![]() Дисциплины:
Архитектура (936) |
Направления государственной политики занятости
Подходы к оценке стоимости рабочей силы. Рабочая сила — это совокупность физических и интеллектуальных способностей человека к труду. В условиях рыночной экономики — это товар. Стоимость рабочей силы - стоимость материальных благ и услуг, которые необходимы для воспроизводства (восстановления) рабочей силы. На формирование стоимости рабочей силы влияют разнообразные географические, культурно-экономические факторы, также рыночные факторы - спрос и предложение; конкуренция или монополия на рынке труда. Оценка рабочей силы исполнителя — это заключение о выполнении работником его трудовой функции. Используются приемы: 1. ранжирования (менеджер ранжирует своих подчиненных в зависимости от их заслуг); 2. балльная оценка (балльная или нецифровая: плохо, ниже среднего, среднее, выше среднего, очень хорошо); 3. шкала (обычно с пятью баллами) для оформления персональных характеристик; 4. система сильных и слабых сторон, позволяющих руководителю отмечать стороны работы своих подчиненных; 5. беседы, в ходе которых подчиненный рассказывает о своих успехах и неудачах за обследуемый период, в процессе которых разрешаются сложные проблемы использования рабочей силы и совместно с ее носителем производится стоимостная оценка. Спрос на рынке труда. Спрос на труд – это платёжеспособная потребность работодателей в рабочей силе для организации и развития производства. Спрос на рынке труда формируется под влиянием следующих факторов: структуры общественного производства; уровня развития и масштабов структуры общественного производства; доминирующих форм общественного производства; объемов общественного производства; уровня научно-технического развития и оснащенности национальной экономики; темпов роста и развития национальной экономики. Предложение на рынке труда. Предложение труда – это совокупность экономически активного населения, предлагающего свою рабочую силу на рынке труда. Предложение на рынке труда формируется под влиянием следующих основных факторов: среднего уровня оплаты труда; количества населения и в целом демографической ситуации; профессиональной структуры рынка труда (заключается в переизбытке или недостатке определенных профессий); мобильности населения; этнических, религиозных, культурных, психологических особенностей населения; Конъюнктура на рынке труда. Сложившаяся на рынке труда экономическая ситуация, характеризующаяся соотношением спроса и предложения рабочей силы, уровнем цены на рабочую силу, профессионально-квалификационной структурой рабочей силы и др. экономическими показателями. определяется совокупностью условий (техн., экон., соц., правовых), под воздействием которых формируется спрос на рабочую силу и ее предложение, а также ее цена. Сегментация рынка труда. Сегментация рынка труда – это разделение работников и рабочих мест на устойчивые замкнутые сектора, зоны, которые ограничивают мобильность рабочей силы своими границами. Сегментами рынка труда являются первичный и вторичный рынки труда. Первичный рынок труда – это рынок, для которого характерны стабильный уровень занятости и высокий уровень заработной платы, возможность профессионального продвижения, прогрессивная технология, схема управления. Вторичный рынок труда – это рынок, для которого характерны текучесть кадров, нестабильная занятость, низкий уровень заработной платы, отсутствие профессионального продвижения, рост квалификации, наличие отсталой техники и технологии, отсутствие профсоюзов. Признаки сегментации труда: стабильность трудовых отношений, урвень регулирования, демографические харак-ки, отрасли и виды деятельности, формы собственности, соц.-эконом.характеристики рабочей силы. Функции рынка труда. 1) социальная - заключается в обеспечении уровня доходов, необходимого для нормального благосостояния и воспроизводства рабочей силы; 2) экономическая - заключается в рациональном распределении, использовании и регулировании труда; 3) стимулирующая - способствует развитию конкурентоспособности его участников, как наемных работников, так и работодателей. Регулирование рынка труда. Регулирование рынка труда — это система мер по воздействию на спрос и предложение труда, где объектами этого регулирования выступают заработная плата, социальные гарантии, продолжительность рабочей смены и недели, порядок отпусков и т.д. Согласно экономической теории, следует считать, что на рынке труда существуют внеконкурентные факторы, способствующие регулированию рынка труда. К ним можно отнести: государство, которое выступает главным субъектом, регулирующим рынок труда через законодательство, устанавливая минимальный уровень заработной платы, проводя социальную политику, индексируя доходы населения; профсоюзы, также значительно влияющие на размер заработной платы в сторону ее увеличения, путем ограничения предложения труда; крупные компании и корпорации, влияющие на заработную плату, по известным причинам, в сторону ее стабильности, отказываясь от ее увеличения при изменении ситуации в соотношении спроса и предложения труда. Занятость населения. не противоречащая действующему законодательству деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей и, как правило, приносящая им заработок или трудовой доход. Основные принципы занятости: 1.Обеспечение свободы в труде и занятости, запрещение принудительного, обязательного труда. Человеку принадлежит приоритетное право выбора участвовать или не участвовать в общественном труде; 2.Создание государством условий для обеспечения права на труд, на защиту от безработицы, на помощь в трудоустройстве и материальной поддержки при безработице в соответствие с конституцией
Виды занятости. 1) Полной, т.е. когда все желающие трудоспособные граждане имеют объективную возможность иметь оплачиваемую работу, при этом уровень безработицы равен естественному. 2) Продуктивной, т.е. когда население занято в общественном производстве, а именно, это занятая часть ЭАН. 3) Социально-полезной – деятельность людей, которые работают в общественном производстве, служат в вооруженных силах и внутренних войсках, обучаются в очных формах обучения, заняты ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками. 4) Рациональной – разновидность вольной занятости, предполагающая качественное соответствие работников и рабочих мест, которые они занимают. 5) Эффективной – использование трудовых ресурсов, при котором достигается максимальный материальный результат и социальный эффект при минимальных затратах труда, при минимальных социальных издержках. Формы занятости. Различаются формы занятости по следующим признакам: • Форма собственности на средства производства: - труд по найму - отношения между собственниками средств производства и работниками; - предпринимательство; - самозанятость. • Место выполнения работы - на предприятии; - на дому; - вахтовый метод. • Регулярность трудовой деятельности - постоянная - работник должен работать определенное число часов каждую неделю, реже каждый месяц; - временная - занятость на определенный срок и командировочная занятость; - сезонная - работа в течение определенного сезона; - эпизодическая - выполнение различных по характеру непродолжительных работ с целью получения материального вознаграждения без заключения трудового договора. • Легитимность трудоустройства - формальная (зарегистрированная); - неформальная. • Статус деятельности - основная; - дополнительная (вторичная). • Режимы работы - жесткий график; - гибкий график. 44. Безработица: факторы формирования. Безработица – социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения, которая хочет работать и ищет работу, не может трудоустроиться. Причинами безработицы являются: • структурные сдвиги в экономике, связанные с внедрением новых технологий, оборудования, что приводит к сокращению излишней рабочей силы; • экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребности в рабочей силе; • политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера оплаты труда увеличивает издержки производства и обращения и, тем самым, снижает спрос на рабочую силу; • сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики; • изменения в демографической структуре населения, т.е. с ростом численности населения в трудоспособном возрасте возрастает вероятность безработицы. Формы и виды безработицы. По форме проявления безработица может быть: • фрикционной, т.е. связанной с добровольным оставлением одного рабочего места и поисками другого. В подобной ситуации всегда находится определенная часть людей, поэтому этот тип безработицы существует постоянно; • структурной, связанной с переменами в технологии, появлением новых и отмиранием старых профессий и целых отраслей, перестройкой экономики регионов, что вызывает увольнение части рабочей силы. Должно пройти время, прежде чем «структурные» безработные переквалифицируются и найдут себе новые места работы. Структурная безработица также неизбежна и существует в обществе всегда; • циклической, порождаемой циклическим развитием рыночной экономики, т. е. чередованием периодов подъема и спада производства. Это самый «неприятный» тип безработицы — часто массовый и болезненный; • сезонной, которая вызывается колебаниями спроса на рабочую силу в различные промежутки времени в некоторых отраслях (сельское хозяйство, строительство); • скрытой, когда рабочая сила используется не полностью, люди формально работают, но фактически занимают лишние рабочие места, находятся в неоплачиваемых отпусках, увольняются. Направления государственной политики занятости. Государственная политика в области занятости должна решать два основных вопроса: во-первых, удовлетворение потребности в рабочей силе функционирующего инвестирующего капитала. Энергично и прибыльно функционирующий капитал — лучшее свидетельство эффективного использования рабочей силы; во-вторых, обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условие нормального существования людей. Забота о благосостоянии населения является традиционной функцией государства. Политика российского государства в области занятости осуществляется по следующим направлениям: -обеспечение равных возможностей трудоустройства всем гражданам страны независимо от пола, национальности, возраста, социального положения и вероисповедания; -соблюдение добровольности труда, свободного воле-изъявления граждан при выборе вида занятости; обеспечение социальной защиты в области занятости; -поддержка самостоятельности регионов при проведении централизованных мероприятий государства в решении проблем занятости; -поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности; -координация деятельности в области занятости с другими направлениями деятельности государственных органов — экономическими и политическими, включая социальное обеспечение, регулирование и распределение доходов; -поощрение работодателей, создающих новые рабочие места; -обеспечение занятости для малочисленных народов с учетом исторически сложившихся видов занятости; -международное сотрудничество в решении проблем занятости. 47. Мониторинг социально-трудовой сферы: сущность и задачи. Мониторинг социально-трудовой сферы необходимо рассматривать как один из наиболее важных инструментов разработки обоснованной государственной социальной политики Основные его задачи - это постоянное наблюдение ния по фактическому состоянию дел в сфере социально-трудовых отношений, систематический анализ процессов, которые в ней проходят, предупреждения негативных тенденций, которые могли бы привести к социальной напряженности, а также краткосрочный прогноз возможных изменений в этой сфере Мониторинг социально-трудовой сферы - это комплексная государственная система непрерывного наблюдения за фактическим положением дел в социально-трудовой сфере.
|