Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Государственный бюджет. Его формирование и использование



Финансовая система и финансовая политика государства

Понятие финансов и финансовой системы.

Государственный бюджет. Его формирование и использование.

Налоги как основной источник бюджета.

Фискальная политика

Бюджетный дефицит и государственный долг.

 

Понятие финансов и финансовой системы

Важнейшим элементом хозяйственного механизма развитых стран являютсяфинансы. В предыдущей теме мы выяснили, как правительство может воздействовать на процесс воспроизводства через регулирование денежного предложения посредством кредитно-денежных инструментов. Не меньшее значение здесь имеют и бюджетно-финансовые инструменты. Важную роль финансовая система играет и в решении социальных задач, поскольку связана с перераспределением национального дохода.

Термин “финансы” используют в разных значениях. Иногда под ними понимают просто деньги, расходы и доходы госбюджета.

В нашем пониманиифинансы - это система отношений по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств (финансовых ресурсов).

Иными словами, денежные отношения, движение которых происходит через особые фонды, - это и есть финансовые отношения.

Для современных финансов характерны следующие черты:

· во-первых, это денежные отношения (в докапиталистических формациях государственные доходы имели в основном натуральную форму);

· во-вторых, эти отношения носят распределительный характер,здесь нет эквивалентного обмена;

· в-третьих, распределение национального дохода происходит через реальные денежные фонды,а не через ценовой механизм.

Понятие финансов включает отношения как на уровне государства, так и на уровне предприятия. Поэтому говорят о финансах государства и финансах предприятий и организаций. В данной теме мы рассматриваем государственные финансы.

Финансовая система- это существующая в стране совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству выполнение его функций.

Основными звеньями финансовой системы России являются: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации, местные бюджеты, государственные внебюджетные фонды (Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования) и аналогичные фонды субъектов федерации.

Такая структура государственных финансов характерна для федеративных государств при трехуровневой системе управления. Она включает центральное (федеральное) правительство, региональный уровень (края, области, республики, штаты и т.д.) и местный уровень (муниципалитеты). В унитарных государствах существуют два уровня управления- центральный и местный.



 

Государственный бюджет. Его формирование и использование

Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет.

Государственный бюджет- это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.

Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом страны.

Организационное построение бюджетной системы определяется формой государственного устройства. В унитарных государствах существует двухзвенная система - центральный и местные бюджеты. Федеративные государства включают еще и бюджеты республик, штатов, земель, краев.

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.

Через государственный бюджет в современных условиях перераспределяется значительная часть национального дохода (до 40 %). Чем выше уровень развития страны, тем эта доля выше.

Бюджет имеет расходную и доходную части, соотношение статей которых определяет структуру бюджета.

Доходыбюджета формируются за счет налогов и неналоговых поступлений. К последним относятся доходы от государственной собственности (в основном получаемые в результате приватизации), от внешнеэкономической деятельности государства, займов в форме выпуска государственных облигаций. Однако основным источником формирования бюджета являются налоги.

Расходы бюджета. К ним относят затраты на социальные услуги, на хозяйственные нужды, национальную оборону и внешнеэкономическую деятельность, административно- управленческие расходы, платежи по государственному долгу.



Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, хозяйственного и социального регулирования.

На первом месте в бюджетах стран с развитой рыночной экономикой стоят социальные статьи, поскольку само существование государства как экономического агента связано с производством общественных благ, оплата которых осуществляется через бюджет, а также устранением недостатков в распределении, обусловленных рынком. Поэтому в первую очередь государство несет затраты на здравоохранение, образование, социальную помощь.

В затратах на хозяйственные нужды обычно большое место занимают субсидии сельскому хозяйству, отраслям инфраструктуры. Высокая доля военных расходов характерна для таких стран, как США, Россия, Китай.

Преобладание тех или иных статей расходов зависит от уровня государственной власти и тех функций, которые за ним закрепляются. На общегосударственном уровне – это затраты на социальное обеспечение, государственный аппарат, общественную безопасность и оборону фундаментальные научные исследования; на региональном уровне – затраты на образование, социальное обеспечение, здравоохранение; на местном уровне – затраты на образование, здравоохранение, коммунальные расходы.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!