Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Учет денежных средств на расчетных счетах. Нормативно-правовое регулирование учета денежных средств в РФ



Нормативно-правовое регулирование учета денежных средств в РФ.

Учет кассовых операций

Учет денежных средств на расчетных счетах

Учет операций на специальных счетах и переводов в пути

Нормативно-правовое регулирование учета денежных средств в РФ.

1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2008.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. - М., 2010.

3. Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая. - М., 2010.

4. Федеральный закон 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ

«О бухгалтерском учете"

5. Федеральный закон РФ № 54-ФЗ от 22.05.2003 г. «О применении контрольно-кассовых техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (ред. от 27.07.2010 г.).

6. Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003г № 173-ФЗ (ред. от 07.02.11г.)

7. Федеральный Закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" (ред. от 19.10.2011).

8. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.1998г № 34н (ред.24.12.10г.).

9. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина РФ от 30 октября 2000 г. № 94н) (ред. от 08.11.2010г.)

10. Инструкция плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (в ред. Приказов Минфина РФ от 07.05.2003 N 38н, от 18.09.2006 N 115н, от 08.11.2010 N 142н)

11. Приказ Минфина РФ от 9 декабря 2003 г. № 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008» (с изм. и доп. от от 08.11.2010 N 144н)

 

12.Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.1995г. №49 (ред. от 08.11.10г.).

13. Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2006 утверждено приказом Минфина РФ от 27.11.2006г №154н (ред. от 24.12.10г.).

14.Положение Центрального банка РФ "О безналичных расчетах в РФ" от 03.10.2002г. № 2-П (ред. от 12.12.11г.).

15. Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" - ПБУ 4/99 утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.1999г. № 43н (ред. от 08.11.10г.).



16. Указание ЦБ РФ "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" от 20.06.2007г. № 1843-У (ред. от 28.04.2008 г.).

17. Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства".

С 1 июня 2014 года изменился порядок ведения кассовых операций

Изменение связано с вступлением в силу Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее – Указание № 3210-У).

Для предпринимателей и субъектов малого предпринимательства порядок ведения кассовых операций упрощен. В частности, Указание 3210-У позволяет предпринимателям не вести кассовую книгу, если они в соответствии с законодательством осуществляют учет (п. 4.7 Указания № 3210-У): доходов; доходов и расходов; физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности; иных объектов налогообложения.

Таким образом, данная льгота распространяется на всех предпринимателей, независимо от режима налогообложения, который они применяют. В частности, это касается тех ИП, которые находятся на общей системе налогообложения. Это обусловлено тем, что они ведут Книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя, утв. приказом Минфина России № 86н и МНС России № БГ-3-04/430 от 13.08.2002.



Кроме того, согласно новым правилам ИП не обязаны устанавливать лимит остатка наличных денег. Указанные обязанности упразднены также и в отношении субъектов малого предпринимательства (п. 2 Указания № 3210-У).

Помимо этого, предприниматели могут не оформлять приходные и расходные кассовые ордера (п. 4.1 Указания № 3210-У).

Учет кассовых операций

 

Наличные денежные средства и денежные документы организации хранятся и учитываются в кассе организации.

Касса (итал. cassa от лат. capca – вместилище, ящик) – подразделение организации, выполняющее кассовые операции с наличными деньгами и другими денежными ценностями.

Всю полноту ответственности за соблюдение установленного порядка, создание условий сохранности денег в помещении кассы, при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк несет руководитель организации. Кроме него, ответственность за соблюдение вышеуказанного Порядка ведения кассовых операций возлагается на главного бухгалтера и кассиров организации.

Кассир – должностное лицо, на которое возложена обязанность учета, приема, хранения и выдачи денег из кассы. После издания приказа (решения, постановления) о назначении кассира на работу руководитель организации обязан под расписку ознакомить его с Порядком ведения кассовых операций, после чего с кассиром заключается договор о полной материальной ответственности.

Кассир в соответствии с действующим законодательством о материальной

ответственности рабочих и служащих несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный организации как в результате умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям. Кассиру запрещается передоверять выполнение порученной ему работы другим лицам.

В организациях, имеющих несколько касс, прежде всего на предприятиях торговли, транспорта, организуется главная касса, которую ведет главный кассир. Ему подчиняются и перед ним ежедневно отчитываются кассиры операционных касс.

В организациях, в которых имеется один кассир, в случае необходимости временной его замены исполнение обязанностей кассира возлагают на другого работника по письменному приказу руководителя организации (решению, постановлению). С этим работником заключается договор о полной материальной ответственности. В случае внезапного оставления кассиром работы (болезнь и др.) находящиеся у него под отчетом ценности немедленно пересчитываются другим кассиром, которому они передаются, в присутствии руководителя и главного бухгалтера организации или в присутствии комиссии из лиц, назначенных руководителем организации. О

результатах пересчета и передачи ценностей составляют акт за подписями указанных лиц.

В малых организациях, не имеющих в штате кассира, обязанности последнего может исполнять главный бухгалтер или другой работник по письменному распоряжению руководителя организации при условии заключения с ним договора о материальной ответственности.

В соответствии с действующим законодательством кассы организаций могут быть застрахованы.

Организации могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, Лимит остатка кассы устанавливается приказом руководителя, исходя из объемов налично-денежного оборота организации с учетом особенностей режима ее деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения перевозок ценностей.

Если в кассе накапливается сумма, превышающая установленный лимит, то деньги подлежат сдаче в банк (непосредственно в дневные или вечерние кассы банков, а также инкассаторам) для зачисления на расчетный счет организации. Не сданная в банк денежная наличность считается сверхлимитной.

Организации могут хранить в кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи заработной платы, выплат социального характера и стипендии не более 5 дней). Они могут расходовать поступающую в кассу выручку на цели, предусмотренные федеральными

законами и иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации и принятыми в их исполнение нормативными актами Банка России. Хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данной организации, запрещается.

Кассовые операции в большинстве организаций носят ограниченный характер, и с ростом безналичных расчетов, прежде всего электронных, объем кассовых операций сокращается. Поскольку налично-денежный оборот, по сравнению с безналичным, сложнее контролировать, и он легко может явиться причиной налоговых правонарушений, государство стремится его контролировать. В этих целях юридические лица вправе рассчитываться между собой наличными деньгами, если суммы по одному платежу не превышают 100 тыс. руб. Платежи между ними сверх указанной суммы должны осуществляться в безналичном порядке.

Прием наличных денег организациями при расчетах с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Если организации в силу специфики своей деятельности или особенностей местонахождения не имеют возможности применять контрольно-кассовые машины, то в качестве документов строгой отчетности при расчетах с населением могут использоваться формы бланков документов, утвержденные Министерством финансов РФ.

Кассовые операции проводятся в следующем порядке:

• оформление первичных документов по приходу и расходу;

• регистрация первичных документов в журнале регистрации;

• записи в кассовую книгу (под копирку в двух экземплярах), ежедневное выведение остатка по кассовой книге;

• сдача в бухгалтерию (бухгалтеру) отчета кассира (второй экземпляр кассовой книги) с приходными и расходными документами под расписку в кассовой книге.

Прием наличных денег в кассу производится по приходным кассовым ордерам, выдача наличных денег – по расходным кассовым ордерам или по другим документам, оформленным надлежащим образом. Такими документами могут быть платежные ведомости, заявление на выдачу денег, счета и т. п.

Суммы операций записывают в ордерах не только цифрами, но и прописью. Приходные ордера подписывает главный бухгалтер или лицо, им уполномоченное, а лицу, внесшему деньги в кассу, выдается квитанция к приходному кассовому ордеру. На расходных кассовых ордерах должна присутствовать подпись руководителя организации и главного бухгалтера или уполномоченного лица. Подпись руководителя может быть необязательной, если имеется разрешительная подпись об оплате на прилагаемых к расходному кассовому ордеру документах. Выдача денег производится по документам, удостоверяющим личность получателя. Данные этих документов заносятся кассиром в расходный кассовый ордер.

Заработную плату, пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, премии, стипендии выдают из кассы по платежным или расчетно-платежным ведомостям, подписанным руководителем организации и главным бухгалтером. При получении денег рабочие и служащие расписываются в платежной ведомости. В ведомости данные, удостоверяющие личность, а также сумма прописью не указываются, поэтому она не может служить для выплат лицам, не состоящим в штате организации, расчеты с

последними должны проводиться только по расходным кассовым ордерам. Если деньги выдаются по доверенности, то в тексте расходного ордера после фамилии, имени и отчества получателя денег указываются фамилия, имя и отчество лица, которому доверено получение денег. Если деньги выдают по ведомости, перед распиской в получении денег кассир указывает: «По доверенности». Доверенность остается у кассира и прикрепляется к расходному кассовому ордеру или платежной ведомости.

Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (табл. 7.2). Расходные кассовые ордера, оформленные на платежных (расчетно-платежных) ведомостях на оплату труда (и другие приравненные платежи), регистрируются после их выдачи.

К оформлению кассовых ордеров, как и прочих денежных документов, предъявляются особые требования. Кассовые документы должны быть заполнены чернилами, шариковой ручкой, с помощью пишущей машинки или средств компьютерной техники. В них не допускаются никакие исправления. Прием и выдача денег по кассовым ордерам могут производиться только в день их составления. Во избежание повторного использования документов, послуживших основанием для составления кассовых ордеров, они немедленно после приема и выдачи средств погашаются кассиром наложением штампа «Погашено» или надписью «Оплачено» с указанием даты погашения.

Для учета денег, выданных из кассы доверенным лицам (раздатчикам) по выплате заработной платы, и возврата остатка наличных денег, а также оплаченных документов кассир ведет книгу учета принятых и выданных кассиром денег. Выдача и возврат денег и оплаченных документов оформляются подписями.

По истечении установленных сроков оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий кассир должен:

в платежной (расчетно-платежной) ведомости напротив фамилий лиц, которым не выплачены указанные суммы, поставить штамп или сделать отметку от руки: «Депонировано» и составить реестр депонированных сумм;

• в конце платежной (расчетно-платежной) ведомости сделать надпись о фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах, сверить их с общим итогом по платежной ведомости и скрепить надпись своей подписью. Если деньги выдавались не кассиром, а другим лицом, то на ведомости дополнительно делается надпись: «Деньги по ведомости выдавал (подпись)». Выдача денег кассиром и раздатчиком по одной ведомости запрещается;

• записать в кассовую книгу фактически выплаченную сумму и поставить на

ведомости штамп: «Расходный кассовый ордер №__».

Бухгалтерия производит проверку отметок, сделанных кассирами в платежных (расчетно-платежных) ведомостях, и подсчет выданных и депонированных по ним сумм.

Остатки денежных средств, превышающие установленный лимит, сдаются кассиром в банк, что оформляется объявлением на взнос наличными или на почту (квитанция для перевода в банк). Организации, получающие постоянную выручку наличными деньгами, передают их в банк через инкассаторов. Деньги инкассаторам передаются в специальных баулах, в которые вкладывается сопроводительная ведомость, служащая основанием для сдачи денег.

Все операции по поступлению и расходованию денежных средств кассир записывает в кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в ней заверяется подписями руководителя организации и главного бухгалтера. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня

кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

Записи в кассовой книге ведут шариковой ручкой или чернилами через копировальную бумагу на двух листах. Подчистки и оговоренные исправления в кассовой книге запрещаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира и главного бухгалтера организации. Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера организации.

В организации с согласия кассира и при условии обеспечения полной сохранности кассовых документов кассовая книга может вестись автоматизированным способом, при котором ее листы формируются в виде машинограммы «Вкладной лист кассовой книги». Одновременно с ней формируется машинограмма «Отчет кассира». Кассир после получения машинограмм «Вкладной лист кассовой книги» и «Отчет кассира» обязан проверить правильность составления указанных документов, подписать их и

передать отчет кассира вместе с приходными и расходными кассовыми документами в бухгалтерию под расписку во вкладном листе кассовой книги.

Учет кассовых операций ведется на активном синтетическом счете 50 «Касса». По дебету счета отражается поступление денежных средств, по кредиту – расходование

К счету 50 открываются субсчета:

50-1 «Касса организации» – учитывают денежные средства в кассе. Если организация проводит кассовые операции с иностранной валютой, эти операции учитываются обособленно;

дт сч. 50-1 «Касса организации»

кт сч. 51 «Расчетные счета» - получены наличные денежные средства из банка по чеку;

дт сч. 50-1 «Касса организации»

кт сч. 90 «Продажи» — поступила выручка от реализации продукции (товаров);

дт сч. 50-1 «Касса организации»

кт сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» — поступил платеж от покупателей;

дт сч. 50-1 «Касса организации»

кт сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами» — возвращен остаток неиспользованных подотчетных сумм подотчетным лицом;

дт сч. 50-1 «Касса организации»

кт сч. 73-1 «Расчеты по предоставленным займам» — поступил платеж в счет погашения ранее полученной ссуды, займа;

дт сч. 50-1 «Касса организации»

кт сч. 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» — поступил платеж в счет погашения недостачи материально-ответственным лицом;

дт сч. 50-1 «Касса организации»

кт сч. 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» — поступил взнос от учредителя в уставный капитал;

дт сч. 51 «Расчетные счета»

кт сч. 50-1 «Касса организации» — сданы наличные денежные средства на расчетный счет, при образовании сверхлимитного остатка;

дт сч. 57 «Переводы в пути»

кт сч. 50-1 «Касса организации» — сдана выручка инкассатору;

дт сч.. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

кт сч. 50-1 «Касса организации» — оплачено поставщикам;

дт сч.. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

кт сч. 50-1 «Касса организации» — выдана заработная плата работникам;

Инвентаризация (ревизия) кассы организации производится в соответствии с порядком ведения кассовых операций в РФ и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Руководитель организации должен организовать инвентаризацию (ревизию) кассы не реже, чем 1 раз в месяц. Инвентаризация наличных денежных средств проводится комиссией назначенной приказом руководителя организации. До начала проверки фактического наличия денежных средств и денежных документов инвентаризационная комиссия требует от кассира составить отчет, в который включаются все приходные и расходные кассовые ордера. Затем материально-ответственное лицо дает расписку о том, что к началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на денежные средства сданы в бухгалтерию и все денежные средства, и все денежные средства поступившие на его ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Комиссия проверяет фактическое наличие денежных средств, документов находящихся в кассе, путем полного пересчета.

Результаты инвентаризации оформляются актом инвентаризации наличия денежных средств (форма № ИНВ-15).

Расхождение фактического наличия денежных средств с данными бухгалтерского учета, выявленные при инвентаризации, оформляется следующим порядком: излишек денежных средств приходуется и относится на финансовые результаты проводкой:

дт сч. 50-1 «Касса организации»

кт сч. 91-1 «Прочие доходы»

В случае недостачи делаются следующие бухгалтерские проводки:

дт сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

кт сч. 50-1 «Касса организации» — на сумму выявленной недостачи;

дт сч. 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

кт сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей - сумм выявленной недостачи отнесена за счет кассира;

дт сч. 50-1 «Касса организации»

кт сч. 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» — сумма недостачи погашена кассиром путем внесения денежных средств в кассу.

На основании обработанных актов инвентаризации денежных средств в кассе производится запись в регистр аналитического учета по счету 50 «Касса» отдельной строкой.

50-2 «Операционная касса» – открывается в случае необходимости; на данном субсчете отражаются наличие и движение денежных средств в кассах товарных контор и эксплуатационных участков, остановочных пунктов, речных переправ, судов, в билетных и багажных кассах портов, вокзалов и т. п.;

 

50-3 «Денежные документы» – учитываются путевки в дома отдыха и санатории, марки почтовые и государственной пошлины, вексельные и акцизные марки и т. п.;

Находящиеся в кассе организации денежные документы учитываются на субсчете 50-3 в сумме их фактических затрат на приобретение. Аналитический учет предусматривает ведение денежных документов по каждому их виду. В синтетическом учете они отражаются в журнале-ордере № 1 или в отдельной машинограмме.

Приобретение денежных документов и принятие их к учету отражаются по дебету счета 50-3 в корреспонденции с кредитом следующих счетов:

51 – на стоимость покупки денежных документов;

71 или 76 и других счетов расчетов – в той же ситуации, что и выше, но с

отражением расчетов через физических или юридических лиц.

 

Использование (выдача, расход) денежных документов отражается по кредиту счета 50-3. Выдача подотчетным лицам оплаченных авиабилетов в учете отражается по дебету счета 71 и кредиту счета 50-3. Выдача работникам путевок с возмещением им полностью или частично их стоимости отражается по дебету счета 73 и кредиту счета 50-3. Когда путевки выдаются бесплатно за счет соответствующих источников:

дебет счета 91-2, кредит счета 50-3.

Для оплаты командировочных расходов работников организация может приобретать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке страны в уполномоченных банках.

Покупка валюты осуществляется на основании предоставляемых заявок, в которых указываются номера и даты приказов по организации о командировании ее работников за границу. По окончании служебной зарубежной командировки командированное лицо обязано представить авансовый отчет в течение 10 календарных дней с даты окончания командировки. Для учета операций с наличной валютой к счету 50

открываются субсчет «Касса в иностранной валюте».

 

Учет денежных средств на расчетных счетах

Организации всех форм собственности могут открывать в банках расчетные и текущие счета.

Расчетный счет является основным счетом организации, через который проводятся все денежные операции без ограничения их перечня.

Организация вправе открывать расчетный счет в любом банке для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.

Для открытия расчетного счета организация предоставляет в банк следующие документы:

заявление на открытие счета;

нотариально заверенную копию учредительного договора;

нотариально заверенную копию устава организации;

нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации организации;

нотариально заверенную копию свидетельства о постановке на учет налоговом органе юридического лица;

карточку с образцами подписей и оттиском печати организации;

протокол общего собрания учредителей о назначении руководителя организации;

копию приказа о назначении главного бухгалтера;

паспортные данные руководителя и главного бухгалтера.

При открытии расчетного счета с организацией заключается договор банковского счета, в котором отражается перечень банковских услуг по расчетному и кассовому обслуживанию организации, условия размещения средств на счете организации, права и обязанности сторон. По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступившие на счет, открытый организации-клиенту, денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

Через расчетный счет в банке предприятия осуществляют следующие операции:

* поступление выручки за реализованную продукцию;

* оплата счетов поставщиков товарно-материальных ценностей, подрядчиков за их услуги;

* получение и погашение ссуд;

* платежи в бюджетные и внебюджетные фонды по различным налогам и взносам, а также в фонды социального страхования и обеспечения;

* поступление наличных денег из кассы;

* поступление авансовых платежей, дебиторской задолженности;

* выдача денег на выплату заработной платы, командировочных, хозяйственных расходов и т.д.

Выдача наличных денег организации производится на основании сданного в банк квартального кассового плана.

Безналичные перечисления с расчетного счета, а также выдачу денег банк осуществляет, как правило, на основании приказа предприятия-владельца расчетного счета или его согласия на оплату (акцепта).

Безакцептные платежи - платежи организаций, предприятий, граждан, осуществляемые на основе платежных требований в бесспорном порядке, не требующих согласия плательщика на их оплату. К таковым относятся платежи, предусмотренные законодательством :плата за газ, за воду, тепло, электроэнергию, оплата не внесенных в срок платежей налоговым органам, платежи по исполнению решений суда и арбитража, и др.

Кроме того, банк может по собственной инициативе списывать денежные средства, например, проценты за пользование банковским кредитом, суммы по просроченным ссудам, за расчетно-кассовое обслуживание и т.п. в соответствии с договором на банковское обслуживание.

Прием и выдача денег, а также безналичные перечисления осуществляются банком на основании документов специальной формы, подписанных руководителем и главным бухгалтером организации, т.е. лицами, чьи образцы подписей представлены в банк.

Прием наличных денежных средств на расчетный счет производится на основании объявления на взнос наличными.Выдача наличных денежных средств с расчетного счета производится на основании денежного чека.

Порядок безналичных расчетов осуществляется в соответствии с Положением ЦБ России «О безналичных расчетах в РФ» № 2-п от 03.10.2002 года. Согласно положению применяются следующие формы безналичных расчетов:

- расчеты платежными поручениями;

- расчеты по аккредитиву;

- расчеты чеками;

- расчеты по инкассо

Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами.

При осуществлении безналичных расчетов используются следующие расчетные документы:

- платежные поручения;

- аккредитивы;

- чеки;

- платежные требования;

- инкассовые поручения.

Бланки расчетных документов изготовляются в типографии или с использованием электронно-вычислительных машин.

Исправления, помарки и подчистки, а также использование корректирующей жидкости в расчетных документах не допускаются. Расчетные документы действительны для предъявления их в банк в течение 10 календарных дней, не считая дня их выписки.

Расчетные документы предъявляются в банк в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов. Расчетные документы принимаются банком к исполнению при наличии на первом экземпляре двух подписей лиц, имеющих право подписывать расчетные документы и оттеска печати, заявленных в карточке с образцами подписей и оттиска печати. Списание банком денежных средств со счета производится на основании первого экземпляра расчетного документа.

Платежное поручение является распоряжением владельца счета обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств.

Платежными поручениями могут производиться:

- перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

- перечисление денежных средств в бюджеты и во внебюджетные фонды;

- перечисление денежных средств в целях возврата(размещение кредитов, займов и уплата процентов по ним);

- перечисление денежных средств в других целях предусмотренных законодательством.

Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика.

Аккредитив– представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (эмитентом) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющему) произвести такие платежи.

Банками могут открываться следующие виды аккредитивов:

- покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);

- отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).

При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.

При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета банка-эмитента в пределах суммы аккредитива либо указывает в аккредитиве иной способ возмещения исполняющему банку сумм, выплаченных по аккредитиву в соответствии с его условиями. Данный порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента по гарантированному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

Отзывным является аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива. В случае изменения или отмены отзывного аккредитива банк-эмитент обязан направить соответствующее уведомление получателю средств на позже рабочего дня, следующего за днем изменения условий или отмены аккредитива.

Безотзывным признается аккредитив, который может быть изменен или отменен только с согласия получателя средств. По просьбе банка-эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывный аккредитив (подтвержденный аккредитив). Безотзывный аккредитив, подтвержденный исполняющим банком, не может быть изменен или отменен без согласия исполняющего банка. Порядок предоставления подтверждения по безотзывному подтвержденному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств. Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в основном договоре.

Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем – юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком – банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются Гражданским кодексом РФ и др. законами.

Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя. Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате.

Расчеты по инкассопредставляют собой банковскую операцию, посредством которой банк-эмитент по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления таких расчетов банк-эмитент вправе привлекать другой банк (исполняющий).

Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производится по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя).

Платежное требованиеявляется расчетным документом, содержащим требования кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об оплате определенной денежной суммы через банк.

Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги и в др. случаях предусмотренных договором. Расчеты платежными требованиями могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по договору. Для исполнения банками платежных требований предусматривающих акцепт плательщику необходимо составить заявление об акцепте или об отказе от акцепта. При отсутствии данного заявления банк вправе вернуть платежное требование с указанием причины возврата: «Не получено согласие на акцепт».

Безакцептное списание денежных средств со счета плательщика осуществляется банком при наличии в договоре банковского счета условия о безакцептном списании денежных средств. Плательщик обязан предоставить в обслуживающий банк сведения о кредиторе (получателе средств),который имеет право выставлять платежные требования на списание денежных средств в безакцептном порядке, наименование товаров, работ или услуг, за которые будут производится платежи, а так же о договоре предусматривающем право безакцептного списания.

Инкассовое поручениеявляется расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.

Инкассовые поручения применяются:

- в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

- для взыскания по исполнительным документам;

- в случаях предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Банк периодически направляет организации выписки из его расчетного счета с перечнем произведенных операций. К выписке прилагаются подтверждающие документы по каждой сумме. Содержание операций в выписке заменено условным кодом.

Выписка банка - основной документ, информирующий о текущем состоянии расчетного счета организации, согласно которому бухгалтер составляет корреспонденцию счетов о движении денежных средств.

Полученная выписка банка в день ее поступления проверяется и обрабатывается следующим образом:

1. подбираются документы, подтверждающие факт совершения хозяйственной операции;

2. сверяют достоверность записей в выписке банка и прилагаемых документов;

3. проверяют правильность определения остатка денег на расчетном счете после проведенных операций;

4. проставляется корреспондирующий счет против каждой суммы. Эти же счета указывают на документах, приложенных к выписке.

В случае допущения ошибки в выписке банка следует срочно в письменном виде сообщить об этом в банк.

При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех

предъявленных требований ст. 855 ГК РФ устанавливает следующую очередность проведения платежей:

1) в первую очередь осуществляются платежи по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

2) во вторую очередь – по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;

3) в третью очередь – по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, а также по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования;

4) в четвертую очередь – по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, которые не предусмотрены в третьей очереди;

5) в пятую очередь – по исполнительным документам, предусматривающим

удовлетворение других денежных требований;

6) в шестую очередь – все остальные платежи в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди,

производится в порядке календарной очередности поступлений документов.

Синтетический учет операций по расчетному счету ведется в бухгалтерии на счете51 «Расчетные счета». Это активный, балансовый счет, остаток которого по дебету на начало и конец месяца отражает наличие на расчетном счете организации свободных денежных средств. По дебету счета 51 «Расчетные счета» отражается поступление (зачисление) денежных средств на расчетный счет организации. По кредиту счета 51 «Расчетные счета» отражается списание (перечисление) денежных средств с расчетного счета организации.

При наличии у организации несколько расчетных счетов аналитический учет по счету 51 «Расчетные счета» ведется по каждому расчетному счету.

дт сч. 51 «Расчетные счета»

кт сч. 50-1 «Касса организации» - сдана выручка из кассы организации в банк;

дт сч. 51 «Расчетные счета»

кт сч. 57 «Переводы в пути» - зачислены на расчетный счет денежные средства находящиеся в пути;

дт сч. 51 «Расчетные счета»

кт сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - возвращен ранее выплаченный аванс поставщиками;

дт сч. 51 «Расчетные счета»

кт сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - поступил платеж от покупателей и заказчиков за реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

дт сч. 51 «Расчетные счета»

кт сч. 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»

кт сч. 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам – поступление денежных средств в счет полученных кредитов банков;

дт сч. 51 «Расчетные счета»

кт сч. 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» - поступление денежных средств в счет вклада в уставный капитал организации;

дт сч. 51 «Расчетные счета»

кт сч. 76-2 «Расчеты по претензиям» - поступление денежных средств по предъявленным ранее претензиям;

дт сч. 50-1 «Касса организации»

кт сч. 51 «Расчетные счета» - выданы наличные денежные средства по чеку на выплату заработной платы, командировочные расходы и т.д.;

дт сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

кт сч. 51 «Расчетные счета» - оплачено поставщикам и подрядчикам за приобретенные товары, продукцию, материалы и т.д.;

дт сч. 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»

дт сч. 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам

кт сч. 51 «Расчетные счета» - погашение краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов;

дт сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»

кт сч. 51 «Расчетные счета» - перечисление денежных средств в счет уплаты налогов;

дт сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

кт сч. 51 «Расчетные счета» - перечисление денежных средств в счет уплаты налогов и сборов органам социального страхования и обеспечения;


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!