Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Четыре стихии: вода, воздух, огонь, земля



 

Согласно системе Тенгри, каждое из этих природных явлений связано еще и с природными стихиями. В природе существует четыре стихии: это вода, воздух, огонь и земля. Утро — это влага, что соответствует стихиям воды и воздуха, день — тепло (воздух и огонь), вечер — сухость (огонь и земля), ночь — холод (земля и вода). Так каждые сутки вместе со сменой дня и ночи, тепла и холода, света и тьмы, влаги и сухости сменяется влияние разных стихий. Каждое время суток проходит под знаком определенного природного явления, и, значит, под знаком двух стихий, ему соответствующих.

Задача человека, который хочет иметь здоровый, гармоничный организм, состоит в том, чтобы изо дня в день жить в контакте и в согласии с этими стихиями, подчинять их воздействию все свои внутренние ритмы. Ритмы даны нам в ощущении, и их нужно уметь чувствовать. Только тогда сами природные ритмы — ритмы стихий — начнут поддерживать ритмы вашего организма, усиливая их многократно, наполняя организм энергией. Многим наверняка известно явление резонанса. Когда мы начинаем жить так, чтобы наши собственные ритмы попадали в резонанс с ритмами природы, наш организм приобретает невиданное могущество и силу. Ведь ритмы природы — могучая сила. Они несут, помимо всего, еще и мощное очистительное воздействие.

Тенгрианство сегодня.

Возрождение тэнгрианства происходит во всем тюркском и монгольском мире, особенно в Казахстане, в Киргизии, на Алтае, в Хакасии, Якутии. В основном, среди интеллигенции. Возрождаются национальные обряды, обычаи, исконно-тюркские имена и даже форма одежды, музыка и пища. Наибольший интерес к тэнгрианству наблюдается в интеллигентных слоях общества и проходит в плоскости возврата к национальным традициям. Тэнгрианство находит решение таким современным проблемам, как веротерпимость, экология, семейные неурядицы, демографический кризис, и поэтому оно будет потихоньку возрождаться во всех тюркских республиках и государствах. В одних быстрее, в других - чуть медленнее.

– Можно ли говорить о том, что в наши дни есть практикующие тэнгрианцы, которые являются адептами в религиозном понимании этого слова? И какова их приблизительная численность?



– Тюрки, в том числе и татары, всегда были консервативными почти во всем. Поэтому в основном до 70- 80 процентов национальных обрядов сохранилось - начиная с ритуалов, связанных с рождением ребенка и заканчивая похоронами. Многие об этом и не подозревают и из-за незнания думают, что раз во время обряда молитвы читаются по-арабски, по-русски или по-тибетски, значит и обряды эти мусульманские, христианские, буддистские. Возрождение тэнгрианства проявляется и в том, что татары начали читать молитвы на родном языке, знали смысл обрядов и понимали их философское содержание, смотрели на обряды с позиций современного научного знания. Ведь до сих пор бытует мнение, что есть китайская философия, индийская, мусульманская, западная, а вот тюркской философии нет. Наши предки создавали десятки громадных империй, которые процветали сотни лет. В общественное сознание внедряются мысли о том, что эти государства якобы строились без идей и философии. Это неправда. Объединять без идеи и философии в государственное образование много народов – это невозможно. Те, кто сегодня это осознает, они, в основном, и становятся тэнгрианцами

– Какую роль может сыграть тэнгрианство в политической судьбе тюркских народов в целом? Хотелось бы знать конечную цель идеологии возрождения тэнгрианства. Насколько это далеко идущие планы?



– Тюркский мир не сплочен. Почему? Потому что сегодня тюрки мыслят категориями того мировоззрения, к которому они относят себя. К коммунистическому, христианскому, мусульманскому, буддистскому и т. д. Одним словом, как в бывшей Югославии. И чтобы они друг друга невзлюбили, много усилий не надо. Просто противникам в этом нет пока необходимости. Движение за возрождение тэнгрианства не ставит политических целей. Оно больше для тех, кто желает вернуться в веру предков. Кто хочет быть мусульманином, буддистом, христианином, кришнаитом – пожалуйста, на здоровье, если им там приятно. А вот кто хочет знать веру предков – им тоже – пожалуйста. Если обычаи и традиции, философию древних тюрков преподавали хотя бы вкратце в школе и институтах, тогда не было бы путаницы, трудностей в понятии целей тэнгрианства.

Четыре года назад я был в Баку. Там была организована пресс-конференция на тему тэнгрианства. Некоторые предупреждали меня, что могут возникнуть всякие неприятности, и отговаривали меня от встречи. Но я не отказался. На пресс-конференцию собралось более сорока журналистов и ученых – философов и историков. Встреча продолжалось почти три часа. Я выступил, рассказал про тэнгрианство, а затем стал отвечать на вопросы. И вот, в конце встречи, ведущий – азербайджанский писатель - отметил, что ни один из гостей пресс-конференции не задал недоброжелательного или язвительного вопроса. На это я ответил, что причиной этому считаю чувство ответственности, присущее сидящим в зале. Они понимают: насмехаться или унижать мировоззрение наших предков нельзя, так же, как нельзя плевать в колодец, из которого пьешь. В репортажах с этой встречи журналисты так выразили мою позицию: Безертинов не против других религий, он за то, чтобы каждый тюрк знал традиционное мировоззрение тюрков, свое национальное мировоззрение. Это наш фундамент. XXI век это не XX век. Он будет еще более жестоким. Татары, азербайджанцы, узбеки и т. д. могут исчезнуть как нация еще до конца этого века, если будут жить как сегодня - одним днем. И это тоже их выбор.

(Из интервью с татарским историком Рафаэлем Безертиновым)


Просмотров 548

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!