Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ



 

Обучение в начальной школе - это тот фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека. Одной из целей обучения и воспитания уже в начальной школе должна стать готовность детей к овладению информационно-коммуникационными технологиями иформирование потребности и способности к самостоятельному приобретению знаний.

У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции.

Применение компьютерных технологий в учебной и внеурочной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации учения. Знания приходят только к заинтересованному человеку. Недаром народная мудрость говорит: "Тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может”.

Использование ИКТ помогает учителю начальной школы перейти от объяснительно-иллюстративного метода обучения к личностно-деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебно-познавательной деятельности, а также позволяет совместить игровую и учебную деятельности.

В начальных классах могут использоваться следующие формы организации учебной деятельности младших школьников на уроках с применением информационных технологий:

· демонстрация компьютерной презентации по конкретной теме (или отдельных мультимедиа иллюстраций, в том числе физкультминуток);

· тесты и тренажёры с выбором ответа, с вставкой пропусков и т.п.;

· информационно-обучающие программы.

При организации урока нужно прежде всего решить, целесообразно ли применение компьютерной техники на данном уроке. На этапе подготовки к уроку учителю необходимо проанализировать электронные и информационные ресурсы, отобрать необходимый материал по теме урока, структурировать его, определить место его применения на уроке.

Готовые электронные пособия (энциклопедии, справочники, учебники, тренажёры) могут оказать большую помощь в подготовке и проведении уроков. Так мы используем интерактивные энциклопедии "Занимательная наука. Биология” и "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”, а также программно-методический комплекс "Мир природы. Познавательные материалы по окружающему миру” содержат не только текстовую информацию, но и фото-, аудио-, видеоряды, анимацию, карты, схемы, позволяют продемонстрировать в динамике опыты с водой, воздухом, почвой, эксперименты с растениями, модели движения космических объектов, круговорот воды и веществ в природе и многое другое.



На уроках математики я использую Универсальное мультимедийное пособие к учебнику 4 класса, которое включает разнообразный графический и иллюстрационный материал, тестовые задания. Практический курс "Учимся понимать живопись” и обучающая программа "Тим и Тишка спасают шедевры русского искусства” сочетают обучающие и игровые элементы и помогают научить детей ориентироваться в жанрах и художественных средствах живописи, познакомить с произведениями искусства из коллекций музеев.

Материалы электронных пособий могут быть использованы при создании авторских компьютерных презентаций. Уроки на их основе являются одним из основных направлений применения ИКТ в моей практике.

Использование презентаций возможно на занятиях по всем учебным предметам, на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока (актуализация знаний, постановка проблемы, введение нового, первичное закрепление, обобщение изученного).

Цель мультимедийной презентации – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. При создании презентации используются наиболее важные и интересные моменты темы или те, которые являются сложными для восприятия учениками.

Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный, в процесс восприятия материала включается ассоциативное мышление, процесс обучения становится менее утомительным. Просмотр и обсуждение учебного материала помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал и увеличивает степень запоминания. Психологами доказано, что из визуально поданной информации человек воспринимает только 25%, из аудио – 12%. В то же время при сочетании аудио- и визуальном преподнесения воспринимается до 65% информации.



Презентация для урока может быть сквозной, то есть использоваться на протяжении всего урока, и несквозной – применяться на каком-то этапе урока. Учитывая, что в соответствии с требованиями современного СанПиН, общее время работы ученика начальных классов с компьютером не должно превышать 15 минут за урок, сквозную презентацию нужно использовать фрагментами по 2-3 минуты, чередуя время взаимодействия детей с компьютером с другими формами работы.

На этапе актуализация знаний беседа может сопровождаться рисунком, требующим комментария, заполнением "слепой” схемы. Можно привести 1-2 слайда из предыдущей презентации (если таковая была), при этом лучше, если оформление слайдов останется прежним, тогда сработает ассоциативная память. Так, при работе с отрывками из летописи о жизни князя Олега Вещего, ученикам предлагалось при помощи карты восстановить свои знания. На уроках литературного чтения, окружающего мира для актуализации и проверки знаний очень эффективными могут быть тесты, кроссворды, интерактивные задания. Они включаются в презентацию или используются как самостоятельный элемент урока. На слайдах могут быть помещены иллюстрации в качестве подсказок или самих ответов.

При изложении нового материала презентация не становится простой заменой классной доске. В презентации должны быть уникальные факты, которые нельзя объяснить словами или продемонстрировать другими средствами (видеофрагменты изучаемых процессов и явлений, видеоэкскурсии, аудиозаписи и т.п.)

Во время показа слайдов учитель комментирует информацию на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными пояснениями и примерами. На уроке не обязательно всё объяснение должно сопровождаться слайдами презентации. Можно включить в сценарий урока и опыты (особенно если их могут сделать учащиеся), и записи на доске, и показ предметных коллекций. А на слайде презентации может только остаться название эксперимента или объекта.

Так при изучении почвы дети под руководством учителя проводят опыты и определяют её состав. А на слайде после каждого эксперимента появляются всё новые названия компонентов почвы.

При объяснении нового материала на уроке учитель может использовать динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проектируя их на экран.

Например, при знакомстве с понятием "лента времени” ученикам было предложено расположить объекты (компьютер, динозавр, египетские пирамиды, электрическая лампочка, рыцарь) в порядке их появления на Земле. Дети высказали свои версии и проверили их правильность с помощью интерактивной схемы (объекты расположились в верной последовательности).

Виртуальные экскурсии чаще всего используются на уроках окружающего мира. Они дают возможность "побывать” в различных уголках нашей страны и всего земного шара, познакомиться с особенностями разных природных зон. Так во 2 классе это могут быть экскурсии по России: в столицу нашей родины Москву, в Санкт-Петербург, по городам Золотого кольца. В 3 классе дети "путешествуют” по странам Европы. В 4 классе знакомятся с особенностями Арктики, тундры, степей и пустынь, объектами Всемирного природного и культурного наследия.

Виртуальные экскурсии - это один из видов презентаций, в создании которых могут принимать активное участие сами учащиеся. Это развивает навыки работы в информационных системах, формирует учебные и коммуникативные навыки у школьников. Использование детских презентаций на уроке многократно повышает мотивацию обучающихся, дети гораздо лучше усваивают учебный материал. Особенно это касается авторов материалов. В данном случае ученик выполняет роль учителя, комментируя содержание собственной презентации.

Интерактивные плакаты позволяют с помощью гиперссылок перейти к более детальному и углублённому рассмотрению отдельных объектов. При обучении написанию букв и цифр в 1 классе и отработке графических навыков во 2 – 4 классах огромную помощь могут принести плакаты, где представлен печатный и письменный образ каждого знака (буквы, цифры), а также показан маршрут написания его. Плакат позволяет многократно возвращаться к необходимой информации в любой последовательности.

При изучении темы "Пустыни” плакат представляет собой блок-схему аспектов изучения природной зоны (климат, поверхность, животный и растительный мир, взаимодействие с человеком), а конкретную информацию можно получить при переходе на другие слайды.

На уроках изобразительного искусства и технологии при помощи презентаций проходит знакомство с работами художников, скульпторов, мастеров народных промыслов; образцами художественного искусства и архитектуры, техникой выполнения работ.

На этапах закрепление изученного материала и при организациитекущего контроля могут использоваться фронтальные, групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся. На уроках окружающего мира и литературного чтения это задания на составление или восстановление логических цепочек, схем, заполнение таблиц. На уроках математики и русского языка презентация может использоваться как тренажёр по отработке навыков счёта, орфографических и пунктуационных умений. Для этого ученикам предъявляется задание (числовые выражения, слово, текст и т.д.) с пропусками, которые заполняются на экране при проверке. Можно сначала дать возможность обучающимся назвать их предполагаемый ответ, а затем продемонстрировать правильное решение с обоснованием. Выполнение задания, предложенного в компьютерной программе, может дублироваться учеником, работающим у доски, с последующим сравнением результатов. Кроме усиления обратной связи развивается рефлексия учебной деятельности у школьников, что положительно сказывается на результатах обучения

На уроках литературного чтения использование ИКТ даёт широкие возможности работы над осознанной выразительностью речи. Учащиеся могут прослушать аудиозаписи литературных произведений в исполнении мастеров слова, при необходимости они могут сопровождаться видеорядом. Самостоятельный подбор иллюстраций детьми и составление видеоряда к поэтическим произведениям помогает глубже понять настроение стихотворения. Для работы над темпом чтения можно задать определённую скорость смены кадров.

Применение электронных тренажеров во внеурочное время позволяет в индивидуальном порядке разрешить проблемы, возникающие с обучением школьников, имеющих более высокий, либо низкий уровень мыслительной деятельности, а также пропустивших занятия по болезни.Мотивационный потенциал компьютера способствует тому, что такая деятельность, как правило, не воспринимается школьниками в качестве дополнительной нагрузки. Так я использую в своей работе игровые программы "Алик. Занимательная математика”, игры серии "Школьное приключение”. Индивидуальная работа ребёнка за компьютером создаёт условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой: каждый ученик работает с оптимальной для него нагрузкой.

Для современных детей Интернет - один из способов доступа к нужной информации, в том числе об олимпиадах и конкурсах. Тематическая область таких конкурсов и олимпиад весьма разнообразна. Во внеурочной работе мои ученики используют возможности ИКТ для подготовки к ним, учатся на дистанционных курсах.

Применение новых информационных технологий позволило расширить возможности получения учебной информации, наполнить уроки новым содержанием. В результате более легко, свободно и быстро протекает учебная деятельность младшего школьника, благодаря чему снимается утомляемость (хотя, сама деятельность совершается при достаточно высоком интеллектуальном и волевом напряжении). Ребенок становится творческим, инициативным, активизируются все психические процессы (мышление, восприятие, внимание, память, воображение), что способствует продуктивности учебной деятельности. У ребенка формируется потребность использовать компьютер как инструмент, который помогает ему учиться. Задача учителя начальной школы показать ребёнку возможность использования компьютера для получения и обработки информации.


ВЫВОДЫ

 

Можно сделать вывод, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

- активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;

- достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;

- развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;

- снижению дидактических затруднений у учащихся;

- повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникационной компетенции;

- приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

Применение компьютерных средств обучения инициирует педагогическую деятельность, обеспечивающую создание условий для развития интеллектуальной активности учащихся, гибкого мышления, способности к коллективной деятельности.

Таким образом, применение компьютера как элемента образовательной среды начальной школы: развивает познавательные способности учащихся (внимание, воображение, память, логическое мышление), улучшает восприятие мира, воспитывает самостоятельность, позволяет провести диагностику усвоения учебного материала.

Применение компьютерных средств обучения в начальной школе позволяет создать творческую положительно-эмоциональную атмосферу на уроке. Использование красивой и яркой графики, сказочной оболочки в обучающих программах с эффектом новизны (различные сказочные оболочки для игры с одной и той же учебной целью позволяют поддерживать постоянный интерес ребенка), приводит к тому, что младшие школьники с нетерпением ждут компьютерных уроков, что повышает мотивацию обучения.

 


БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Сеть творческих учителей /ИКТ в начальной школе.

2. Дергачева Л.М. Активизация учебной деятельности школьников при изучении информатики на основе использования дидактических игр. // Автореф. дис. канд. пед. наук. / М., - 2006.

3. Телегин А.А. Совершенствование методической системы обучения учителей разработке образовательных электронных ресурсов по информатике. // Диссертация канд. пед. наук. / М. - 2006. 172 с.

4. Зайцева С. А. Иванов В. В. «Информационные технологии в образовании»

5. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.

6. http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!