Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Взаимодействие субъектов педагогического процесса в начальной школе



На современном этапе развития общества в условиях модернизации образования и выстраивания его новой парадигмы, стремящейся к «очеловечиванию», не случайно обращение к гуманистическим воззрениям отечественной педагогики, выработанным на рубеже XIX– XXвв. Гуманистический подход в образовании влечет за собой смену модели взаимоотношений педагога и ученика: от учебно-дисциплинарной к личностно-ориентированной, утверждающей ценность личности ребенка.

Гуманистическое взаимодействие людей имеет отличительные признаки, по определению Щурковой Н.П.[ 1 ] - это уважение, неприкосновенность личности, признание как данность. Взаимодействие же двух субъектов, в процессе которого происходит взаимная презентация «Я», участвующих во взаимодействии субъектов – это общение. При этом под педагогическим общением понимается общение педагога с детьми, в процессе которого педагог содействует восхождению детей на уровень коммуникативной культуры «человек — человек», научая детей воспринимать Другого и открывать Другому свой внутренний мир.

Хотя гуманистическое педагогическое взаимодействие зависит от ценностей педагога, его внутреннего настроя на диалог с ребенком, существует целый ряд формальных правил, соблюдение которых ведет к изменению педагогического взаимодействия в гуманистическую сторону:

педагог надевает «платье доброжелательности», обращаясь к детям либо к одному ребенку, с которым предстоит общение;

педагог занимает открытую позу без «замков» рук и ног, то есть, не скрещивает руки на груди, не кладет ногу на ногу и не держит в руках какой-либо предмет, как бы прячась за него; ладони его открыты и повернуты в сторону детей;

педагог не допускает угрожающей позы типа «льва перед прыжком» (опора двумя руками о стол, наклон вперед), «воинствующего петуха» (руки за спиной), «полицейского» (руки в карманах брюк, пальцы выставлены на партнера) и не держит в руках острого предмета, направленного на детей как пистолета (авторучки, указки, карандаша, линейки);

педагог хорошо продумывает характер обращения в соответствии с обстоятельствами: «ребята» - на спортивной площадке, у костра, во время уборки класса, чаепития или приготовления обеда; «дамы и господа», «судари и сударыни», «юные мыслители» — во время академических занятий; «дорогие друзья» — на беседе или дискуссии о проблемах жизни и т.д.;



педагог производит «положительное подкрепление» в адрес детей вербально или мимически, осуществляя важное психологическое воздействие «поднять на пьедестал» партнера общения;

в первый момент общения педагог обязательно произносит «Я-сообщение», которое есть не что иное, как открытие собственного внутреннего мира для партнера по общению.

Одним из критериев эффективного педагогического взаимодействия является создание благоприятного психологического климата и планомерное формирование определенных межличностных отношений в школьном коллективе. Умения в этой области составляют важную часть профессиональной компетентности педагога. По мнению М.Ю. Олешкова [2], профессионально компетентный педагог должен быть способен:

Вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также осуществлять диагностирование личностных свойств и качеств учащегося.

Вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействия с обучаемыми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных дидактически значимых целей.

Идентифицировать себя с учеником.

На практике не всем, удается следовать данным правилам, что, зачастую, приводит к конфликтам, конфликтным ситуациям.



Педагог, обладающий опытом, с годами развивает и совершенствует первые две группы, в то же время постепенно происходит нивелирование умений третьей группы, что влечет за собой накопление так называемых педагогических деструкций, которые являются конфликтообразующими факторами образовательного процесса.

А. Меняевым [3] выделяется три объективных причины конфликтности взрослых (учителей) и детей (учащихся):

Взаимодействие консерватизма взрослых и новых культурных ценностей детей (музыка¸ стиль одежды, сленг и др.)

Недостаточный культурный уровень взрослых (грубость, бестактность и т.п.)

Изменения в психике педагогов, возникающие в процессе накопления опыта систематического управления поведением ребенка – привычка постоянно запрещать, приказывать выговаривать, словом, «воспитывать» в строгости, покорности и дисциплине.

Думается, что на причины конфликтности можно взглянуть несколько шире. К факторам, обусловливающим причины возникновения конфликтных ситуаций и конфликтов в обществе, в целом относится нестабильность социально-экономической и политической обстановки, которая влечет за собой неуверенность людей в завтрашнем дне, в возможности стабильного обеспечения себя и своих близких (в особенности детей), в создании условий достойного существования, образования, достижения жизненного успеха.

К частным факторам, лежащим в основе причин возникновения таких конфликтных ситуаций, относятся:

- экономическое положение учителя, которое, правда, в последнее время стало меняться в лучшую сторону, порождающее его неуверенность в собственной ценности для государства и общества;

- эмоциональная нестабильность современного учителя, причинами которой с одной стороны, является обесценивание труда учителя, приравнивание его труда к услуге и, с другой стороны, возрастание социальной напряженности в отношениях между родителями, учениками, с завышенным уровнем притязаний и учителями;



- возрастание требований, предъявляемых к учителю со стороны государства (образовательные стандарты), со стороны общества (усложнение социально-образовательного заказа), со стороны администрации (повышение качества обучения), со стороны родителей (высокие результаты, позволяющие выпускнику школы поступить в ВУЗ), со стороны учеников (демократичность и уважение в отношениях);

- недостаточное знание учителем психолого-физиологических особенностей учащихся различных возрастных групп.

Общие и частные факторы лежат в основе конкретных причин, порождающих конфликтные ситуации и конфликты между учениками, учителями и учениками, учителями и родителями, препятствуют предупреждению конфликтных ситуаций во взаимодействии участников образовательного процесса. В качестве таких причин выделяются слабое владение учителями способами взаимодействия с учащимися различных возрастных групп и способами предупреждения конфликтных ситуаций.

В начальной школе взаимодействие учителя и ученика в конфликтных ситуациях имеет ряд особенностей:

(учитель)

·необходимость «сохранить лицо», означающая что педагог, участвующий в конфликте будет стараться избежать того, чтобы показаться слабым, идя на компромисс, в глазах других или своих собственных.

·педагогический коллектив, как правило, состоит из педагогов-женщин. Женщинам традиционно приписываются такие ценности, - забота о других, внимание к языку тела, гибкость, поиск альтернатив. Парадоксально, но согласно исследованиям Джульетты Ниренберг и Ирен С.Росс [4], женщины часто воспринимают эти качества как незначимые или, хуже того, как показатель слабости в процессе урегулирования конфликтов. Хотя именно эти черты признаются как самые важные в данном процессе.

·привыкнув к доверчивому подчинению авторитету со стороны младших школьников, учитель зачастую входит в противоречие со своими абстрактными взглядами и проявляет нетерпимость к несогласию.

( учащийся)

преобразование социальной ситуации (переход от беспечного детства к позиции ученика), изменение привычного образа жизни ребенка, распорядка дня;

начало формирования отношений с учителями, необходимость считаться с мнением других участников-субъектов учебно-воспитательного процесса;

значительные физические изменения в организме, что ведет к избытку физической энергии;

неустойчивость внимания младшего школьника, так как, во-первых, у него преобладает возбуждение над торможением и, во-вторых, проявляется естественное стремление к подвижности, вследствие чего он не может заниматься одним и тем же видом деятельности продолжительное время, так как быстро наступает утомление, запредельное торможение;

нарушение психического равновесия, неустойчивость в волевом отношении, изменчивость настроений, излишняя впечатлительность в силу физиологических изменений организма;

преобладание впитывающего характера познания, а не запоминание, стремление детей к исследовательской деятельности в силу восприимчивости и впечатлительности, сравнению и анализу окружающих их явлений, выражению своего личного отношения к той или иной ситуации;

появление новых потребностей и обязанностей: подчиняться требованиям учителя, выполнять домашние задания, овладевать новыми знаниями, умениями, получать хорошую отметку и похвалу учителя, общаться с учениками и учителем, что часто приводит к противоречиям с возможностями и интересами ребенка;

доверчивое подчинение авторитету, но вместе с тем и становление своего собственного Я в окружающем мире, формирование самооценки, потребность в защите со стороны взрослых;

недолговечность, кратковременность эмоциональных переживаний, если, конечно, не имеют место глубокие потрясения;

преобладание игровой деятельности, как одного из средств формирования умений и навыков ребенка при возрастающей роли учебной деятельности.

В этом контексте следует отметить, что педагогическое взаимодействие может быть эффективным лишь в том случае, если его участники – учитель и ученик – являются взаимно значимыми. И наоборот, безразличие к ребенку со стороны учителя, недостаточное знание его особенностей, отрицание его внутреннего мира сводит на нет результаты педагогического взаимодействия, что не может способствовать успешности ученика в учебе и приводит к психологической подавленности.

Очень часто причиной конфликтных ситуация является затруднение педагогов начальной школы в определении критериев психологического состояния ребенка в школе. Думается, в подобном случае, им пришли бы на помощь критерии, определяющие психолого-педагогический статус школьника, разработанные М Р. Битяновой [5]:

отношение младшего школьника к себе – устойчивая положительная оценка себя как умелого знающего ученика;

отношение к значимой деятельности – эмоционально-положительное восприятие школы, учения;

устойчивое эмоциональное состояние в школе – отсутствие противоречий между требованиями школы, учителя и родителей

активность и автономность поведения – самостоятельность в познавательной и социальной деятельности;

взаимодействие и отношение с педагогами – установление адекватных ролевых отношений с учителями на уроках и во внеурочной деятельности, проявление уважения к учителю и положительное восприятие педагога;

взаимодействие ребенка со сверстниками – владение навыками эффективного межличностного общения, установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности;

умственная работоспособность и темп умственной деятельности – способность работать над учебной задачей в классе;

сформированность важнейших сторон познавательной сферы – умение выделить задачу и превратить ее в цель деятельности.

Общаясь с учеником, учитель должен помнить, что личностная самооценка ребенка в младшем школьном возрасте всецело зависит от оценок, даваемых ему взрослым, прежде всего учителями. Дети безоговорочно принимают и присваивают себе все, что слышат от учителя. Постоянное напоминание об ошибках вызывает у ребенка негативное отношение к учению, к школе и часто приводит к противоречию с мнением и ожиданиями родителей.

Профессионально компетентный педагог должен владеть технологией педагогического общения, умением определять психолого-педагогический статус школьника, знать возрастную психологию детей и активно применять свои знания в педагогической практике. Таким образом, во взаимодействии и взаимоотношениях субъектов образовательного процесса при смене парадигмы образования необходимо, чтобы формирующаяся личность ориентировалась на свой собственный жизненный выбор и свои собственные запросы, а «направить это развитие и руководить им - вот задача воспитателя»[6].

Предупреждение конфликтных ситуаций, конфликтов способствует повышению качества образовательного процесса, положительно влияет на психическое и физическое здоровье учителей, учеников и родителей, формирует у них опыт неконфликтного разрешения трудных ситуаций, возникающих в общении, а также, несомненно, будет способствовать повышению качества учебного процесса. Учителя, ученики и родители станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами, а на свою основную деятельность.


Просмотров 3901

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!