Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Надзорные полномочия прокуратуры в сфере государственного управления. Понятие и задачи судебного контроля в государственном управлении



Общий надзор прокуратуры — это деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры по надзору за исполнением министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами местного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции Республики Беларусь и законов, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Прокуратура не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность предприятий, учреждений и организаций.

Задачами прокуратуры являются:

надзор за деятельностью государственных органов и должностных лиц по исполнению законодательства при издании правовых актов управления и осуществлении иных функций государственного управления;

надзор за законностью судебных решений;

надзор за соблюдением законодательства по исполнению наказаний и административных взысканий;

надзор за соблюдением законодательства гражданами и негосударственными организациями при осуществлении своих прав и выполнении обязанностей.

Полномочия прокурора при осуществлении общего надзора:

— беспрепятственно входить в помещения и на территорию поднадзорных объектов;

— иметь беспрепятственный доступ к документам и материалам;

— проверять исполнение законов;

— требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов и сведений (в т.ч. деклараций об источниках доходах);

— выделять и направлять специалистов для выяснения вопросов, касающихся проверки соблюдения законности;

— вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений по поводу нарушений законов.

Прокуратура использует следующие методы работы:

проверка правовых актов, издаваемых поднадзорными органами; 2) проверка исполнения законов поднадзорными органами; 3) участие прокурора в заседаниях органов государственной власти и управления; 4) изучение и обобщение писем, заявлений и публикаций о нарушениях законности и принятие по ним мер; 5) проверка действий должностных лиц.

К формам реагирования прокурора на выявленные нарушения законности относятся:

1) протест на издание незаконного правового акта;

2) представление
об устранении недостатков в организации деятельности;

3) предписание
об устранении грубых нарушений закона;

4) постановление
о возбуждении уголовного дела;

5) официальное предупреждение о недопустимости продолжения противоправных действий.

Отправление правосудия является основной, но не единственной функцией судов. В процессе своей деятельности они осуществляют и другую функцию, в частности функцию судебного контроля законности издаваемых актов и совершаемых действий органов исполнительной власти, их должностных лиц.



Основное содержание судебного контроля как способа обеспечения законности в управлении состоит в его правовой оценке действий и решений органов исполнительной власти, их должностных лиц, в выявлении нарушений законности, прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, условий и причин их порождающих, принятии мер по восстановлению нарушенных прав и законных интересов, в привлечении виновных лиц к ответственности.

Субъектами судебного контроля являются Конституционный суд, суды общей юрисдикции и хозяйственные суды.

В соответствии со ст. 116 Конституции, Конституционный Суд дает заключения о соответствии законов, декретов, указов Президента, постановлений Совета Министров, актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Формы контроля судов общей юрисдикции за деятельностью органов исполнительной власти имеют свои особенности. Понятно, основной задачей общих судов является рассмотрение уголовных, гражданских, административных и иных дел. Контрольная же функция ими осуществляется не отдельно, а в процессе рассмотрения этих дел.

При рассмотрении уголовных дел, особенно о должностных преступлениях, суд исследует не только действия подсудимого как должностного лица органа исполнительной власти, но и условия, способствовавшие возникновению дела. За совершенное преступление виновный привлекается к ответственности, о чем выносится приговор. Формой же реагирования суда на выявленные недостатки в работе органа исполнительной власти, которые способствовали тем или иным нарушениям и преступлению должностного лица, может быть частное определение. Субъект, которому адресовано частное определение, обязан в месячный срок рассмотреть его и сообщить суду о принятых мерах. При рассмотрении гражданских дел также осуществляется контроль за деятельностью органов исполнительной власти. По административным делам (мелкое хулиганство, мелкое хищение и др.) суд проверяет законность действий органа исполнительной власти по привлечению лица к административной ответственности и применяет одну из возможных мер воздействия. При необходимости суд дает оценку неправомерным действиям органа исполнительной власти и устраняет допущенные нарушения (например, прекращает производство по делу).



В специфической форме осуществляют свои контрольные полномочия хозяйственные суды. Хозяйственный суд осуществляет судебную власть при разрешении возникающих в процессе предпринимательской деятельности споров, вытекающих из гражданских правоотношений (экономических споров). Задачами хозяйственного суда являются: защита нарушенных или оспариваемых прав и интересов организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность; содействие правовыми средствами предупреждению правонарушений и укрепление законности в экономических отношениях.

Хозяйственные суды ведут также работу по предупреждению правонарушений и, в этих целях, направляют руководителям органов исполнительной власти и должностным лицам частные определения. Когда это необходимо, направляются сообщения в органы прокуратуры.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!