Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Анализ качества и конкурентоспособности продукции предприятия



 

Система показателей качества продукции

1. Обобщающие показатели - характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида:

- удельный все продукции высшей категории качества в общем объеме выпуска;

- удельный вес новой продукции в общем объеме выпуска;

- удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

- удельный вес сертифицированной продукции;

- удельный вес экспортируемой продукции;

- т.п.

Способы расчета коэффициент сортности:

1=отношение количества продукции первого сорта к общему количеству

2=отношение стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости первого сорта

К сортности = ΣVВПi*Цi / VВПобщ * Ц Iсорта (цена первого сорта)

 

2. Индивидуальные показатели – штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака.

Изучают динамику выше указанных показателей, оценивают выполнение их плановых значений. На следующем этапе анализа определяют влияние качества на стоимостные показатели работы предприятия:

- определяют влияние качества на изменение товарной продукции

ΔТоварная продукция (ТП) качества = (Ц1-Ц0)*Q1объем продукции повышенного качества

 

- влияние качества на изменение выручки

ΔВР качества = (Ц1-Ц0)*РП1

 

- влияние качества на прибыль

ΔПкачества =((Ц1-Ц0)*РП1) – ((С/С1-С/С0)*РП1

       
   


ВР С/С

 

П=ВР-С/С

 

Конкурентоспособность-совокупность качественных и стоимостных характеристик, обеспечивающих удовлетворения конкретной потребности и условий конкретного рынка.

Уровень конкурентоспособности определяется совокупностью различных технико-экономических показателей.

Система показателей оценки конкурентоспособности

1. Единичные показатели- отношение величины какого-либо параметра изделия к величине соответствующего параметра при котором потребность полностью удовлетворяется или к величине параметра конкурирующего образца

 

Кед. тех.-эк = Р / Р100 или Кед.тех-эк = Р / Рконкурент.

 

2. Групповые показатели- рассчитываются на базе единичных показателей и характеризуют различия между изделиями по группе параметров: техническим, экономическим, нормативным.

 

Кгрупптех =Σаi * Кедiтех

Кгруппэк =Σаi * Кедiэк

Групповые показатели по нормативным параметрам рассчитываются на основе специально выделяемых среди прочих технических показателей, как произведение единицы показателей, которые могут применять только два значения:



а) 1, если изделие соответствует для данного ранка нормам;

б) 0, если не соответствует.

 

3. Интегральные показатели конкурентоспособности.

а) Кинт = Кгрнор * (Кгртех / Кгрэк )

б) Кинт = (Кгртех / Кгрэк )

если Кинт>1- то продукция конкурентоспособная

если Кинт<1- то продукция неконкурентоспособная

 

5. Анализ объема и структурных сдвигов розничного товарооборота предприятия.

 

Изучение существующих тенденций и возможностей предприятия, касающихся реализации товаров, определение факторов, которые позитивно и негативно влияют на объем товарооборота предприятия, достигаются в процессе анализа объема и структуры товарооборота предприятия.

Проведение экономического анализа разрешает:
- Изучить состояние выполнения планов товарооборота, ритмичность и сезонность реализации товаров в ретроспективному периоде;
- Изучить состав товарооборота по формам, видам, методам продажи, ассортиментной структуре;
- Выявить основные тенденции и закономерности в реализации товаров;
- Проанализировать и количественно оценить влияние отдельных факторов на объем, состав и структуру товарооборота.

Проведение анализа основывается на информационной базе, состав которой был рассмотрен выше.
Этапы:

1 этап – определение общего объема товарооборота предприятия за отчетный период и оценка степени выполнения плана товарооборота.
На этом этапе анализа определяют общий объем реализации товара и платных услуг в стоимостном размере, а по некоторым товарным группам и видам товаров - так же в натуральном размере.
Оценка степени выполнения плана товарооборота осуществляется путем оценки относительного и абсолютного размеров отклонения в связи с негативным влиянием факторов, которые не были учтены в процессе планирования. Изучение степени выполнения планов проводится не только для оценки качества планирования и степени профессионализма работников планово-экономических служб предприятия, а, прежде всего – с целью оценки изменчивости внешней среды предприятия и чувствительности к изменению объемов реализации товаров на данном предприятии.



2 этап – анализ динамики общего товарооборота на протяжении определенного аналитического периода (поквартально, на протяжении года или за 2-3 года).
Для исследования динамических изменений в объеме товарооборота предприятия строится сопоставимый динамический ряд товарооборота. Приведение фактического товарооборота в сопоставимый вид осуществляют по площади торговой сети предприятия, длительности его работы, а так же по ценам реализации товаров.

Корректировка фактического товарооборота в связи с вводом (выбытием) торговой сети и изменениями в графике реализации товаров осуществляется методом прямого расчета.
Определение объема товарооборота, сопоставленного с ценами реализации Тс.ц., проводится по следующим формулам:

где Тфi – фактический товарооборот за i-тый период ;
Iцi – средний индекс изменения цен реализации товаров за i-тый период по сравнению с базовым.

Средний индекс изменения цен рассчитывается непосредственно предприятием с учетом структуры товарооборота и информации об изменении цен реализации на определенные товары. Использование для корректировки индекса инфляции за соответствующий период является некорректным в связи с отличиями в структуре товарооборота определенного торгового предприятия.
На базе построенного динамического ряда сопоставимого товарооборота вычисляются абсолютные изменения в объеме реализации товаров, а так же темпы роста и прироста что касается предыдущего и базового периода.

Важное значение для планирования и управления имеет так же определение средних темпов изменения объема товарооборота (среднеквартальных или среднегодовых) по формуле среднегеометрической:

где - среднегеометрический темп роста;
- конечный показатель динамического ряда;
- начальный показатель динамического ряда
n – количество показателей в динамическом ряду.

3 этап – анализ товарно-групповой структуры товарооборота торгового предприятия за отчетный период и в динамике, определение закономерностей развития объема продажи по отдельным товарным группам (видами и разновидностями товаров).

На этом этапе аналитической работы изучаются темпы роста и прироста, абсолютный объем изменения объема товарооборота по отдельным товарным группам (видами и разновидностями товаров), определяется вес отдельных товарных групп (видов товаров) в общем объеме товарооборота предприятия. Использование в процессе проведения этой работы информации, приведенной в коньюктурных рейтингах (изучение рынка соответствующих товаров) дает возможность определить объективные (изменение объема и структуры спроса, специализации предприятия, объемов и структуры товарного предложения, налогового регулирования) и субъективные (недочеты в организации закупки и продажи товаров, просчеты в планировании, недобросовестность персонала и др.) причины изменения ассортиментной структуры товарооборота предприятия и объема реализации товаров.
Изучение ассортиментной структуры товарооборота позволяет производить ранжирование товарных групп по степени их значимости (вклада) в общий товарооборот предприятия, а также количественно оценивать положительное или негативное влияние динамики реализации отдельных видов товаров на общий объем товарооборота предприятия и дальнейшие возможности его увеличения.

4 этап – анализ состава товарооборота предприятия в зависимости от положения конечных потребителей, форм и сроков расчетов, характера реализуемых товаров, организационных форм и методов торговли.

Исследование состава товарооборота предприятием проводится за отчетный период и в динамике. Предвидит определение основных закономерностей отдельных видов товарооборота – реализацию товаров населению и мелкооптовым потребителям, с немедленной оплатой и в кредит, оплата наличными и по безналичному расчету, новых и бывших в употреблении товаров, в стационарной торговой сети и в пунктах мелкооптовой торговли и др.
Для проведения исследования рассчитывают и сопоставляют между собой объемы реализации товаров по отдельным видам товарооборота, темпам их роста и прироста, исследуют изменение их веса в общем объеме товарооборота.

5 этап – анализ объемов реализации товаров поквартально и помесячно, исследование ритмичности работы и сезонности реализации товаров и определение факторов, которые их обуславливают.

Для проведения анализа за отчетный период и в динамике рассчитывают показатели, которые характеризуют ритмичность реализации товаров: среднеквадратическое отклонение от среднего объема товарооборота ( ) и коэффициент вариации (v):


где хi – товарооборота за i-тый период;
- средний объем товарооборотов за n периодов;
n – количество периодов исследования (месяцев, кварталов).

Среднеквадратическое отклонение определяет диапазон колебания реализации товаров, то есть минимальный и максимальный объем товарооборота предприятия в среднем за период исследования.
Коэффициент вариации оценивает равномерность реализации товаров на протяжении периода, который исследуется, то есть относительный (в %) размер отклонения объема товарооборота от среднего размера.

Исследования названных показателей дает возможность установить степень равномерности продажи товара по месяцам и кварталам, выявить особенности торговли и спроса на товары, которые реализует предприятие. Чем выше значение имеют показатели, тем не ритмичнее является процесс реализации товаров на данном предприятии.

6 этапом – анализа разно оптового товарооборота является изучение факторов, которые имели влияние в отчетном периоде на его объем и структуру. С этой целью дается количественная оценка влияния факторов внутреннего порядка (факторов, связанных с товарными ресурсами; с численностью работников, организацией и продуктивностью работы; с использованием основных способов) исследуется характер влияния факторов внешней среды (спрос потребителей на товары, предложение товаров на рынки, цены на товары, деятельность конкурентов на потребительском рынке, уровень жизни и реальные денежные доходы населения, которые обслуживаются, социально-демографические факторы и др.).

Количественная оценка влияния отдельных факторов проводится методом цепных подстановок и индексным методом на базе моделей связи факторов и объема товарооборота предприятия.
Завершается анализ товарооборота предприятия – 7 этап – исследование запаса финансовой прочности предприятия, в ходе которого определяется возможное падение товарооборота (в абсолютном и относительном измерении) к достижению критической таблицы «точки безубыточности деятельности».
Допустимая граница снижения объема товарооборота характеризует порог безопасности предприятия (ПБто) и запас финансовой прочности (ЗФПто). Их значения рассчитываются так:

ПБто= Тф – Тб/з

где Тф – фактический объем товарооборота предприятием;
Тб/з – объем товарооборота, при котором обеспечивается безубыточная деятельность.

Чем большее значение имеют порог безопасности и запас финансовой прочности предприятия, тем лучше осуществляется процесс управления объемом, составом, динамикой, скоростью и структурой товарооборота с точки зрения обеспечения условий для его самоокупаемости и самофинансировании.
При изучении розничного товарооборота важно определить зависимость изменения товарооборота как реального спроса от изменения дохода, что достигается расчетом коэффициента ценовой эластичности спроса у от дохода х по формуле.

 

Коэффициенты эластичности показывают, на сколько процентов снизился спрос на конкретный товар при увеличении уровня доходов в среднем на душу населения на 1%. По значению коэффициента ценовой эластичности спроса проводят дифференциацию товаров, что способствует эффективной разработке рекламных мероприятий и маркетинговой товарной политики.
С целью непрерывного процесса реализации товаров определенная их часть находится в виде товарных запасов.
Численными характеристиками пребывания товара в сфере обращения являются время и скорость оборота. Время оборота товара и скорость оборота рассчитываются по формулам.

где 3 - средний запас товаров; ТО - товарооборот; D - количество календарных дней в периоде (месяц, квартал, год).

Разные товарные группы осуществляют оборот с неодинаковой скоростью, на что влияет изменение структуры между отдельными товарными группами. Поэтому при анализе динамики средней скорости всего товарооборота важно определить, в какой мере она изменяется за счет скорости оборота отдельных товарных групп и структуры товарных запасов.

Анализ динамики товарооборота осуществляют посредством системы индексов фиксированного, переменного состава и структурных сдвигов. Индекс скорости оборота фиксированного состава рассчитывается при фиксированной структуре товарных запасов:
Индекс структурных сдвигов отражает влияние на среднюю скорость структуры товарных запасов:

Индекс скорости переменного состава показывает изменение средней скорости оборота по всем товарам:

При изучении динамики среднего времени оборота учитывается изменение времени по отдельным товарным группам и структура товарооборота. При статистическом анализе товарные запасы сравниваются с нормативными.



Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!