Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Командная экономическая система



В 1931 году по инициативе И.В.Сталина началось грандиозное строительство Беломорско-Балтийского канала, длиной 227 км с 19-ю шлюзами, соединившего Белое море и Онежское озеро. Беломорканал был сооружен за два года благодаря самоотверженному труду в дичайших нечеловеческих условиях 280 тысяч заключенных, из которых около 100 тысяч погибло. На вопрос, кто строил Беломорканал, в то время отвечали: «С одной стороны те, кто рассказывал анекдоты, а с другой - те, кто их слушал».

Для того, чтобы лучше описать эту «идеальную» модель командной экономической системы, обратимся к статье журналиста испанской газеты "La Vanguardia", Гонсало Арагонеса «Первый ГУЛАГ Сталина».

 

Семьдесят лет назад Сталин открыл самый длинный в мире канал. Впервые в истории Советского Союза на создание этого, поистине фараонского, проекта были направлены политзаключенные и уголовники. Так начиналась эпоха ГУЛАГа.

Сотни тысяч из них были направлены на Белое море, на строительство канала, который должен был стать первым столь масштабным предприятием советской эпохи. Беломорканал должен был соединить Белое море с морем Балтийским и таким образом открыть проход для кораблей, которым раньше приходилось огибать весь Скандинавский полуостров. Однако, подобная идея возникла не в кабинетах советских чиновников. Этот проект лежал уже на столе Петра Великого. Экономические нужды СССР, стремление наладить транспортные связи с европейским севером России и наличие необходимых технологий привели к тому, что много лет спустя задумки российского царя стали осуществляться. В настоящее время Беломорканал, предназначенный для прохода малокаботажных судов, конкурирует с транспортными составами, курсирующими между Санкт-Петербургом и Кольским полуостровом.

Условия труда были ужасными. В тот момент Советский Союз находился в состоянии глубокого экономического кризиса, и на осуществление подобного фараонского проекта, согласно "инструкции" Сталина, не должно было быть потрачено "ни единой копейки". Среди заключенных, ютившихся в бараках и палатках, была группа инженеров, которые должны были - под наблюдением сотрудников ОГПУ - руководить строительством. В своем "Архипелаге ГУЛАГ" Александр Солженицын писал: "Инженеры говорят: конструкцию надо делать из бетона. Им отвечают: ни за что. Инженеры говорят: нам необходимо много железа. Чекисты отвечают: замените его древесиной. Инженеры говорят: нам необходимы тракторы, подъемные краны, техника. Чекисты: ничего не получите, не будет затрачено ни копейки, все делать руками!".

В архивах "Мемориала" хранится книга "Беломор-Балтийский канал имени товарища Сталина", в которой записано, что, по официальным данным, на строительстве погибло 12 347 человек. Однако историк Рой Медведев поясняет, что "эта цифра занижена. Точных данных нет, и они никому неизвестны, так как точных записей о смертности среди заключенных не велось. Но, по моему убеждению, погибло гораздо больше 12 тысяч человек. Возможно даже больше 50000". Солженицын говорит о еще большем числе погибших: "По рассказам, в первую зиму 1931-1932 гг. умерло 100000 человек. Можно предположить, что всего на строительстве погибло 300000 заключенных".


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!