Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Основные исследовательские стратегии в постклассической философии



Развитие постклассической философии проявляется в трех основных стратегиях: социально-критической, феноменологической и аналитической. Предметом рассмотрения в социально-критических теориях становятся конфликтные ситуации, вызванные противоречиями между различными социальными группами. Среди целей данной стратегии - стремление к демистификации наличных идеологических ориентиров, к изучению социальных противоречий и поиску способов борьбы за освобождение. Социально-критическая стратегия философии наиболее полно и рельефно реализовалась в двух основных направлениях: марксистском и феминистском.

Марксизм утверждает, что характер общественного производства определяет природу социальной системы. В марксистской теории формулируется экономоцентрированный подход, связанный с поиском и вычленением базисных экономических. Труд рассматривается как доминантная сфера деятельности общества. Также и угнетение как социальный институт вытекает в первую очередь из экономической системы, изменение которой предполагается путем социальной революции. Такое освобождение означает естественный прогресс истории. Феминистская критика разрабатывается в русле половых различий субъектов культуры. Центральным понятием критики становится понятие «гендер» как социопол в которой отображаются нормы, убеждения, стереотипы, ценности. Феминистская критика в философии представлена различными направлениями: либеральным, марксистским, радикальным, социалистическим и психоаналитическим (В. Вульф, Б. Фридэн, Дж. Митчелл, С. Файерстоун, С. де Бовуар, Н. Чодоров, Э. Бадентэр).

Феноменологическая стратегия философствования. Немецкий философ ХХ века Э. Гуссерль заложил основы масштабного проекта феноменологической философии. Э. Гуссерль ввел понятие «жизненного мира». Жизненный мир культурно-историчен, субъективен, лежит в основании всех научных идеализаций. С введением этого понятия Э. Гуссерль связывал идею освобождения философии и науки от объективизма. Основным предметом философской рефлексии в феноменологической традиции становится человек в мире. Одним из наиболее ярких проявлений этой установки в философии ХХ века стала экзистенциальная философия. Философия экзистенциализма возникает накануне первой мировой войны в России (Л. Шестов и Н. Бердяев). После первой мировой войны экзистенциальную философию в Германии развивают М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер. В период и после второй мировой войны во Франции идеи экзистенциализма получают свое воплощение и развитие в произведениях Г. Марселя, Ж.-П. Сартра, А. Камю, С. де Бовуар и др. Согласно экзистенциализму, экзистенция непостижима средствами рационалистической философии и наукой. Приблизиться к ее пониманию можно лишь в период своеобразных жизненных ситуаций, названных «пограничными». Именно «пограничные ситуации» - моменты глубочайших потрясений - способствуют прозрению человеком экзистенции как корня своего существа.



Основные характеристики аналитической стратегии. Будучи рационалистическим течением в постклассической философии, аналитическая традиция отличается такими качествами, как строгость, точность используемой терминологии, осторожное отношение к широким философским обобщениям. В рамках аналитической стратегии XX века задача критики языка видится не только в определении пределов применения языка, но и в прояснении сути языкового значения, способов его передачи в коммуникации. В развитии аналитической философии можно выделить два основных этапа. Для первого, логико-аналитического этапа характерен логицизм и ориентация на анализ научного знания (Г. Фрегге, Б. Рассел, А. Тарский). На втором, позднеаналитическом этапе, последовавшем после философского «прагматического поворота», происходит расширение проблемного поля анализа при сохранении единства стиля (поздний Л. Витгенштейн, Дж. Остин, Дж. Серл, У. Куайн, К.-О. Апель). Позитивистская ветвь аналитической философии проходит несколько этапов в своем развитии: классический позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль), эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус), неопозитивизм (члены Венского кружка, Л. Витгенштейн, Р. Карнап, М. Шлик), постпозитивизм (Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, С. Тулмин, К. Поппер).


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!