Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Систематизация нормативно-правовых актов: понятия, способы



Действие н.а в пространстве и по кругу лиц.

Действие н.а в пространствезависит от иерархии гос.органа, издавшего н.а. Акты федеральных органов действуют на всей территории федерации, республиканские акты – на территории данной республики, н.а. местных органов имеют силу лишь на подведомственной территории. Нормы, содержащиеся в ФЗ, могут иметь экстерриториальное действие, т.е. применяться за пределами РФ в отношении рос.граждан. Под территорией РФ понимаются суша, территориальные воды, воздушное пространство над ними и земельные недры в пределах гос.границы.

Действие н.а. по кругу лицзаключается в том, что акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории их действия, за исключением лиц, пользующихся правом экстерриториальности(главы иностр.гос-в,послы и т.д.). В случае совершения правонарушений на таких лиц не распространяются законы РФ об административной и уголовной ответственности.

 

52. Юридическая техника: понятие, виды, средства, приемы.

Юридическая техника – это совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности.

Юридическая техника имеет несколько видов:

1.Правотворческая техника – совокупность правил, средств, приемов разработки нормативных актов; Частью правотворчества является законодательная техника (используется только для законов), а частью законодательной техники является кодификационная техника;

2.Техника систематизации правовых актов;

3.Техника индивидуальных правовых актов (правоприменительная техника – вынесение приговора).

Приемы юридической техники:

1) заголовки статей;

2) деление статьи на пункты и абзацы (главы, разделы);

Средства юридической техники:

1) Правовые презумпции – предположения, которые не требуют доказательства;

(презумпция невиновности);

2) Юридическая фикция – предполагает существование какого-то явления, которого не существовало в действительности;

3) Юридические конструкции – составляющие правовой нормы (структура правонарушений);

4) Юридическая терминология.

 

Систематизация нормативно-правовых актов: понятия, способы.

Систематизация н.п.а. –деят-ть, направленная на совершенствование и упорядочение н.а., приведение их в опред.систему. Способы: 1. инкорпорация – приведение н.а. в систему без изменения их содержания путем издания разного рода сборников. Его виды: хронологическая(по годам),систематическая(по предмету правового регулирования); по объему-генеральная(полная),частичная(неполная). 2. кодификация – приведение н.а. в систему путем переработки и дополнения действующих норм права, изменения их содержания и принятия новых законов. 3. консолидация законодательства заключается в преодолении множественности н.а., которые заменяют вошедшие в него акты. При консолидации не меняется содержание ранее принятых актов. Вместе с тем проводится их редакционная правка: устаняются противоречия, повторы и длинноты. Консолидация используется с целью упорядочения н.а. по вопросам управления, налогообложения и административной деят-ти.



 

54. Норма права: понятие, особенности, признаки.

Норма права- это общеобязательное формально-определенное правило поведения, устан. и обесп. общ-ом и гос-вом, закрепленное и опубликованное в официальных актах, напр. на регулир. обществ. отношений путем определения прав и обяз. их участников.

Существ. 2 группы признаков норм права:

1- гр. свойственна праву как соц. норме: - правило поведение людей (не могут регулир. поведение животных и неодуш. предметов); - имеют сознательно волевой характер т.е. относятся к сфере должного. Нормы пр. сознательно создаются людьми, их содержание обретается волей. Создаются и регулируются будущее должное поведение;

- общий характер (1 – нормы пр. распространяются на неопред. круг лиц, 2 – распростр. свои действия на неопред. круг случаев, 3 – неисчерпывается исполнением, действует неопред. время)

2- гр. Признаков хар-рна норме права как разнов. соц. нормы:1- имеет общеобяз. принудит. харктер; 2- имеет организационно определенный характер – официально закреплена в некоей форме. Обычно это формулирование в законе или ином норм. правовом акте. Юрист не просто оперирует правилом поведения, а офиц. закрепленной нормой.



3 – имеет предтавительно- обязыв. Характер – нормы права прямо или косвенно определяют содержания субъективного права и юрид. Обязанности. В этом проявляется содержательная сущность правового регулирования. 4- Охраняется государством т.е в случае нарушения нормы гос-вом применяются правила принуждения, в случаях нарушения прав граждан, правопорядка; 4- обладает качеством системности, которое проявляется в структурном построении нормы.

 

55. Виды норм права и причины их многообразия

Многообразие норм права обусловлено: многообразием общественных отношений, разнообразием повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека разумно реагировать на происходящее.

Нормы права можно классицицир. по различным основаниям:

1- деление норм права на отрасли права: (1-гражд – правовые, 2-угол-правовые, 3- семейно –правовые и тд.)

2 – По субъектам правотворчества выделяют: (1-исход. от государства – нормы органов предст. исполн, судебной гос. власти; 2- исходящие от гражд. Общества например «всенародн. голосование»).

3-по соц. назначению и роли в правовой системе: (учредительные, регулятивные, охранительные, обеспечительные, декларативные, дефинитивные, коллизионные, оперативные).

Учредительные – нормы закрепляющие исходные принципы реглам. общественных отношений (например закреп. Соц-экон и общ-полит строй, права и свободы, обязан. граждан и тд. – КРФ);Регулятивныенаправлены на регулирование фактических отнош. возникающих между разл. субъектами, наделяя их правами и возлаг. на них обязан. (выдел. 3 вида регулят норм – 1 управом – предост своим адресатам совершение положит действий, 2- обязывающие – содерж обязанность совершения определ положит действий; 3–запрещающие–устанавлив. запрет на соверш определ действий )

Охранительные –фиксируют меры гос принуждения, которые применяются за наруш правовых норм. Обеспечительныенормы, содерж предписания, гарантир осуществление субъективных прав и обязан в процессе правового регулирования. Декларативные – включают положения программного хар-ра, определяют задачи правового регулиров. отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления ( наименованияРоссия и РФ - равны). Дефинитивные – формулируют определения тех либо иных правовых явлений и категорий (понятия преступление, сделка и тд). Коллизионные– призваны устранять возникшие противоречии между правовыми предписаниями.Оперативные - устан даты вступления норм акта в силу, прекращ его действия.

4 – отраслевые могут быть классиф так же на:1-материальны- правила поведения субъектов;2- процессуальные – устанавл процедуру применения этих правил.

5- По методу пр-го регулир :1-императивные – носят сугубо строгий, властно-категор. характерне допускающийотклонений в правовом регулировании (администр право). 2 – Диспозитивные – присущ автономн характер, позволяющий стронам самостоятельно договар по вопросам объема прав и обязанностей (гражд-правовые отн.);

3- Рекомендательные – адресуются не госуд предприятиям, указыв варианты желат для госуд поведения.

5- по сфере действия:1-общего действия – на всю территорию и всех граждан, 2- ограниченного действия – имеющий пределы (территор., временные.,); 3- локальные – действуют в рамках отдельных гос., обществ.. или частных структур.

 

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!