Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Познание как отражение формы и уровни



Познание – активный, целенаправленный процесс постижения человеком объективного мира и приобретения новых знаний с целью применения их в практической деятельности для удовлетворения своих потребностей [212]. Это сложный, противоречивый процесс. Противоречивость познания проявляется в том, что оно переводит материальное в свою противоположность – идеальное. В процессе отражения физическое (внешний мир, его свойства и отношения) преобразуется в физиологическое (работа нервной системы, мозга), а затем в психическое – факт сознания, мысленные образы вещей, событий процессов
Цель познания – знания. Они нужны для ориентации человека в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности. Знание – средство преобразования действительности. Основной характеристикой знаний является системность.
Процесс познания состоит форм, этапов, уровней. В теории познания выделяют чувственное и рациональное познание, а также рассматривают интуицию как особый момент связи чувственного и рационального.
Чувственное познание – познание действительности с помощью органов чувств, нервной системы и мозга на основе их непосредственного контакта с объектами познания (прямое взаимодействие). Для него в целом характерно отражение мира в наглядной форме, отражение преимущественно внешних сторон и связей, начало постижения внутренних зависимостей на основе первоначального обобщения чувственных данных.
Конкретные формы чувственного познания:
- ощущение – отражение отдельных свойств объектов;
- восприятие – отражение всей совокупности свойств объекта, проявляющихся при непосредственном контакте;
- представление – образное воспроизведение в человеческом сознании ранее воспринятого объекта на основе имеющихся условных нервных связей.
Рациональное познание – познание действительности на основе абстрактного мышления и логических рассуждений.
Конкретные формы рационального познания:
- понятие –краткая мысль, обобщённо выражающая наиболее общие и существенные черты той или иной группы объектов. Сюда относятся многочисленные термины конкретных частных наук, например: металл, животные;
- суждение – форма мысли, в которой посредством логического соединения соответствующих понятий утверждается или отрицается наличие или отсутствие связей между предметами и их свойствами. Например: медь проводит электрический ток;
- умозаключение – логическое рассуждение, в процессе которого из одних суждений (посылок) выводятся другие, новые суждения (заключения и следствия), содержащие новое значение;
- гипотеза – такое умозаключение, которое построено на обоснованном предположении, предугадывании вероятной сущности каких-либо ещё недостаточно изученных объектов;
- теория – система обобщённого научного знания о том или ином явлении действительности.



3. Наука есть производство знаний. Различие науки и обыденного познания можно провести по предмету, средствам, продукту, методам и субъекту деятельности, цели и результату
Обыденное познание направлено на внешние стороны и связи объектов и процессов. Обыденное познание даёт верное, но неполное представление об объекте.
Научное познание направлено на раскрытие внутренних сторон и взаимосвязей, сущности предметов, процессов, явлений, для чео используются специально создаваемые способы исследования, средства (приборы и инструменты) и методы, т.е. определённый порядок, правила и приёмы исследовательских или практических действий.
Научное познание как процесс включает в себя два основных уровня:
- эмпирический – преобладание живого созерцания (чувственное познание). Исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. На этом уровне происходит сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация и классификация;
- теоретический – преобладание рациональных форм познания: понятия, теории, законы и т.д. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Важнейшая задача теоретического знания – достижение объективной истины во всей её конкретности и полноте содержания.
Цель теоретического познания заключается в том, чтобы открыть закон, закономерности изучаемого объекта. Оно организовано в форме научного поиска, который сам имеет этапы формирования и развития. Научный поиск – это вид научного исследования, направленный на получение, добывание новых видов знаний.
Научный поиск начинается с постановки проблемы. Проблемойназывается осознанное противоречие между имеющимся знанием и непознанной частью предмета, противоречие, на решение которого направлена деятельность учёного. Далее речь выдвигается гипотеза – научно обоснованное предположение. В процессе научного познания выдвигается не одна, а несколько гипотез. В своём развитии гипотеза проходит ряд ступеней: выдвижение; обоснование, проверка (теоретическая и практическая). При подтверждении гипотезы поиск завершается научным открытием. Открытие образует третью, завершающую стадию научного поиска. Под научным открытием понимается получение нового объективно-истинного знания о свойствах, закономерных связях и отношениях природной и социальной действительности с его противоречиями
Оба уровня познания – эмпирический и теоретический - взаимосвязаны, на определённых этапах развития научного знания эмпирическое познание переходит в теоретическое, и наоборот. Тем самым некоторые приёмы и методы научного познания могут быть использованы на обоих уровнях.
Основные приёмы и методы научного познания:
1. Методы накопления знаний:
- наблюдение – целенаправленное восприятие предметов, явлений в их естественном виде, в непосредственной действительности;
- эксперимент – научный опыт, при котором объект ставится в специально создаваемые контролируемые условия;
- моделирование – изучение объекта по его копии (модели), заменяющей оригинал с определённых, нужных сторон.
2. Методы развития знаний:
- анализ – разложение целостного объекта (мысленное или практическое) на составляющие его части с целью изучения каждой из них в отдельности;
- синтез – соединение (мысленное или практическое) ранее выделенных частей объекта в единое, целое, чтобы получить о нём конкретно-общее, системное представление;
- индукция – движение мысли от частных посылок к общему выводу. Например: вода, спирт, нефть упруги. Все они являются жидкостями. Значит, жидкости упруги;
- дедукция – движение мысли от общей посылки к частным выводам. Например: все металлы электропроводны. Медь – металл. Значит, медь – проводник;
- абстрагирование – особый приём мышления, при котором от второстепенных свойств объекта отвлекаются, а интересующие свойства выделяются, мысленно на их основе формируя тот или иное понятие – абстракцию (например, дерево, животное, звезда). Здесь возможно движение мысли по двум направлениям: 1) восхождение от конкретного к абстрактному – характерно для начальных этапов познания, при формировании абстракций; 2) восхождение от абстрактно к конкретному – применяется на этапе теоретических разработок, когда на основе ряда абстракций создаётся всесторонняя, полная картина объект во всей его многомерной конкретности.
Исторический метод – изучение отдельного процесса в его конкретном многообразии, со всеми подробностями.
Логический метод – воспроизведение процесса в го главных, существенных чертах, без лишних деталей, в логически обобщённом виде.




Просмотров 802

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!