При проектировании ИС рассматриваем её с 2х точек зрения: разработчика, пользователя.

 

Проектирование базы данных.

Проектируем реляционную БД.

Этапы:

1. Построение инфологической модели (описание предметной области, выполненное в независимости от использования технических средств в терминах, классах, связей между классами)

2. Построение реляционной модели БД.

3. Физическое проектирование

 

1. Построение инфологической модели

Описываем с помощью диаграмм сущность-связь (ER диаграммы)

S
D
D
D
студент
S D
Класс
Все объекты группируются в классы с одинаковыми характеристиками.

 

 

Свойства: -статическое (S) –не меняет значения

класс
класс
-динамическое (D) –может меняться

 

Связь тоже может иметь свойства.

 

Типы бинарных связей

1) По многозначности

1.1 Один – к – одному 1:1

Одному объекту одного класса соответствует один объект 2ого класса и наоборот 1му объекту 2ого класса соответствует 1ин объект 1ого класса.

1.2 один ко многим 1:n

Одному объекту 1ого класса соответствует несколько объектов 2ого класса и одному объекту 2ого класса соответствует 1 объект 1ого класса.

1.3 многие ко многим m:n

2) по обязательности

Связь называется обязательной, по отношению к классу, если объекты этого класса не могут существовать без наличия связи.

 

Построение реляционной модели

Шаги:

1) Для каждого класса строится отдельное отношение, атрибутами которого становятся свойства класса. Для каждого атрибута определяется домен(тип данных). Определяется ключ отношения (первичный ключ)

2) Для каждой связи строится отдельное с отношение, атрибутами которого становятся ключи отношений, соответствующих классам, входящих в связь, а также св-ва связи. Определяются домены для каждого атрибута.

3) Определяется ключ отношений, Определяются внешние ключи отношения

Оптимизация структуры БД (оптимизация отношений).

4) Проверка, что все отношения находятся в 3ей нормальной форме.

Теория нормализации.

Аномалии:

Поставка(товар, поставщик, адрес, цена, склад, объем)

- дублирование информации

-невозможность представить всю информацию

П1 (поставщик, адрес)

П2 (склад, объем) <= декомпозиция отношений

П3(товар, поставщик, цена, склад)

Как производить декомпозицию – теория нормализации.

На основе ограничений предметной области

1) Каждый поставщик – 1 адрес.

2) Каждый поставщик – товар по 1 цене.

3) Товары на 1ом складе (1ого наименования)

4) Каждый склад свой объем

Функциональная зависимость.

Отношение V(R) x,y€R x->y

Имеет место, если каждому x соответствует единственное значение y или

Пy(δx=x(v))

Проекция на атрибут y селекции отношения v по значению x имеет ровно 1 кортеж.

Поставщик -> адрес (атрибут поставщик функционально определяет атрибут адрес)

Функциональная зависимость ключа.

v(A, B,C) A->B A->C 1)K->R 2)не сущ. K’c K

 

Аксиомы вывода функциональных зависимостей.

1) Рефлексивность x->x

2) Пополнение x->y => xz->y

3) Аддитивность x->y, x->z => x->yz

4) Проективность x->yz => x->y

5) Транзитивность x->y, y->z => x->z

6) Псевдотранзитивность x->y, yz->w => xz->w

Первая нормальная форма (1НФ)

Отношение находится в 1НФ, если все его атрибуты атомарны (не состоят из нескольких значений)

Вторая нормальная форма (2НФ)

Отношение находится во 2НФ, если оно находится в 1НФ и в нем отсутствуют неполные функциональные зависимости от ключа.

V(A,B,C,D,E)

AB->C AB->D AD->E

B->D зависит от части ключа – не полная функциональная зависимость.

Приводим ко 2НФ.

Декомпозиция: p: V1(B,D)

V2(A,B,C,E)

П-> : поставка 1(Поставщик, адрес)

Поставка 2(Товар, поставщик, цена, склад, объем)

Третья нормальная форма (3НФ)

Отношение находится в 3НФ, если оно находится в 2НФ и в нем отсутствуют транзитивные зависимости от ключа.

V(A, B, C, D, E)

A->B A->C A->D A->E D->B транзитивная зависимость от ключа

Приводим к 3НФ. Декомпозиция:

p: v1(D,B)

v2(A,C,D,E)

П2->: Поставка 3(склад, объем)

Поставка 4(товар, поставщик, цена, склад)

Нормальная форма Бойса-Кодда(НФБК)

Отношение находится в НФБК, если оно находится в 3НФ и в нем отсутствуют функциональные зависимости ключевых атрибутов от неключевый.

V(A,B,C,D,E)

AB->C AB->D AB->E D->B Приводим к НФБК

P: v1(D,B)

V2(A,B,C,E)

Многозначная зависимость: пусть V(R) x,y,z € R

X->->Y многозначно определяет, если значению Х соответствует несколько значений атрибута Y, независящих от атрибутов отношений.

ФИО -> должность ФИО->имя ФИО->предмет

Приводим к четвертой нормальной форме (4НФ)

Отношение находится в 4НФ, если оно находится в НФБК и в нем отсутствуют многозначные зависимости.

Теорема 1: любое отношение можно привести к 3НФ в результате декомпозиции, обладающей свойствами соединения без потерь и сохранения функциональных зависимостей.

Теорема2:любое отношение можно привести к 4НФ в результате декомпозиции, обладающей свойствами соединения без потерь.

Связи между функциями

DFD – диаграммы потоков данных

ФУНКЦИЯ
Функция: Реализация:

-модуль

-имя программы

название
Хранилище данных:

-файл

-БД-таблица

Название внешней сущности
Внешняя сущность: -пользователи

-документы -любые другие системы из которых получаются или в кот переданы потоки данных

данные
Поток данных :

Потоки связывают функции и хранилища данных.

Внешняя сущность может получить данные только через функцию. Стрелки идут в любую сторону.

Событийный подход.

EPS – Event Process Chain

Методология ARIS. Основные элементы:

Событие: подразделение, в котором выполняются действия:

       
   
 
 


Действие или функция:

База данных: документ:

 

Существует диаграмма, которая детализирует функцию.

 

Этап анализа требований


Просмотров 468

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!