Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Направления государственной политики занятости



Подходы к оценке стоимости рабочей силы.

Рабочая сила — это совокупность физических и интеллектуальных способностей человека к труду. В условиях рыночной экономики — это товар. Стоимость рабочей силы - стоимость материальных благ и услуг, которые необходимы для воспроизводства (восстановления) рабочей силы. На формирование стоимости рабочей силы влияют разнообразные географические, культурно-экономические факторы, также рыночные факторы - спрос и предложение; конкуренция или монополия на рынке труда. Оценка рабочей силы исполнителя — это заключение о выполнении работником его трудовой функции. Используются приемы:

1. ранжирования (менеджер ранжирует своих подчиненных в зависимости от их заслуг);

2. балльная оценка (балльная или нецифровая: плохо, ниже среднего, среднее, выше среднего, очень хорошо);

3. шкала (обычно с пятью баллами) для оформления персональных характеристик;

4. система сильных и слабых сторон, позволяющих руководителю отмечать стороны работы своих подчиненных;

5. беседы, в ходе которых подчиненный рассказывает о своих успехах и неудачах за обследуемый период, в процессе которых разрешаются сложные проблемы использования рабочей силы и совместно с ее носителем производится стоимостная оценка.

Спрос на рынке труда.

Спрос на труд – это платёжеспособная потребность работодателей в рабочей силе для организации и развития производства. Спрос на рынке труда формируется под влиянием следующих факторов:

структуры общественного производства; уровня развития и масштабов структуры общественного производства; доминирующих форм общественного производства; объемов общественного производства; уровня научно-технического развития и оснащенности национальной экономики;

темпов роста и развития национальной экономики.

Предложение на рынке труда.

Предложение труда – это совокупность экономически активного населения, предлагающего свою рабочую силу на рынке труда. Предложение на рынке труда формируется под влиянием следующих основных факторов:



среднего уровня оплаты труда; количества населения и в целом демографической ситуации; профессиональной структуры рынка труда (заключается в переизбытке или недостатке определенных профессий);

мобильности населения; этнических, религиозных, культурных, психологических особенностей населения;

Конъюнктура на рынке труда.

Сложившаяся на рынке труда экономическая ситуация, характеризующаяся соотношением спроса и предложения рабочей силы, уровнем цены на рабочую силу, профессионально-квалификационной структурой рабочей силы и др. экономическими показателями. определяется совокупностью условий (техн., экон., соц., правовых), под воздействием которых формируется спрос на рабочую силу и ее предложение, а также ее цена.

Сегментация рынка труда.

Сегментация рынка труда – это разделение работников и рабочих мест на устойчивые замкнутые сектора, зоны, которые ограничивают мобильность рабочей силы своими границами. Сегментами рынка труда являются первичный и вторичный рынки труда.

Первичный рынок труда – это рынок, для которого характерны стабильный уровень занятости и высокий уровень заработной платы, возможность профессионального продвижения, прогрессивная технология, схема управления.

Вторичный рынок труда – это рынок, для которого характерны текучесть кадров, нестабильная занятость, низкий уровень заработной платы, отсутствие профессионального продвижения, рост квалификации, наличие отсталой техники и технологии, отсутствие профсоюзов.



Признаки сегментации труда: стабильность трудовых отношений, урвень регулирования, демографические харак-ки, отрасли и виды деятельности, формы собственности, соц.-эконом.характеристики рабочей силы.

Функции рынка труда.

1) социальная - заключается в обеспечении уровня доходов, необходимого для нормального благосостояния и воспроизводства рабочей силы;

2) экономическая - заключается в рациональном распределении, использовании и регулировании труда;

3) стимулирующая - способствует развитию конкурентоспособности его участников, как наемных работников, так и работодателей.

Регулирование рынка труда.

Регулирование рынка труда — это система мер по воздействию на спрос и предложение труда, где объектами этого регулирования выступают заработная плата, социальные гарантии, продолжительность рабочей смены и недели, порядок отпусков и т.д.

Согласно экономической теории, следует считать, что на рынке труда существуют внеконкурентные факторы, способствующие регулированию рынка труда. К ним можно отнести:

государство, которое выступает главным субъектом, регулирующим рынок труда через законодательство, устанавливая минимальный уровень заработной платы, проводя социальную политику, индексируя доходы населения;

профсоюзы, также значительно влияющие на размер заработной платы в сторону ее увеличения, путем ограничения предложения труда;

крупные компании и корпорации, влияющие на заработную плату, по известным причинам, в сторону ее стабильности, отказываясь от ее увеличения при изменении ситуации в соотношении спроса и предложения труда.

Занятость населения.

не противоречащая действующему законодательству деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей и, как правило, приносящая им заработок или трудовой доход.

Основные принципы занятости:

1.Обеспечение свободы в труде и занятости, запрещение принудительного, обязательного труда. Человеку принадлежит приоритетное право выбора участвовать или не участвовать в общественном труде;

2.Создание государством условий для обеспечения права на труд, на защиту от безработицы, на помощь в трудоустройстве и материальной поддержки при безработице в соответствие с конституцией

 

Виды занятости.

1) Полной, т.е. когда все желающие трудоспособные граждане имеют объективную возможность иметь оплачиваемую работу, при этом уровень безработицы равен естественному.

2) Продуктивной, т.е. когда население занято в общественном производстве, а именно, это занятая часть ЭАН.

3) Социально-полезной – деятельность людей, которые работают в общественном производстве, служат в вооруженных силах и внутренних войсках, обучаются в очных формах обучения, заняты ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками.

4) Рациональной – разновидность вольной занятости, предполагающая качественное соответствие работников и рабочих мест, которые они занимают.

5) Эффективной – использование трудовых ресурсов, при котором достигается максимальный материальный результат и социальный эффект при минимальных затратах труда, при минимальных социальных издержках.

Формы занятости.

Различаются формы занятости по следующим признакам:

• Форма собственности на средства производства: - труд по найму - отношения между собственниками средств производства и работниками; - предпринимательство; - самозанятость.

• Место выполнения работы - на предприятии; - на дому; - вахтовый метод.

• Регулярность трудовой деятельности - постоянная - работник должен работать определенное число часов каждую неделю, реже каждый месяц; - временная - занятость на определенный срок и командировочная занятость; - сезонная - работа в течение определенного сезона; - эпизодическая - выполнение различных по характеру непродолжительных работ с целью получения материального вознаграждения без заключения трудового договора.

• Легитимность трудоустройства - формальная (зарегистрированная); - неформальная.

• Статус деятельности - основная; - дополнительная (вторичная).

• Режимы работы - жесткий график; - гибкий график.

44. Безработица: факторы формирования.

Безработица – социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения, которая хочет работать и ищет работу, не может трудоустроиться.

Причинами безработицы являются:

• структурные сдвиги в экономике, связанные с внедрением новых технологий, оборудования, что приводит к сокращению излишней рабочей силы;

• экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребности в рабочей силе;

• политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера оплаты труда увеличивает издержки производства и обращения и, тем самым, снижает спрос на рабочую силу;

• сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;

• изменения в демографической структуре населения, т.е. с ростом численности населения в трудоспособном возрасте возрастает вероятность безработицы.

Формы и виды безработицы.

По форме проявления безработица может быть:

• фрикционной, т.е. связанной с добровольным оставлением одного рабочего места и поисками другого. В подобной ситуации всегда находится определенная часть людей, поэтому этот тип безработицы существует постоянно;

• структурной, связанной с переменами в технологии, появлением новых и отмиранием старых профессий и целых отраслей, перестройкой экономики регионов, что вызывает увольнение части рабочей силы. Должно пройти время, прежде чем «структурные» безработные переквалифицируются и найдут себе новые места работы. Структурная безработица также неизбежна и существует в обществе всегда;

• циклической, порождаемой циклическим развитием рыночной экономики, т. е. чередованием периодов подъема и спада производства. Это самый «неприятный» тип безработицы — часто массовый и болезненный;

• сезонной, которая вызывается колебаниями спроса на рабочую силу в различные промежутки времени в некоторых отраслях (сельское хозяйство, строительство);

• скрытой, когда рабочая сила используется не полностью, люди формально работают, но фактически занимают лишние рабочие места, находятся в неоплачиваемых отпусках, увольняются.

Направления государственной политики занятости.

Государственная политика в области занятости должна решать два основных вопроса:

во-первых, удовлетворение потребности в рабочей силе функционирующего инвестирующего капитала. Энергично и прибыльно функционирующий капитал — лучшее свидетельство эффективного использования рабочей силы;

во-вторых, обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условие нормального существования людей. Забота о благосостоянии населения является традиционной функцией государства.

Политика российского государства в области занятости осуществляется по следующим направлениям:

-обеспечение равных возможностей трудоустройства всем гражданам страны независимо от пола, национальности, возраста, социального положения и вероисповедания;

-соблюдение добровольности труда, свободного воле-изъявления граждан при выборе вида занятости;

обеспечение социальной защиты в области занятости;

-поддержка самостоятельности регионов при проведении централизованных мероприятий государства в решении проблем занятости;

-поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности;

-координация деятельности в области занятости с другими направлениями деятельности государственных органов — экономическими и политическими, включая социальное обеспечение, регулирование и распределение доходов;

-поощрение работодателей, создающих новые рабочие места;

-обеспечение занятости для малочисленных народов с учетом исторически сложившихся видов занятости;

-международное сотрудничество в решении проблем занятости.

47. Мониторинг социально-трудовой сферы: сущность и задачи.

Мониторинг социально-трудовой сферы необходимо рассматривать как один из наиболее важных инструментов разработки обоснованной государственной социальной политики Основные его задачи - это постоянное наблюдение ния по фактическому состоянию дел в сфере социально-трудовых отношений, систематический анализ процессов, которые в ней проходят, предупреждения негативных тенденций, которые могли бы привести к социальной напряженности, а также краткосрочный прогноз возможных изменений в этой сфере Мониторинг социально-трудовой сферы - это комплексная государственная система непрерывного наблюдения за фактическим положением дел в социально-трудовой сфере.


Просмотров 293

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!