Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Кризисные явления в административно-командной системе первого послевоенного десятилетия и их проявления в советском государстве и праве



Война изменила общественно- политическую атмосферу в советском обществе.
Война пробила брешь в "железном занавесе", которым СССР был изолирован от других стран с 30-х годов. Участники европейского похода Красной Армии (а их было почти 10 млн. человек), своими глазами увидели и смогли оценить тот мир, о "разложении" и "близкой гибели" которого им говорили до войны и многие усомнились в целесообразности пути, по которому шла страна все эти годы.
Победа народа в войне породила множество надежд и ожиданий. Крестьяне рассчитывали на роспуск колхозов, интеллигенция - на ослабление политического диктата, население союзных и автономных республик - на изменение национальной политики. Проявились они и в ходе "закрытого" обсуждения проектов новой конституции страны, Программы и Устава партии. Предложения высказывали лишь ответственные работники ЦК партии, ЦК компартий союзных республик, наркомы, руководство краев и областей. Но и они готовы были ликвидировать специальные суды военного времени, освободить партию от хозяйственных функций, ограничить срок пребывания на руководящей партийной и советской работе, проводить выборы на альтернативной основе.

Власть стремилась ослабить возникшее социальное напряжение, с одной стороны, путем декоративной, видимой демократизации, а с другой - усилением борьбы с "вольнодумством".

Изменения в политической системе. После окончания войны, в сентябре 1945 г., было отменено чрезвычайное положение и упразднен Государственный Комитет Обороны. В марте 1946 г. Совет народных комиссаров СССР был преобразован в Совет Министров.

Состоялись выборы в местные Советы, Верховные Советы республик и Верховный Совет СССР, в результате чего обновился депутатский корпус, не менявшийся в годы войны. Чаще стали созываться сессии Советов. Прошли выборы народных судей и заседателей. Однако, несмотря на видимость демократических перемен, власть по-прежнему оставалась в руках партийного аппарата. Деятельность Советов зачастую носила формальный характер.

В октябре 1952 г., спустя 13 лет после предыдущего, состоялся очередной, XIX съезд партии, принявший решение о переименовании ВКП(б) в Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС). Перед этим прошли съезды профсоюзов и комсомола, не созывавшиеся почти три уставных срока. Но это были лишь внешне позитивные демократические перемены. Политический режим в стране заметно ужесточился, набирала силу новая волна политических репрессий.



Ветер перемен коснулся и ближайшего окружения вождя. Молотов был отстранен от обязанностей первого заместителя главы правительства, Берия переведен с поста наркома НКВД, Маленков был раскритикован и направлен на работу в Казахстан, Микояну было указано на "серьезные недостатки в работе".

Одновременно в противовес "старой гвардии" Сталин выдвинул в ряды своего ближайшего окружения относительно молодых работников - А. Н. Косыгина, А. А. Жданова, Н. А. Вознесенского, А. А. Кузнецова. Они долгое время работали в Ленинграде. Однако в 1948 г. начались аресты лидеров ленинградской парторганизации. По "ленинградскому делу" были арестованы более 2 тыс. человек, обвиненных в попытках "противопоставить Ленинград Москве". Были отданы под суд и расстреляны 200 человек, включая члена Политбюро и Председателя Госплана СССР Н. А. Вознесенского, секретаря ЦК партии А. А. Кузнецова, Председателя Совмина РСФСР М. И. Родионова.

С окончанием войны "население" ГУЛАГа пополнилось новыми "врагами народа". В конце 1952 - начале 1953 г. были произведены аресты по "мингрельскому делу" и "делу врачей". Докторов обвинили в неправильном лечении высшего руководства, что якобы повлекло за собой смерть А. А. Жданова, А. С. Щербакова и других видных деятелей партии. "Мингрелов" (к представителям этой народности без труда мог быть отнесен и Берия) обвиняли в подготовке покушения на Сталина.
Власть и церковь. В феврале 1945 г. Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал новым патриархом Московским и всея Руси Алексия I . Он продолжил линию на поддержку усилий государства в разгроме врага на заключительном этапе войны. А после ее окончания активно включился в миротворческую деятельность, которую проводил сам и через своих представителей в различных странах мира.



Некоторые партийные деятели по окончании войны посчитали миссию церкви выполненной и предлагали вновь усилить борьбу с ней. Однако Сталин отказался его принять, решив сохранить существующие отношения с церковью. Вскоре из официальных партийных документов исчезло даже само понятие "атеистическая" работа.

Все это, однако, вовсе не означало прекращения репрессий против деятелей церкви. Лишь за 1947-1948 гг. было арестовано около 2 тыс. священников различных конфессий.

 

61. Эволюция советского государственного аппарата в 50-80-х годах 20 века (до 1985 года). «Системные реформы» 50-60 х гг. и их результаты.

5 марта 1953 г. умер Сталин, и с его смертью началась новая эпоха в жизни государства.

Н.С. Хрущеву с группой высших руководителей, удалось вырвать власть из рукБерии. Он был арестован, осужден и расстрелян. В сентябре 1953 г. Хрущева избрали первым секретарем ЦК КПСС.

В результате внутрипартийной борьбы, в 1957 году он занял должность Председателя Совета министров. Хрущев, став главой партии и руководителем правительства, сконцентрировал в своих руках всю полноту власти. Курс социальных и политических реформ получил гарантию продолжения.

Была прекращена подготовка к процессам над «врагами народа» (дело врачей,ленинградское дело). Ликвидирован ГУЛАГ. МГБ переименован в Комитет Государственной безопасности при Совмине СССР. Началась реабилитация жертв репрессий, пересмотрено 16 тыс. дел. За фальсификацию преданы суду некоторые руководители органов безопасности. В печати началась критика политики Сталина.

На 20-м съезде КПСС в феврале 1956 года, Хрущев выступил с докладом «О культе личности и его последствиях». В нем содержались сведения о массовых репрессиях 30-40 гг. Их причины связывались с отступлениями от марксистского понимания, роли личности в истории и с амбициозным характером Сталина.

Данные доклада были доведены до всех партячеек, что положило начало перемен в общественном сознании к преодолению влияния культа личности Сталина. Продолжилась работа по оправданию жертв сталинизма. В 1956 г. начался процесс реабилитации репрессированных народов и возвращение их на родину.

Началась демократизация партийной и государственной жизни, регулярно проводились пленумы и съезды партии, были расширены права союзных республик, дополнительные полномочия получили местные Советы.

Изменение курса партии на демократизацию, было враждебно встречено группой партийных чиновников во главе с Г.М. Маленковым, В.М. Молотовым, Л.М. Кагановичем и др. На июльском Пленуме ЦК в 1957 г. они попытались отстранить от руководства страной Хрущева. Однако большинство секретарей обкомов, партруководителей и значительная часть общества поддержали Хрущева.

22 июля 1957 г. благодаря авторитету Г.К. Жукова, были собраны члены ЦК, и из его состава исключили участников «антипартийной группы».

Важным событием в истории страны, стал 22-й съезд КПСС, на котором было продолжено развенчание «культа личности Сталина». Тело «вождя народов» вынесли из мавзолея, переименовали города, убрали памятники.

На съезде была утверждена новая программа партии, разработанная под руководством Хрущева. В ней декларировался курс на построение материально-технической базы коммунизма. Для осуществления этой задачи отводилось 20 лет, будущему поколению обещалась «светлая» жизнь в развитом коммунистическом обществе. Это было ярким примером хрущевского «волюнтаризма», который впоследствии поставили ему в вину.

Правительство стало проводить расширенные социальные программы. Этот период отмечен всплеском коммунистического идеализма и ожесточенной борьбой с религией. Большое недовольство высших партийных функционеров, вызвало расширение прав местных партячеек и введенная система ротации управленческих кадров.

В 1962 г. Хрущев провел крайне непопулярную реформу органов управления, которые были разделены на промышленные и сельскохозяйственные. Это значительно увеличило и без того огромное количество бюрократии.

13 октября 1964 г. Пленум ЦК КПСС принял решение об отстранении Н.С. Хрущева от всех занимаемых должностей. С обвинительным докладом выступил М.А. Суслов.

Хрущева уличили в нарушении принципов коллективного руководства и в ошибках ведения международной политики.

5 марта 1953 года умер И. Сталин. После его смерти главой

правительства утверждается Г. Маленков, а министром объединенного МВД –

Л.Берия.

По инициативе Н.Хрущева и министра обороны Н.Булганина Берия был

арестован группой офицеров, которой руководил маршал Жуков.

В феврале 1956 г. прошел ХХ съезд КПСС, где Хрущев прочел доклад «О

культе личности и его последствиях».

После решений ХХ съезда начался процесс реабилитации осужденных за политические преступления в период 30-50 гг.

Разоблачительная деятельность Хрущева вызывала опасения у многих

представителей партийной номенклатуры. На международной арене падал

авторитет КПСС.

В октябре 1961 г. на ХХ11 съезде КПСС была принята новая, третья

программа партии. В ней отмечалось, что «социализм полностью и

окончательно» победил. Страна вступила в период «развернутого строительства

коммунизма».

В октябре 1964 г. Хрущев был обвинен в «субъективизме и волюнтаризме»

и снят со всех постов. Проводил чистки партийных постов

Экономические преобразования.

В 50-х гг. в стране был проведен ряд экономических реформ, не

затронувших, однако, основ административно-командной системы.

Лозунгом реформ стал «поворот экономики лицом к человеку», в связи с

чем народнохозяйственное производство должно было обеспечить рост

благосостояния народа путем развития сельского хозяйства и производства

товаров народного потребления.

Главная причина успеха реформ состояла в том, что они возродили

экономические методы руководства народным хозяйством и были начаты с

сельского хозяйства, а потому получили широкую поддержку в массах.

Главная причина поражения реформ - они не были подкреплены

демократизацией политической системы. Сломав репрессивную систему, не

тронули ее основу - командно-административную систему. Поэтому уже через

пять-шесть лет многие реформы начали сворачиваться усилиями как самих

реформаторов, так и мощным административно-управленческим аппаратом,

номенклатурой.

В марте 1955 г местные органы власти стали доводить до колхозов только

общие показатели по объему заготовок, конкретное планирование производства

стали осуществлять сами колхозы.

В 1956 г. колхозам было предоставлено право самим определять размеры

приусадебных участков, количество скота, находящегося в личной

собственности, устанавливать минимум трудодней, принимать в артель и

исключать из нее.

В 1958 г. отменяются обязательные поставки сельхозпродукции и

натурплата, вместо этого был установлен порядок закупки сельхозпродукции

государством. Одновременно с этим были изменены принципы оплаты труда в

колхозе.

С начала 1954 г. государство стало проводить политику освоения

целинных и залежных земель.

После нескольких лет целинной эпопеи вместо 13 млн. га земли по плану

оказалось распахано 33 млн. га. осваиваемые районы в значительной степени являлись зонами рискованного земледелия, где нередкими были засухи и пыльные смерчи. Возить и хранить зерно было невыгодно

Одновременно с расширением целинных посевов началась кампания по

увеличению посевов кукурузы. В СССР это злак начали внедрять насильно, не

слушая никаких объяснений. Результаты 1955 г. оказались плачевны.

С 1958 г. началась работа по реорганизации МТС (машинно-тракторных

станций). Техника, которая ранее принадлежала государственным организациям,

теперь в обязательном порядке должна была выкупаться колхозами. На практике

ликвидация МТС оказалась невыгодна для большинства колхозов, которые были

вынуждены истратить все свои финансовые ресурсы.

Параллельно проводилась кампания на сокращение личных хозяйств

колхозников. Предполагалось их потребности удовлетворять из общественных

фондов. Начались перебои с мясом, хлебом, маслом. СССР был вынужден закупать

зерно за границей. В сельском хозяйстве продолжался хронический кризис.

В области промышленности производство средств производства опережало

развитие обрабатывающей и легкой промышленности. Много усилий было

направлено на механизацию и автоматизацию производства. Затем настала

очередь химизации производства, как главного звена научно-технического

прогресса. Приоритетную роль играло исследование космоса.

В хрущевское десятилетие с особой настойчивостью реализовывалась

политика децентрализации управления. Вместо министерств создавались советы народного хозяйства (совнархозы), призванные приблизить управление к местным нуждам.

Конец 50-х годов стал окончанием периода в экономической политике

Н.Хрущева, который охарактеризовался ростом темпов развития во многих

отраслях народного хозяйства. Постепенно стали набирать силу процессы

торможения. В 1959 г. формируется первый семилетний план развития народного

хозяйства, призванный решить некоторые глобальные проблемы (освоение

Востока страны, интенсификация научно-технического прогресса) и

скоординировать народнохозяйственные планы стран – участниц СЭВ. Планом

ставились конкретные цели – «догнать и перегнать» Америку и выйти на первое

место в мире по производству продукции на душу населения

В начале 60-х годов правительство пошло на непопулярный шаг – объявило

о повышении цен. 31 мая 1962 г. Решение о повышении цен

немедленно повлекло выступления в целом ряде городов: Риге, Киеве,

Ленинграде и др. Но своего апогея недовольство трудящихся достигло в г.

Новочеркасске 1-3 июня 1962 г. Забастовка рабочих переросла в демонстрацию,

которая была расстреляна войсками.

Таким образом, экономические преобразования Хрущева на рубеже 50 – 60-

х гг. начали давать серьезные сбои. Проведенная в 1961 г. денежная реформа

не привела к улучшению жизни населения.

 

Международное положение СССР.

В это время мирная политика СССР проявилась в сокращении вооружения

В 1958 г. начались переговоры между СССР, США и Великобританией о

запрещении ядерных испытаний, продолжавшиеся 5 лет они завершились

подписанием договора.

В 1962 г. на Кубе была создана советская ракетно-ядерная база (в ответ

на создание подобных баз на территории Турции вблизи советских границ).

«Карибский кризис» разрешился политическим путем: СССР демонтировали

свои ракетные установки на Кубе, а США вывели свои ракеты из Турции.

В 60-х гг. обострились отношения СССР и Китая. Разоблачение «культа

личности» Сталина в КПСС вызвало протест китайского руководства. В 1960 г.

СССР отозвал своих специалистов из КНР и сократил научно-техническую помощь

этой стране. Напряженность отношений вылилась в 1969 г. в вооруженный

конфликт в районе острова Даманский (на Амуре).

 

С середины 50-х до середины 60-х в стране протекал процесс

политической демократизации. Начавшиеся экономические реформы затронули

сферу сельского хозяйства и стимулировали децентрализацию управления

экономикой. Но, попытка достичь более эффективного управления экономикой

успеха не имела. Она привела лишь к ослаблению позиций Первого секретаря.

Административно-командная система продолжила существовать, так же как и

партийное руководство государственными структурами. Во внешней политике

имперские амбиции СССР вызвали ряд напряженных ситуаций как на Западе, так

и на Востоке.

Эпоха «оттепели», энергичного, хотя зачастую и непродуманного реформирования, сменилась временем, отмеченным печатью консерватизма, стабильности, отступления к прежним порядкам (застоя). Полного возврата к сталинизму не произошло
Эти обстоятельства учитывала начатая в 1965 г. экономическая реформа А. Н. Косыгина. Замысел состоял в том, чтобы обновить хозяйственный механизм, расширить самостоятельность предприятий, ввести в действие материальные стимулы, административное регулирование дополнить экономическим. Уже замысел реформы был противоречив.

С одной стороны, предлагалось опереться на товарно-денежные отношения и экономические методы управления. Восстанавливался отраслевой принцип управления экономикой через министерства. Директивное планирование оставалось в силе, а оценивалась работа предприятий в конечном счете по показателям выполнения плановых заданий. Механизм ценообразования, несколько подкорректированный, по существу не изменился: цены устанавливались в административном порядке. Сохранилась старая система снабжения предприятий сырьем, машинами, оборудованием и пр.

Реформа дала неплохие результаты. Приостановилось снижение темпов роста экономики, повысилась заработная плата рабочих и служащих. Но уже к концу 60-х гг. реформирование промышленности фактически прекратилось.

В 70—80-е гг. экономика развивалась экстенсивно. Несмотря на все усилия, экономика отвергала новейшие технические разработки. Достижения научно-технического прогресса внедрялись крайне слабо. Деньги на военный паритет Сша-убытки
Это был тупик: командная экономика не могла эффективно работать в условиях научно-технической революции, но все проблемы руководство страны по-прежнему пыталось решить преимущественно административными способами. отрыв развитых экономик мира от экономики СССР неуклонно увеличивался.

Положение в сельском хозяйстве также не внушало оптимизма. Затраты государственных средств непрерывно росли , но отдача была крайне мала. Колхозно-совхозная экономика, охотно принимая огромные капиталовложения, сколько-нибудь заметного роста производства не демонстрировала.

Отсюда весьма серьезные деформации в социальной сфере. Заработная плата, доходы населения постоянно росли. Дефицит, очереди, «блат» были непременным явлением повседневной жизни в эти годы. В конце 70-х гг. в отдельных регионах страны вновь появилось нормированное распределение некоторых продуктов по карточкам. Возникновение и рост так называемой «теневой экономики».
В общественно-политической жизни страны консервативные тенденции властвовали безраздельно. Их идеологическим обоснованием стала концепция развитого социализма, согласно которой медленное, планомерное, постепенное совершенствование реального социализма, построенного в СССР «полностью и окончательно», займет целую историческую эпоху. В 1977 г. эта концепция была законодательно закреплена в преамбуле новой Конституции СССР. Впервые получил статус конституционной нормы тезис о руководящей и направляющей роли КПСС. Конституция объявляла СССР общенародным государством, провозглашала полный набор демократических прав и свобод граждан.

Реальная жизнь предписаниям Конституции соответствовала не вполне. Советы народных депутатов всех уровней оставались декорацией, власть принадлежала партийному аппарату, готовившему и принимавшему все крупные решения. Его контроль над обществом, как и в прежние годы, имел всеобъемлющий характер. Устаревание партийного аапарата- брежнев за стабильность. Сращивание партийно-госудаоственного аппарата с «теневой экономикой», коррупция стали в 70— 80-е гг. важным фактором общественно-политической жизни.

О кризисе свидетельствовало и возникновение диссидентского движения. Правозащитные, религиозные, национальные, экологические организации, несмотря на репрессии властей (аресты, лагеря, ссылка, высылка из страны и др.), выступали против неосталинизма, за реформы, соблюдение прав человека, отказ от монополии партии на власть и др. Самая стабильная эпоха в советской истории завершалась собственным отрицанием: общество требовало перемен. Стабильность обернулась застоем.

 

 

62. Конституция СССР 1977 года: история создания и характеристика.

Гражданское право Гражданские права были расширены и конкретизированы. В целом ГП затрагивает не только имущественные отношения, но и неимущественные (авторские, изобретательские). Осуществляется защита чести и достоинства. Виды собственности прежние: государственная (общественная), личная собственность граждан, по Конституции 1977 г. - общественных организаций и кооперативная. ГП и гражданский процесс улучшили защиту имущественных отношений граждан, в связи с ростом материального состояния советских граждан.

Серьезная попытка уточнить правовой статус государственной собственности, 1963 г. перевод предприятий на хозрасчет (реформа Косыгина, но Брежнев её свернул). Относительная свобода заключения договоров, выбора смежников, реализации продукции.

Трудовое право. Гуманизация: отмена судебной ответственности за нарушение трудовой дисциплины. Но одновременно расширение прав руководителей предприятий в отношении нарушений трудовой дисциплины (ст. 33). Принято положение "О порядке разрешения трудовых споров". Рост зарплаты, сокращение рабочего времени. В 1965 г. переход к 6 и 7 часовому рабочему дню. 1967-68 г. – переход к 5-ти дневной рабочей недели, но общая продолжительность не изменилась.

В 1966 г. – новое положение о трудовых договорах. Возращение к КЗОТу 22 г., основные его направления - защита рабочих. Расширение сферы применения трудового права, теперь и на временных и сезонных рабочих. Развивается социальное законодательство, как под отрасль трудового – закон о пенсиях 1956 г. Впервые введены общие принципы для назначения пенсии, её размер зависел от стажа, возраста и зарплаты. До этого не было, были только ведомственные акты. Но колхозники не получили. В 60-е распространилось и на них. 1-ая колхозная пенсия – 8 р.(10 кг сахара).

Колхозное право. 1956 г. – закон о разрешении колхозам вводить изменения в примерные уставы сельскохозяйственной артели (1935 г.). Основные изменения, которые можно вводить: о размере приусадебного участка, о минимуме трудодней и исключение из членов колхозов. В 1958 г. отменены натуральные платежи колхозам. Оставалась система закупок, но закупочные цены в 58 г., были повышены, что привело к росту цен на сельхозпродукцию. В 1956 г. введено ежемесячное денежное авансирование колхозов (раньше 1 раз в год). Привело: 1) к росту благосостояния колхозов; 2) ликвидации жесткого соотношения между произведенной продукцией и выплатой денег за неё, и это привело к невыполнению плана и возникновению долгов колхозников.

В 1969 г. – новый примерный устав сельскохозяйственной артели, он закрепил вышеперечисленные принципы, в том числе ежемесячную зарплату.

Принята Верховным Советом Союза ССР 7 октября 1977 г. Являлась в основном продуктом кодификации, нежели новым источником права, и отразила изменения в общественном и государственном строе, произошедшие в СССР.

По Конституции СССР – социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны. Конституция закрепляла руководящую роль КПСС, которая являлась ядром политической системы, государственных и общественных организаций. Вся власть в СССР принадлежала народу, политическую основу народовластия составляли Советы народных депутатов. Конституция устанавливала систему и принципы деятельности Советов народных депутатов и порядок их избрания.

СССР провозглашался единым союзным государством, образованным на основе принципа федерализма в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения 15 равноправных республик, при этом за республиками сохранялось право свободного выхода из Союза. Конституция закрепляла компетенцию Союза, вне которой республики могли осуществлять государственную власть на своей территории.

Основу экономической системы СССР составляла социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. Конституция предусматривала личную собственность граждан, в которой могли находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения. В пользовании граждан могли находиться участки земли, предоставляемые для ведения подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, а также для индивидуального жилищного строительства.

Высшим органом государственной власти являлся Верховный Совет СССР, состоявший из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей, высшим исполнительным и распорядительным органом – Совет министров СССР, высшим судебным органом – Верховный суд СССР. Конституция устанавливала также структуру органов власти союзных и автономных республик, предусматривалось существование автономных округов и областей.

Конституция устанавливала организацию судебной системы в СССР, основанную на принципах выборности судей, коллегиальности рассмотрения дел с участием народных заседателей. Устанавливались также законодательные основы формирования органов прокуратуры СССР.

Конституция провозгласила равноправие граждан независимо от их пола, национальности, расы, религии. Провозглашались основные социальные и политические права и свободы граждан, устанавливались также основные обязанности: обязанность трудиться, беречь социалистическую собственность, защищать Отечество, уважать права и интересы других граждан, заботиться о воспитании детей.

 

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!