Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Жиры – это смесь сложных эфиров глицерина и высших карбоновых кислот (ВКК)



Состав жиров установил в 1881 году французский ученый Э.Шеврель, нагревая жир с водой в щелочной среде. Общая формула жира: →

 

Где R1, R2, R3 – углеводородные радикалы (могут быть одинаковыми и разными), содержащие от 3 до 25 атомов углерода.

 

 

Французский химик М.Бертло в 1854 году осуществил обратную реакцию и впервые синтезировал жир: ↓

 

 
+ 3H2O

жир (триглицерид)

 

Наиболее важные высшие карбоновые кислоты (ВКК), входящие в состав жиров:

 

Тривиальное название и формула Строение Температура плавления, оС
Насыщенные
миристиновая C13H27COOH CH3(CH2)12COOH
пальмитиновая C15H23COOH CH3(CH2)14COOH
стеариновая C17H35COOH CH3(CH2)16COOH
Ненасыщенные
олеиновая C17H33COOH CH3(CH2)7CH=CH(CH2)7COOH
линолевая C17H31COOH CH3(CH2)4CH=CHCH2CH=CH(CH2)7COOH -5
линоленовая C17H29COOH CH3CH2CH=CHCH2CH=CHCH2CH=CН(CH2)7COOH -11

Номенклатура.

Тривиальная номенклатура – глицириды называют, добавляя окончание –ин к названию кислоты и приставку, показывающую, сколько гидроксильных групп в молекуле глицерина проэтерицифировано. Например, тристеарин – это жир, представляющий собой сложный эфир, молекула которого состоит из остатка глицерина и трех остатков стеариновой кислоты.

По систематической номенклатуре – триацилглицериды называют как производные глицерина, в котором ацильные группы замещают атомы водорода гидроксильных групп. Названия ацильных остатков строятся обычным образом с использованием суффикса –оил (пальмитоил, линолеоил и т.д.).

Примеры:

трипальмитаил трипальмитин трипальмитат глицерина олеодистеарат глицерина олеодистеарин пальмиотоолеолинолеин

 

Химические свойства:

I. Гидролиз:

- водный (без катализатора, при высоких to и p);

+ 3H2O

тристеарин

 

+ 3С17Н35СООН

стеариновая кислота

- кислотный (в присутствии кислоты в качестве катализатора);

- ферментативный (происходит в живых организмах);

- щелочной (под действием щелочей):

+ 3NaOH

 

+ С15Н31СООNa

пальмитат натрия

+ 3NaOH

 

+ 2С17Н35СООNa

стеарат натрия

Мыла – натриевые или калиевые соли высших карбоновых кислот. Натриевые соли являются основным компонентом твердого жира, калиевые соли – жидкого мыла.



II. Реакции присоединения (для жидких ненасыщенных жиров):

а) присоединение водорода (гидрирование):

+ 3Н2

Из жидкого жира триолеина получается твердый жир тристеарин (используется в проризводстве маргарина).

б) присоединение галогенов:

+ 3Br2

III. Реакции окисления и полимеризации (для жидких ненасыщенных жиров) – под действием кислорода воздуха оксиляются и полимеризуются.

 

Функции жиров в организме:

1. энергетическая (при полном расщеплении 1 г жира до CO2 и H2O освобождается 38,9 кДж энергии);

2. структурная (жиры – важный компонент каждой клетки);

3. защитная (жиры накапливаются в подкожных тканях и тканях, окружающих внутренние органы).


 

ФМ

Практическое занятие №6.

Тема: «Углеводы».

Тип занятия: комбинированный (изучение нового материала, повторение и систематизация пройденного).

Вид занятия: практическое занятие.

Время проведения: 270 минут.

Место проведения: кабинет практических работ по химии (№222).

Цели занятия:

Учебная:

1. изучить особенности строения и классификацию моноз, олиго- и полисахаридов;

2. научить составлять уравнения реакций, характеризующие химические свойства углеводов;

3. дать понятия о стереоизомерии углеводов.

Воспитательная– воспитывать у студентов умение логически мыслить, видеть причинно-следственные связи, качества, необходимые в работе фармацевта.

После занятия студент должен знать:

1. классификацию углеводов: моноз и полисахаридов;

2. принципы построения формул Фишера и Хеуорса;

3. кольчато-цепную таутомерию;

4. химические свойства углеводов;

5. явление мутаротации.



После занятия студент должен уметь:

1. писать уравнения химических реакций углеводов.

План-структура занятия

 

№ п/п Этапы занятия Время (прибл.)
Организационный момент, выявление отсутствующих. 2 минуты
Сообщение темы, мотивация темы, постановка целей и задач. 3 минуты
Контроль исходного уровня знаний. 20 минут
Изучение нового материала. 170 минут
Закрепление изученной темы. 70 минут
Подведение итогов. Домашнее задание. 5 минут

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!