Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Главные и второстепенные характеристики печати



Печать – это, с одной стороны, результат определенной технологии, а с другой – итог историко-юридического и социально-правового развития общества, владеет только ей характерными комплексами элементов, которые возникали и исчезали в связи с изменениями как исторического, так и технического процесса.

Главное, что определяет индивидуальность печати – это рабочая часть штемпеля с вырезанными негативно (обратно) изображением и легендой. Форма штемпеля зависела от его функций. В форме “абцугоў” или шрубовага циска – для тяжелых печатей из металла, они изготавливались из золота, серебра, олова или свинца, в связи с чем требовались определённые силы.

В древности был обычай вырезать печать в верхней части эфеса (головке) меча, что имело мистическо-ритуальное содержание – печать, как средство установление личности, как символ власти, всегда была под защитой меча. Наиболее были распространены печати-перстни (сигнеты), такими печатями пользовались в повседневной жизни.

Штемпели изготовлялись из разных металлов, наиболее распространенные – железо, медь, бронза. Во время раскопок древнего Берестье в культурном слое 11 в. Найдена печать, которая выточена на токарном станке с рога лося или оленя. Наиболее богатые владельцы или учреждения заказывали печати с серебра (пример, большая печать 1678 г. канцелярии ВКЛ). Часто печати--перстни изготовлялись из золота или драгоценных камней (пример, 1747 г. несвижский золотник изготовил для Радзивиллов сигнеты, оправленные в золото, в 1793 г. среди дорожных вещей Доминика Радзивилла было отмечено 13 печатей).

На протяжении столетий отдельные элементы печатей оставались «неподвижными», некоторые эволюционировали или пропали. К первой группе относится главные характеристики печати: поле, изображение, легенда, элемент хронологии. Второстепенные характеристики печати– это материал, с которого изготовлен штемпель, его форма, размер, способ прикладывания, материал оттиска.

Поле печати – это рабочая часть штемпеля или пространство оттиска, ограниченная естественным краем. Как правило этот край ограничивается одной или несколькими простыми, точечными линиями или линиями венка. У более узком смысле, полем печати называют только ту часть в середине штемпеля или оттиска, которая не занята легендой, ограничена от последней линией и служит для размещение изображения. Часто в 15 – 16 вв. свободная от изображения--эмблемы часть поля покрывалась небольшими черточками или использовалась для размещения элемента хронологии.



Изображение – размещается в центре печати. Это может быть герб, образ святого, эмблематическая либо аллегорическая композиция.

Стилистика изображения на печатях не зависимо от профессионализма изготовителя соответствует эпохе создания. Для древнего периода сфрагистики – византийское влияние (столбиковое и строчное размещение легенды). В 12 – начале 14 вв. – готика, которая сохраняется до середины 16 в. С 15 в. – ренессанс (ренессансовая форма щита (торка) сохраняет строгость, сломы черт, что очерчивают контур щита не имеют не точностей). В 17 в. – барокко (характеризуется стремлением художественными чертами передать пространство, контуры торкав остаются не закрытыми). В 18 в. – рококко (характерные черты орнаментированные детали, исчезновение прямых линий и плоскостей. Витиеватая орнаментация состоит из завитков, которые отдаленна напоминают листья растений, маски, гирлянды цветов, венки, ракушки). Середина 18 в. – классические элементы. Частные печати более подвержены новым художественным стилям, чем печати корпоративных и религиозных учреждений. Это объясняется тем, что частная печать после смерти владельца или ее утраты, изготавливалась новая. Кроме того, на протяжении жизни владелец мог заказать несколько печатей, у то время как учреждение пользовалась печатью до ее износа или утери во время стихийного бедствия или войны.



На печатях корпоративных и религиозных учреждений в стиле присутствует консерватизм. Это объясняется тем., что мастера-золотники, получали новый заказ на изготовление печати и у качестве образца получали старую. Через повтор первообразца подчеркивалась преемственность власти и традиции.

Легенда – напечатанная надпись, цель которого свидетельство принадлежности печати той или иной личности или учреждения..

Язык, содержание и место размещение легенды на протяжении развития сфрагистики изменялись – столбиковое, строчное (византийские традиции), по кругу (западноевропейские традиции – печать Ефросиньи Полоцкой). Во время ВКЛ окончательно исчезает византийский образец, что отражается на месте расположения надписи на печати. В белорусской сфрагистике закрепляется европейский, современный тип печати.

В период ВКЛ и далее легенды размещались на внешней стороне поля печати. Изображение герба закрывалось в кольцо или буквально овал, реже легенда помещалась по сегменту (что связано с изображениями святых, или, возможно, художественное решение той или иной печати). Часто буквы надписи разделяются с изображением линией, которая может быть простой или орнаментально оформлена в виде бус, розеток, венков…

В целом общая площадь рабочей части не позволяла делать длинные надписи. Кроме уже перечисленных способов сокращения слова (под титлой, или его сокращения), применялась также и объединение с целью сохранения места 2-х и более буков в одну – лигатура.



В 16 – первой половине 17 вв. распространяются сигнеты (печати-перстни), в которых представлена отличительная форма размещение легенды. Очень малое поле печати не позволяет разместить на ней, кроме герба, длинную легенду. На таких печатях, как правило, размещались рядом с гербами или другим изображением буквенное сокращение имени (инициалы), должности владельца печати или имя сокращенное титлой.

Существенной деталью является язык легенды, его графическое отражение и содержание. Для древнего периода белорусской сфрагистики использовалась кириллица и греческая языки. Потом приоритет отдается старобелорусской и латинской языкам. Князья, которые приняли католичество, первыми стали пользрваться печатями с латинским шрифтом. Отдельные князья (Кейстут, Ольгерд, Свидригайло, Сигизмунд Кейстутович и т.д.) имели сразу несколько печатей с латинскими и кирилличными надписями.

До середины 17 в. На Беларуси была разработана своеобразная графическая система, которая соединила в себе черты как западной – латинской, так и восточной – греческой культур. Такая система получила название «белорусское письмо».

Элемент хронологии – играет важную роль для определения времени изготовления штемпеля, даты получения особой должности, магдебургских прав… Как правило, напечатанная дата вырезалась арабскими цифрами (в печатях ВКЛ встречаются и римские) и размещалась или в легенде, или непосредственно в поле печати.

Второстепенные элементы печати позволяют сделать примерное датирование, сделать заключение о подлинности, или социальном положении владельца печати.

Материал и способы прикладывания оттиска. По отпечатком их можно разделить на 2 большие группы:

- металлические (буллы);

- неметаллические (аргонические).

Источником для оттиска могли стать любые материалы, которые соответствуют требованиям:

1.Принимать необходимую форму при сравнительно небольшом давлении с последующим сохранением её.

2.Владеть устойчивостью к небольшим химическим, физических и биологических воздействий окружающей среды.

3.Быть широко распространенным в природе при сравнительной дешевизне.

По типу закрепления печатей--оттисков при документах они разделяются на привесистые и придавленные.

Привесистые печати были двусторонние (если изображения и надписи размещались на 2-х сторонах оттиска) и односторонние. Материалы для их изготовления служили – воск, олово, свинец, меньше серебро, золото.

61. Понятие о кустодии и её видах. Кустодия (охранник, заступник) – употреблялась для лучшего сохранения оттиска печати. На территории Беларуси термин фиксируется в 16 в. Самые распространенные формы кустодии на документах 15 – 18 вв. были прямоугольные и квадратные. Со второй четверти 17 в. Входит в употребление кустодии с ажурна вырезанными сторонами (в виде крестиков, розеток, снежинок).

Во второй половине 16 в. появляется новый способ фиксации оттиска – «междулистовой». На внешней стороне листа, сложенного вдвое, писался текст. После этого между сложенными частями листа, примерно на уровни конца текста, накладывали воск, а печать прикладывалась с той стороны, где написан текст. Таким образом, сам текст играл роль кустодии.

В конце 16 в. появляется еще один вид кустодии для восковых оттисков. На последнем листе документа делали косой подрез от правой стороны длинной 15 – 20 мм, который продолжали параллельно краю еще несколько см, в зависимости от места, не занятого текстом, и количества прикладываемых печатей. Потом надрезанная полоска загибалась таким образом, чтобы внешняя сторона листа была прямо под текстом, параллельно ему.

У 17 в. были популярны вырезная и отрезная кустодии. Вырезная кустодия (17 в.) – на последнем листе документа под текстом делался вырез на 3-х сторонах например прямоугольника или трапеции, после этого вырезанная часть трапеции отгибалась вверх и на нее накладывался материал для оттиска, после этого на внешнюю загнутую часть прикладывалась печать.

Отрезная кустодия (конец 16 – начало 18 вв.) – использовались в документах с объемным текстам. Последний лист тетради оставался чистым, а на уровни конца текста на предыдущем листе делалось 2 параллельные разрезы на расстоянии от 5 до 15 мм один от одного, длинной 1/3 до 2/3 ширины листа. Концы этих разрезов сводились в одну точку прямой или фигурной линияй. В результате этого конец бумажной полоски становился шире. Потом вырезанную часть отгибали в направлении до листа с текстом, потом накрывали ей заготовку оттиска и прикладывали печать.

Цвет окраски оттиска несет определенную характеристику о владельце печати. Но в тоже время можно отметить, что строгого раздела в применении окрашенных оттисков не было, но каждое общество более менее стабиль выбирало определенную окраску. Красный цвет характерен для великокняжеских печатей, печатей учреждений государственной власти или ее представителей, очень богатых магнатов, показатель принадлежности к законодательной или исполнительной власти. Зеленый – в печатях городских канцелярий, использовали мещане и шляхта. Черный – характерен для печатей духовенства. Натуральный воск (бесцветный) – распространен среди частных лиц средней иерархической лестнице.

62. Печати Древней Руси. Вопрос о появлении печатей на Руси в настоящее время не может быть разрешён вследствие отсутствия источников, но несомненно, что ещё до официального принятия христианства (конец X в.) русские князья употребляли печати, на которых изображались родовые знаки Рюриковичей. Об этом свидетельствует печать старшего сына Владимира Святославовича, найденная в Новгороде в 953 г.

На Руси печати были известны с 10 века. Ими подтверждались княжеские договора. Об этом свидетельствуют и летописи, и археологические раскопки. Так, в Новгороде в 1953 г. была найдена печать князя Изяслава Владимировича, относящаяся к рубежу 10 – 11 вв. Старые печати до 15 в. в основном были вислыми, т.е. привешивались к документу. Позже появились прикладные печати, которые прикладывались к нему. Для печатей использовался самый разнообразный материал – глина, металл, воск, воско-мастика, сургуч, бумага.

Эмблемы, изображаемые на печатях, в зависимости от тех или иных исторических событий менялись. Каждая печать является продуктом определённой исторической эпохи.

Интерес к средневековым русским печатям возник в конце 18 в. В сборе документов по средневековой истории России «Древняя Российская Вивлиофика» (1773 – 1775 гг.) тексты актов сопровождались описаниями печатей, которые скрепляли документы.

В начале 19 в. Первые попытки истолковать изображения на печатях предприняли Н.М. Карамзин и митрополит Евгений (Болховитинов). В начале 19 в. издан труд «Собрание государственных грамот и договоров», который стал основным пособием для исследования памятников русской актовой сфрагистики.

Общепризнанных официальных символов на Руси не было, но всё же можно выделить основные изобразительные символы:

1.Христос – символ самого высокого ранга, «власть от Бога» (помешалось на печатях князей 11 – 14 вв, которые носили титул «великий»;

2.Крест – символ суверенной и автономной власти (это значит, что держатель буллотирия обладал властными полномочиями, не требовавшими при принятии решений дополнительных консультаций с вышестоящими органами власти;

3.Богоматерь – властные полномочия держатель буллотирия, определялись его представительством от лица церкви;

4.Композиция на тему церковного праздника – символ «святыми» – храма либо монастыряопределенного посвящения (пример, композиция «Благовещение» на печати Благовещенского монастыря в Новгороде);

5.Святой – символизировало крестильное имя лица, которое имело отношение к скрепленному печатью документу; или храм, монастырь;

6.Парные святые – передача сведений о храме или монастыре соответствующего посвящения Борисоглебский, Козмодемьянский, Петропавловский (св. Борис и Глебе, Козьма и Дамиан, Петр и Павел); возможно символ дуумвирной власти – два владельца в политической жизни;

7.«Эмблема» (с различными вариациями: княжеские знаки, хищники, всадник, воины, птицы, фантастические животные…использовались до 17 в.) – символ территориально и юридически ограниченного правового пространства (эмблемы принадлежали лицам, которые обладали полномочиями в пределах территории или области права, на которые распространялась власть владельца эмблемы);

8.Правитель – символ редко встречается в русской сфрагистике, на печатях он символизирует непосредственно владельца печати;

9.«Розетка» (помещение на печати одновременно двух матриц: одна предназначалась для оттиска княжеского двузубца, другая – для оттиска розетки) – розетка (очень мало примеров) входила в число символов княжеской власти на Руси; возможно этот солярный символ в дохристианский период истории Руси обозначал суверенный характер властных полномочий владельца печати, а значит изображение розетки синонимично изображению Христа, которое предшествовало ему;

10. Буква кирилличного алфавита.

11. Группа точек.

12.«Личина» – эти символы присутствуют только на пломбах, значение этих символов до конца не определено – возможно единицы счёта, единицы измерения времени, «правитель» и т.д.

 


Просмотров 936

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!