![]() Дисциплины:
Архитектура (936) |
Специфика философского знания и его функции
Природа философских проблем и структура философии. Соотношение мира «внешнего» и «внутреннего» (духовной жизни), материального и идеального выступает как универсальная формула любой философской проблемы. Эта универсальная формула выражается в постановке основных вопросов. «Что есть бытие?» (Парменид), «Что есть идея?» (Платон), «Что есть форма и материя?» (Аристотель). В Средние века вопрос о сущем приобретает нерациональные черты, связанные с религиозной верой. Основной вопрос в Новое время – о методе познания: является ли он эмпирическим или же рационалистическим. В классической форме проблему соотношения материального и духовного выразили Г. Гегель, Л. Фейербах и Ф. Энгельс. По определению Гегеля, фил-я распадается на – «реалистическую» и «идеалистическую». Философы, бравшие за основу миропонимания природу, материю примыкали к различным школам материализма. Его формы: стихийный, механистический и диалектический. Стихийный материализм – представление об объективном существовании внешнего мира, не подкрепленное данными естествознания и обществознания. Возникновение механицизма связано с достижениями классической механики (Г. Галилей, И. Ньютон). Механицизм объясняет природу и общество законами лишь механической формы движения материи (Ф. Бэкон, Г. Гоббс, Б. Спиноза). Усилению позиций материализма способствовали: изобретение паровой машины, развитие геологии, палеонтологии, эмбриологии, физики, химии, биологии. Диалектический материализм опирается также на опыт развития цивилизации и культуры. Впервые термин «идеализм» употребил в 1702 г. Лейбниц. Объективные идеалисты (Платон, Гегель) принимают за основу действительности некий всеобщий дух, а субъективные идеалисты (Беркли, Юм) – ощущения. Идеализм опирается на определенные основания: 1). отрыв познания от материи, абсолютизация отдельных сторон мыслительного процесса; 2). уходящие с исторической арены господствующие классы и группы были заинтересованы в скрывающем истинные материальные факторы, отражении действительности; 3). по мере усложнения общественной жизни в деятельности человека возрастает роль духовных компонентов – психики, интеллекта, сознания и бессознательного. Торжество идеализма связано с возникновением виртуальных реальностей. Развитие цивилизации и культуры – основа не только диалектического материализма, но и идеализма. Основной вопрос аналитической философии – не просто о науке, а о рациональности в науке или в жизни в целом. Лингвистическая философия в центр своего внимания поставила проблему языка. Стоики в античности, Т. Гоббс и Б. Спиноза в Новое время писали о действии фундаментального закона человеческого существования – закона самосохранения. Многообразие философской проблематики обусловливает сложную структуру философии. Основатель стоицизма Зенон из Китиона – 3 части фил-ии: физику (учение о природе), логику и этику (З. о чел-ке и пути его к осмыслению жизни); Ибн-Сина (Авиценна): физики (З. о природе), логика (методы познания природы и чел-а), и метафизики; Ф. Бэкон – бог, природа, чел-к; свои варианты по этому вопросу предлагали Аристотель, Т. Гоббс, И. Кант, Г.Гегель и другие философы. В современном представлении философия включает а) учение о бытии – онтологию; б) учение о деятельности – праксиологию; в) теорию познания – гносеологию; г) теорию ценностей – аксиологию; д) учение о человеке – философскую антропологию; е) науку о развитии общества – социальную философию (социологию). Отдельными областями являются философия науки, философия техники, философия религии, философия языка, логика (наука о законах мышления), философия искусства (эстетика), философия нравственности (этика), философия культуры, история философии. Предметом философии является отношение «человек – мир». Специфика философского знания и его функции. Мировоззренческая функция философии обеспечивает ориентацию человека в усложняющемся мире. В историческом развитии познавательного, оценочного и преобразовательного отношения человека к миру вырабатываются определенные принципы, имеющие важное методологическое значение. Методологическая функция философии, тесно связанная с мировоззренческой, направляет человека в его отношении к миру. Проблемы метода не ограничиваются рамками познания и ценностных ориентаций людей, и решаются в широком социокультурном аспекте. Одна из особенностей философии состоит в том, что она решает задачу теоретической рефлексии. Данная функция выражается через рационально-рассудочную деятельность. Философия, в понимании Ф. Бэкона, имеет дело не с чувственными впечатлениями от предметов, как поэзия, а занимается соединением и разделением абстрактных понятий. В диалектико-материалистической философии категории – отражение общественно развитым человеком объективного мира, они выполняют логико-организующую и интегрирующую функции в научном познании. Фил-я сводит воедино различные науки и отрасли знания, преодолевает разобщенность ест-х и гумм-х наук, содействует осуществлению связей между наукой, искусством и моралью (координационно-интегративная функция). Философия способна придать всем другим наукам, достижениям культуры систематическое единство. Интегративность предполагает обращенность фил-и ко всему многообразию сущего и общественно-исторического опыта людей (плюралистическая функция). Философия призвана вносить в общество мудрость и тем самым содействовать общественно-историческому прогрессу (культурно-творческая функция). творческая функция - способ миропостижения характеризуется выходом за рамки наличного бытия. Философские прозрения нередко опережают открытия и выводы науки (идеи атомистики, отражения).Философское познание осуществляется через категории. Термин категория (высказывание) в фи-ю ввел Аристотель -рассматривал категории через соотнесение содержания высказываний о неком сущем с самим этим сущим. Он выделил следующие категории: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание. Категории философии фиксируют характеристики прир. и соц. объектов, («пространства», «времени», «движения», «предмета», «вещи», «количества», «качества»), характеризуют также человека как субъекта деятельности («человек», «общество», «сознание», «добро», «зло», «красота», «вера», «надежда», «любовь», «долг», «совесть»). Категории философии: 1) обеспечивают преемственность и изменчивость в функционировании социального опыта; 2) выступают основанием человеческого сознания в каждую историческую эпоху; 3) образуют обобщенную картину мира и человека, мировоззрение эпохи. В своих связях категории философии образуют категориальную модель мира, обнаруживаются в языке, феноменах права, нравственности, религии, эстетическом освоении мира, в политической культуре и т.п. философия, основывающаяся на знании, логике и сомнении, взвешенности оценок, альтернативности подходов, содержит в себе критическое начало. В античной фил-и критика выражалась в логико-риторической форме и использовалась в качестве средства обнаружения логических противоречий. В средневековой фил-и критика выступала как проблемный метод познания бытия. Эту традицию в Новое время продолжил и углубил Ф. Бэкон, подвергнув критике догматический способ познания. Критическая функция философии проявилась в борьбе с феодальным строем. И. Кант полагал, что философия должна быть прежде всего критическим исследованием человеческой познавательной способности.
|