Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Субъекты международных отношений



ГОСУДАРСТВА

Как уже отмечалось, наиболее важными действующими лицами на международной арене являются государства. Государственные границы определяют пределы государственной территории, т.е. террито­рии, на которую распространяется суверенитет того или иного государства. Принятие законов и их испол­нение, сбор налогов, внешнеэкономическая деятельность и др. на территории конкретного государства осуществляются самим государством. Суверенитет государства признается другими государствами пу­тем установления дипломатических отношений и, как правило, членством в Организации Объединенных Наций.

В политической жизни, и нередко в работах по МО, термины государство, нация, страна, народ используются как синонимы. Например, заявления о том, что «Россия выступает против расширения НАТО» и «Казахстан поддержал Россию в вопросе определения статуса Каспийского моря» не означает, что все в России или в Казахстане придерживаются этой позиции. Многие даже не знают об этом (социологи отмечают, что в среднем даже в периоды избирательных кампаний вопросы внешней полити­ки интересуют максимум 15 % избирателей). На деле, государства подписывают соглашения, делают заявления по принципиальным вопросам международной жизни, как правило, в результате долгого и труд­ного процесса согласования интересов различных групп - политиков, дипломатов, предпринимателей, во­енных, представителей спецслужб и т.д. В конечном счете, окончательное решение принимается очень узким кругом лиц или даже одним лицом - главой государства.

Как правило, каждое государство имеет своего лидера (короля, президента или премьер-министра,, который представляет государство на международной арене. В некоторых странах (в США, например) глава государства одновременно возглавляет правительство. В любом случае, государственные лиде­ры - важнейшие фигуры в международных отношениях. В большинстве случаев в своей международ­ной деятельности они опираются на бюрократическую структуру - министерство иностранных дел, которое действует от имени государства.

В результате процесса деколонизации и распада федеративных государств социалистического блока, число государств в мире существенно возросло и превысило 190. Увеличение числа игроков на междуна­родной арене, несомненно, усложняет международные отношения и требует времени на их упорядочение.

Вместе с тем следует учитывать, что государства разительно отличаются друг от друга по чис­ленности населения, территории, объему внутреннего валового продукта, военному и экономическому потенциалу. Например, в 23 странах мира проживает 75 % всего населения планеты (Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Россия, Япония, Пакистан, Бангладеш, Нигерия, Мексика, Германия, Вьетнам, Фи­липпины, Иран, Турция, Таиланд, Великобритания, Италия, Франция, Египет, Украина, Эфиопия), в 15 госу­дарствах производится 75 % всех товаров и услуг (США, Япония, Китай, Индия, Германия, Россия, Фран­ция, Великобритания, Италия, Бразилия, Мексика, Канада, Индонезия, Испания, Республика Корея), и всего несколько государств обладают ядерным оружием (США, Россия, Великобритания, Франция, Ки­тай). Военным же потенциалом для нанесения заданного ущерба любому противнику обладают лишь США и Россия. Очевидно, что именно эти страны являются наиболее важными субъектами междуна­родных отношений как на глобальном, так и на региональном уровнях. Не случайно, что специалисты в области МО наибольшее внимание уделяют самым мощным государствам, которые называют велики­ми (great powers) и средними державами (middle powers).



Хотя в литературе нет четкого определения этой категории государств, отметим, что к разряду вели­ких относят всего несколько государств. В XIX в. в клуб великих держав входили только европейские страны. Иногда соответствующий статус закреплялся формально (например, «концерт» европейских государств, созданный на Венском конгрессе, или место постоянного члена Совета Безопасности ООН).


14 Введение в теорию международных отношений и анализ внешней политик

В целом же долгое время считалось, что основным критерием «величия» являются военные воз можности государства - великой державе военный вызов может бросить только другая великая дер жава. Кроме того, национальные интересы великих держав, как правило, выходят далеко за преде лы национальных границ и имеют глобальный характер.



Великие державы, как правило, имеют мощные армии. В основе этого лежит развитая экономика способная покрывать расходы, связанные с содержанием вооруженных сил, развитием военно-промыш ленного комплекса, фундаментальной и прикладной науки. В свою очередь, такая экономика опирается на целую комбинацию факторов - наличие в численном отношении больших и подготовленных людских ресурсов, обладание необходимыми сырьевыми запасами, высокий технологический уровень производ ства. Поскольку обладание этими ресурсами является долгосрочным фактором, членство в клубе вели ких держав не подвергается быстрым изменениям. Только поражение в мировых войнах и, как результат сокращение территории, временная утрата суверенитета временно выводили государства (Германия, Япония) из числа великих.

Какие государства сегодня относят к числу великих держав? Прежде всего, это Соединенные Шта ты Америки. Если исходить из того, что объем ВВП является показателем экономической мощи госу дарства, то США ( более 7 трлн долларов) существенно превосходят Японию (чуть менее 5 трлн). Обла дая большой экономической мощью, Япония, как и идущая четвертой Германия (более 2 трлн), в военное отношении менее развиты ввиду ограничений, наложенных на них по итогам Второй мировой войны. Тел не менее силы самообороны Японии и бундесвер обладают самым современным оружием (за исключе нием ядерного), но лишь в исключительных случаях используются за пределами своей территории (уча стие бундесвера в миротворческой операции в Югославии).

Китай представляет собой одну из крупнейших экономических держав (ВВП около 1 трлн долларов) Огромные людские ресурсы, политическая стабильность, эффективное управление и ряд других факто ров обеспечивают стремительный экономический рост (около 10 % в год в начале 1990-х гг.). Большие по размеру вооруженные силы, которые в течение ряда лет технически модернизируются, призваны решать скорее региональные, нежели глобальные задачи. Тем не менее обладание ядерным оружием и современ ными средствами доставки, а также место постоянного члена Совета Безопасности ООН позволяют относить Китай к числу великих держав.

Россия даже после распада СССР сохраняет за собой статус одной из великих держав. Огромные вооруженные силы и особенно их ядерная составляющая, обладание богатейшими природными ресурса­ми, огромная территория, наличие квалифицированной рабочей силы, развитая наука, а также место по­стоянного члена СБ ООН являются весомыми основаниями для этого. Франция и Великобритания с ВВП более 1 трлн каждая входят в число наиболее экономически развитых стран мира. Они также явля­ются постоянными членами СБ и входят в клуб ядерных держав1.

Таким образом, к великим державам относят пять постоянных членов Совета Безопасности ООН (США, Россия, Франция, Великобритания и Китай). Эти же государства располагают самыми большими арсеналами ядерного оружия. В политическом и особенно экономическом отношениях Японию и Герма­нию также можно отнести к числу великих держав.

На долю этих семи государств приходится почти половина всего мирового ВВП. Поскольку вторая половина приходится более чем на 180 государств, концентрация власти в руках великих держав поистине значительна.

Наконец, отметим, что статус великой державы не есть величина постоянная. Британия и Франция являются великими державами на протяжении четырех веков, Россия и Германия - двух веков, США и Япония - одного века, Китай - чуть более полувека. К числу великих в разное время принадлежали еще шесть государств - Италия, Австро-Венгрия, Испания, Оттоманская империя, Швеция и Нидерланды.

Средние державы по своему влиянию на международные отношения стоят несколько ниже великих держав. Как правило, они играют ключевую роль на региональном уровне, хотя некоторые из них весьма активно участвуют в решении глобальных проблем (например, члены семерки наиболее развитых стран, не относящиеся к великим державам, - Канада и Италия). Четких критериев для отнесения госу­дарств к этой категории не существует.

Бесспорно, что к числу наиболее влиятельных средних держав относятся такие региональные гиган­ты, как Индия ( ВВП - 1,5 трлн долларов) и Бразилия (0,8 трлн долларов), а также уже упоминавшиеся

1 См.: World Resources, 1998 1999. New York, Oxford. Oxford University Press, 1998. Р. 236-237.


Глава I. Введение в теорию международных отношений



Канада и Италия, Стремительно растущая в экономическом отношении Мексика, а также Южная Корея, Турция и Иран также относятся к первому эшелону средних держав.

Во второй эшелон входят государства с меньшим экономическим потенциалом или же с четко выра­женной специализацией: Тайвань, Индонезия, Австралия, Испания, Украина, Аргентина, Израиль, Саудов­ская Аравия, Египет, Пакистан, ЮАР и Казахстан.

К третьей группе средних держав относят небольшие промышленно развитые богатые страны Евро­пы (Нидерланды, Швеция, Бельгия), а также те государства, чья деятельность простирается за пределы их региона (Венесуэла, Нигерия, Сирия, Ирак, Северная Корея).

Внимание к средним державам в теории МО значительно меньше, чем к великим. Однако они часто играют важную роль на региональном уровне и, будучи членами международных организаций (например ОБСЕ, ОПЕК, НАТО) и наднациональных институтов (ЕС), участвуют в решении глобальных проблем.

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ СУБЪЕКТЫ

К негосударственным субъектам международных отношений относят несколько групп важных «игро­ков», которые оказывают существенное влияние как на «свои» государства, так и на международные отношения в целом.

К первой группе относят наиболее важных представителей бизнеса. Например, российские нефтя­ные компании и концерн «Газпром» имеют вполне четкие интересы в отношении экспорта своей про­дукции, с транспортировки и обеспечения сбыта. Они нуждаются не только в государственной под­держке д. я реализации этих интересов, но и в расширении экспортных возможностей, участии в освое­нии новых месторождений (в том числе и за пределами России), строительстве трубопроводов и т.д. Поскольку государство львиную долю доходов получает от экспорта энергоносителей, оно стремится учитывать интересы нефтяников и газовиков. Более того, можно даже сказать, что в значительной степени государство «работает» на нефтегазовый комплекс. Перефразируя известное изречение, мож­но сказать, что в настоящее время действует принцип - что выгодно «Газпрому», то выгодно Рос­сии (подробнее см. главу VI, п.З).

Вторую группу негосударственных субъектов МО образуют транснациональные корпорации (ТН деятельность которых простирается за пределы собственного государства и не всегда совпадает с ними. ТНК обладают большими ресурсами и распоряжаются ими более эффективно, нежели отдельные ма­ленькие государства. ГНК занимаются активной инвестиционной деятельностью, обеспечивают заня­тость и поступления в бюджет многих бедных стран. Однако и они зависят от поддержки государств, нуждаясь в хорошо регулируемых рынках, политической стабильности и т.п.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Наконец, к важнейшим субъектам международных отношений относятся международные организа­ции1.

Международная организация - стабильная, четко структурированная форма международно­го сотрудничества, созданная ее членами на добровольной основе для совместного решения об­щих проблем и ведущая свою деятельность в рамках устава. Международные организации состоят, как правило, из трех членов, которыми могут быть правительства, официальные организации или неправи­тельственные организации.

Международные организации — это явление историческое. Первые из них возникли в XIX в. при опре­деленных условиях:

1) наличие значительного числа суверенных государств;

2) значительная интенсивность контактов между этими государствами;

3) обеспокоенность проблемами, возникающими в результате этих контактов;

4) осознание государствами необходимости создания международных институтов и методов для си-
стематического регулирования отношений друг с другом.

1 См.: Н.А.Ломагин. Международные организации: Теория и практика деятельности: Учеб.пособие. СПб.: Изд-во С.-Петер­бургского ун-та, 1999.


16_____________________________________________ Введение в теорию международных отношений и анализ внешней политики

Международные организации имеют согласованные цели, наделенные определенными полномочиями органы, а также такие специфические институциональные элементы, как уставы, правила процедуры и т.д. Цели международных организаций, а также их деятельность должны соответствовать признанным принципам международного права, а также не носить коммерческий характер.

В связи с тем, что в настоящее время международные организации играют все большее значение в международных отношениях (в общей сложности насчитывается 300 правительственных и 4000 неправи­тельственных международных организаций), подробнее остановимся на их классификации и характерис­тике деятельности.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!