Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Административно-правовой статус негосударственных общественных объединений



9.2. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Право граждан на объединение предусмотрено ст. 36 Кон­ституции Республики Беларусь. Содержание этого права, его ос­новные государственные гарантии, статус общественных объеди­нений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и лик­видации регулируются Законом Республики Беларусь «Об об­щественных объединениях», Гражданским кодексом Республи­ки Беларусь, специальными законами об отдельных видах об­щественных объединений: политических партий, профессиональ­ных союзов, религиозных организаций, молодежных объедине­ний и т.п.

Под общественным объединением понимается доброволь­ное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе об­щественного объединения.

Добровольность формирования - важнейший признак об­щественного объединения. При этом граждане имеют право со­здавать по своему выбору общественные объединения без пред­варительного разрешения государственных органов, а также всту­пать в такие объединения на условиях соблюдения норм их уставов.
Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в установленном порядке и приобретать пра­ва юридического лица.

Членами общественного объединения могут быть как физи­ческие, так и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения оформляется индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов об­щественного объединения в целях обеспечения их равноправно­сти как его членов.

Общественное объединение действует от своего имени. Пра­ва предоставляются и обязанности возлагаются не на конкрет­ных лиц, а в целом на объединение, поэтому изменения в персо­нальном составе общественного объединения не влияют на его правовое положение.

Виды общественных объединений: политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, женские, молодеж­ные, ветеранские организации, организации инвалидов, научные, технические и иные добровольные общества, творческие союзы, землячества, ассоциации.

В зависимости от масштаба деятельности общественные объе­динения делятся:

на международные - общественные объединения, деятель­ность которых распространяется на территорию Республики Бе­ларусь (одну или несколько административно-территориальных единиц) и территорию одного или нескольких иностранных го­сударств и которые имеют там организационные структуры;



республиканские - общественные объединения, деятельность которых распространяется на территорию всей Республики Бе­ларусь и которые имеют учредителей в большинстве ее облас­тей;

местные - общественные объединения, деятельность кото­рых распространяется на территорию одной или нескольких административно-территориальных единиц.

В Законе «Об общественных объединениях» названы мно­гие виды общественных объединений, на которые не распростра­няется его действие. Их правовой статус регулируется иными законами - «О политических партиях», «О профессиональных союзах», «О свободе совести и религиозных организациях» и др.
Степень государственного регулирования деятельности об­щественных объединений зависит от характера установленных целей и задач конкретного общественного объединения. Целя­ми создания общественных объединений могут выступать: реа­лизация и защита гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод, удовлетворение про­фессиональных и любительских интересов, развитие научно-тех­нического и художественного творчества, охрана здоровья насе­ления и окружающей среды и др.

Исходным в определении статуса общественных объедине­ний является запрет на создание объединений, преследующих незаконные цели, и осуществление деятельности, посягающей на здоровье и нравственность населения, права и охраняемые законом интересы граждан.

Общественные объединения создаются по инициативе не ме­нее 10 граждан Республики Беларусь, достигших 18-летнего возраста.

Молодежные и детские общественные объединения могут создаваться гражданами Республики Беларусь, достигшими 16-летнего возраста.

Государство не регулирует деятельность общественных объе­динений. Исключения здесь редки и связаны с необходимостью обеспечения общественной безопасности, охраны здоровья и жизни граждан (например, при использовании источников по­вышенной опасности).



Внешние и внутриорганизационные отношения обществен­ных объединений связаны с реализацией ими уставных целей и задач, поэтому они не регулируются правом.

Закон закрепляет право общественных объединений уча­ствовать в формировании органов государственной власти, вы­работке их решений, представлять и защищать законные инте­ресы своих членов (участников) в государственных и обществен­ных органах.

Устав общественного объединения подлежит государствен­ной регистрации. По своему существу регистрация устава - юри­дически значимое действие разрешительного характера.

За деятельностью общественных объединений осуществля­ется государственный контроль: финансовые органы контроли­руют источники доходов этих объединений, размеры получае­мых ими средств, уплату налогов; орган, зарегистрировавший устав, - соблюдение устава относительно целей деятельности общественного объединения. Он может вынести ему предупреж­дение за совершение действий, выходящих за пределы целей и задач устава или нарушающих закон. Органы прокуратуры осу­ществляют надзор за исполнением законов общественными объе­динениями. Надзор и контроль за выполнением общественны­ми объединениями существующих норм и стандартов могут осу­ществлять экологические, пожарные, эпидемиологические и иные органы государственного надзора и контроля.
Общественные объединения и граждане, чьи права оказа­лись нарушенными, могут обратиться с исковыми заявлениями
в судебные органы и с заявлениями и жалобами в администра­тивные органы.

Ликвидация общественного объединения осуществляется либо по решению съезда (конференции) или общего собрания, либо в судебном порядке. Ликвидация общественного объедине­ния по решению суда означает запрет на его деятельность, неза­висимо от факта его государственной регистрации.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Политической партией является независимое, образованное на основе индивидуального добровольного членства объедине­ние граждан, действующее в рамках Конституции и законов Рес­публики Беларусь, содействующее выявлению и выражению по­литической воли граждан и участвующее в выборах.
Политические партии действуют на основании принципов свободы ассоциаций, демократизма, самоуправления, законнос­ти, гласности и равноправия всех политических партий.

Порядок организации и деятельности политических партий регламентируется Конституцией Республики Беларусь и Зако­ном Республики Беларусь «О политических партиях».

В качестве учредителей политических партий имеют право выступать граждане Республики Беларусь, достигшие 18-летне­го возраста, обладающие избирательным правом, не ограничен­ные судом в дееспособности и не находящиеся в местах лише­ния свободы.

Для создания и деятельности политической партии необхо­димо не менее 1000 учредителей (членов) от большинства обла­стей Республики Беларусь и Минска.

Политические партии учреждаются на учредительных съез­дах, конференциях и иных учредительных организационных ме­роприятиях, которые принимают решение о создании полити­ческой партии, ее названии и образуют выборные органы.

Построение политических партий осуществляется по территориальному принципу. Они должны иметь свой устав и символику. Символика политических партий утверждается их руководя­щими органами в соответствии с уставами и подлежит государ­ственной регистрации органом, который осуществлял или осу­ществляет ее регистрацию.

Органом, осуществляющим регистрацию политических партий, является Министерство юстиции Республики Беларусь. Оно же ведет Государственный реестр политических партий. После принятия решения о регистрации политической партии и (или) символики Министерство юстиции в трехдневный срок выдает свидетельство о регистрации партии и (или) ее символики.

Органам государственной власти и управления запрещает­ся вмешиваться во внутренние дела политических партий либо препятствовать их деятельности, если она осуществляется в со­ответствии с законом и их уставами.

Законодательством Республики Беларусь закреплены права и условия деятельности политических партий, порядок и осо­бенности осуществления надзора и контроля за соответствием деятельности политических партий законодательству и их ус­тавам, а также ответственность за нарушение законодательства. Надзор при этом возлагается на Генерального прокурора Рес­публики Беларусь и подчиненных ему прокуроров, а контроль -на Министерство юстиции. Ликвидация политической партии, союза осуществляется либо по решению высшего органа поли­тической партии, союза, либо по решению Верховного Суда Рес­публики Беларусь по заявлению Министерства юстиции или про­куратуры Республики Беларусь.

^ Профессиональный союз - добровольная организация, объе­диняющая граждан, в том числе обучающихся в высших, сред­них и специальных профессионально-технических учебных за­ведениях, связанных общими интересами по роду деятельности как в производственной, так и в непроизводственной сфере, для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов, вытекающих из общепризнанных принципов международного права и установленных Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом об экономических, социальных и куль­турных правах, Международным пактом о гражданских и по­литических правах, конвенциями Международной организации труда и иными ратифицированными в установленном порядке международными договорами Республики Беларусь.

Порядок организации и деятельности профсоюзов регламен­тируется Законом Республики Беларусь «О профессиональных союзах».

Профсоюзы не зависят в своей деятельности от органов ис­полнительной власти и хозяйственных органов, общественных объединений, не подотчетны и не подконтрольны им. При этом профсоюзы находятся под защитой государства, которая осуще­ствляется органами государственной власти и управления, суда­ми и другими правоохранительными органами.

Для создания и деятельности республиканского профессио­нального союза необходимо не менее 500 учредителей от боль­шинства областей Республики Беларусь и Минска; территори­ального профессионального союза - не менее 500 учредителей от большинства административно-территориальных и террито­риальных единиц соответствующей территории; профессиональ­ного союза на предприятии, в учреждении, организации и иных местах работы (учебы) - не менее 10 % работающих (обучаю­щихся) от их общего числа на предприятии, в учреждении, орга­низации, но не менее 10 человек.

Прекращение деятельности профсоюзов возможно только в судебном порядке.

^ 9.4. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
Конституция Республики Беларусь закрепляет право каж­дого на свободу совести, свободу вероисповедания. Граждане мо­гут пользоваться правом на свободу вероисповедания индиви­дуально, а также совместно, путем создания религиозных объе­динений.

Специальным актом, определяющим правовое положение таких объединений, является Закон «О свободе совести и рели­гиозных организациях», который провозглашает, что каждый гражданин самостоятельно определяет свое отношение к рели­гии, вправе единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и рас­пространять убеждения, связанные с отношением к религии. Осуществление свободы исповедовать религию или выражать убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые необхо­димы для охраны общественной безопасности и порядка, жиз­ни, здоровья, морали, а также прав и свобод других граждан.

В Республике Беларусь религиозные объединения отделены от государства. Это означает, что ни государство, ни его органы и должностные лица не вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, в законную деятель­ность религиозных объединений.

Граждане Республики Беларусь имеют право образовывать религиозные организации в соответствии с исповедуемой ими религией. В соответствии со ст. 16 Закона для создания религи­озной общины требуется не менее 10 человек, достигших 18-летнего возраста, проживающих в одном или смежных насе­ленных пунктах.
Религиозные организации признаются юридическими лица­ми с момента регистрации их уставов (положений). Документы, определяющие вероучительную сторону деятельности и решаю­щие внутренние вопросы религиозных организаций, не подле­жат регистрации в государственных органах.

В настоящее время Указом Президента Республики Бела­русь утверждена должность Уполномоченного по делам рели­гий и национальностей, который подчиняется Правительству Республики Беларусь.

Религиозные организации не могут вмешиваться в дела го­сударства, участвовать в выборах органов государственной вла­сти и в деятельности политических партий. Однако могут уча­ствовать в социально-культурной жизни общества в соответ­ствии с законодательством, регулирующим деятельность обще­ственных объединений.
Религиозными организациями в Республике Беларусь явля­ются религиозные общины, монастыри, религиозные братства, мис­сионерские общества (миссии), духовные учебные заведения и т.д.

Возглавлять религиозные организации могут только граж­дане Республики Беларусь.

Религиозные общины действуют на добровольных началах.

Религиозные организации, имеющие центры за рубежом, мо­гут руководствоваться в своей деятельности их уставами, если при этом не нарушается законодательство Республики Бела­русь. Приглашенные в республику для удовлетворения духов­ных потребностей верующих зарубежные священнослужители обязаны руководствоваться требованиями действующего зако­нодательства о правовом положении иностранных граждан. Ре­лигиозные организации вправе основывать монастыри, религи­озные братства и миссионерские организации.

Источниками образования средств религиозных обществ яв­ляются:

• добровольные пожертвования юридических и физических лиц;

• отчисления от доходов собственных предприятий и органи­заций;

• доходы от издательской деятельности;

• перечисления из фондов международных религиозных орга­низаций;

• другие поступления, не запрещенные законом.

Религиозные управления и центры вправе создавать духов­ные учебные заведения для подготовки священнослужителей и специалистов. Граждане, обучающиеся в духовных учебных за­ведениях, пользуются правами и льготами, установленными для учащихся государственных учебных заведений.
Деятельность религиозных объединений может быть пре­кращена по решению общего собрания учредителей, решением суда (если деятельность религиозного объединения противоре­чит его уставу и действующему законодательству). Нарушение законодательства отдельными членами религиозных объедине­ний не влечет ответственности всего объединения в целом.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!