Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Кейнсианская модель определения равновесного объема производства, дохода и занятости



Для определения равновесного уровня национального производства, дохода и занятости в кейнсианской модели используется два тесно взаимосвязанных метода: метод сопоставления совокупных расходов и объема производства и метод "изъятий и инъекций". Рассмотрим первый метод "расходы — объем производства". Для его анализа обычно вводятся следующие упрощения:

  • в экономике отсутствует государственное вмешательство;
  • экономика является закрытой;
  • уровень цен стабилен;
  • отсутствует нераспределенная прибыль.

При таких условиях совокупные расходы равны сумме потребительских и инвестиционных расходов.

Для определения равновесного объема национального производства к функции потребления добавляется функция инвестиций. Кривая совокупных расходов пересекает линию под углом 45о в точке, которая определяет равновесный уровень ЧНП, дохода и занятости (рис. 3.5).

Это пересечение является единственной точкой, в которой совокупные расходы равны ЧНП. Никакие уровни ЧНП выше равновесного не являются устойчивыми. Запасы непроданных товаров возрастают до нежелательных уровней. Это подтолкнет предпринимателей корректировать свою деятельность в направлении снижения объема производства до уровня равновесного.

Определение равновесного ЧНП методом "расходы — объем производства"

При всех потенциально возможных уровнях ниже равновесного, экономика стремится тратить больше, чем производят предприниматели. Это стимулирует предпринимателей расширять объем производства до равновесного уровня.

 

54.Характеристика проявлений макроэкономической нестабильности: циклическое развитие экономики. Безработица, инфляция.

Основные формы проявления макроэкономической нестабильности:

· Цикличность макроэкономического развития, которая представляет собой периодическую нестабильность в тенденции долговременного экономического роста;

· Инфляция, которая тормозит научно-технический прогресс, дезориентирует вложение капитала, сдерживает инвестиционные процессы;

· Несовершенство системы налогообложения, в результате чего наступает сокращение совокупных доходов;

· Недальновидные действия государства в области социальной политики, необоснованное расширение социальных программ;

· Безработица, в результате которой снижаются доходы населения, что, в свою очередь, сокращает сбережения и т.д.

Рассмотрим вышеперечисленные формы макроэкономической нестабильности.



Цикличность макроэкономического развития.

Вообще, кризис представляет собой резкое сокращение объёмов производства, частичное разрушение производительных сил, перепроизводство товаров, банкротство многих предприятий, рост безработицы, падение заработной платы, резкое удорожание кредита и падение его объёмов.

Инфляция.

Инфляция – это повышение общего уровня цен. Это, конечно, не означает, что повышаются обязательно все цены. Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции, некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать. Одно из главных больных мест инфляции – это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренно, а третьи вовсе не поднимаются.

Безработица.

Безработица – весьма распространённое явление не только в странах, вступивших на путь рыночных реформ, но и во многих странах с рыночной экономикой, особенно в Западной Европе, где она довольно высока и превышает 10% трудоспособного населения.

Явление безработицы в стране характеризует степень эффективности занятости населения, поскольку свидетельствует о наличии части трудовых ресурсов – желающих, активно ищущих место приложения своих способностей, но на определённом этапе безрезультатно.

Существует множество подходов к определению понятия экономического цикла. Некоторые экономисты определяют экономический цикл, как периодические колебания уровней занятости, производства и инфляции, другие определяют его, как промежуток времени между двумя одинаковыми состояниями экономической конъюктуры или как следующие один за другим подъёмы и спады уровней экономической активности в течение нескольких лет.

Отдельные экономические циклы существенно отличаются друг от друга по продолжительности и эффективности. Тем не менее, все они имеют одни и те же фазы, которые по-разному именуются различными исследователями.



Начнём рассмотрение с пика цикла, когда в экономике наблюдается полная занятость, и производство работает на полную или почти полную мощность. В этой фазе цикла уровень цен имеет тенденцию к повышению, а рост деловой активности прекращается; ускорение экономического развития обнаруживается в волнах нововведений, возникновении массы новых товаров и новых предприятий, в стремительном росте капиталовложений, курсов акций и других ценных бумаг, процентных ставок, цен и зарплаты.

В следующей за пиком фазе спада производство и занятость сокращаются, однако цены не поддаются тенденции к снижению. Цены падают только в том случае, когда спад серьёзный и продолжительный, то есть если возникает депрессия (стагнация). Низшая точка спада, или депрессия, представляет собой фазу (более или менее продолжительную – от полугода до 3 лет) приспособления хозяйственной жизни к новым условиям и потребностям, фазу обретения нового равновесия, то есть фазу, характеризующуюся тем, что производство и занятость, достигнув самого низкого уровня, начинают вновь «выбираться» со дна.

Наконец, в фазе оживления уровень производства повышается, а занятость возрастает вплоть до полной занятости. По мере того как оживление в экономике набирает силу, уровень цен может начать повышаться до тех пор, пока не возникнет полная занятость, и производство не начнёт работать на полную мощность. Начинаются капиталовложения, растут цены, процентные ставки. Оживление охватывает, прежде всего, отрасли, поставляющие средства производства.

Основными фазами экономического цикла являются подъем и спад, в ходе которых происходит отклонение от средних показателей экономической динамики

Циклически изменяются уровни занятости, безработицы, инфляции, ставки процента, валютного курса и объем денежной массы. Однако основными индикаторами фазы цикла обычно служат уровни занятости, безработицы и объема выпуска, так как динамика уровней инфляции, процентной ставки и валютного курса может быть различной в зависимости от факторов, вызвавших спад. Спад занятости и выпуска, вызванный сокращением совокупных расходов, нередко сопровождается снижением среднего уровня цен и уровня инфляции. Наоборот, спад, вызванный сокращением совокупного предложения, нередко сопровождается повышением уровня цен и уровня инфляции. В обоих случаях динамика процентных ставок будет определяться политикой Центрального банка по регулированию денежной массы, что, в свою очередь, вызовет соответствующие изменения в уровне валютного курса.

Кризисы характерны для рыночной экономики с тесной взаимозависимостью отраслей, сфер хозяйства, регионов. Следует, по-видимому, различать непосредственные поводы и причины кризисов (циклов). Первыми могут действительно служить самые различные обстоятельства (политические события, слишком крутые меры банков, международная нестабильность и др.). Возникновение кризиса без побудительного влияния случайных, внешних сил вряд ли возможно. Но механизм цикла скрыт внутри самой системы и в этом смысле последний неизбежен: за высоким гребнем подъёма следует провал.

55.Материальные ресурсы. Структура. Показатели эффективности использования.

МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ — экономические ресурсы в материально-вещественной форме. Материальные ресурсы (сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, конструкции, детали, топливо и др.) являются предметами, на которые направлен труд человека с целью получения готового продукта. Предметы труда потребляются целиком и полностью переносят свою стоимость на этот продукт и заменяются после каждого производственного цикла.

В бухгалтерском учете в качестве материально-производственных запасов принимаются активы: а) используемые при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), предназначенной для продажи (сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты и др.); б) предназначенные для продажи (готовая продукция и товары); в) используемые для управленческих нужд организации (вспомогательные материалы, топливо, запасные части и др.).

Основная часть материально-производственных запасов используется в качестве предметов труда и производственном процессе. Они целиком потребляются в каждом производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции.

Основными задачами учета материально-производственных запасов являются контроль за сохранностью материальных ресурсов, соответствием складских запасов нормативам, за выполнением планов снабжения материалами; выявление фактических затрат, связанных с заготовкой материалов; контроль за соблюдением норм производственного потребления; правильное распределение стоимости израсходованных в производстве материалов по объектам калькуляции; рациональная оценка производственных запасов. Для правильной организации учета материалов важное значение имеют их классификация, оценка и выбор единицы учета.

Классификация материалов. В зависимости от той роли, которую играют разнообразные производственные запасы в процессе производства, их подразделяют на следующие группы: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, отходы, топливо, тара, запасные части, инвентарь и хозяйственные принадлежности.

Сырье представляет собой изначальный продукт, не подвергавшийся первичной обработке. К нему относится продукция отраслей добывающей промышленности (руда, уголь, газ) и сельхозпродукция (молоко, семена, сахарная свекла)

Основные материалы - продукты обрабатывающей промышленности, получаемые в процессе обработки исходного сырья (металл, сахар).

Вспомогательные материалы используют для воздействия на сырье и основные материалы, придания продукту определенных потребительских свойств или же для обслуживания и ухода за орудиями труда и облегчения процесса производства (специи в колбасном производстве, смазочные, обтирочные материалы).

Из группы вспомогательных материалов отдельно выделяют в связи с особенностью использования топливо, тару и тарные материалы, запасные части.

Топливо подразделяют на технологическое (для технологических целей), двигательное (горючее) и хозяйственное (на отопление).

Тару и тарные материалы составляют предметы, используемые для упаковки, транспортировки. Хранения различных материалов и продукции (ящики, коробки, мешки).

Запасные части используются для ремонта и замены износившихся деталей машин и оборудования.

Покупные полуфабрикаты - сырье и материалы, прошедшие определенные стадии обработки, но не являющиеся еще готовой продукцией. В изготовлении продукции они выполняют такую же роль, как и основные материалы, составляют их материальную основу.

Возвратные отходы производства - остатки сырья и материалов, образовавшиеся в процессе их переработки в готовую продукцию, полностью или частично утратившие потребительские свойства исходного сырья и материалов (опилки, стружка).

Инвентарь и хозяйственные принадлежности - производственные запасы, используемые, в качестве средств труда, для хозяйственных и управленческих нужд, включаемые согласно учетной политике организации в состав средств в обороте.

Кроме того, материалы классифицируют по техническим свойствам и делят на группы: черные и цветные металлы, прокат, трубы и другие. В основу этой классификации производственных запасов положена их номенклатура - систематизированный перечень материальных ценностей, разрабатываемый предприятием исходя из отраслевых особенностей и сложившейся практики их учета. В ней предусмотрены группы, в пределах которых указываются отдельные наименования материалов по маркам, размерам, сортам, под определенным кодом (шифром) и в соответствующей единице измерения.

Указанные классификации производственных запасов используют для построения синтетического и аналитического учета, а также составления статистического отчета об остатках, поступлении и расходе сырья и материалов в производственно-эксплуатационной деятельности.

Для оценки эффективности материальных ресурсов используется система обобщающих и частных показателей. Применение обобщающих показателей в анализе позволяет получить общее представление об уровне эффективности использования материальных ресурсов и резервах его повышения.

К обобщающим показателям эффективности использования материальных затрат относятся материалоемкость продукции и материалоотдача. Материалоемкость продукции рассчитывается как отношение суммы материальных затрат к стоимости произведенной продукции (и показывает материальные затраты, приходящиеся на 1 руб. выпущенной продукции):

МЕ=МЗ/П.

Материалоотдача – показатель обратный материалоемкости, характеризует выпуск продукции на 1 руб. материальных ресурсов:

МО=П/МЗ.

Применение обобщающих показателей в анализе позволяет получить общее представление об уровне эффективности использования материальных ресурсов. Повышение эффективности использования материальных ресурсов обусловливает сокращение материальных затрат на производство продукции, снижение ее себестоимости и рост прибыли.

В качестве обобщающих показателей эффективности использования материальных ресурсов рассматривают также удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции, коэффициент использования материалов (отношение фактических материальных затрат к материальным затратам по плану при фактическом выпуске).

Частные показатели используются для характеристики эффективности потребления отдельных элементов материальных ресурсов (основных, вспомогательных материалов, топлива, энергии и др.), а также для установления снижения материалоемкости отдельных изделий (удельной материалоемкости – отношения стоимости всех потребленных изделием материалов к цене изделия). В зависимости от специфики производства частными показателями могут быть: сырьеемкость – в перерабатывающей отрасли; металлоемкость – в машиностроении и металлообрабатывающей промышленности; топливоемкость и энергоемкость – на предприятиях ТЭЦ; полуфабрикатоемкость – в сборочных производствах и т. д.

Удельная материалоемкость отдельных изделий может быть исчислена как в стоимостном, так и в условно-натуральном и натуральном выражении.

В процессе анализа фактический уровень показателей эффективности использования материалов сравнивается с плановым, изучается их динамика и причины изменения.

Также проводится факторный анализ показателей эффективности. Так, на изменение материалоемкости ресурсов оказывают влияние следующие факторы (представленные в виде произведения):

где – М прям/П – материалоемкость по прямым затратам ресурсов;

М/М прям-коэффициент соотношения общих и прямых материальных затрат.

В производстве продукции различные материалы играют разную роль и дают разную отдачу. Поэтому в методике анализа материалоемкости можно также использовать аддитивную факторную модель материалоемкости:

где С – сырье; Т П– топливо; Э – энергия и т. д. (в качестве факторов представлены частные показатели эффективности использования материальных ресурсов: сырьеемкость, топливоемкость, энергоемкость).

Влияние факторных показателей на результативный в данном случае определяется прямым счетом.

 

56.Конечные результаты деятельности предприятия: система показателей прибыли и рентабельности, чистые активы и их роль в оценке деятельности.

Результат деятельности предприятия оценивается системой показателей, основным из которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия. Это позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности.

Прибыль торгового предприятия является денежным выражением части прибавочного продукта, характеризующего результаты их коммерческо-финансовой деятельности.

Различают несколько прибылей: прибыль от реализации, балансовая и чистая прибыль.

Прибыль от реализации – это разность между валовым доходом и затратами на реализацию товаров (издержками обращения). Прибыль является результирующим показателем хозяйственной деятельности торговой фирмы

Балансовая прибыль – сумма прибыли предприятия от реализации продукции и доходов от других видов деятельности. Балансовая прибыль, как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета.

Чистая прибыль представляет собой разницу между балансовой прибылью и суммами отчислений и платежей в бюджеты разных уровней.

Размеры прибыли и возможности ее роста находятся в сложной зависимости от ряда факторов, важнейшие из которых следующие:

- объем реализации;

- структура товарооборота;

- величина других доходов и расходов, входящих в состав прибыли (проценты полученные и уплаченные, доходы от участия в других организациях, прочие операционные и внереализационные доходы и расходы);

- уровень налогообложения прибыли.

Факторы, влияющие на прибыль можно разделить на внешние и внутренние.

К внешним факторам относятся:

Ø политическая стабильность;

Ø состояние экономики;

Ø демографическая ситуация;

Ø конъюнктура рынка, в том числе рынка потребительских товаров;

Ø темпы инфляции;

Ø ставка процента за кредит.

Ø К внутренним факторам относятся:

Ø объем валового дохода (и, соответственно, факторы, его определяющие);

Ø производительность труда работников;

Ø скорость оборачиваемости товаров;

Ø наличие собственных оборотных средств;

Ø эффективность использования основных фондов.

Это факторы, влияющие на величину прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, которую еще называют чистой прибылью.

Чистая прибыль может быть направлена на уплату местных налогов и сборов, образование резервных фондов, осуществляются отчисления на благотворительные цели, уплачиваются проценты по ссудам банков, полученных на восполнение недостатков оборотных средств, на приобретение основных средств, нематериальных активов и других активов, а также процентов по средствам, взятым взаймы у других организаций. Из чистой прибыли уплачиваются также штрафы и расходы по возмещению ущерба, подлежащим в соответствии с действующим законодательством внесению в бюджеты разных уровней[8,c. 240].

Чистые активы — это ежегодно вычисляемый показатель стоимости имущества компании. Чистые активы представляют собой разность активов компании, находящихся у нее на балансе и всех долговых обязательств. Когда размер долгов компании превышает суммарную стоимость ее имущества, величина чистых активов становится отрицательной. Для определения финансового состояния компании, величина чистых активов которой отрицательна, используют понятие «недостаточность имущества». Фактически чистые активы компании, которые несложно рассчитать, используя данные бухгалтерского баланса, — это ее собственный капитал. Данный показатель позволяет не только оценить уровень платежеспособности предприятия, но в некоторых ситуациях спровоцировать его ликвидацию.

57Ценообразование в организации: характеристика ценовых стратегий и методов. Методика построения цены.

Для выработки эффективной ценовой политики фирмы необходим всесторонний анализ факторов, влияющих на уровень цен. Основными из них являются:

· спрос на продукцию;

· государственное регулирование цен;

· издержки по производству и реализации продукции;

· конкуренция;

· другие факторы.

Значительное влияние на цену товара оказывает спрос. Чем выше цена товара, тем меньше предлагаемых по этой цене изделий могут приобрести покупатели.

Кривая спроса показывает обратно пропорциональную зависимость между ценой товара и спросом на него.

Если при росте цен кривая спроса падает, то кривая предложения, наоборот, возрастает.

Цена, при которой спрос и предложение равны, называется равновесной ценой. Это именно та цена, по которой товар будет продан.

В действительности соотношение спроса и предложения постоянно меняется в результате воздействия на них различных факторов.

Для количественного измерения колебаний спроса и предложения под воздействием различных факторов используется понятие эластичности. Эластичность дает представление о том, в какой степени изменение цены воздействует на уровень спроса.

Степень ценовой эластичности измеряется на основе коэффициента эластичности (Кэ):

где Q1 – объем продаж по прежним ценам;

Q2 – объем продаж по новым ценам;

P1 – прежняя цена изделия;

P2 – новая цена изделия.

Спрос на различные товары может быть как эластичным, так и неэластичным. При эластичном спросе (незначительном изменении цены и значительным изменением спроса) значение коэффициента эластичности больше единицы. И наоборот, при неэластичном спросе, когда изменение цены не вызывает больших отклонений в спросе на данный товар, коэффициент эластичности менее единицы. К товарам неэластичного спроса относятся, например, товары повседневного спроса, относительно недорогие товары и другие.

Определенную роль в ценообразовании играет государство, осуществляя регулирующую функцию. В условиях несовершенного рынка возникающая равновесная цена не способствует оптимальному состоянию и стабильности в обществе. Поэтому государство путем установления регулируемых цен целенаправленно создает новые условия равновесия. Но при этом необходимо учитывать следующие моменты:

во-первых, устанавливаемая государством цена не может достаточно быстро меняться под влиянием изменений спроса и предложения, поэтому может возникать дефицит или затоваривание продукции, не находящей сбыта;

во-вторых, полный отказ государства от вмешательства в процесс ценообразования лишает общество возможности воздействовать на уровень цен отраслей и предприятий, а также лишает население социальной поддержки, особенно его малообеспеченных слоев.

Поэтому в условиях рынка, необходимость государственного регулирования ценообразования усиливается.

Основу цены изделия составляют издержки, связанные с его производством и реализацией, поэтому их размер во многом определяет уровень цены. Например, в промышленности доля себестоимости в отпускной цене предприятия (без НДС и акцизов) составляет 83,8%, на железнодорожном транспорте – 85,6%.

В состав издержек входят затраты как зависящие, так и независящие от деятельности предприятия. Например, стоимость сырья, материалов, топлива, энергии, транспортные тарифы – факторы, внешние по отношению к предприятию. Поэтому увеличение этих затрат вызывает рост цены товара.

Другая группа затрат – уровень использования сырья и материалов, степень загрузки производственных мощностей, производительность сырья и другие – непосредственно зависят от уровня их организации на предприятии. Поэтому фирма в зависимости от прочности своего положения на рынке может маневрировать ценами. Если положение фирмы недостаточно устойчивое и повышение цен на продукцию нежелательно, то удорожание, например, по сырью можно компенсировать в определенной степени снижением норм расхода сырья, использованием вторичных ресурсов так далее. Если же положение фирмы достаточно устойчивое, в этом случае увеличение издержек может быть перенесено на цену товара.

На уровень цен оказывает влияние конкуренция, которая подталкивает фирмы к совершенствованию своей продукции, детальному обоснованию цены на нее. При этом фирма может ориентироваться или на рынок продавца, или на рынок покупателя. На рынке продавца доминирующее положение занимает продавец – производитель товара. В таких условиях фирме легче функционировать, поскольку ее продукция находится вне конкуренции. На рынке покупателя доминирующее положение занимает покупатель. И от того, насколько фирма сумеет учесть меняющиеся запросы покупателя и вовремя удовлетворить их, зависит ее благополучие.

На уровень цен оказывает влияние и ряд других факторов, стадия жизненного цикла изделия, организации – участники продвижения товара от производителя к потребителю и другие. Учет влияния всех факторов в комплексе позволит фирме выработать правильную политику ценообразования.

В условиях рыночной экономики цена является одним из наиболее важных синтетических показателей, существенно влияющих на финансовое положение предприятия. Поэтому, рассчитывая цену изделия, предприниматели стремятся к тому, чтобы она была оптимальной с точки зрения соответствия интересам собственника и рынка.

Уровень устанавливаемой предприятием цены на продукцию во многом определяется тем, какие цели ставит предприятие на ближайшее время и перспективу. Наиболее распространенными являются следующие ценовые стратегии предприятия:

s сохранение стабильного положения на рынке при умеренной рентабельности;

s получение сверхприбыли путем «снятия сливок» с рынка;

s вытеснение конкурентов;

s обеспечение выживаемости в условиях рынка и предотвращение банкротства;

s внедрение на рынке новой продукции;

s завоевание лидерства по показателям качества и другие.

Выбор политики цен основан на оценке приоритетов деятельности предприятия. Каждая ценовая стратегия обладает совокупностью как положительных, так и отрицательных характеристик. Поэтому, например, принятие одной из них ведет к отрицанию преимуществ другой. В результате реальная оценка действительности приводит к необходимости ориентации в деятельности предприятия на смешанные стратегии ценообразования.

Процесс ценообразования на предприятииможно представить следующими основными этапами:

s постановка цели (задачи) ценообразования;

s определение уровня спроса на данный вид продукции;

s оценка издержек производства и степени регулирования цен на продукцию;

s анализ цен и товаров конкурентов;

s выбор метода ценообразования;

s расчет исходной цены изделия;

s учет влияния на цену изделия дополнительных факторов;

s установление окончательной цены.

Ценовая стратегия предприятия зависит от того, на какой фазе жизненного цикла находится товар. Цена на фазе внедрения нового товара, как правило, высокая; на фазе роста – несколько ниже; на фазе зрелости и упадка она продолжает снижаться.

Важным для предприятия является учет фактора государственного регулирования цен. Государство посредством активной ценовой политики может сделать прибыльным для производителей бизнес, не являющийся выгодным для чисто рыночного хозяйствования. Это осуществляется как через различные виды договорных цен, так и через государственные заказы и закупки.

Максимальная цена товара определяется спросом, а минимальная - издержками производства

 

58Основные положения по документированию управленческой деятельности.

Документирование управленческой деятельности охватывает все процессы, относящиеся к записи (фиксации) на различных носителях и оформлению по установленным правилам информации, необходимой для осуществления управленческих действий. Состав управленческих документов определяется компетенцией и функциями организации, порядком решения вопросов, объемом и характером взаимосвязей с другими организациями и закрепляется в табеле документов.

Единство правил документирования управленческих действий на всех уровнях управления обеспечивается применением Государственной системы документационного обеспечения управлением (ГСДОУ) и унифицированных систем документации (УСД).

Унифицированные системы документации — это комплекс взаимоувязанных документов, созданных по единым правилам и требованиям, содержащих информацию, необходимую для управления в определенной сфере деятельности. УСД предназначены для использования, как с помощью средств вычислительной техники, так и при традиционных методах обработки информации. Управленческие документы по наименованию, форме и составу реквизитов должны соответствовать УСД, требованиям ГСДОУ, положениям (уставам) об организации, другим нормативным документам, содержащим правила документирования. В соответствии с действующим законодательством и компетенцией органы управления издают следующие распорядительные документы: решения, постановления, распоряжения, приказы, указания, поручения, инструкции.

Решения, постановления и приказы издают во всех случаях, когда необходимо принять нормативный или индивидуальный акт по основным вопросам компетенции организации. Распоряжения и указания издаются по оперативным вопросам и для организации исполнения постановлений, решений и приказов. Совместные распорядительные документы организаций, издающих одинаковые по форме документы (приказы, постановления и др.), оформляются как совместное решение, которое имеет правовую силу распорядительного документа в каждой организации, принимавшей этот документ.

Управленческий документ подписывается или утверждается руководителем организации или замещающим его должностным лицом в соответствии с его компетенцией, установленной правовыми актами: уставом или положением об организации, структурном подразделении, должностной инструкцией, приказом о распределении обязанностей и т.п. Две или более подписи ставятся в том случае, если за содержание документа ответственны несколько должностных лиц.

Документы денежного, материального и кредитного характера, служащие основанием для приема и выдачи денег, товарно-материальных и других ценностей, а также изменяющие кредитные и расчетные обязательства с другими организациями, подписывают руководитель организации и главный бухгалтер (бухгалтер). Совместные документы нескольких организаций подписывают руководители всех организаций.

Документы, составленные комиссией, подписывают все члены комиссии. Решения (постановления) коллегиальных органов подписываются председателем и секретарем. Распоряжения, издаваемые руководителем коллегиального органа в единоначальном порядке, имеют одну подпись.

Право подписи распорядительных документов в форме указаний или распоряжений может предоставляться заместителю руководителя, главному инженеру, руководителям структурных подразделений. Утверждаемые документы (инструкции, положения, уставы и др.) подписывает должностное лицо, ответственное за их подготовку. Протокол подписывают председательствующий на заседании коллегиального органа (совета, коллегии, собрания, совещания) и секретарь. Доклады, докладные записки, справки и другие документы информационного, справочного или аналитического характера могут быть подписаны исполнителем, если разрешаемые в них вопросы не выходят за пределы его прав и компетенции, установленных должностной инструкцией.

Существуют также документы-приложения. Они могут быть трех видов: утверждаемые или вводимые в действие соответствующим распорядительным документом (приложения к НПА, имеющие самостоятельное значение); поясняющие или дополняющие содержание другого документа; направляемые с письмом в другие организации. Если приложений несколько, они нумеруются. При рассылке приложений без распорядительных документов на приложениях проставляется гриф утверждения с указанием наименования распорядительного документа, его даты и номера. Состав реквизитов и порядок оформления документов-приложений должны соответствовать требованиям унифицированной системы документации, к которой он относится.

 

59 Система управленческой документации. Значение и состав.

В основе деятельности любого органа управления, будь то министерство, ведомство или небольшая контора, лежит процесс получения, обработки информации, принятия решения, доведения его до сведения исполнителей, организации исполнения, контроля и подведения итогов. Таким образом, информация, зафиксированная на материальном носителе, является основным средством деятельности органов управления и в то же время ее главным продуктом,выступая способом реализации связей между управляющей и управляемой системами

Документирование — запись информации на различных носителях по установленным правилам.

Документ — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Организационно-распорядительный документ — вид официального письменного документа, в котором фиксируется решение административных и организационных вопросов, а также вопросов управления, взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности государственных органов власти, учреждений, организаций, их подразделений и должностных лиц.

Руководители предприятий несут персональную ответственность за состав, сохранность и правильное оформление документов. Беспорядок в их хранении может обернуться риском потери ценной информации, и, как следствие, негативно отразиться на деятельно­сти предприятия. Ошибки при ведении кадровой документации, фиксирующей трудовые отношения работника с предприятием и подтверждающей его зарплату или стаж, не просто выражают неуважение к сотруднику, но и являются нарушением требований Трудового кодекса Российской Федерации.

Функции документа подразделяются на общие и специфиче­ские. К общим функциям относятся:

· информационная (цель любого документа — сохранить зафиксированную информацию во времени и пространстве); •

· социальная (всякий документ является выражением той или иной социальной потребности); •

· коммуникативная (документ всегда выступает средством коммуникации • между управляющей и управляемой системами, между государственными организациями, должностными лицами);

· культурная (документ является средством закрепления и передачи культурных традиций). •

Документы имеют важное значение в обеспечении собственности, при возникновении споров или предъявлении претензий и исков.

Одними из основных требований, предъявляемых к документам, являются соответствие их правовым нормам, возможность использовать их как решающее доказательство достоверности каких-либо фактов. Свойство документа быть подлинным доказательством фактов, действий, событий называют юридической силой.Юридическая сила — это свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком оформления.

Чтобы документ имел юридическую силу, в нем должно быть указано наименование организации или должностного лица — автора документа.Текст документа должен не противоречить нормативно-правовым актам России (например, Трудовому кодексу РФ) и содержать достоверную информацию.

Не менее важными являются требования к установленному порядку оформления документов. Отсутствие или неправильное оформление реквизитов может привести к тому, что документ не будет иметь юридической значимости. Так, например, отсутствие подписи или даты делают его недействительным. Вместе с тем если в письме не будет заголовка или не будет указан исполнитель, это вызовет трудности в работе с письмом, но не повлияет на его юридическую силу.

К юридически значимым относятся следующие реквизиты:

наименование организации; —

подпись; —

дата составления документа; —

печать; —

гриф утверждения документа; —

регистрационный номер документа. —

Классификация документов

Все многообразие документов, обслуживающих сферу управления, можно классифицировать по различным основаниям.

По способу документирования различают документы:

рукописные письменные (текстовые); —

изобразительные (фиксирующие информацию посредством изображения объекта); —

графические (выполненные графическим способом); —

фотодокументы; —

фонодокументы (звуковые, зафиксированные на магнитной ленте); —

кинодокументы (зафиксированные с помощью кино- и видео­техники); —

документы, созданные с помощью компьютерной техники. —

В зависимости от источника поступления различают документы:

входящие (поступившие в организацию); 1)

исходящие (отправляемые из организации); 2)

внутренние (создаваемые в данной организации и используемые во внутренних связях). 3)

В свою очередь входящие документы включают:

правительственные (поступающие от Президента Россий­ской Федерации, — Правительства РФ, депутатов Федерального собрания и т. д.);

ведомственные (поступающие из министерств и ведомств Российской Федерации, региональных управлений министерств и ведомств); —

обращения граждан (поступающие от граждан, трудовых коллективов). —

Исходящие документы могут представлять собой ответы на входящие документы или инициативные документы (письма, циркулярные письма, телеграммы, справки).

К внутренним относятся организационно-распорядительные документы (приказы, распоряжения), переписка между управлениями, структурными подразделениями, информационно-аналитические, служебные записки и т. д.

По критерию гласности документы делятся на секретные, для служебного пользования и несекретные (простые).

Секретные документы снабжаются особой пометкой и грифом секретности. Использование таких документов и работа с ними осуществляются по особой технологии и требуют специального разрешения. Документы для служебного пользования, содержащие несекретные сведения, могут использоваться работниками данного учреждения. Такие документы помечаются грифом «Для служебного пользования».

По срокам хранения бывают документы постоянного, долговременного (свыше 10 лет) и временного (до 10 лет) хранения. Сроки хранения документов утверждены перечнем, составленным Росархивом.

Копии документов по способу получения бывают факсимильными и свободными. Факсимильная копия (например, фото- или ксе-рокопия) воспроизводит все детали подлинника (реквизиты, их расположение, шрифты, подписи, отметки и т. д.). Свободная копия изготавливается на пишущем устройстве и воспроизводит подлинник в виде второго экземпляра без графического соответствия подлиннику. Дубликат — это копия официального документа, имеющая юридическую силу и сопровождаемая отметкой «Дубликат».

На копии документа делается пометка «Копия». Юридическую силу имеет лишь та копия документа, которая заверена компетентным должностным лицом, сопровождается подписью с указанием должности заверившего лица, датой заверения и печатью.

В зависимости от обслуживаемой сферы деятельности официальные документы подразделяются на управленческие, научные, технические, технологические, производственные и др.

Ядром документации любой организации и объектом ее делопроизводства выступает управленческая документация.

Совокупность различных видов и разновидностей документов, взаимосвязанных по признакам происхождения, назначения, вида, сферы деятельности, единым требованиям к оформлению, составляет систему документации.

В управленческой деятельности и делопроизводстве органов управления используются различные системы документации:

организационно-распорядительная; —

плановая; —

отчетная; —

финансовая; —

документация по материально-техническому обеспечению; —

договорная; —

документация по документационному и информационному обеспечению деятельности организации и т. д. —

Важнейшее место в делопроизводстве и управленческой дея­тельности властных структур занимает система организационно-распорядительной документации. Она включает пять основных групп документов:

организационная документация (положения, уставы, ин­струкции, 1) правила, определяющие статус учреждения, организации, их структурные звенья и порядок работы);

распорядительная документация (постановления, распоряжения, 2) приказы по основной деятельности, указания, характеризующие деятельность учреждения);

справочно-информационная документация (письма, телеграммы, докладные записки, сводки, запросы, справки и т. д.); 3)

документация по личному составу (приказы по личному составу, 4) личные дела и карточки, приказы об изменениях в штатном расписании, характеристики, удостоверения и т. д.);

документация по предложениям, заявлениям и жалобам граждан и коллективов. 5)

Организационно-распорядительные документы фиксируют решения по административным и организационным вопросам, вопросам управления, взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предприятий, организаций и их объединений.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!