Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Источники административно-правовых норм и административного права



Административно-правовая норма – это установленное государством и охраняемое государственным принуждением правило поведения общего характера, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления.

Административно-правовые нормы имеют императивный (повелительный)характер.

В механизме административно-правового регулирования правовые нормы играют двоякую роль:

1) информируют участников регулируемых общественных отношений в области государственного управления о требованиях государства;

2) указывают на те юридические средства, с помощью которых предполагается достичь оптимального согласования воли граждан (их объединений) с государственной волей.

Административно-правовые нормы определяют границы должного поведения в управленческих отношениях.

Административно-правовые нормы направлены в основном на удовлетворение публичных, а не частных интересов.

Административно-правовые нормы используются для:

· регулирования внутриорганизационной и внешней деятельности органов исполнительной власти;

· обеспечения законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти.

· реализации законных прав и свобод граждан в деятельности органов исполнительной власти;

· реализации законных прав и интересов субъектов гражданского общества;

Структуру административно-правовой нормы составляют гипотеза, диспозиция и санкция.

Гипотеза – содержит указание на фактические условия, при наличии которых следует руководствоваться данной нормой. Обстоятельства, предусмотренные гипотезой, являются юридическими фактами, порождающими административные правоотношения. Гипотеза может быть абсолютно и относительно определенной.

Диспозиция – главная часть административно-правовой нормы, определяющая само правило поведения, предписываемое данной нормой права. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной (отсылочной).

Санкция – содержит меры государственного воздействия, применяемые к лицам, нарушающим установленные правила. Санкция может быть абсолютно и относительно определенной, а также альтернативной. В административно-правовой норме санкция может и отсутствовать

Классификация административно-правовых норм:

1. по форме выражения: обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, стимулирующие и рекомендательные;

2. по целевому назначению: регулятивные и охранительные;

3. по содержанию предмета регулирования: материальные и процессуальные;



4. по масштабу действия: общереспубликанские и местные;

5. по юридической силе: законодательные и подзаконные;

6. по времени действия: постоянные и временные (срочные).

7. по кругу лиц: для всех граждан и для специальных категорий субъектов.

Выделяют четыре способа реализации административно-правовых норм:

Два основных:

Исполнение;

2) применение.

Два дополнительных:

Соблюдение;

Использование

Исполнение – это активное поведение субъекта административного права по выполнению предписаний, содержащихся в норме. (переход улицы только на разрешающий сигнал светофора).

Применение– это принятие компетентным государственным органом или должностным лицом индивидуального юридически властного решения на основе действующей нормы в соответствии с установленным процессуальным порядком (наложение работником ГАИ взыскания на правонарушителя.

Источник административного права– это внешняя форма выражения административно-правовых норм.

В Республике Беларусь к ним относятся следующие нормативные правовые акты:

1. Конституция Республики Беларусь, имеющая высшую юридическую силу (принятая гражданами Республики Беларусь на референдуме);

2. Международные договоры и соглашения Республики Беларусь,включенные в систему ее законодательства;

3. Законы Республики Беларусь, закрепляющие принципы и нормы регулирования важнейших общественных отношений (принятые Национальным Собранием Республики Беларусь)

4. Постановления палат Национального Собрания Республики Беларусь, принимаемые в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь;

5. Декреты Президента Республики Беларусь, имеющие силу закона и издаваемые в случае особой необходимости для регулирования наиболее важных общественных отношений;



6. Нормативные Указы Президента Республики Беларусь, издаваемые в целях реализации его полномочий;

7. Директивы Президента Республики Беларусь, издаваемые в целях реализации его полномочий;

8. Нормативные Постановления Совета Министров Республики Беларусь, издаваемые в целях реализации полномочий Правительства;

9. Нормативные акты, изданные министерствами и ведомствами, входящими в систему республиканских органов государственного управления:

– постановления – акты, принимаемые на коллегиальной основе во исполнение актов большей юридической силы;

– инструкции– акты, детально определяющие содержание и методические вопросы регулирования в определенной области;

– правила – кодифицированные акты, конкретизирующие процедурные нормы более общего характера;

– уставы (положения) – акты определяющие порядок деятельности государственных органов и организаций;

– приказы – акты функционально-отраслевого характера;

10. Нормативные решения местных органов власти, издаваемые местными Советами депутатов и местными исполнительными комитетами (местными администрациями), в целях реализации своей компетенции по вопросам местного значения;

11. Нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений, по вопросам внутриорганизационного характера.

К источникам административного права, не содержащим норм права и рассчитанным на однократное применение можно отнести распоряженияПрезидента, председателей палат Парламента, Премьер-министра Республики Беларусь, председателей местных исполнительных комитетов (глав местных администраций), а также индивидуальные приказы министров и глав ведомств, входящих в систему республиканских органов государственного управления

Гражданский кодекс Республики Беларусь – это источник административного права, в силу того, что он является законом – нормативным правовым актом, который принят Парламентом Республики Беларусь.

Договоро создании Союза Беларуси и Россииэто источник административного права, в силу того, что он является международным договором, включенным в систему законодательства Республики Беларусь.

Распоряжениепредседателя местного исполнительного комитета – это источник административного права, однако не содержащий норм права и рассчитанный на однократное применение.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!