Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Стадии правотворческого процесса. Особенности законодательного процесса. Современные проблемы правотворчества



Понятие правотворчества (правообразования) обычно употребляется в двух смыслах: образование (происхождение) права; образование отдельного юридического закона или более широкого нормативного правового акта. До настоящего времени не имеет однозначного решения проблема соотношения права и закона.

К принципам правотворчества относятся: научность, демократизм, непосредственное правотворчество народа, плановость; обоснованность, целесообразность, объективность, системность.

Выделяют два этапа правотворчества:

1- предпроектный этап. Заключается в том, что в обществе выявляется потребность в урегулировании нормами права социальной проблемы, анализ общественных отношений, для регламентации которых необходимо принять данный акт; определение вида нормативного акта и вида органов, правомочных его принять. Принятие решения о подготовке нормативно-правового акта; разработка концепции будущего акта.

2- Проектный этап или этап принятия правотворческого решения.

Имеет 4 стадии:

1. А. Внесение в правотворческий орган проекта закона субъектом правотворческой инициативы (правительство, депутаты ГД).

2. Б. Рассмотрение проекта закона в комиссиях и комитетах правотворческого органа с целью проанализировать его содержание с разных позиций и предложить более совершенные средства правового воздействия.

3. В. Обсуждение законопроекта по палатам или на совместном заседании палат законотворческого органа. Может иметь 2 варианта завершения: принятие законопроекта в первом чтении или возврат его на доработку с последующим прохождением процедуры обсуждения по комиссиям и комитетам парламента.

4. Г. принятие законопроекта правотворческим органом во втором (окончательном) чтении.

Необходимы еще 2 этапа: подписание законопроекта главой государства и опубликование закона.

В широком смысле законодательный процесс рассматривается именно как порядок деятельности Федерального Собрания по созданию законов — федеральных и федеральных конституционных законов. В более узком смысле, с точки зрения конституционного права, законодательный процесс можно представить как конституционно установленный ряд последовательно сменяющих друг друга этапов. Следуя логике парламентского права, законодательный процесс является строго регламентированной процедурой принятия закона, которая, в свою очередь, включает в себя ряд парламентских процедур, начиная от внесения законопроекта в парламент и кончая опубликованием принятого закона и его вступлением в силу.



Как правило, выделяются следующие общие стадии законодательного процесса:

1. внесение законопроекта или законопредложения (законодательная инициатива);

2. рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах (комиссиях);

3. принятие закона;

4. промульгация (подписание закона главой государства);

5. опубликование закона.

Последняя из названных стадий иногда разделяется на две:

а) санкционирование (подписание) главой государства;

б) промульгацию с официальным опубликованием

В Российской Федерации, подобно другим странам с неодинаковым статусом палат парламента, основным законодательным органом является Государственная Дума. Ей принадлежит главная роль в законодательном процессе, в нее вносится законопроект. Вместе с тем конституции обеспечивают участие в обсуждении и принятии законопроектов также и других палат. Обязательной является передача принятого одной палатой закона другой палате. Иная особенность законодательного процесса связана с порядком прохождения законопроекта в парламенте. Этот порядок зависит от того, какой закон должен быть принят. В большинстве стран существует особая процедура принятия конституционных законов, внесения поправок в конституцию. Она гораздо сложнее процедуры принятия обычных законов. Специальные законодательные процедуры установлены и для некоторых других законов, например, для прохождения органических законов во Франции; публичных и частных — в Великобритании и Канаде.

Конституция РФ как главный источник российского парламентского права устанавливает основы законодательного процесса и определяет круг его субъектов. Детально весь законодательный процесс определяется в регламентах Государственной Думы и Совета Федерации, вступающего в этот процесс на стадии одобрения закона, уже принятого Государственной Думой. Регламенты палат принимаются постановлениями, соответственно, Совета Федерации и Государственной Думы. В Регламенте Совета Федерации второго созыва выделена часть вторая, полностью посвященная участию Совета Федерации в законодательной деятельности. В Регламенте Государственной Думы имеется отдельный раздел — третий, который называется “Законодательная процедура”



Правотворчество относится к числу юридических категорий, имеющих в равной мере научное и практическое значение. Его надлежащая организация -- необходимое условие качества и эффективности результатов правотворчества -- законов и подзаконных актов.

Некоторые типичные недостатки, присущие нынешней законодательной технике:

· принятые законы лишены сведений относительно их авторов, разработчиков, инициаторов, которыми могут быть отдельные лица, коллективы, организации. В ряде случаев это затрудняет не только их наименование, но что не менее важно понимание, толкование, пользование.

· название некоторых законов неоправданно растянуты, поэтому ссылаться на их титулы бесполезно.

· невразумительность закона

· присутствие в законах ненужного материала. Основным содержанием законов должны быть права и обязанности - как материальные, так и процессуальные.

· группировка законов в особые отрасли происходит обычно в тех случаях, когда законы, имеющие общий предмет регулирования, объединяются в кодекс.

Возможен вариант (заимствования) норм из одного кодекса в другой. Но в ряде случаев оба этих способа игнорируются. Иногда же отношения, которые могут регулироваться смежными отраслями права, попросту обходят стороной.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!