Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Правила оформления паспорта сделки в валютном законодательстве



Материалами валютного контроля в случае осуществления валютной операции признаются подборка документов, формируемая в целях учета валютных операций – досье по паспорту сделки. Паспорт сделки – досье, открываемое в уполномоченном банке (территориальном учреждении ЦБ РФ), содержащее сведения (в том числе из валютного контракта между резидентом и нерезидентом), а также подтверждающие документы, необходимые для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям и осуществления валютного контроля. Паспорт сделки оформляется до совершения валютной операции.

В паспорте экспортной сделки, в частности, фиксируются данные контракта, изменения и дополнения к нему, а также факты отгрузок и оплат экспортируемого товара. Паспорт сделки, представляемый в банк паспорта сделки резидентом – юридическим лицом, составляется в двух экземплярах, подписывается двумя лицами, наделенными правом первой и второй подписи, или одним лицом, наделенным правом первой подписи (в случае отсутствия в штате юридического лица – резидента лиц, в обязанности которых входит ведение бухгалтерского учета), заявленными в карточке с образцами подписей и оттиска печати, с приложением оттиска печати юридического лица – резидента.

Если паспорт сделки оформлен правильно, ответственное лицо банка подписывает экземпляры паспорта сделки и заверяет их печатью банка. Один экземпляр паспорта сделки помещается в досье по паспорту сделки, а второй экземпляр возвращается экспортеру.

В последнее время произошли изменения в законодательстве, регулирующем вопросы оформления паспортов сделки. Эти изменения нашли отражение в Положении ЦБ РФ от 01 июня 2004 г. № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций», а также в Инструкции ЦБ РФ от 15 июня 2004 г. № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».



В Инструкции определены валютные операции, на которые необходимо оформлять паспорта сделки. К ним относятся валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банке-нерезиденте в случаях, установленных актами валютного законодательства РФ или актами органов валютного регулирования, либо в иных случаях на основании разрешений, выданных Банком России:

• за вывозимые (экспортируемые) с таможенной территории РФ или ввозимые (импортируемые) на таможенную территорию РФ товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору, заключенному между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом – индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом;

• при предоставлении резидентами займов в иностранной валюте и в валюте РФ нерезидентам, а также при получении резидентами кредитов и займов в иностранной валюте и в валюте РФ от нерезидентов по кредитному договору.

В Инструкции также дан исчерпывающий перечень операций, при осуществлении которых оформлять паспорт сделки не требуется. К ним отнесены валютные операции, осуществляемые по контракту или кредитному договору, заключенному:



• между нерезидентами и физическими лицами – резидентами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, при осуществлении указанными резидентами валютных операций по контракту;

• между нерезидентом и кредитной организацией – резидентом;

• между нерезидентом и федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным Правительством РФ на осуществление валютных операций;

• между нерезидентом и резидентом, в случае если общая сумма контракта (кредитного договора) не превышает в – эквиваленте 5000 долларов США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта (кредитного договора) с учетом внесенных изменений и дополнений. Если в контракте не содержится информации о его сумме, то оформление паспорта сделки является обязательным.

Пока остается нерешенным вопрос относительно того, следует ли оформлять паспорт сделки при заключении договоров займа, то есть относятся ли договоры займа к понятию «кредитные договоры», данному в Инструкции № 117-И. На практике банки обязывают оформлять паспорта сделки при заключении договоров займа.

ЦБ РФ в Информационном письме от 31 декабря 2004 г. № 30 разъяснил, что паспорта сделок нужно оформлять по договорам страхования (перестрахования), по договорам аренды (лизинга) движимого имущества и транспортных средств (если осуществляется ввоз (вывоз) объекта аренды в РФ (из РФ), а также по тем договорам, где иностранной стороной является российское представительство (филиал) иностранной компании. Если в контракте не указана сумма сделки, паспорт сделки оформляется в том случае если резидент предполагает, что размер суммы сделки превысит 5000 долларов США (в эквиваленте).

В отличие от ранее действовавшего порядка, предусматривавшего различные формы паспорта сделки для экспортных и импортных операций, в настоящее время используется единая форма паспорта сделки для оформления экспортных и импортных валютных операций. Эта форма приведена в Приложении 4 к Инструкции № 117-И. Отдельная форма паспорта сделки установлена для оформления получения или выдачи российской организацией кредита (займа).

Инструкция предусматривает перечень документов, которые резидент должен представить в банк паспорта сделки для оформления последнего. Представление документов осуществляется в согласованный с банком паспорта сделки срок, не позднее осуществления первой валютной операции по контракту (кредитному договору) либо иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору). После представления паспорта сделки и всех необходимых документов банк проводит их проверку. Срок такой проверки сейчас ограничен тремя рабочими днями (п. 3.10 Инструкции № 117-И).

Банк может и отказать в подписании паспорта сделки. Происходит это в случаях, если:

• данные внешнеторгового контракта (кредитного договора) не соответствуют данным, указанным в паспорте сделки;

• паспорт сделки оформлен с нарушением установленных требований.

При этом максимальный срок возврата банком представленных документов также составляет три рабочих дня, следующих за датой их представления в банк.

Иногда возникают случаи, когда в контракт в ходе его исполнения вносятся изменения или дополнения. Если такие изменения или дополнения затрагивают сведения или информацию, содержащуюся в оформленном паспорте сделки, он подлежит переоформлению.

 

68. Валютный контроль в РФ: цели, задачи, формы и методы.

 

Валютный контроль является формой государственного (административного) принуждения, применяемой в целях побуждения резидентов и нерезидентов к исполнению установленных правил совершения валютных операций, предупреждения, пресечения валютных правонарушений и наказания правонарушителей.

 

В действующем законодательстве РФ подчеркивается самостоятельная роль валютного контроля. Он признается одним из методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности, объектами которого являются:

  1. поступление в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров;
  2. обоснованность платежей в иностранной валюте за импортируемые товары;
  3. совершение бартерных сделок, предусматривающих перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации либо выполнение работ, предоставление услуг и результатов интеллектуальной деятельности, выраженных в материально-вещественной форме.

Правовые основы валютного контроля в Российской Федерации определены разделом III Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" и включают:

  • цели валютного контроля.( Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций)
  • направления валютного контроля. Основными направлениями валютного контроля являются:

а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке Российской Федерации;

в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

 

  • виды субъектов, осуществляющих валютный контроль (Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти в пределах компетенции, установленной федеральными законами, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации ну + агенты валют. контроля, то бишь уполномоч. банки и резид. и нерезид.)
  • полномочия органов и агентов валютного контроля (общие и особенные)

Общие:(резидентов и нерезидентов)

а) знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

б) обжаловать действия агентов валютного контроля соответствующим органам валютного контроля, а также действия органов валютного контроля в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

в) на другие права, установленные настоящим Законом и иными законодательными актами Российской Федерации.

особенные ---> Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:

а) осуществляют контроль за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;

б) проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.

  • права и обязанности должностных лиц органов и агентов валютного контроля. Имеют право:

а) проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере валютного законодательства;

б) приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае непредставления упомянутых в настоящей статье документов и информации;

в) приостанавливать действие или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций;

г) на другие права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

обязаны сохранять ставшую им известной при выполнении функций валютного контроля коммерческую тайну резидентов и нерезидентов. И др. стандартные обязанности (соблюдать бла-бла-бла)

  • ответственность за нарушение валютного законодательства.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рассмотрим субъектную составляющую механизма валютного контроля.

Все участники правоотношений по валютному контролю могут быть разделены на

  • контролирующих субъектов (осуществляющих валютный контроль)
  • лиц, деятельность которых является объектом контроля (резиденты и нерезиденты).

 

Наиболее существенными различиями между органами и агентами валютного контроля являются:

принадлежащее исключительно органам валютного контроля право применять имущественные санкции
отсутствие у агентов права на издание нормативных актов, подотчетность агентов органам валютного контроля

 

Совокупность форм и методов контрольной деятельности представляют собой функциональную составляющую механизма валютного контроля.

Валютный контроль за банковскими валютными операциями как составная часть валютного регулирования представляет собой систему мер по проверке Центральным банком РФ соответствия процесса осуществления уполномоченными банками банковских валютных операций порядку, установленному законодательством о валютном регулировании и валютном контроле.

Контроль за деятельностью уполномоченных банков Территориальными учреждениями Банка России в области осуществления валютных операций осуществляется двумя способами:

  1. документарный (дистанционный) контроль;
  2. инспекционная проверка.

При реализации своей компетенции в области валютного контроля Банк России большое внимание уделяет соблюдению установленного законодательством порядка осуществления валютных операций клиентами уполномоченных банков.

Поскольку валютный контроль Банк России за валютными операциями указанных субъектов осуществляет преимущественно через уполномоченные банки, то здесь важную роль играет надзор за соблюдением требований Банка России по учету указанных операций уполномоченными банками и отчетности по ним, а также применение ответственности за несоблюдение данных требований.


Просмотров 772

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!