Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Казахские бии.Их роль в общестенной жизни казахов в XVII – XVIII вв



Эпоха саков.

Письменное отражение древние кочевники нашли в источниках античного, древнеперсидского и китайского круга, ахеменидских (персидских) надписях, собрании священных книг «Авеста». Античными авторами (Геродот, Страбон, Ксенефонт, Фукидид, Ктесий, Птолемей и другие) положено начало системному изучению истории и географии. Наиболее содержательной и достоверной является «История» Геродота, жившего в Малой Азии в 484-425 гг. до н.э.. Геродот дает обширные сведения по истории, этнографии и географии расселения разных народов, известных грекам с периода войн между греческими и восточными мирами.

В VI веке до н.э. Кир ІІ из рода Ахмен создал мощную державу во главе с правящей династией Ахеменидов.

Ахеменидские надписи: Бехистунская, Нахши-Рустамская, Персепольские и другие представляют ценную информацию о саках. Большая часть персидских источников относится ко времени царей Дария и Ксеркса (486-465 гг. до н. э.). Одним из крупнейших эпиграфических памятников является надпись на скале Бехистун (105 м.). В Бехстунской надписи Дарий указывает страну Сака в числе девяти стран. Не менее ценную информацию несет наскальная надпись из Нахши-Рустама, где подробнее говорится о саках – Тиграхауда, Хаумоварга и Парадарайа. Кроме названных трех основных групп в тексте упоминаются: саки-эмиргии, саки-стрелки из лука, коссаки.

Относительно появления и наименования племен существуют различные сведения греческих авторов. Геродот подчеркивает, что «существует рассказ такого содержания, которому я больше всего доверяю: скифы-кочевники, живущие в Азии, вытесненные во время войны с массагетами ушли, перейдя реку Араке (Амударья) в Киммерийскую землю (Северное Причерноморье)».

Таким образом, в сакскую эпоху степь населяли множество родственных племен объединенных под общим собирательным названием саки и скифы. Подробный перечень сакских племен приводит древнеримский историк Гай Плиний Старший (23-79 гг. н.э.). «За бактрами живут согдиане, у них города Панда и Александрия, построенный Александром Великим на крайних пределах их земли; дальнейшему продвижению их препятствовала река Яксарт (древнее название Сырдарьи), которую скифы зовут Силисом, а Александр и его воины приняли за Танаис (Дон). За этой рекой живут скифские народы. Персы дали им общее название саков от ближайшего народа. Их племенам нет числа, они живут подобно парфам. Самые известные из них: саки, массагеты, дай, эсседоны, астаки, румники, пестики, гомодоты, гисты, камы, камаки, эхваты, контнеры, августианы, псаки, аримаспы, антракаты, кроазы, этаи».



Наиболее значимыми событиями в политической истории саков стали столкновения в VI-IV вв. до н. э. с Ахеменидской державой и походы Александра Македонского IV-III вв. до н.э. на Восток. Геродот и другие авторы повествуют о войнах саков с персидскими царями Киром Великим и Дарием І. Политика Ахеменидов по отношению к племенам, окружавшим персидскую державу, ставила своей целью ликвидировать опасность набегов сакских племен в пределы персидских сатрапий. Так, Кир на крайнем северо-востоке своего государства создал ряд укреплений. В 530 году до н. э. Кир предпринял поход против массагетов, ставший для него роковым. Битва состоялась на восточной стороне Амударьи, Кир потерпел полное поражение и погиб. В античной литературе сохранилось несколько версий этого сражения. Наибольшее распространение получила история, рассказанная Геродотом. Согласно ее Кир хитростью овладел лагерем массагетов и перебил их, но затем основные силы массагетов во главе с царицей Томирис нанесли персам полное поражение, а голова Кира была отрублена и брошена в мешок с кровью. Существуют и другие версии, так Ксенофонт считает, что Кир умер в своей столице естественной смертью. Во всяком случае, известно, что Кир погребен в Пасаргадах, а его гробница сохранилась по сей день.

Более удачливым в войне с саками был Дарий, которому удалось подчинить саков Тиграхауда. Поход Дария состоялся согласно Бехистунской надписи в 519 г.до н. э. В пятом столбце Бехистунской надписи рассказывается о походе Дария: «говорит Дарий царь... затем я с войском отправился против страны саков. Затем саки, которые носят остроконечную шапку, выступили, чтобы дать битву. Когда я прибыл к реке, на ту сторону ее со всем войском я перешел. Затем я наголову разбил часть саков, а другую часть захватил в плен... вождя их по имени Скунха взяли в плен и привели ко мне. Тогда я другого назначил (их) вождем, как (на то) было мое желание. Затем страна стала моей».



Следующий этап истории саков связан с борьбой против завоеваний Александра Македонского, сокрушившего державу Ахеменидов. По свидетельству Арриана Александр Македонский столкнулся с саками-массагетами, поддержавшими трехлетнюю партизанскую войну согдийцев. Попытка Александра Македонского подчинить себе сакские племена закончилась неудачей. Племена саков приостановили продвижение великого завоевателя на Восток.

Влияние саков было достаточно велико, они активно принимали участие в политических событиях древнего мира. Нередко саки выступали в качестве союзников и воевали в составе персидской армии в Греко-персидских войнах. Сакские конные лучники принимали участие в походе А. Македонского на Индию. В III веке до н.э. одно из массагетских племен – парны, возглавляемое родом Аршакидов, создало в Иране новую империю, пришедшую на смену эллинистическим государствам Передней Азии, Парфянское царство.

История Казахстана в более поздний период II в. до н. э. - V в. н. э. представлена китайскими источниками, главным образом династийными хрониками, где запечатлены события и факты не только внутренней жизни, а так же и народов и стран окружавших Китай. Согласно представлениям китайцев, «срединная империя» была со всех сторон окружена враждебными племенами, носящими название «варвары четырех сторон». Сведения об этих племенах тщательно записывались.

Важнейшими источниками по древней истории народов Центральной Азии и Казахстана являются: «Исторические записки» (Шицзи) - Сыма Цаня, рассказ китайского дипломата и путешественника Чжан Цаня, «История ранней Хань» Цань Ханыпу.

Социальная-политическая организация саков. Саки еще не создали государства в его классическом понимании, но организация общества существовала в форме союза племен. Во главе племени стоял царь, власть которого обожествлялась – считалось, что цари правят по воле богов. Цари решали вопросы войны и мира, принимали послов, регулировали отношения между племенами.

Для сакского общества характерно социальное неравенство, что подтверждается археологическими данными, такими как размеры курганов. В основном общество состояло из вождей, жрецов и рядовых воинов общинников. Однако, переход к новой тактике боя – массовой конной атаке, значительно повышал роль рядовых общинников, что лишало аристократию исключительной монополии в военном деле и вовлекало большинство населения в процесс принятия политических решений. Для решения внутренних и внешних вопросов созывалось народное собрание, в котором принимали участие все члены общины. Такой тип политической организации можно назвать прямой или военной демократией.

Хозяйство и культура саков. Отметим два события, сыгравшие важную роль в истории человечества. Первое – это освоение железа в качестве основного материала для изготовления орудий труда и оружия. Металлургия дала мощный толчок различным отраслям человеческой деятельности, так как железо оказалось намного крепче бронзы. Все важнейшие орудия труда, оружие саков делались из железа. Значительно возросли возможности земледельцев, расширялось ремесло, хотя оно еще не было дифференцированным, значительного подъема достигло военное дело.

Другим историческим событием, сыгравшим важную роль в жизни саков, явилось возникновение кочевого скотоводства, ставшего в степях Евразии основным, а затем и господствующим видом хозяйственной деятельности. Эта форма хозяйства развивалась из пастушеского скотоводства с характерными чертами, как круглогодичное содержание скота на подножном корму, сезонные перекочевки при отсутствии постоянных поселений.

Появление кочевого скотоводства было наиболее рациональным ответом на изменения природной среды и демографический рост. Экономика ранних кочевников находилась в прямой зависимости от природно-климатических условий. Кочевое скотоводство было прогрессом в хозяйстве и в образе жизни саков. Племена становятся наиболее мобильными, что позволяло осваивать степные пространства. Хозяйство становится более продуктивным, так как узкая специализация позволяла получать избыточный продукт (мясо, молоко, шерсть, шкуры).

В сакскую эпоху существовало несколько форм скотоводческого хозяйства – это кочевое, полукочевое скотоводство и оседлое скотоводство. Первое было в районах полупустынь, где невозможно было заниматься земледелием. Здесь саки выращивали лошадей, овец и верблюдов. Жили в повозках, крытых войлоком, и кочевали меридиально (летом на север, зимой на юг).

 

Казахские бии.Их роль в общестенной жизни казахов в XVII – XVIII вв.

Толе би. Толе би Алибекулы – выдающийся общественный деятель, бий Старшего жуза, один из авторов свода законов Жетi Жаргы, оратор. Толе би родился в 1663 г. в урочище Жайсак близ Чу ( в Жамбыльской области) После смерти хана Старшего жуза Жолбарыса он правил Ташкентом в течении 6 лет (1743-1749). В историю вошло выражение Толе би: «У благой мысли есть источник, у ее автора – духовный отец Майин». Имеется в виду, что он впитал в себя дух Майин би. С написанием и претворением в жизнь «Семи заповедей» Тауке хана, имя Толе би прочно вошло в сознание народа. За годы великого бедствия «Актабан шубырынды» повысился авторитет Толе би, в связи с его призывом к народу взяться за земледелие, перейти от кочевья к оседлости, сочетая разведение скота с устоями городской жизни, учиться хорошему у соседних народов, дабы позаботиться о грядущих поколениях. Умер Толе би в 1756 г. в Анбуржан-орде (сейчас Шымкентская область). \\ Казыбек би Казыбек Кеддибекулы (1667-1764) родился на берегах Сырдарьи, принадлежал к Среднему жузу, к роду каракесек племени аргын. Благодаря семейным традициям, казыбек уже в детские годы проявлял красноречие и острый ум, став с годами прославленным бием. О роли казыбек би в судьбе казахского народа можно сказать следующее: он один из инициаторов образования и укрепления единого централизованного казахского государства, остаивавших его независимость, территориальную целостность. Казыбек би умер в декабре 1764 г. у подножья горы Семизбура у источника Теректи. \\ Айтеке би. Айтеке би (подлинное имя Айтых) Бейбекулы. Сведения о его биографии скудные, предполагают, что он родился где-то возле Бухары, даты рождения и смерти приблизительно 1666-1722 годы. Но известно его решающее участие в совещании по поводу объединения 3-х жузов. В двадцать лет Айтеке был уже известным бием, в тридцать лет стал старшим бием Младшего жуза. Он был в числе главных авторов «Жетi Жаргы». Он- помощник и советник Тауке хана, сам батыр участвовал вместе с Тауке-ханом в отражении нашествия на Сайрам. Ему принадлежит выражение, что бий должен быть на высоком представительном уровне уровне, дабы оставить в душах современников и потомков яркий след. Айтеке би вместе и наряду с Казыбек би и Толе би вошел в историю казахского народа как инициатор объединения 3-х жузов, один из авторов свода законов, принятых при Тауке-хане.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!