Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Субъекты и движущие силы исторического процесса. Роль народных масс и личности в истории



Проблема движущих сил всегда решалась неоднозначно Одни считали, что двигателем общественного развития является противоречие, другие связывали с объективными или субъективными факторами, третьи деятельностью людей или отдельных личностей, четвертые искали их в определенных социальных детерминантах Каждый из этих подходов имеет рациональное зерно, и не является самодостаточным, поскольку страдает односторонностью, отражая лишь одну сторону, не затрагивая целого. Решение проблемы формирует материалистическое и идеалистическое ее понимание Идеалистическое начинается с античной философии, материалистическое - отстает во время. Енгельс «старый материализм не только не исследовал эту проблему, но и не ставил ее А если и не ставил, то решал тоже идеалистически, считая идеальные побуждения причиной тех или иных событий»
Идеалистическая философия Гегеля решала эти проблемы, исходя из того, что общественное сознание определяет общественные жизнь и деятельность Поэтому движущие силы не выводились из самой истории, а навязывались ей извне в качестве духовных факторов или виделись в действиях выдающихся людей.
Решение этого вопроса было осуществлено Марксом Энгельсом, исходили из того, что общественная жизнь и деятельность определяют общественное сознание, а не наоборот. Они связывали движущие и силы общества с деятельностью людей. По их мнению, жизнь общества, история человечества процессом деятельности самих людей, личностей, классов и народов. Марксизм пошел дальше, ища ответа на вопрос, а что движущей силой действий каждого человека, любого лица или соц. группы. Понятие \"движущие силы общества\" охватывает объективные и субъективные факторы, которые побуждают человека, группу, народ к сознательным действиям, направленных на преобразование или сохранение действительности. Главный фактор - потребность и интересы и, в первую очередь, противоречия, протекающих на фазе их решения. Потребности - первый и сильнейший фактором деятельности, трудовой и производственной. Наличие потребностей, неудовлетворенность положением вещей подталкивают человека к объективным действий, направленных на ее удовлетворение. Это вырабатывает новые силы, представления и формирует новые потребности.
Такая деятельность является сознательной, целенаправленной, активной, т.е. реальной причиной социальных действий и свершений
Общественная деятельность, с одной стороны, опосредуется существующими потребностями и интересами, а с другой - социальной средой субъектов исторического процесса Это противоречие является исходным момент человеческой деятельности. Не существует движущей силы, которая не принимала бы участия в развертывании и разрешении противоречий. Потребность является стороной противоречия.
Соц. противоречия является движущей силой развития. На их основе решаются и возникают новые потребности и интересы, мотивы и побуждения их удовлетворения, для которых люди действуют, ведут борьбу с природой и между собой, покоряют природные силы, вступают в определенные отношения, создают организации. В истории человечества прослеживается еще и рост совершенствования механизмов и средств человеческой деятельности. Эти 2 процесса связаны и обусловливают друг друга, способствуя развитию общества, прогрессу.
Главная сила истории - народ, передовые классы, трудящиеся массы. Не личность определяет роль народа, а народ определяет роль личности. Народные массы- классы и соц. слои, которые приводят в движение производства, живут за счет собственного труда. Из каких классов и групп состоят народные массы, зависит от эпохи, характера общественно-экономической формации. Повседневная трудовая деятельность простых людей обеспечивает общество всем необходимым и создает материальную основу последовательной смены общественно-экономических формаций, т. е. поступательного развития человечества.
Массы играют большую роль и в политической жизни. Без их политической деятельности немыслимо развитие общество и, прежде всего соц. революции. Главная движущая сила - народные массы. Во время нац. испытаний решают судьбу своей страны, вставая на ее защиту; в развитии культуры - заложили основы всей духовной культуры человечества, создали условия для ее прогресса. Многие культурные направления долгое время развивались исключительно, как народное творчество.
Несмотря на решающую роль народных масс в истории общества, марксизм важное место отводит роли личности - роли выдающихся людей, руководителей, вождей, лидеров - показывает, что они выполняют необходимую для общества функцию. Они выполняют функцию руководства массами, классами и группами.
В заключение, роль народных масс и роль личности в истории носит всегда объективно и субъективно ограниченный характер. В основе ограниченности лежит господствующий в обществе способ производства и возникающие из него общественные отношения, продуктом которых являются массы и личность.




Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!