Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Специфика философского знания и его функции



Природа философских проблем и структура философии.

Соотношение мира «внешнего» и «внутреннего» (духовной жизни), материального и идеального выступает как универсальная формула любой философской проблемы. Эта универсальная формула выражается в постановке основных вопросов. «Что есть бытие?» (Парменид), «Что есть идея?» (Платон), «Что есть форма и материя?» (Аристотель). В Средние века вопрос о сущем приобретает нерациональные черты, связанные с религиозной верой. Основной вопрос в Новое время – о методе познания: является ли он эмпирическим или же рационалистическим. В классической форме проблему соотношения материального и духовного выразили Г. Гегель, Л. Фейербах и Ф. Энгельс. По определению Гегеля, фил-я распадается на – «реалистическую» и «идеалистическую». Философы, бравшие за основу миропонимания природу, материю примыкали к различным школам материализма. Его формы: стихийный, механистический и диалектический. Стихийный материализм – представление об объективном существовании внешнего мира, не подкрепленное данными естествознания и обществознания. Возникновение механицизма связано с достижениями классической механики (Г. Галилей, И. Ньютон). Механицизм объясняет природу и общество законами лишь механической формы движения материи (Ф. Бэкон, Г. Гоббс, Б. Спиноза). Усилению позиций материализма способствовали: изобретение паровой машины, развитие геологии, палеонтологии, эмбриологии, физики, химии, биологии. Диалектический материализм опирается также на опыт развития цивилизации и культуры. Впервые термин «идеализм» употребил в 1702 г. Лейбниц. Объективные идеалисты (Платон, Гегель) принимают за основу действительности некий всеобщий дух, а субъективные идеалисты (Беркли, Юм) – ощущения. Идеализм опирается на определенные основания: 1). отрыв познания от материи, абсолютизация отдельных сторон мыслительного процесса; 2). уходящие с исторической арены господствующие классы и группы были заинтересованы в скрывающем истинные материальные факторы, отражении действительности; 3). по мере усложнения общественной жизни в деятельности человека возрастает роль духовных компонентов – психики, интеллекта, сознания и бессознательного. Торжество идеализма связано с возникновением виртуальных реальностей. Развитие цивилизации и культуры – основа не только диалектического материализма, но и идеализма. Основной вопрос аналитической философии – не просто о науке, а о рациональности в науке или в жизни в целом. Лингвистическая философия в центр своего внимания поставила проблему языка. Стоики в античности, Т. Гоббс и Б. Спиноза в Новое время писали о действии фундаментального закона человеческого существования – закона самосохранения.



Многообразие философской проблематики обусловливает сложную структуру философии. Основатель стоицизма Зенон из Китиона – 3 части фил-ии: физику (учение о природе), логику и этику (З. о чел-ке и пути его к осмыслению жизни); Ибн-Сина (Авиценна): физики (З. о природе), логика (методы познания природы и чел-а), и метафизики; Ф. Бэкон – бог, природа, чел-к; свои варианты по этому вопросу предлагали Аристотель, Т. Гоббс, И. Кант, Г.Гегель и другие философы. В современном представлении философия включает а) учение о бытии – онтологию; б) учение о деятельности – праксиологию; в) теорию познания – гносеологию; г) теорию ценностей – аксиологию; д) учение о человеке – философскую антропологию; е) науку о развитии общества – социальную философию (социологию). Отдельными областями являются философия науки, философия техники, философия религии, философия языка, логика (наука о законах мышления), философия искусства (эстетика), философия нравственности (этика), философия культуры, история философии. Предметом философии является отношение «человек – мир».

Специфика философского знания и его функции.

Мировоззренческая функция философии обеспечивает ориентацию человека в усложняющемся мире. В историческом развитии познавательного, оценочного и преобразовательного отношения человека к миру вырабатываются определенные принципы, имеющие важное методологическое значение. Методологическая функция философии, тесно связанная с мировоззренческой, направляет человека в его отношении к миру. Проблемы метода не ограничиваются рамками познания и ценностных ориентаций людей, и решаются в широком социокультурном аспекте. Одна из особенностей философии состоит в том, что она решает задачу теоретической рефлексии. Данная функция выражается через рационально-рассудочную деятельность. Философия, в понимании Ф. Бэкона, имеет дело не с чувственными впечатлениями от предметов, как поэзия, а занимается соединением и разделением абстрактных понятий.



В диалектико-материалистической философии категории – отражение общественно развитым человеком объективного мира, они выполняют логико-организующую и интегрирующую функции в научном познании. Фил-я сводит воедино различные науки и отрасли знания, преодолевает разобщенность ест-х и гумм-х наук, содействует осуществлению связей между наукой, искусством и моралью (координационно-интегративная функция). Философия способна придать всем другим наукам, достижениям культуры систематическое единство. Интегративность предполагает обращенность фил-и ко всему многообразию сущего и общественно-исторического опыта людей (плюралистическая функция). Философия призвана вносить в общество мудрость и тем самым содействовать общественно-историческому прогрессу (культурно-творческая функция). творческая функция - способ миропостижения характеризуется выходом за рамки наличного бытия. Философские прозрения нередко опережают открытия и выводы науки (идеи атомистики, отражения).Философское познание осуществляется через категории. Термин категория (высказывание) в фи-ю ввел Аристотель -рассматривал категории через соотнесение содержания высказываний о неком сущем с самим этим сущим. Он выделил следующие категории: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание. Категории философии фиксируют характеристики прир. и соц. объектов, («пространства», «времени», «движения», «предмета», «вещи», «количества», «качества»), характеризуют также человека как субъекта деятельности («человек», «общество», «сознание», «добро», «зло», «красота», «вера», «надежда», «любовь», «долг», «совесть»). Категории философии: 1) обеспечивают преемственность и изменчивость в функционировании социального опыта; 2) выступают основанием человеческого сознания в каждую историческую эпоху; 3) образуют обобщенную картину мира и человека, мировоззрение эпохи. В своих связях категории философии образуют категориальную модель мира, обнаруживаются в языке, феноменах права, нравственности, религии, эстетическом освоении мира, в политической культуре и т.п. философия, основывающаяся на знании, логике и сомнении, взвешенности оценок, альтернативности подходов, содержит в себе критическое начало. В античной фил-и критика выражалась в логико-риторической форме и использовалась в качестве средства обнаружения логических противоречий. В средневековой фил-и критика выступала как проблемный метод познания бытия. Эту традицию в Новое время продолжил и углубил Ф. Бэкон, подвергнув критике догматический способ познания. Критическая функция философии проявилась в борьбе с феодальным строем. И. Кант полагал, что философия должна быть прежде всего критическим исследованием человеческой познавательной способности.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!