Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Взаимодействие следователя с органами дознания



Правовой основой взаимодействия следователя с органами дознания является уголовно-процессуальный закон (ст. 118, 119, 127, 132,196 УПК), Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности”, а также изданные на их основе ведомственные нормативные акты.

В каждом конкретном случае взаимодействие следователя с органами дознания обусловливается или прямым предписанием закона (например, ст. 119 УПК предусматривает принятие оперативно-розыскных мер для установления преступника в случае передачи органом дознания следователю дела, по которому не представилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступление) или поручением и указанием следователя органу дознания (ч. 4 ст. 127 УПК). В первом случае взаимодействие начинается с момента передачи дела следователю и продолжается вплоть до установления преступника. Во втором — оно возникает в связи с поручением, указанием следователя и может носить как длительный, так и эпизодический, разовый характер.

К принципам взаимодействия следователя с органами дознания относится: а) строгое соблюдение требований УПК, Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” и подзаконных актов. УПК устанавливает условия, формы и общий порядок взаимодействия следователя с органами дознания; б) самостоятельность и независимость каждого из органов расследования. При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. Отсюда вытекает приоритет следователя в организации совместной с органом дознания деятельности, его главенствующая, руководящая роль при взаимодействии, недопустимость вмешательства органа дознания в дела следователя. Взаимодействие предполагает одновременно и невмешательство следователя в выбор средств и методов работы органа дознания;

 

в) обеспечение процессуальной самостоятельности следователя и органа дознания, которая предполагает четкое определение, что и когда каждый должен делать; безусловное и качественное выполнение разработанных мероприятий; своевременное, полное и качественное выполнение органами дознания поручений и указаний следователя. От этого зависит быстрое, полное и качественное расследование по уголовному делу; г) отвечающее требованиям закона и подзаконных актов руководство взаимодействием со стороны начальников следственного отдела (отделения), органа дознания.



Взаимодействие следователя с органами дознания протекает в определенных формах. Они могут быть процессуальными и непроцессуальными.

К процессуальным закон относит следующие нормы взаимодействия: 1) принятие органом дознания оперативно-розыскных мер:

переданному следователю для установления преступника и уведомление о их результатах следователя (ч. 4 ст. 119 УПК); 2) выполнение органом дознания поручений и указаний следователя о производстве розыскных и следственных действий (ч. 4 ст. 127 УПК); 3) оказание органом дознания содействия следователю по его требованию при производстве отдельных следственных действий (ч. 4 ст. 127 УПК). Содействие может выражаться в охране места производства следственного действия, наблюдении за подозреваемым, обвиняемым и другими лицами во время обыска, осмотра, обеспечения безопасности участников следственного действия и др.; 4) выполнение органом дознания постановлений следователя о приводе обвиняемого, подозреваемого, свидетелей, потерпевших (ст. 73, 75, 123 и 147 УПК), розыске обвиняемого (ч. 1 ст. 196 УПК), о заключении обвиняемого под стражу. Привод по поручению следователя производится милицией (ч. 5 ст. 127 УПК); 5) обмен следователя и органа дознания в процессе предварительного следствия устной или письменной информацией, в том числе получаемой в ходе оперативно-розыскной деятельности.

К непроцессуальным формам взаимодействия следователя с органами дознания относятся согласованное планирование действий по реализации оперативно-розыскных данных о преступлении, по розыску преступников и т.д.

 

 

56 Дознание. Общий порядок.



Дознание — одна из форм предварительного (досудебного) расследования преступлений (в современной России - наряду с предварительным следствием, производством неотложных следственных действий и дознанием в сокращенной форме).

Как правило, преступления, по которым проводится дознание, — это преступления небольшой и средней тяжести. По Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации — это преступления, по которым максимальное наказание не превышает 5-ти лет лишения свободы, хотя по письменному указанию прокурора эти дела могут быть переданы для производства в форме предварительного следствия (ст. 150 УПК РФ[1]).

Дознание, как форма досудебного следствия, предусмотрено в большинстве государств постсоветского пространства, стран Восточной Европы, Индокитая и Ближнего Востока. Несмотря на отдельные отличия, существуют общие требования, предъявляемые к институту дознания.

В Российской Федерации согласно ст. 223 УПК РФ дознание проводится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела и может быть продлено еще на 30 суток, в исключительных случаях до 1 года.

Статья 223. Порядок и сроки дознания

[Уголовно-процессуальный кодекс РФ] [Глава 32] [Статья 223]

1. Предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном главами 21, 22 и 24 - 29 настоящего Кодекса, с изъятиями, предусмотренными настоящей главой.

2. Дознание производится по уголовным делам, указанным в части третьей статьи 150 настоящего Кодекса.

3. Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток.

3.1. Приостановленное дознание может быть возобновлено на основании постановления прокурора либо начальника подразделения дознания в случаях, предусмотренных статьей 211 настоящего Кодекса.

4. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания, предусмотренный частью третьей настоящей статьи, может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев.

5. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном статьей 453 настоящего Кодекса, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

6. Возобновление приостановленного дознания либо продление срока дознания по уголовным делам, находящимся в производстве следователя Следственного комитета Российской Федерации, осуществляется соответствующим руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации в порядке, установленном частями третьей - пятой настоящей статьи.

 

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!