Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Общие принципы местного самоуправления: понятие и классификация



Конституционно-правовые основы местного самоуправления

 

Европейская хартия местного самоуправления. Конституция РФ; Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 6 октября 2003 г.. №131-ФЗ (с последующими изменениями); другие федеральные законы; указы Президента РФ и постановления Правительства РФ; конституции, ставы субъектов РФ, законы субъектов РФ; уставы муниципальных образований.

Общие принципы местного самоуправления: понятие и классификация.

 

Правовая основа местного самоуправления представляет собой систему нормативных правовых актов обеспечивающих эффективное регулирование вопросов организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации. Правовую основу местного самоуправления составляют:

-Европейская хартия о местном самоуправлении,

- Конституция Российской Федерации,

- Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г.. №131-ФЗ

- другие федеральные законы;

- конституции, уставы субъектов Российской Федерации,

-законы субъектов Российской Федерации,

- уставы муниципальных образований,

- другие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления.

Европейская хартия местного самоуправления открыта к подписанию 15 октября 1985 г. Разработана и принята по инициативе Постоянной конференции местных и региональных органов власти в Европе. Хартия местного самоуправления подписана Россией в 1996 г. и ратифицирована в 1998 г.

Цель Хартии – обеспечение и защита прав местных органов самоуправления как наиболее близких к гражданам и дающих им возможность участвовать в принятии решений, касающихся условий их повседневной жизни. По замыслу авторов этого документа Хартия призвана наполнить реальным содержанием основные принципы Совета Европы: поддержание демократического сознания в Европе и защита прав человека в самом широком смысле слова. Основная направленность Хартии – показать, что степень автономии местных органов самоуправления является основным критерием подлинной демократии.

Хартия состоит из преамбулы из трёх частей. В первой части изложены основные принципы местного самоуправления; здесь же определяется, что оно должно основываться на конституционной и юридической базе. Во второй части Хартии содержатся положения, касающиеся объема принятых на себя сторонами обязательств. В третьей части содержатся обычные для конвенций СЕ положения технического характера.



В Хартии не предусмотрено системы контроля за ее выполнением за исключением обязательства сторон предоставлять любую информацию о законодательных актах или других мерах по применению положений Хартии.

Одной из наиболее глубоких и стабильных основ местного самоуправления является Конституция Российской Федерации. Именно в Конституции впервые закреплены исходные начала организации и деятельности местного самоуправления, определены его место и роль в государственно-правовой структуре российского общества.

Конституцией РФ утверждены местное самоуправление как одна из форм осуществления народовластия, признание и гарантированность местного самоуправления, обособленность органов местного самоуправления от системы органов государственной власти, самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий, определение форм местного самоуправления, обязательный учет исторических и иных местных традиций, государственная гарантия и судебная защита местного самоуправления.

Прежде всего, согласно ст. 12 "в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление". Местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий. Оно не входит в систему органов государственной власти. Общие принципы построения местного самоуправления являются предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Глава 8 Конституции РФ целиком посвящена местному самоуправлению. Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г.. №131-ФЗ закрепил перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления.



К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации Федеральный закон относит установление и обеспечение федеральных гарантий местного самоуправления: государственных минимальных социальных стандартов; федеральных программ развития местного самоуправления; порядка судебной защиты прав местного самоуправления; порядка судебной защиты прав местного самоуправления и т.д.

Финансово-экономическая основа местного самоуправления законодательно регулируется в соответствии со статьями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В нем определены понятия экономической основы местного самоуправления, муниципальной собственности, рассмотрены порядок управления муниципальной собственностью, отношения органов местного самоуправления и предприятий и организаций, находящихся в муниципальной собственности. Также в законе раскрываются финансовая основа местного самоуправления, местный бюджет, источники его формирования и отмечена самостоятельность органов местного самоуправления в распоряжении средствами местного бюджета.

Законодательное регулирование местного самоуправления осуществляется не только исключительно нормативными правовыми актами муниципального права, но и посредством широкого круга федеральных законов, в той или иной степени затрагивающих деятельность муниципальных образований. Гражданский кодекс РФ содержит статьи о признании муниципальных образований и выступающих от их лица органов местного самоуправления равноправными участниками гражданских правоотношений. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав" является основой для муниципального избирательного права; и т.д.

Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют правовое регулирование местного самоуправления: принимают, например, законы субъектов Федерации о местном самоуправлении, о муниципальных выборах, о местном референдуме, о муниципальной службе.

Устав как особый вид нормативно-правовых актов характеризуется тем, что призван закрепить организацию, устройство той или иной социальной системы, установить правовые основы ее функционирования, т.е. закрепить правовой статус.

Устав муниципального образования:

1) обладает признаками учредительного документа. Именно в уставе определяется (учреждается) сама система местного самоуправления, структура его органов. Единственное требование — обязательное наличие выборного органа;

2) принимается самим населением муниципального образования или его представительным органом при непосредственном участии населения (в форме обсуждения проекта устава);

3) по предмету своего регулирования является актом всеобъемлющего характера. Он призван закрепить и урегулировать отношения не в одной какой-либо сфере общественной жизни, а во всех основных областях жизнедеятельности местного сообщества и его членов;

4) служит основой дальнейшего местного нормотворчества и обладает высшей юридической силой по отношению ко всем другим актам данного муниципального образования.

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории страны, которая вся разделена на муниципальные образования. Муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Принципы местного самоуправления – это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала идеи, лежащие в основе, организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами.

В основе местного самоуправления в РФ лежат следующие основные принципы, закрепленные Конституцией РФ и федеральным законодательством.

а) самостоятельность решения на­селением вопросов местного значения;

б) организационное обособ­ление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти осуществлении общих задач и функций;

в) сочетание представитель­ной демократии с формами прямого волеизъявления граждан;

г) соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;

д) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;

е) многообразие органи­зационных форм осуществления местного самоуправления;

ж) соблю­дение прав и свобод человека и гражданина;

з) законность в организа­ции и деятельности местного самоуправления;

и) гласность деятельно­сти местного самоуправления;

к) коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления;

л) государственная гарантия местного самоуправления.

Основу для классификации общих принципов определяет Закон 131фз, согласно Преамбуле которого он устанавливает следующие общие принципы организации МСУ: а) правовые; б) территориальные; в) организационные; г) экономические.

К общим правовым принципам организации МСУ можно отнести следующие:

приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров в области МСУ по отношению к законодательству о МСУ;

допустимость изменения общих принципов организации МСУ, установленных Законом, не иначе как путем внесения изменений и дополнений в него;

осуществление правового регулирования вопросов организации МСУ органами государственной власти субъек­тов Федерации в случаях и порядке, установленных Законом; обязательность муниципальных правовых актов на всей территории муниципального образования;

высшая юридическая сила устава муниципального образования и решений, принятых на местном референдуме (сходе граждан), в систе­ме муниципальных правовых актов;

судебная защита прав МСУ.Общими экономическими принципами организации МСУ являются:

признание и защита муниципальной собственности наравне с дру­гими формами собственности;

самостоятельность управления органами МСУ муниципальной собственностью, установления и исполнения местного бюджета;

наличие у каждого муниципального образования собственного бюд­жета (местного бюджета);

нахождение в собственности муниципальных образований имуще­ства, предназначенного лишь для решения вопросов, установленных За­коном;

недопустимость определения федеральными законами и законами субъектов Федерации объемов расходов за счет средств местных бюдже­тов, а также иные общие экономические принципы, устанавливаемые За­коном.

К общим территориальным принципам организации МСУ относятся:

осуществление МСУ на всей территории Рос­сии в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, город­ских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения с учетом местных и иных традиций;

установление и изменение границ территорий муниципальных образований осуществляется законами субъектов Федерации с учетом требований Закона;

преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъек­тов Федерации в соответствии с Законом;

разграничение территории субъекта, за исключением территорий с низкой плотностью населения, между поселениями, а также закреп­ляемые Законом иные принципы территориальной организации МСУ.

Общие организационные принципы организации МСУ состоят в следующем:

органы МСУ не входят в систему органов госу­дарственной власти;

органы МСУ избираются непосредственно на­селением и (или) образуются представительным органом муниципаль­ного образования; участие органов государственной власти и их долж­ностных лиц в формировании органов местного самоуправления, на­значении на должность и освобождении от должности должностных лиц МСУ допускается только в случаях и порядке, уста­новленных Законом;

структура органов МСУ определяется муници­пальными образованиями самостоятельно с учетом требований Закона об обязательном наличии в ней представительного органа муници­пального образования, главы муниципального образования и местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муници­пального образования), за исключением случаев, предусмотренных За­коном;

структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы мест­ной администрации; в структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной ад­министрации;

органы МСУ наделяются собственными полно­мочиями по решению вопросов местного значения и могут наделяться отдельными государственными полномочиями в порядке, установлен­ном Законом.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!