![]() Дисциплины:
Архитектура (936) |
Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Минеральные ресурсы – эффективный источник социально-экономического развития Республики Карелия. Республиканский фонд недр, являющийся общенародной собственностью и включающий месторождения и проявления твердых полезных ископаемых и подземных вод, их промышленные и забалансовые запасы, прогнозные ресурсы, требует эффективного государственного управления и регулирования. Республика Карелия обладает богатейшим природно-ресурсным потенциалом. Богатство и разнообразие полезных ископаемых Карелии, благоприятная конъюнктура на минеральное сырье на российском и мировом рынках позволяют уверенно прогнозировать дальнейший рост вклада горнопромышленного комплекса в развитие экономики Республики Карелия и повышение за счет этого благосостояния ее населения. Экономические и геополитические интересы России и Республики Карелия и в долгосрочной перспективе будут существенно зависеть от состояния минерально-сырьевой базы, воспроизводство которой на современном технологическом уровне является центральной задачей геологической отрасли. Обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсов является одной из ключевых задач общества и государства, решение которой позволит сформировать основу долгосрочного социально-экономического развития Республики Карелия, сохранить достойную среду обитания и ресурсную базу для жизни и деятельности будущих поколений. Основными этапами организации природопользования являются изучение имеющихся на территории республики природных и социальных ресурсов, осуществление мониторинга, оценки и прогноза возможных изменений их состояния, упорядочение и анализ собранной информации с целью планирования освоения ресурсов и, наконец, подготовка инфраструктуры к ведению добычи, переработки и реализации товарной продукции. Государственная политика в области развития минерально-сырьевой базы направлена на повышение инвестиционной привлекательности данной сферы, прежде всего за счет снижения административных барьеров для организаций горнопромышленного комплекса. В соответствии со Стратегией развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года № 1039-р, обеспечена доступность геологической информации за счет отмены платы за ее предоставление; законодательно закреплена возможность изменения границ участка недр, переданного в пользование, в целях обеспечения полноты геологического изучения, рационального использования и охраны недр. Подпрограмма «Воспроизводство минерально-сырьевой базы» направлена на обеспечение рационального использования и воспроизводства минерально-сырьевой базы и создание условий для развития горнопромышленного комплекса Республики Карелия. Республика Карелия является регионом с развитым добывающим минерально-сырьевым сектором, который обеспечивает значительную часть бюджетных поступлений и определяет жизненный уровень населения. Суммарная доля организаций горнопромышленного комплекса в общем объеме промышленного производства республики в денежном выражении за последние годы выросла вдвое и по итогам 2013 года составила 43%. Сфера реализации подпрограммы охватывает направления деятельности, которые призваны обеспечить устойчивое развитие горной отрасли промышленности, упрочить конкурентные возможности Карелии в условиях повышения спроса на минеральное сырье в мире. Эти направления включают: воспроизводство минерально-сырьевой базы в объемах, необходимых для устойчивого удовлетворения потребностей экономики республики и страны в различных видах общераспространенных полезных ископаемых, создания минерально-сырьевых основ социально-экономического развития Республики Карелия, обеспечения экономической безопасности страны; комплексное изучение и рациональное использование минерально-сырьевых ресурсов в целях обеспечения их эффективного учета и наиболее полного извлечения из недр, удовлетворения текущих и перспективных потребностей отраслей промышленности Республики Карелия. Подпрограмма обеспечивает исполнение функций государства уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на постоянной основе в соответствии с подпунктом 43 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьей 4 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», Положением о Министерстве по природопользованию и экологии Республики Карелия, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 6 октября 2010 года № 206-П. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования относятся управление фондом недр участков недр местного значения, а также участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы и определении порядка пользования участками недр местного значения на своих территориях. На 1 января 2014 года Государственным балансом на территории Республики Карелия учтено 918 месторождений полезных ископаемых: По состоянию на 1 января 2014 года в Республике Карелия действовала 441 лицензия на пользование недрами, в том числе 300 – на общераспространенные полезные ископаемые, 97 – на необщераспространенные и 44 лицензии на добычу подземных вод из одиночных скважин. Общераспространенные полезные ископаемые являются важнейшей сырьевой основой для дорожного строительства, производства строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства. Наиболее потребляемыми в жилищном и другом строительстве являются бутовый камень, щебень, дробленый песок. На территории Республики Карелия 242 месторождения и свыше 180 проявлений строительного камня. В республике осваиваются железные руды на Костомукшском и Корпангском месторождениях, шунгитовые породы – на Зажогинском и Максовская залежь, петрургическое сырье – на Хавчозерском. Ведется добыча лечебных грязей и минеральных вод на месторождениях Габозеро и Марциальные Воды, лечебных радоновых вод на Кондокском месторождении, эксплуатируются месторождения подземных вод, строительных материалов, глины и торфа. В горнопромышленном комплексе Республики Карелия действуют В отрасли с середины 2011 года сохраняется положительная динамика показателей деятельности организаций. По итогам 2013 года индекс производства по виду деятельности «Добыча металлических руд» составил 102,3%, «Добыча прочих полезных ископаемых» – 88,2%. В 2013 году объем производства организациями горнопромышленного комплекса строительных нерудных материалов составил 20,6 млн куб. м (109% к уровню 2012 года), Рыночное регулирование недропользования осуществляется посредством привлечения собственных средств добывающих организаций для расширения воспроизводства минерально-сырьевой базы, участия в производстве конечного продукта передела добывающего комплекса. Частные инвестиции вкладываются в разведку намечаемых к освоению месторождений хромовых и железных руд, благородных металлов (золота и металлов платиновой группы) и месторождений строительного камня для производства щебня, облицовочных и песчано-гравийных материалов в различных районах Республики Карелия. Дальнейшее техническое перевооружение организаций и ввод в эксплуатацию 3-4 новых производств в год позволит привлечь в Карелию инвестиционные ресурсы в объеме 2-3 млрд руб. ежегодно, довести объем выпуска щебня Результатом развития отрасли являются: увеличение сумм налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых, полностью зачисляемого в бюджет Республики Карелия; создание новых рабочих мест; развитие производственной и социальной инфраструктуры территорий. Анализ состояния сферы реализации подпрограммы показывает наличие ряда проблем. Развитие минерально-сырьевой базы находится под влиянием определенных сдерживающих федеральных и региональных факторов, наличие законодательных противоречий в сфере недро- и лесопользования; чрезмерно усложненная процедура согласования перечня участков недр местного значения; возросшее число согласований, что влечет за собой увеличение стоимости и сроков разработки и реализации инвестиционных проектов; отсутствие у субъектов Российской Федерации полномочий на предоставление права пользования участками недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых для обеспечения социально значимых потребностей по упрощенной схеме удаленность организаций горнопромышленного комплекса Республики Карелия от потребителей, которая порождает прямую зависимость от перевозчиков произведенной продукции и возросших тарифов естественных монополий (железнодорожный тариф до г. Москвы приводит к удорожанию продукции в 2-2,5 раза при условии невыгодной логистики направления грузов – не по прямым, а по периферийным, менее загруженным путям). Непосредственными проблемами рационального использования и воспроизводства минерально-сырьевой базы Республики Карелия являются: 1. Недостаточная результативность использования потенциала недр. Из множества полученных лицензий к началу производства щебня и добычи блочного камня доходят лишь 30-40% недропользователей. Значительная часть лицензиатов останавливается на этапах геологического изучения, проектирования. Наряду с основной причиной – недостаточным финансированием реализации проектов по строительству новых горных производств – имеют место: сложности с доступом к инфраструктуре естественных монополий (электроэнергия, железная дорога), значительные капиталовложения при подключении к ней, это приводит к повышению транспортной и энергетической составляющих себестоимости продукции, снижению ее конкурентоспособности, а также неравномерности освоения территории Республики Карелия; длительные многоуровневые процедуры получения согласований, разрешений и экспертиз проектов, особенно сложно получение согласия некоторых арендаторов лесных участков (заготовителей). Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия ежегодно заключает государственный контракт с Карельским филиалом Федерального бюджетного учреждения «Территориальный фонд геологической информации по Северо-Западному федеральному округу» по составлению территориальных балансов запасов по 6 видам общераспространенных полезных ископаемых, а также договоры по составлению пакетов геологической информации на объекты лицензирования участков недр местного значения для проведения аукционов на право пользования недрами, и это предполагает расходы средств бюджета Республики Карелия. Но в случае, когда участником аукциона является один недропользователь, аукцион признается недействительным, и средства в бюджет Республики Карелия не поступают; 2. Недостаточная бюджетная эффективность недропользования. Имеют место нарушения условий лицензионных соглашений недропользователями, в том числе по уплате разовых платежей при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензиях. Ряд недропользователей допускают необоснованные переносы сроков начала освоения месторождений, что снижает поступления в бюджет Республики Карелия, в том числе за счет уплаты налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Уровень уплаты НДПИ в бюджет также зависит от недостаточной изученности участков недр для добычи блочного камня. Вследствие экономии заказчиков-недропользователей на стадии геологоразведочных работ, отказа от проведения комплекса необходимых буровых и геофизических работ, инженерных изысканий повышаются предпринимательские риски и количество технических, технологических ошибок при реализации инвестиционных проектов освоения месторождений. Нередко в техническом проекте выход блоков по месторождению оказывается значительно выше фактического. 3. Население ряда муниципальных образований в Республике Карелия не обеспечено питьевой водой соответствующего качества из подземных источников. Значительное количество населенных пунктов Республики Карелия использует для водоснабжения одиночные водозаборные скважины с неутвержденными запасами подземных вод, по которым нет разработанных и согласованных проектов зон санитарной охраны (в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»), не ведется мониторинг качества подземной воды, используемой для питьевого водоснабжения. Это может привести к засорению и загрязнению подземных водных объектов. Добыча подземных вод должна осуществляться на основании лицензии на пользование недрами, обязательными условиями эксплуатации водозаборных скважин являются утвержденные запасы подземных вод и наличие зон санитарной охраны. Суть проблемы в следующем: не осуществляются в необходимом количестве гидрогеологические исследования с целью подготовки запасов пресных подземных вод, эксплуатируемых действующими одиночными скважинами в соответствии с нормативными требованиями на территории населенных пунктов Республики Карелия; работы по инвентаризации, систематизации, учету и обслуживанию скважин, в том числе по консервации (ликвидации) скважин, не отвечающих установленным требованиям, а также недействующих скважин осуществляются крайне низкими темпами; 4. Реализация инвестиционных проектов по созданию новых и модернизации существующих организаций горнопромышленного комплекса откладывается во времени или осуществляется не в полном объеме. Фактическая реализация инвестиционных проектов по достижению проектных объемов выпуска, увеличению объемов выпуска и расширению номенклатуры продукции значительно отстает по срокам и суммам инвестиций от запланированной. Основными причинами являются недостаток собственных ресурсов для финансирования инвестиционной деятельности и сложная процедура получения льготных кредитов на освоение месторождений как из частных банков, так и бюджетных фондов. Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия проводится системная работа по анализу и повышению эффективности деятельности организаций горнопромышленного комплекса. Ведется оперативный ежемесячный мониторинг объемов производства организаций горнопромышленного комплекса, а также в рамках исполнения распоряжения Правительства Республики Карелия от 31 декабря 2010 года № 661р-П организован ежеквартальный мониторинг финансовых результатов деятельности организаций горнопромышленного комплекса и величин их налоговой нагрузки; 5. В ряде случаев в горнопромышленном производстве имеют место нерациональное использование природного сырья и повышение уровня загрязнения природной среды, в частности в результате образования значительного объема околов и отвалов на месторождениях блочного камня, обусловленного низким процентом выхода блоков. Решение указанных проблем требует проведения скоординированных мероприятий на основе единой государственной программы по интенсификации всех направлений деятельности по воспроизводству и использованию минерально-сырьевых ресурсов республики. Только в этом случае могут быть созданы условия для стабильной деятельности организаций горнопромышленного комплекса, поступления налогов в бюджеты и сохранения высокого уровня занятости в отрасли.
Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы
Подпрограмма разработана на основании приоритетов государственной политики в сфере недропользования, содержащихся в следующих документах: указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 Стратегия развития геологической отрасли до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года Закон Республики Карелия от 26 октября 2007 года № 1122-ЗРК Стратегия развития; Программа социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года, утвержденная распоряжением Правительства Республики Карелия от 8 июня 2011 года № 348р-П; Концепция социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2017 года, утвержденная распоряжением Правительства Республики Карелия от 30 октября 2012 года № 658р-П. Важным приоритетом государственной политики в области геологии и недропользования является решение проблемы комплексного изучения и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов на основе научно-обоснованной системы требований к технологиям геологоразведочных работ, добычи и переработки минерального сырья, повышения уровня выполнения недропользователями существенных условий лицензионных соглашений. С учетом рассмотренных приоритетов государственной политики в области геологии и недропользования определены следующие цели и задачи подпрограммы. Цели подпрограммы: 1. Обеспечение рационального использования и воспроизводства минерально-сырьевой базы Республики Карелия. 2. Создание условий для повышения эффективности работы организаций горнопромышленного комплекса, работающих на территории Республики Карелия. Задачи подпрограммы: 1. Создание условий для сбалансированного развития минерально-сырьевой базы для удовлетворения потребностей экономики Республики Карелия. 2. Реализация полномочий Республики Карелия в области использования и охраны недр, развития (воспроизводства) минерально-сырьевой базы Республики Карелия. 3. Содействие устойчивому развитию и модернизации организаций горнопромышленного комплекса Республики Карелия. Цели подпрограммы соответствуют: цели Стратегии развития: повышение качества жизни населения республики на основе устойчивого сбалансированного развития экономики, формирования потенциала будущего развития; основной цели Программы социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года: комплексное решение ключевых социально-экономических проблем Республики Карелия и повышение на этой основе уровня и качества жизни, обеспечение занятости населения Республики Карелия, развитие ее производственного, трудового и интеллектуального потенциала; среднесрочным целям по обеспечению сбалансированности и устойчивости бюджета Республики Карелия, последовательному повышению уровня и качества жизни на территории Республики Карелия, повышению конкурентоспособности региональных товаров и услуг, конкурентоспособности Республики Карелия и комплексному развитию территорий Республики Карелия на основе эффективного использования и распределения ресурсов; главной цели Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2017 года: обеспечение устойчивых темпов экономического роста на основе модернизации и повышения конкурентоспособности базовых секторов экономики в условиях усиления конкуренции со стороны внешних контрагентов, обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета республики.
Ожидаемыми результатами реализации подпрограммы являются: 1. Увеличение доли лицензий, реализуемых без нарушений пользователями недр существенных условий лицензии, в общем количестве лицензий до 96%. 2. Достижение темпа роста балансовых запасов общераспространенных полезных ископаемых распределенного фонда недр к уровню 2013 года до 110%. 3. Достижение темпа роста объема разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензиях, в бюджет Республики Карелия к уровню 2013 года до 107,8%. 4. Достижение темпа роста количества созданных новых высокопроизводительных рабочих мест на предприятиях горнопромышленного комплекса к уровню 2013 года до 144%. 5. Достижение темпа роста объемов производства нерудных строительных материалов к уровню 2013 года до 165%. Значения показателей (индикаторов) подпрограммы по годам ее реализации представлены в приложении 1 к государственной программе. Сроки реализации подпрограммы 2014-2020 годы, этапы не выделяются.
|