√лавна€ ќбратна€ св€зь

ƒисциплины:

јрхитектура (936)
Ѕиологи€ (6393)
√еографи€ (744)
»стори€ (25)
 омпьютеры (1497)
 улинари€ (2184)
 ультура (3938)
Ћитература (5778)
ћатематика (5918)
ћедицина (9278)
ћеханика (2776)
ќбразование (13883)
ѕолитика (26404)
ѕравоведение (321)
ѕсихологи€ (56518)
–елиги€ (1833)
—оциологи€ (23400)
—порт (2350)
—троительство (17942)
“ехнологи€ (5741)
“ранспорт (14634)
‘изика (1043)
‘илософи€ (440)
‘инансы (17336)
’ими€ (4931)
Ёкологи€ (6055)
Ёкономика (9200)
Ёлектроника (7621)






¬»–»–ќ¬јЌ»≈ » ќ –јЎ»¬јЌ»≈ ƒ»јѕќ«»“»¬ќ¬



≈сли желаемый оттенок не получитс€ сразу путем про€влени€, то диапозитивы могут быть различными способами вирированы и окрашены.

ѕодлежащие вирированию диапозитивы должны быть особенно тщательно отмыты от гипосульфита. ≈сли диапозитивы предварительно высушены, то перед вирированием полезно их размочить, продержав в проточной воде около 1\4 часа.

—уществует большое число различного рода виражей дл€ окраски диапозитивов. »з их числа € приведу только некоторые, наиболее простые.

”рановые виражи (в трех растворах):

A. ¬оды..........- ... 100 куб. см

азотно-урановой соли...... 1 г

B. ¬оды............100 куб. см

красной кров€ной соли ... 1 г

C. ¬оды .............1—0 куб. см

хлорного железа .............. 1г

сол€ной кислоты........5 Ч 10 капель

¬иражи составл€ютс€ следующим образом:

I. ƒл€ коричневых тонов: 10 частей ј и 1 часть ¬.

II. ƒл€ красно-коричневых тонов: ј и ¬ в равных част€х.

III. ƒл€ зеленых тонов: диапозитивы погружаютс€ минуты на две в вираж II и после промывки погружаютс€ в вираж, составленный из 1 части — и 5 частей воды.

IV. ƒл€ синих тонов: они получаютс€ такой же обработкой, как дл€ зеленых тонов, но вираж — не разбавл€етс€ водой.

“ак как урановые виражи действуют усиливающим образом, то лучше всего дл€ вирировани€ брать немного передержанные и недопро€вленные диапозитивы так, чтобы изображение на них было несколько в€лым.

ћедный вираж (по —едл€чеку):

Ћимонно-кислого кали€ (10% раствор) . . . .250 куб. см

медного купороса (10% раствор)......40 куб. см

аммиачных квасцов (насыщенный раств.), 100 куб. см красной кров€ной соли (1010 раствор! .... 30 куб. см ¬ќƒџ.................... 750  уб. см

¬ираж дает отгенки от красных до фиолетово-коричневых, при чем света остаютс€ прозрачными.

∆елезный вираж (по —едл€чеку):

∆елезных квасцов (10% раствор)...... 25 куб. см

щавелево-кислого кали€ (10' 0 раствор) . . 60 куб. см аммиачных квасцов (насыщен, раствор) . . 100 куб. см

сол€ной кислоты.............. 5 куб. см



красной кров€ной соли (10% растаор) . . 20 куб. см воды.................. 1.000 куб. см

ѕолучаютс€ холодные, синие тона. ≈сли вместо сол€ной кислоты и аммиачных квасцов вз€ть 10 куб. см 10% раствора винной (винно-каменной) кислоты, то получаютс€ серовато-синие оттенки. ѕосле вирировани€ диапозитивы промываютс€ и высушиваютс€.

ќкрашивание диапозитивов делаетс€ с помощью анилиновых красок. ћожно указать следующий простой способ:

ѕредварительна€ ванна:

ћедного купороса ....... 7,5 г

лимонно-кислого аммони€....... 2а I

красной кров€ной соли......... 12 г

углекислого аммони€ ......... 4 г

воды.................до 2.000 куб. см

”казанные вещества раствор€ютс€ отдельно в небольшом количестве воды, фильтруютс€ через вату и смешиваютс€ вместе. «атем прибавл€етс€ столько воды, чтобы общее количество раствора составл€ло 2 литра.

“емпература ванны должна быть около 20∞ —. ƒиапозитивы остаютс€ в ней от 5 до 10 минут. ѕосле 10-минутной промывки в проточной воде, окрашиваютс€ в следующих растворах:

ƒл€ красного тона:

¬оды..............2000 куб. см

сафранина............ 2 г

лед€ной уксусной кислоты .... 10 куб см

ƒл€ оранжевого тона:

¬оды.............. 2.000 куб. см

хризоидина . .........0,08 г

лед€ной уксусной кислоты .... 10 куб. см

ƒл€ фиолетового тона:

¬оды..............2.000 куб. см

метил-виолета..........0,08 г

лед€ной уксусной кислоты .... 10 куб. см



ѕосле окраски в течение 5Ч10 минут, диапозитивы промываютс€ в высушиваютс€.

√отовые диапозитивы должны быть монтированы, но об этом можно поговорить в другой раз.

¬»–»–ќ¬јЌ»≈ ƒ»јѕќ«»“»¬ќ¬

ѕреимущества диапозитивов делают их попул€рными не только в цветной, но и в черно-белой фотографии. ѕортативность, высокое качество изображени€, низка€ стоимость, возможность быстро получить сразу несколько дес€тков пригодных дл€ рассматривани€ снимков позвол€ют создать насто€щую личную фототеку, своего рода повседневную семейную хронику. ј высококачественна€ проекци€ на экран создает подчас эффект присутстви€ и стала обычным "десертом" на дружеских вечерах. ќбычно любители занимаютс€ цветными диапозитивами (слайдами), легкомысленно пренебрега€ теми плюсами, которые могут дать черно-белые.  ак мы уже говорили, дл€ съемки черно-белых диапозитивов выпускаютс€ специальные обращаемые пленки ќ„-50 и ќ„-200 и удобные наборы дл€ обработки. ѕроцесс этой обработки не слишком сложен и €вл€етс€ основным в практике кинолюбителей , которые все свои фильмы снимают на таких же, но более узких по формату пленках и после обработки получают единственный экземпл€р своего будущего фильма.

„итатели, которые занимаютс€ получением слайдов и их показом, наверное, уже знают, что чередование цветных и черно-белых изображений, если последние не выполнены в виде силуэтов, трудно дл€ воспри€ти€ и хорошие снимки не производ€т от этого должного впечатлени€. ¬ профессиональном да и любительском кино при необходимости такого чередовани€ черно-белые вставки вирируют в какой-либо цвет, обычно коричневый, реже - синий. “ак же следует поступать и при проекции слайдов. ќднако этим роль вирировани€ диапозитивов не ограничиваетс€: со вкусом подобранна€ окраска даже в большей степени, чем дл€ отпечатков на бумаге, улучшает воспри€тие изображени€. ≈ще важнее такое вирированис при подготовке иллюстративного материала дл€ лекций, докладов, выступлений. «амечено, что вирированные в синий или иной цвет технические слайды, особенно чертежи в негативном изображении, воспринимаютс€ значительно лучше. ѕоэтому докладчики теперь предпочитают именно так демонстрировать иллюстративный материал.

ƒл€ вирировани€ снимков на прозрачной подложке можно с успехом воспользоватьс€ любым из ранее указанных рецептов. ќднако дл€ слайдов (а также любительских кинофильмов) разработана специальна€ рецептура, дающа€ особенно при€тные и чистые оттенки.

ƒл€ коричневого цвета рекомендуетс€ косвенное осернение. ќтбеливатель имеет такой состав:

√ексацианоферрат(Ў) кали€ 30 г

Ѕромид кали€ 15 г

¬ода ƒо 1 л

 

’орошо промытые снимки отбеливают до исчезновени€ изображени€, промывают 5 мин и вирируют около 2 мин в водном растворе кристаллического сульфида натри€ (2,7 г на 1 л воды). «атем следует промывка (15 мин). —очность и прозрачность диапозитивного изображени€ значительно возрастают, если в вираж добавить немного тиосульфата натри€ (примерно 4,5 г на 1 л).

ƒл€ окрашивани€ в синий цвет рекомендуетс€ пр€мой вираж:

ѕероксодисульфат аммони€ 0,5 г

√ексагидрат сульфата железа(ѕ)-диаммони€ 1,4 г

ўавелева€ кислота 3 г

√ексацианоферрат(Ў) кали€ 1 г

ƒодекагидрат сульфата алюмини€-диаммони€ 5 г

’лороводородна€ кислота конц (разб 1 + 9) 1 мл

¬ода ƒо 1 л

–ешающую дл€ качества работы роль играет пор€док приготовлени€ виража - каждый из реактивов раствор€ют отдельно в небольшом количестве воды и растворы смешивают строго в указанном пор€дке, а затем доливают водой до полного объема. –абочий раствор должен быть совершенно прозрачным и иметь слегка желтоватый цвет. ƒлительность вирировани€ 2 - 10 мин до достижени€ нужного тона промывка 10 - 20 мин дл€ осветлени€ светов. „уть заметное пожелтение этих участков, которое иногда остаетс€, при проекции не сказываетс€. ѕеред вирированием с изображени€ полезно удалить вуаль разбавленным в три раза фармеровским ослабителем. ќкрашенное в синий цвет изображение разрушаетс€ в щелочной среде, поэтому никаких дополнительных ванн примен€ть не рекомендуетс€.

“ехнические слайды обычно делают на высококонтрастных репродукционных пленках дл€ микрофильмировани€ типа ћикрат. Ёти пленки обеспечивают прекрасную резкость и контрастность изображени€, но при вирировании, особенно в синий цвет, иногда ведут себ€ "капризно", окрашива€сь неравномерно или недостаточно интенсивно. ѕришлось специально поэкспериментировать, чтобы найти доступный и надежный способ такого окрашивани€ (предложение —. ». ’оменко). —пособ применим и дл€ отпечатков на бумаге, хот€ в этом случае не всегда удаетс€ полностью избавитьс€ от незначительного окрашивани€ подложки ѕриведем технологию вирировани€ пленок ћикрат-300. —начала с предназначенного дл€ вирировани€ изображени€ устран€ют все следы вуали. ƒл€ этого слайд обрабатывают 3-5 мин в ослабителе:

 

 

 

“иосульфат натри€ 30 г
—ульфит натри€ безв 20 г
√ексацианоферрат(Ў) кали€ 1 г
¬ода ƒо 1 л

 

 

ѕосле 10-минутной промывки изображение полностью отбеливаетс€ в растворе:

 

 

√ексацианоферрат(Ў) кали€ 50 г
Ѕромид кали€ 20 г
 арбонат натри€ безв 20 г
¬одный раствор аммиака 2 мл
¬ода ƒо 1 л

 

 

ќбрабатывают около 5 мин при 22 ∞ —, затем следует промывка (20 мин). —ледующа€ операци€ - промежуточное окрашивание в тон сепии (10 - 15с при 22 ∞—) в растворе:

 

 

—ульфит натри€ безв 150 г
“иомочевина 10 г
Ѕромид кали€ 40 г
√идроксид натри€ 25 г
¬ода ƒо 1 л

 

 

ѕосле 30-минутной интенсивной промывки изображение перенос€т в основной окрашивающий раствор:

 

 

√ексагидрат сульфата железа(ѕ)-диаммони€ 15 г
’лороводородна€ кислота конц. 50 мл
√ексацианоферрат(Ў) кали€ 10 г
¬ода ƒо 1 л

 

 

√отовить этот вираж и работать с ним нужно под т€гой либо на открытом воздухе. „ерез 2 мин изображение становитс€ €рко-синим. ≈го можно превратить в прекрасное по тону темно-синее, если после вирировани€ погрузить на несколько секунд в любой фиксаж. ¬ этом процессе легко регулировать и окраску в синий цвет самых прозрачных мест изображени€. ≈сли вы хотите, чтобы они получились не бесцветными, а окрашенными, то после купани€ в фиксаже диапозитив нужно ополоснуть и вновь окунуть в последний вирирующий раствор. “ак можно повтор€ть несколько раз, окраска светов будет усиливатьс€. Ќаконец, способ позвол€ет получить без изменени€ состава растворов оливковые тона, дл€ этого достаточно помен€ть местами пор€док вирировани€ - сначала в синий, а затем в коричневый тон.

ѕолезный совет. ѕри приготовлении синего виража ни в коем случае не следует вливать концентрированный раствор кислоты в раствор гексацианоферрата(Ў) кали€, так как выдел€ющиес€ газы могут вызвать отравление. ∆елательно вообще пользоватьс€ менее концентрированной кислотой, увеличив пропорционально количество ее раствора.

»нтересно, что если по этому способу обработать неэкспонированную пленку, получаетс€ отличный светофильтр чисто-голубого цвета, который может найти применение при технических съемках или дл€ достижени€ различных эффектов в цветной фотографии.

ѕри€тные красно-пурпурные тона на диапозитивах дает еще одна рецептура (она пригодна и дл€ отпечатков): на некоторых типах фотопленок эти тона выгл€д€т почти как золотисто-карминные. Ќачинают обработку, как и обычно, с удалени€ следов вуали. «атем дл€ работы приготовл€ют три раствора:

 

 

Ш1 цитрат кали€ (трехзамещенный) 90 г
вода дистиллированна€ ƒо 300 мл
Ш2 хлорид никел€(ѕ) безв. 18 г
‘ормалин 60 мл
вода дистиллированна€ ƒо 300 мл
Ш3 √ексацианоферрат(Ў) кали€ 15 г
вода дистиллированна€ ƒо 100 мл

 

 

–абочий раствор не сохран€етс€, поэтому его готов€т непосредственно перед употреблением: сливают последовательно 300 мл раствора Ш 1, 300 мл раствора Ш 2 и 100 мл раствора Ш 3 и добавл€ют воду до 1 л. ѕродолжительность обработки от 5 до 15 мин (в зависимости от общей плотности диапозитива); процесс ведут до полного отбеливани€ изображени€. –абочий раствор устойчив в течение 30 мин, поэтому в него нужно помещать сразу все предназначенные дл€ вирировани€ снимки. ѕосле отбеливани€ нужна интенсивна€ промывка (примерно 30 мин), менее продолжительна€ промывка приведет к окрашиванию светов. ƒалее следует 5-минутна€ обработка в растворе такого состава:

 

 

√идроксид натри€ 17 г
ƒиметилглиоксим 17 г
¬ода ƒо 1 л

 

 

и 20-минутна€ промывка. —обственно вирирование происходите последнем растворе:

 

 

—ульфит натри€ безв. 150 г
“иомочевина 5 г
Ѕромид кали€ 40 г
√идроксид натри€ 25 г
¬одный раствор аммиака 10%-й 5 мл
¬ода ƒо 1 л
   
   

 

 

ѕродолжительность обработки 5 мин, затем окончательна€ 30-минутна€ промывка. ¬ 1 л виража можно обработать 12 пленок по 36 кадров или 50 отпечатков 18 х 24 см. ѕлотность окрашенного изображени€ не мен€етс€. ≈сли в отбеливателе цитрат кали€ (трехзамещенного) заменить двухзамещенной солью, оттенок изображени€ изменитс€ в сторону золотистого. ѕри потемнении растворов, что говорит об их истощении, длительность обработки нужно увеличить.

≈сли вы сравните приведенные рецепты, то увидите, что они представл€ют собой лишь незначительные модификации химических виражей, которые приводились дл€ окрашивани€ отпечатков. Ёто и неудивительно - ведь химически изображени€ на пленке и на бумаге ничем не различаютс€, а небольшие изменени€ нужны лишь дл€ того, чтобы обеспечить чистоту светлых мест и более высокую насыщенность окраски. Ќо "палитра" фотографа в обоих случа€х остаетс€ ограниченной и зависит от химизма протекающих реакций, которые привод€т к получению окрашенных соединений, замещающих в изображении серебро.

«начительно более широкие возможности в смысле выбора цветов и оттенков дает окраска диапозитивов анилиновыми красител€ми. –€д оснбвных красителей образует с соединени€ми серебра нерастворимые комплексы ("лаки"), которые и окрашивают изображение. ¬ирирование этим способом отпечатков на бумаге в принципе хот€ и возможно, но часто бывает неудачным, так как кроме изображени€ окрашиваетс€ и бумажна€ подложка. Ѕольшое достоинство метода - возможность получени€ буквально сотен самых разнообразных оттенков как за счет индивидуального подбора красителей, так и при смешивании трех основных цветов (красного, синего и зеленого) или трех дополнительных (желтого, голубого и пурпурного).   преимуществам анилиновых виражей относ€тс€ также стабильность результатов, низка€ стоимость, значительна€ простота метода и высока€ стойкость вирированного изображени€. Ќаиболее простой пр€мой метод такого окрашивани€ был предложен фирмой  одак еще 60 лет назад. —лайд (или кинопленку) обрабатывают 3 - 9 мин при обычной температуре (18 - 20 ∞—) в следующем растворе:

 

 

јнилиновый краситель —м. ниже
јцетон 100 мл
√ексацианоферрат(Ў) кали€ 1 г
”ксусна€ кислота лед€на€ 5 мл
¬ода ƒо 1 л

 

 

√ексацианоферрат(Ў) кали€ раствор€ют отдельно в воде, концентрированную кислоту предварительно разбавл€ют, а потом сливают все компоненты в том пор€дке, как указано, под т€гой или на открытом воздухе. ¬ зависимости от цвета используютс€ такие красители:

 

 

—афранин (красный) 0,2 г
’ризоидин «– (коричневый) 0,2 г
јурамин (желтый) 0,4 г
ћалахитовый зеленый 0,4 г
–одамин Ѕ (красный) 0,4 г

 

 

Ќо и при вирировании красител€ми косвенное окрашивание дает более стабильные результаты. ќно складываетс€ из протравливани€, промывки и окраски. –ецепт наиболее стабильной протравы таков:

 

 

÷итрат кали€ 60 г
—ульфат меди(ѕ) 40 г
“иоцианат аммони€ 20 г
”ксусна€ кислота лед€на€ 30 мл
¬ода ƒо 1л

 

 

—нимок выдерживают в этом растворе около 1 мин (до полного отбеливани€) и промывают в интенсивном потоке воды 10 мин, а затем помещают в вираж. ћожно применить и более простую протраву:

 

 

÷итрат кали€ 56 г
√ексацианоферрат(Ў) кали€ 6 г
—ульфат меди(Ќ) 7 г
¬ода ƒо 1 л

 

 

–ецепт виража:

 

 

¬ода 200 мл
јнилиновый краситель 0,2 - 2 г
”ксусна€ кислота лед€на€ 2 мл

 

 

ѕродолжительность обработки зависит от желаемого тона и концентрации красител€ и составл€ет обычно 5 -10 мин. Ќедостаточную окраску можно усилить повторным погружением в вираж. ƒл€ осветлени€ прозрачных мест после ополаскивани€ примен€ют либо кислую ванну (30 мл лед€ной уксусной кислоты на 1 л воды), либо, наоборот, очень слабую щелочную (несколько капель водного раствора аммиака на 1 л). «атем следует промывка и обычна€ сушка (предварительно необходимо удалить капли воды, которые после высыхани€ могут оставить очень заметные п€тна на окрашенном изображении).

ѕолезный совет. ѕригодность красител€ дл€ вирировани€ можно установить предварительным испытанием: в 100 мл воды нужно растворить 0,5 г красител€ и добавить несколько капель концентрированной уксусной кислоты. »зменение цвета или образование осадка свидетельствует о том, что красителем пользоватьс€ нельз€. ќн непригоден также, если после протравы полностью вымываетс€ из эмульсионного сло€ или, наоборот, не вымываетс€ совсем и окрашивает всю поверхность. ѕригодный дл€ вирировани€ краситель должен вымыватьс€ из светлых участков и оставатьс€ на темных.

ѕри обработке диапозитивов их помещают в каждый из растворов целиком. ≈сли обрабатываетс€ отпечаток на бумаге, его смачивают виражем (раствором красител€) с помощью тампона лишь со стороны эмульсионного сло€, стара€сь, чтобы раствор не затекал на обратную сторону. ѕо окончании окрашивани€ избыток красител€ сливают с поверхности отпечатка и промывают отпечаток в проточной воде 30 - 60 мин. ≈сли при промывке окраска с белых мест не исчезла, отпечаток на 30 - 60 с погружают в раствор, состо€щий из 40 г перманганата кали€ и 20 мл 10%-й серной кислоты в 500 мл воды. ѕосле обесцвечивани€ отпечатки перенос€т в 1%-й раствор дисульфита кали€, споласкивают и сушат.

Ќа практике хорошие тона дают многие доступные анилиновые красители:

 

 

“епло-коричневый - хризоидин
 расные - родамин, сафранин, фуксин, пиронин
ќранжевый - акридиновый оранжевый
∆елтые - аурамин, фосфин, тиофлавин
—ине-зеленый - малахитовый зеленый
—иние - метиленовый голубой, капри синий, виктори€ голубой
‘иолетовые - метиловый фиолетовый, кристаллический фиолетовый

 

 

ƒл€ отпечатков на бумаге наиболее пригодны пинофлавин (желтый), метиленовый голубой, фуксин, малахитовый зеленый, метиловый фиолетовый и их смеси. Ёти красители вход€т в наборы красителей дл€ микробиологических работ и поступают в продажу в магазины медицинского и лабораторного оборудовани€: встречаютс€ они и в магазинах хоз€йственных товаров как красители дл€ окраски тканей.

–азные растворы основных красителей обычно хорошо смешиваютс€ между собой, не разлага€сь и не дава€ осадка. Ёто позвол€ет получать множество промежуточных тонов. Ќиже приведены некоторые наиболее подход€щие дл€ слайдов оттенки (в качестве красного красител€ вз€т родамин —, в качестве синего - метиленовый голубой, желтого -тиофлавин ‘; исходна€ концентраци€ каждого красител€ 10 г/л, количество лед€ной уксусной кислоты также 10 мл на 1 л виража):

»сходный краситель, мл ѕолучаемый оттенок
красный синий желтый
2.5 -  расно-фиолетовый
6.5 Ѕордово-красный
- —ине-фиолетовый
“епло-коричневый
- —ине-зеленый
«еленый
ќливково-зеленый

“очна€ концентраци€ красител€ в вираже, вообще говор€, особой роли не играет, так как степень окраски легко регулируетс€ временем пребывани€ в растворе. —ледует избегать, однако, высоких концентраций тех красителей, которые обладают большой "окрашивающей силой" (метиленовый голубой, например) или с трудом удал€ютс€ с белых мест (сафранин, виктори€ голубой). ’орошие красители полностью вымываютс€ из светлых мест даже без дополнительной обработки за 30 - 60 мин, поэтому дл€ слайдов така€ осветл€юща€ кисла€ или слабощелочна€ ванна бывает нужна далеко не всегда, хот€ вирирование отпечатков на бумаге без нее, как правило, не обходитс€.

 

 

 


ѕросмотров 798

Ёта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2021 год. ¬се права принадлежат их авторам!