Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Структура и механизмы социальной перцепции



«Идентификация» (от позднелатинского identifico – отождествлять), является процессом интуитивного отождествления, сравнения субъектом самого себя с другим человеком (группой людей), в процессе межличностной перцепции. Термин “идентификация” является способом распознания объекта восприятия, в процессе уподобление ему. Это, конечно, не единственный способ восприятия, но в реальных ситуациях общения и взаимодействия, люди часто используют данный прием, когда в процессе общения, предположение о внутреннем психологическом состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. Существует множество результатов экспериментальных исследований идентификации - как механизма социальной перцепции, исходя из которых, выявлена взаимосвязь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением, – эмпатией.

«Эмпатия» - это понимание другого человека путем эмоционального чувствования его переживания. Это способ понимания другого человека, основанный не на реальном восприятии проблем другого человека, а на стремлении эмоциональной поддержки объекта восприятия. Эмпатия – это аффективное “понимание”, основанное на чувствах и эмоциях субъекта перцепции. Процесс эмпатии в общих чертах сходен с механизмом идентификации, в обоих случаях присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на проблемы с его точки зрения. Известно, что эмпатия тем выше, чем больше человек способен представить себе одну и ту же ситуацию, с точки зрения разных людей, а следовательно и понять поведение каждого из этих людей.

«Аттракция» (от лат. attrahere – привлекать, притягивать), рассматривается как особая форма восприятия одного человека другим, основанная на устойчивом положительном отношении к человеку. В процессе аттракции люди не просто понимают друг друга, но формируют между собой определенные эмоциональные взаимоотношения. На основе различных эмоциональных оценок, образуется разнообразная гамма чувств: начиная от неприятия, чувства отвращения, к тому или иному человеку, до симпатии, и даже любви к нему. Аттракция также представляется механизмом формирования симпатии между людьми в процессе общения. Присутствие аттракции в процессе межличностной перцепции, указывает тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных), и в основном аттракция более проявляется в межличностных отношениях. Психологи выделили различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь. Дружба, представляется как вид устойчивых, межличностных отношений, характеризующийся устойчивой взаимной привязанностью их участников, в процессе дружбы усиливается аффилиация (стремление быть в обществе, вместе с другом, друзьями) и ожидание взаимной симпатии.



Симпатия (от греч. Sympatheia – влечение, внутреннее расположение) это устойчивое, положительное, эмоциональное отношение человека к другим людям или к группам людей, проявляющееся в доброжелательности, приветливости, оказанию внимания, восхищении. Симпатия побуждает людей к упрощенному взаимопониманию, к стремлению познавать собеседника в процессе общения. Любовь, наивысшая степень эмоционально-положительного отношения, воздействуя на субъект восприятия, любовь вытесняет все другие интересы субъекта, а на первый план выводятся отношение к объекту восприятия, объект становится центром внимания субъекта.

Социальная рефлексия— это понимание другого человека путем размышления за него. Это внутреннее представительство другого во внутреннем мире человека. Представление о том, что думают обо мне другие, — важный момент социального познания. Это и познание другого через то, что он (как я думаю) думает обо мне, и познание себя гипотетическими глазами другого. Чем шире круг общения, чем больше разнообразных представлений о том, как он воспринимается другими, тем больше в конечном счете человек знает о себе и других. Включение партнера в свой внутренний мир — самый эффективный источник самопознания в процессе общения.



Каузальная атрибуция - это интерпретация поведения партнера по взаимодействию через выдвижения гипотез о его эмоциях мотивах, намерениях, качествах личности, причинах поведения с дальнейшим их приписыванием этому партнеру. Каузальная атрибуция тем больше обусловливает социальную перцепцию, чем больше недостаток информации о партнере по взаимодействию. Наиболее смелую и интересную теорию построения процесса каузальной атрибуции выдвинул психолог Г. Келли, он выявил, каким образом человек осуществляет поиск причин для объяснения поведения другого человека. Результаты приписывание могут стать основой для создания социальных стереотипов.

«Стереотипизация». Стереотип – это устойчивый образ или психологическое восприятие, какого либо явления или человека, свойственное членам той или иной социальной группы. Стереотипизация — это восприятие и оценка другого человека путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы. Это процесс формирования впечатления о воспринимаемом человеке на основе выработанных группой стереотипов. Наиболее распространены этнические стереотипы, иначе говоря, образы типичных представителей определенной нации, наделенных национальными чертами внешности и особенностями характера. Например, существуют стереотипные представления о педантичности англичан, пунктуальности немцев, эксцентричности итальянцев, трудолюбие японцев. Стереотипы являются инструментами предварительного восприятия, позволяющие человеку облегчить процесс перцепции, и каждый стереотип имеет свою социальную сферу применения. Стереотипы активно используются для оценки человека по социальным, национальным, или профессиональным характеристикам.

Стереотипное восприятие возникает на основе не достаточного опыта в распознавании человека, в результате чего выводы строятся на базе ограниченной информации. Стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например, по его принадлежности к профессии, тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии ( все бухгалтеры педантичны, все политики харизматичны). В этих случаях проявляется предрасположенность извлекать информацию из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим опытом, не обращая внимания на его ограниченность. Стереотипизация в процессе социальной перцепции может привести к двум различным следствиям: к упрощению процесса познания одним человеком другого и к возникновению предубеждения.

Социальные конфликты

Метки: общество, жизнь, управление, политика, религия

Под социальным конфликтом понимается столкновение несовпадающих, противоречащих друг другу взглядов, интересов и действий различных социальных групп. Изучением конфликтов в разных сферах общественной жизнизанимаются многие социологи, и, в частности, широкую известность получила концепция Ральфа Дарендорфа.

Этот социолог рассматривает социальные конфликты как неотъемлемый элемент общественной жизни. При этом он полагал, что центральное значения имели не конфликты по поводу распределения экономического богатства, а конфликты связанные с распределением власти в обществе. Дарендорф выделял несколько характеристик социального конфликта, в том числе степень его интенсивности, а так же насильственный или не насильственный характер конфликта.

По мнению Дарендорфа, попытки подавить социальный конфликт не могли принести желаемого результата, однако течение конфликта можно было регулировать и это позволяло снизить уровень интенсивности конфликта, а так же преодолеть его насильственный характер.

Существуют различные разновидности социальных конфликтов. Так—в западных обществах долгое время важнейшее значение имел классовый конфликт между собственниками промышленных предприятий и наемными рабочими. Но на протяжении второй половины 20-ого века острота таких конфликтов неуклонно снижалась, благодаря тому, что наблюдался рост уровня жизни рабочих, а так же расширялось их участие во владении и управлениемпромышленными предприятиями.

В ряде западных стран более острый характер сохраняет этнический конфликт, связанный с иммиграцией из развивающихся стран. В результате чего в европейских государствах (Франция), которые ранее были этнически довольно однородными, сформировались многочисленные национальные меньшества, часто недовольные своим социально-экономическим положением, что создает условия для конфликтов.

Кроме того, в конце 20 века в западных обществах получили распространение новые формы конфликтов, например, конфликты, вокруг проблемы охраны окружающей среды и довольно высокую активность в политической жизнизападных стран проявляли организации защитников окружающей среды, партии и движения «зеленых».

В российском обществе с начала 90-х годов проявлялись так же несколько форм конфликтов, в том числе политические, социально-экономические и национальноэтнические конфликты.

Политические конфликты были связаны с перераспределением власти. В них принимали участиеполитические партии и движения. Такие конфликты могли происходить как между властью и оппозицией, так и внутри властных структур. В начале 90-х годов наблюдалось значительное обострение политических конфликтов, что в конечном итоге привело к насильственным действиям в ходе конфликтов между президентом и парламентом осенью 1993 года.

Социально-экономические конфликты были связаны с перераспределением собственности в результате приватизации государственных предприятий и одной из основных форм таких конфликтов выступали забастовки, уровень которых был довольно высок в некоторые периоды 90-х годов.

Национально-этнические конфликты могли быть связаны с перераспределением территорий, ресурсов между различными этническими общностями и в российском обществе такого рода конфликты были особенно выражены на Северном Кавказе. В целом, различные формы социальных конфликтов, как правило, не проявляются изолированно, но часто переплетаются между собой, и те же национальноэтнические конфликты могут быть тесно связаны с политическими.

В сфере социологии конфликты рассмотрены на разных уровнях: от уровня малых групп до больших социальных общностей, таких как классы, нации. Но в последнее время социологи уделяли значительное внимание конфликтам на глобальном уровне.

В 90-е годы получила широкую известность работа американского исследователя С. Хантингтона. Как утверждал автор, в современном мире основным источником напряженности и конфликтов в международной политикестановятся культурные различия между странами, которые относятся к разным цивилизациям. В общей сложности Хантингтон считал возможным выделить 7–8 основных цивилизаций, в том числе Западную, Японскую, Конфуцианскую, Индийскую, ПравославноСлавянскую, Исламскую, Латиноамериканскую и сформировывающеюся Африканскую.

Как отмечает этот социолог, все эти цивилизации различаются по своей истории, традициями и, что очень существенно,религией. В то же время в мире усиливается взаимодействие между странами, которые относятся к разным цивилизациям, и в некоторых случаях это приводит к конфликту между ними. Такой конфликт может разворачиваться на двух уровнях.

На микроуровне вдоль границ между цивилизациями, где происходит столкновение между группами, которые борятся за земли и власть друг над другом. А на макроуровне, страны принадлежащие к разным цивилизациям соперничают между собой в экономической и военной сферах, а также стремяться распространить свое политическое и идеологическое влияние.

Как подчеркивает Хантингтон попытки стран Запада распространить свои ценности: демократию, либерализм, права человека часто встречают противодействие, не находят отклика. Наибольшая напряженность возникает в отношениях между странами Запада и странами Исламской и Конфуцианской цивилизации.

В конечном итоге Хантингтон не утверждает, что столкновение цивилизаций станет единственной формой международных конфликтов, а сами цивилизации станут едиными и целостными и внутри них прекратятся какие либо конфликты. Хантингтон лишь выдвигает гипотезу, что в ближайшем будущем противоречие между странами, относящимся к разным цивилизациям станут основным источником международной напряженности и центральное значение получит взаимодействие между Западом, Исламской и Конфуцианской цивилизациями.

С точки зрения Хантингтона не следует ожидать в обозримом будущем формирование единой общечеловеческой цивилизации, мир будет по-прежнему состоять из нескольких непохожих друг на друга цивилизаций, и каждая из них должна будет учиться существовать со всеми остальными.


Просмотров 459

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!