Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Основные виды правонарушений в области финансовой деятельности



Правовые основы и виды финансовых правонарушений

Основные виды правонарушений в области финансовой деятельности

Финансово-правовая ответственность является разновидностью юридической ответственности, содержит все её признаки, т. е. наступает за правонарушение, устанавливается государством, связана с применением к правонарушителю санкций правовых норм, уполномоченными на это субъектами, связана с применением к правонарушителю неблагоприятных последствий и реализуется в процессуальной форме.

Особенности финансово-правовой ответственности:

1. Она наступает за финансовые правонарушения – это виновное совершенное деяние нарушающее нормы финансового права, за которое законодательством установлена финансово-правовая ответственность, которое также характеризуется противоправностью, виновностью и наказуемостью.

2. Финансово-правовая ответственность установлена в финансово-правовых нормах, которые содержат в своей структуре финансово-правовые санкции. Финансово-правовая санкция – это мера государственного принуждения, которая возлагает на правонарушителя обременение в виде пеней, штрафов, приостановления операций по счетам и др. Выделяют бюджетные, налоговые, кредитно-денежные и валютные санкции.

3. Финансово-правовая ответственность появляется в особой процессуальной форме. В применение финансово-правовой санкции предусмотрено в рамках бюджетного процесса. Производство по делу о налоговых правонарушений устанавливается разнообразном порядке в отношении налогоплательщиков и лиц, не являющихся таковыми; привлечение к налоговой ответственности возможно на основании решения налогового либо судебного органа.

Целью финансово-правовой ответственности является обеспечение гарантированности реализации финансово-правовых норм. К принципам финансово-правовой ответственности относят:

  • законность;
  • соразмерность;
  • индивидуализация наказания;
  • однократность;
  • полное возмещение вреда.

Таким образов можно выделить четыре вида правонарушения в области финансовой деятельности: бюджетные, налоговые, кредитно-денежные и валютные.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое законодательством установлена ответственность.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста.



Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Остальные виды правонарушений будут освящены в других вопросах.

58) Государственное принуждение в сфере финансов

Неисполнение налогоплательщиками своих обязанностей обес­печивается мерами государственного принуждения. Применяют­ся установленные законодательством санкции за налоговые право­нарушения, меры к принудительному взысканию недоимок по на­логам.

Соблюдение требований законодательства, в том числе и в области финансов, обеспечивается силой государственного принуждения. Ее применение является определенным ограничением свободы человека в интересах другого человека и общества в целом, поэтому должно осуществляться только с соблюдением законодательно установленных процедур - процессуальных форм привлечения к ответственности. Закрепление ответственности на уровне закона и соблюдение процессуальной формы государственного принуждения в совокупности будут являться гарантией соблюдения основных прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции РК.



юридическая ответственность опирается на государственное принуждение, реализуется посредством применения мер государственного принуждения. Данный признак раскрывает суть механизма действия ответственности как негативного варианта правового регулирования, когда государство причиняет правонарушителю указанные в законе лишения в недобровольном порядке, не считаясь с его желаниями, принуждая его тем самым к исполнению требований права.

Финансово-правовая ответственность в общей системе государственного принуждения представляет собой один из его видов, наряду с предупреждением, пресечением и восстановлением нарушенных прав в сфере финансов, имеющая собственную правовую природу и самостоятельное место в финансовых правоотношениях.

Восполнение потерь государственной или муниципальной казны может осуществиться в полной мере, если за ним стоит возможность применения особого рода государственного принуждения за нарушения порядка финансовой деятельности. Финансово-правовая ответственность имеет принципиальное значение для предупреждения нарушений финансового законодательства, наказания правонарушителя с учетом его характеристики, а также для компенсации потерь соответствующих фондов денежных средств.

59) Финансово-правовое принуждение представляет собой особый вид государственного принуждения, имеющий организационно-имущественный характер, состоящий в применении органами судебной власти, субъектами общего руководства публичными финансами, финансовым аппаратом государства и местного самоуправления, а также субъектами финансового контроля установленных нормами финансового права принудительных мер в целях недопущения и пресечения неправомерного поведения участников финансовых отношений, а также устранения его общественно вредных последствий.

Юридическая ответственность неразрывно связана с государством, нормами права, обязанностью и противоправным поведением граждан и их объединений. Государство, издавая нормы права, определяет юридическую ответственность субъектов независимо от их воли и желания, она носит государственно-принудительный характер.

Государственное принуждение – специфическое воздействие на поведение людей, основанное на его организованной силе. Но это не просто государственное принуждение, а принуждение к исполнению норм права. Характерная особенность такого принуждения заключается в том, что сама эта деятельность строго регламентирована законом, имеет свои правовые рамки.

Субъектами деятельности выступают суд, прокуратура, милиция, администрация различных государственных учреждений, которые специально занимаются рассмотрением дел о правонарушениях. Юридическая ответственность – это одновременно и претерпевание, она всегда связана с применением мер государственно-принудительного воздействия. Этой особенностью правовая ответственность отличается от иной социальной ответственности.

Юридическая ответственность всегда связана с определенными лишениями, т.е. она сопровождается причинением виновному отрицательных последствий, ущемлением или ограничением его личных, имущественных и других интересов. Лишения являются естественной реакцией на вред, причиненный правонарушителем обществу и государству или отдельной личности. Лишения – это дополнительные неблагоприятные последствия, возникающие только при правонарушении.

Основная черта юридической ответственности – штрафное, карательное назначение. При этом кара – не самоцель, а средство перевоспитания правонарушителя. Наряду с наказанием юридическая ответственность выполняет правовосстановительную функцию, т.е. служит восстановлению нарушенных прав личности или государства.

Юридическая ответственность тесно связана с санкцией правовой нормы и в этом качестве предстает как принудительно исполняемая обязанность, возникшая в связи с правонарушением и реализуемая в конкретном правоотношении.

Правонарушение является основанием для юридической ответственности, где особое значение играет его состав. Состав правонарушения – это фактическое основание для юридической ответственности, а норма права – правовое основание, без которого юридическая ответственность немыслима. Правонарушение указывает на момент возникновения юридической ответственности, порождает определенные правоотношения и соответствующую ответственность лица, совершившего его.

Поэтому, рассматривая отношение ответственности в развитии, в нем нужно различать следующие стадии: а) возникновение юридической ответственности; б) выявление правонарушения; в) официальную оценку правонарушения как основание юридической ответственности в актах компетентных органов; г) реализацию юридической ответственности.

Таким образом, юридическая ответственность характеризуется следующими основными признаками:

• она опирается на государственное принуждение, на особый аппарат; это конкретная форма реализации санкций, предусмотренных нормами права;

• наступает за совершение правонарушения и связана с общественным осуждением;

• выражается в определенных отрицательных последствиях для правонарушителя типа личного, имущественного, организационно-физического характера;

• воплощается в процессуальной форме.

Указанные признаки юридической ответственности являются обязательными: отсутствие хотя бы одного из них свидетельствует об отсутствии юридической ответственности и позволяет отграничивать ее от других правовых и неправовых категорий.

Говоря о юридической ответственности как обязанности отвечать за уже содеянное правонарушение, следует различать ее объективные и субъективные предпосылки.

В объективном смысле это означает, что юридическая ответственность возможна в силу правового регулирования общественных отношений различными предписаниями, а в субъективном – свободы воли индивида, ибо без этого нет вины, без вины нет ответственности за противоправное деяние. Нельзя винить лицо, лишенное свободы воли. Нельзя невиновного считать ответственным.

60) Основной формой реализации охранительной функции финансового права является юридическая ответственность, под которой применительно к сфере публичных финансов следует понимать элемент финансового правоотношения, обеспечивающий неизбежностью исполнения возложенной на лицо финансовых обязанности, которая основывается на осуждении со стороны других лиц, государства и общества неисполнения такой обязанности, государственном принуждении и внутренней потребности данного лица в правомерном поведении.

Основным видом юридической ответственности в сфере публичных финансов является финансовая ответственность. При этом ее отраслевая принадлежность, которая прослеживается в самом названии, указывает на то, что она определяет качественное состояние не всякого субъекта права, а субъекта финансового права, т.е. лица деятельность которого связана с публичными финансами, обуславливая неизбежность исполнения именно финансовых обязанностей, которые отличаются имущественно-стоимостным и публичным характером.

Финансовая ответственность обеспечивается возможностью применения финансово-принудительных мер. Реализация финансовой ответственности состоит в применении к правонарушителям финансовых санкций, являющихся самостоятельными мерами финансово-правового принуждения.

Финансово-правовое принуждение представляет собой особый вид государственного принуждения, имеющий организационно-имущественный характер, состоящий в применении органами судебной власти, субъектами общего руководства публичными финансами, финансовым аппаратом государства и местного самоуправления, а также субъектами финансового контроля установленных нормами финансового права принудительных мер в целях недопущения и пресечения неправомерного поведения участников финансовых отношений, а также устранения его общественно вредных последствий.

Финансово-правовая ответственность включает в себя все признаки, которые характеризуют ее как правовую. Этот вид ответственности проявляется в наложении взысканий имущественного характера, не имевших места ранее до совершения финансового правонарушения. Финансово-правовая ответственность основана на общих принципах юридической ответственности (законности, ответственности только за вину, справедливости, индивидуализации, неотвратимости наказания и др.).

 

61) Финансовое правонарушение является финансово-правовой ответственности. Другими словами, финансовое правонарушение является юридическим фактом, на основании которого возникают правоотношения юридической ответственности.

В настоящее время законодательно закреплено понятие "бюджетное правонарушение" и "налоговое правонарушение", которые практически являются разновидностями финансового.

В широком смысле "правонарушения" - антиобщественное деяние, которое влечет вред обществу и карается законом.

В узком смысле правонарушение - это общественно-опасное, виновное деяние деликтоспособного субъекта, за которое действующий закон предусматривает юридическую ответственность.

Известно, что финансовое право как отрасль права регулирует отношения в сфере образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Четкость реализации и возникновения указанных отношений между субъектами финансового права обеспечивает целый ряд нормативных актов, в которых определены как должны действовать лица. Законодатель, исходя из практического опыта допускает возможность нарушения таких актов, хотя не называет такие факты финансовых правонарушений. Но можно сделать вывод, что любые противоправные действия, направленные на есть нарушение норм финансового законодательства являются правонарушениями.

Признаки финансового правонарушения:

1) противоправность деяния означает, что действие или бездействие лица становится финансовым правонарушением тогда, когда нарушаются нормы финансового права есть отношения в сфере финансовой деятельности государства, - связанные с образованием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Например: занижение, недовнесения сумм налога; несвоевременная подача деклараций и других видов отчетности.

2) Общественная опасность - правонарушение причиняет вред государству, обществу и каждому конкретному гражданину. Например: так как налог является основным источником пополнения бюджета государства, то его неуплата приведет к дефициту бюджета. Это в свою очередь повлияет на содержание власти государства и соответствующих ее сфер (образования, науки, культуры, социальной помощи и др.).

3) Виновность лица, совершившего общественно-опасное деяние. Финансовым правонарушением признается деяние, совершенное виновным лицом намеренно (например непредставление налогоплательщиком налоговой декларации), или неосторожно.

4) Наказуемость - означает, что деяние является правонарушением только в том случае, когда за него законодательством предусмотрена финансовая ответственность (штраф, пеня).

Для привлечения лица к финансово-правовой ответственности необходимо, чтобы имел место состав финансового правонарушения - это установленная совокупность признаков, при наличии которых деяние является финансовым правонарушением:

1. объект правонарушения - это те отношения, на которые направлен противоправное и общественно-опасное поведение субъекта правонарушения. Объект может быть:

а) общим - установленный государством и органами местного самоуправления порядок образования, распределения и использования государственных и муниципальных фондов денежных средств, охраняемых мерами финансово-правовой ответственности. Такой вывод следует из того, что финансовое правонарушение является нарушением норм финансового права, регулирующего отношения по поводу образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных средств.

б) видовой объект - это обособленные группа правил в сфере финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, за нарушение которых предусмотрена относительно специфическая система мер финансово-правовой ответственности. Соответственно, можно выделять следующие видовые объекты, как правила исчисления и уплаты налогов и сборов, правила использования и возврата бюджетных кредитов, правила ведения кассовых операций и др..

в) непосредственный объект - это конкретные отношения, правила, которые охраняются нормами финансового права и обеспечиваются финансовой ответственностью. К ним относятся правила постановки на учет в налоговом органе, правила представления и составления налоговой декларации, правила начисления налога и др..

2. Субъект правонарушения - может быть:

А) индивидуальный:

а) физических лиц;

б) физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без создания юридического лица;

в) законные представители несовершеннолетних физических лиц, физических лиц признанных недееспособными.

Б) Коллективный:

по юридическому статусу на:

а) юридических лиц (предприятий, учреждений, организаций);

б) неюридических лиц (филиалы, представительства).

по цели деятельности субъекты делятся на:

а) бюджетные б) хозрасчетные в) смешанные.

по критерию функциональной нагрузки на:

а) плательщики налогов и сборов;

б) источники выплат и удержания налогов;

в) расчетно-кредитные учреждения;

г) главные распорядители бюджетных средств;

д) распорядители бюджетных средств.

Особенностью объективной стороны является материальный и формальный состав. Материальный склад - наступление негативных последствий деяния, имеющие материальный характер и влекут материальный ущерб государству. Например занижения плательщиком сумм налога, неуплата или неполная уплата сумм налога.

Формальный состав - состав, в котором наличие последствий противоправного деяния наносит иной вред и не включается в обязательных элементов обязательной стороны. Например несвоевременное и не в полном объеме представления отчетов и других сведений распорядителям бюджетных средств по их использованию.

62) Как юридически оформленный документ бюджет имеет силу закона, где в количественном выражении отражается процесс получения и распределения государством денежных ресурсов.

Как экономическая категория бюджет представляет собой часть экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования централизованного фонда денежных средств для удовлетворения общественных потребностей

Бюджетные отношения, как и всякие другие финансовые отношения, характеризуются следующими важнейшими признаками (свойствами):

- это экономические отношения

- они всегда носят денежный характер

- характер этих отношений всегда распределительный

- они связаны с образованием и использованием фондов денежных средств.

Особенности бюджетных отношений заключаются в следующем:

• обязательным субъектом бюджетных отношений выступают публичные органы государственной власти или муниципальных образований (в лице федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления);

• бюджетные отношения — это перераспределительные отношения (отношений первичного распределения в бюджете нет).

Роль бюджета как финансовой базы деятельности органов власти определяется системой хозяйствования, принятой в стране:

- задачами, решаемыми обществом

- историческими и национальными традициями.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!