Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Упразднение семьи также уничтожает стимулы к труду



Социальная мысль в религиозных учениях буддизма, даосизма, конфуцианства.

Учение Конфуция

Величайший китайский философ Кун-цзы 孔子, известный в европейской литературе под именем Конфуция (551 - 479 гг. до н. э.), в качестве социального идеала выдвинул благородного человека, обладающего высокими моральными качествами, готового пожертвовать собой во имя истины, с высоким чувством долга, гуманиста, соблюдающего нормы взаимоотношений между людьми и глубоко уважающего старших. Конфуций призвал современников следовать древней китайской традиции почитания предков. Предложив начать моральное совершенств вание с самого себя, а затем наладить должные отношения в семье («пусть отец будет отцом, а сын - сыном»), он выдвинул тезис о том, что государство - та же семья, только большая. Тем самым Конфуций распространил принципы отношений долга, почтительности и человечности на административную практику и государственную политику. Китайскому философу принадлежит также идея разумного управления государством, конечной целью которого он видел создание этически безупречного и социально гармоничного общества. Именно для осуществления этой идеи Конфуций и готовил в созданной им школе кандидатов на должности чиновников.

Конфуцианцы традиционно считали, что правитель получает свой мандат на правление от Неба. Видный последователь Конфуция Мэн-цзы (372-289 гг. до н. э,) выдвинул вместе с тем тезис о праве народа выступать против недобродетельного правителя. Казалось бы, конфуцианцы не имели шансов на успех. Тем не менее, с течением времени они стали признанными выразителями древних традиций китайской культуры с ее культом этической нормы, верностью идеалам и готовностью защищать их до последнего.Расцвет конфуцианства при династии ХаньПравление династии Хань стало временем расцвета и господства конфуцианства, приправленного, правда, изрядной порцией легистских и даосских идей. Представители элиты при занятии государственных должностей были обязаны сдавать экзамен по конфуцианской философии. Однако после падения династии Хань в Китае надолго воцарился хаос. Конфуцианство эпохи Хань в Китае рассматривается как проявление высокой мудрости. С гордостью и тоской об утраченном китайцы называют себя наследниками блестящей эпохи Хань, а Конфуция почитают как величайшего национального гения.Начиная с ханьской эпохи конфуцианский императорский Китай, несмотря на постоянные взлеты и падения, смену периодов централизации и децентрализации, катастрофические кризисы, мощные крестьянские восстания и набеги северных кочевников, продолжал существовать почти в неизменном виде и после кризисных ситуаций возрождался из пепла таким же, с незначительными изменениями. Были найдены устойчивые образ жизни и система государственного управления, в основе которой лежала идеология «синтезированного» конфуцианства, вобравшего в себя элементы легизма, даосизма и других древних китайских философских учений.ДаосизмВторым по степени влияния в Китае было философское учение о Великом Абсолюте, даосизм, оформившееся примерно в IV в. до н. э. Китайское слово «дао» многозначно; оно означает «путь», «мировую основу бытия», «первооснову всякого бытия». Главный канон даосизма - «Дао де цзин» - приписывают китайскому философу Лао-Цзы, легендарному современнику Конфуция, имя которого в переводе означает «мудрый старец». Есть основания полагать, что это не реально существовавшая личность, а мифическая, созданная позже самими даосами.Согласно концепции даосизма, нет абсолютного добра и абсолютного зла, нет абсолютной истины и абсолютной лжи - все понятия и ценности относительны. Все в мире подчинено естественно выбранному небом закону, в котором сокрыто бесконечное разнообразие и вместе с тем порядок. Человек должен стремиться взаимодействовать с вещью или миром как целым, поэтому синтез предпочтительнее анализа. Ремесленник, обрабатывающий дерево или камень, стоит ближе к истине, чем мыслитель, занятый бесплодным анализом. Анализ же бесплоден по причине своей бесконечности.





Даосизм наставлял человека на непосредственное постижение любого целого, будь то предмет, событие, явление природы или мир как целое. Он учил стремиться к спокойствию души и интеллектуальному пониманию всякой мудрости как какой-либо целостности. Для достижения такой позиции полезно абстрагироваться от всяких связей с обществом. Полезнее всего размышление в одиночестве. Основная идея практической философии или этики Лао-Цзы - принцип неделания, бездействия. Всякое стремление что-нибудь сделать, что-либо изменить в природе или в жизни людей осуждается. Главной добродетелью считается воздержание; это есть начало нравственного совершенствования.

Идеалы даосизма вдохновляли китайских поэтов и художников на изображение природы, а многих китайских мыслителей, стремящихся к познанию мира, побуждали покинуть общество и жить в уединении на лоне природы. В правящих кругах даосизм, разумеется, не мог вызвать подобного энтузиазма.

Наиболее политически влиятельной, кроме конфуцианства, была школа легистов, выработавшая философскую доктрину централизованного государства. Основной постулат доктрины - культ централизованной власти, вернее, административных распоряжений этой власти. Власть опирается не на знать, а на бюрократическую структуру. Авторитет власти поддерживается упорядоченной системой поощрений и наказаний.



Буддизм

Буддизм начал проникать в Китай из Индии в I в. н. э. Как религия страдания, надежды, утешения и вознаграждения буддизм широко распространился в Китае в V в., став в некоторых царствах почти официальной религией.

Буддизм начал распространяться в Китае примерно в то же время, что и христианство в Европе. Однако христианству в Европе пришлось вступить в сложные взаимоотношения с племенными религиями европейских народов, а в дальнейшем - с VII в. - столкнуться с сопротивлением ислама. А в Юго-Восточной Азии религиозная ситуация была иной. Буддизм не вступил в оппозицию к конфуцианству и даосизму. Он с самого начала выступил как дополнение к ним, как практическое учение, наставляющее личность на путь нравственной и интеллектуально возвышенной жизни. Взаимовлияние буддизма, конфуцианства и даосизма привело к появлению особого, китаизированного, варианта буддизма, значительные элементы которого сохранились в Китае и в настоящее время.

Вместе с буддизмом из Индии в Китай проникает скульптурное изображение человека. В пещерных храмах Юнкана и Лунмыня сохранились величественные памятники китайской монументальной скульптуры VIII-V вв. до н. э. В Китае, начиная со II в. до н. э. существовала и поощрялась историческая и портретная живопись. Некоторое представление об этом искусстве дают шаньдунские рельефы, украшающие гробницы. На них изображены: скачущая конница, выезды на колесницах, торжественные приемы у императора.

3)От социальной мифологии к социальной теории: социальные идеи Платона и Аристотеля.

Первых социологов античности называют социальными философами.На Западе социальная мысль достигла своего апогея в Афинах V-IV вв. до н. э. в творчестве Сократа, Платона и Аристотеля, в учениях, которых оформились два важнейших направления, взаимодействовавших на протяжении всей истории социальной мысли. Первое - выдвигает и обосновывает идею приоритета общего (при разном масштабе общности), общественного интереса. Оно представлено, прежде всего, учением Платона, рассматривающим эту идею в знаменитом труде «Государство».Второе направление отстаивает идею приоритета интереса личности, индивида. Оно развивалось Эпикуром, киниками, Аристотелем.

Платон (427- 347 г. до н. э.).

Основными произведениями Платона являются трактаты «Государство», «Законы», а также диалоги «Политик», «Критик».

Самое крупное произведение Платона - «Государство». В нем содержится наиболее полное изложение его мировоззрения. Проблемы государственности рассматривались им в работах «Политик» и «Законы» (осталась незавершенной). Он явился создателем философской системы объективного идеализма, выступал идеологом рабовладельческой аристократии.

По мнению Платона, общество возникает из потребностей, которые люди могут удовлетворять лишь совместно, сотрудничая друг с другом на основе разделения труда. Интересы целого должны быть выше интересов части. Интересы ни одной группы не должны преобладать. Общее благо, учет интересов всех групп, по Платону, не предполагают равенства. Наоборот, Платон - сторонник сословности и жесткой социальной иерархии, в основе которой лежит разделение труда но только между свободными гражданами к которым не относятся рабы, приезжие люди.

Платон любил уподоблять человеческий организм и общество (государство). «Мы,– пишет Платон, – уподобили благоустроенное государство телу, страдание и здоровье которого зависят от состояния его частей».

Как природа человека состоит из трех основных частей (тело, душа, ум), так и общество подразделяется на три сословия – работники (земледельцы, ремесленники, купцы), воины (стражи), правители (философы). Сословия не равны, они наследственны, замкнуты. Допускается взаимопереход только у первых двух сословий.

Платон видит корень общественных противоречий и конфликтов в частной собственности, раскалывающей общество на бедных и богатых и побуждающих каждого гражданина думать о своих личных интересах. Частной собственностью не должны обладать философы и воины, а только производители. При этом производители не участвуют в делах управления.

Платон регламентирует все стороны человеческой жизни, в том числе деторождение, семью, воспитание, культуру. Много внимания уделяется обеспечению единомыслия, причем не только воспитательным, но и запретительным методам. В «Государстве» сформулирован принцип единства власти и философии (современным языком - идеологии). Не должно быть философов кроме тех, кто правит. Суждения философов Платон ставит выше законов, в этом случае они лучше найдут справедливое решение в каждом случае. Платон предлагает устранять всех, кто будет посягать на власть или философию. Философия – атрибут власти. Строгому надзору подвергается искусство.

Все сословия служат сохранению единства, стабильности общества. Государство, полагал Платон, должно не потакать амбициям отдельных, пусть сильных, личностей, а подчинять всех членов общества служению делу его сохранения. в идеальном государстве социальное неравенство является средством поддержания социальной стабильности, но отнюдь не получения выгоды высшими слоями. Субъектом свободы и высшего совершенства оказывается у Платона не отдельная личность, и даже не класс, а только общество, все государство в целом.

Диалог «Государство» называют коммунистическим трактатом, а Платона – теоретиком коммунизма. Однако его коммунизм не для всех, а для избранных, являющихся к тому же только потребителями (правители и воины). Коммунизм Платона основан на отмене частной собственности среди правителей и воинов и на коллективизме их образа жизни. Речь не идет о равенстве , устранении социальных различий. Он предлагает сословный, кастовый коммунизм. Именно с кастовым характером коммунизма Платона связаны его антидемократические, тоталитарные черты.

Платон считает аристократию лучшей формой государства и различает в ней два подвида: если среди правителей выделяется кто-то один – это царская власть, если же правят несколько человек – это аристократия. При аристократии принципы власти – достоинство.

Утрата нравственности в государстве вела к появлению неправильных видов правления. Сначала возникает мократия (от доблести господствуют воины), затем олигархия (власть денег). Усиливается раскол на богатых и бедных. Народ запугивают, подавляют. Это приводит к перевороту и установлению демократии. Этот строй характеризуется изменчивой и бурной политической жизнью, плохим управлением. Главные недостатки демократии – управление людей разного достоинства, некомпетентность, пренебрежение к знанию, заслугам, воля случая. И, наконец, воспользовавшись плодами демократии – избытком свободы и беспорядком, - к власти приходит тиран, выдающий себя за ставленника народа. Тирания – наихудшая форма правления, там беззаконие, уничтожение противников, всех, имеющих свое мнение.

В диалоге «Политик» предлагается типология форм правления, основанная на соблюдении или несоблюдении законов. Предлагается 6 форм:

- монархия, построенная на основе законов, - царская власть;

- монархия при несоблюдении законов – тирания;

- законная власть немногих – аристократия;

- незаконная власть немногих – олигархия;

- демократия на основе законов;

- демократия, не соблюдающая законы.

Среди законных форм государства демократия является наихудшей. Среди форм, основанных на беззаконии, демократия – лучшая, она предпочтительнее олигархии и тирании. Свою теорию Платон заимствовал у историка Геродота. От него ее перенял Аристотель и внес незаконченные изменения.

В конце жизни в «Законах» Платон предлагает менее совершенное политическое устройство. Он идет на компромисс, т.к. идеал, изложенный в «Государстве», неосуществим. В государстве порядок устанавливается законом, а не правителями. Гражданам разрешается жить семьями и иметь в частном владении дом, участок (на правах владения). Сословий нет, но граждане делятся на четыре сословия по своему имущественному состоянию. Явное вытеснение аристократии олигархией. Переход из одного сословия в другое проходит беспрепятственно при изменении имущественного состояния. Устанавливаются пределы обогащения, исключается роскошь. Семьи и браки контролируются. Воспитание – дело общее. В обществе царит единомыслие.

Платон, обобщая опыт своих предшественников, внес много ценного в теорию устройства государства. Идея общего блага, общего интереса как основы политического объединения, мысль о частной собственности как причине социальных противоречий, четкое определение форм государства, признание законности важным атрибутом политической организации – это достижения Платона.

Утопия Платона – не теория индивидуальной свободы граждан, а теория тотальной свободы – свободы государства в его совокупности, целостности и неделимости. Целостность государства у него основана на тотальной ответственности неравных друг другу членов общества за судьбу этого государства.

Известно, что Платон трижды безуспешно пытался реализовать свой политический проект на практике. Для этого он выбрал Сиракузы, древнегреческий полис на юге Сицилии. Войдя в доверие к правителю этого государства Дионисию I, он стал вести с ним беседы об управлении подданными. Можно только догадываться , какую форму приняли беседы философа с правителем, но известно, что Дионисий возмутился и насильно выставил Платона для продажи на рынке рабов. Один великодушный человек выкупил философа и возвратил его друзьям и философии. Затем еще дважды, уже при Дионисии II Младшем, Платон пытался осуществить свои проекты реформ, но он все больше убеждался, что «правителя-философа» найти невозможно. Последние надежды Платона увидеть царствующим монархом «подлинного философа» унес с собой его ученик Дион, который был предательски убит в тот момент, когда он, получив власть в тех же Сиракузах, готовился осуществить «справедливость» в соответствии с проектом своего учителя. Таким образом, Платону не удалось увидеть во главе государства мудрецов-философов, не был и он сам допущен к власти.

Но в его наследии немало негативных моментов, ставших достоянием последующих эпох. Это идеализация негативности и аристократического правления, определение неравенства, пренебрежение правами личности, жесткая регламентация всех сторон жизни. Все это атрибуты тоталитаризма.

Самый прославленный ученик Платона. Однако Аристотель вошел в историю не как последователь Платона, а как равный ему и в чем-то превзошедший его, создавший свою систему взглядов. Аристотель сделал политику предметом эмпирического исследования, основанного на обобщении огромного материала. Со своими учениками он описал, проанализировал более 150 конституций и проектов. Взгляды Аристотеля нашли отражение в работе «Политика», а также в «Афинской политии», «Этике», других сочинениях.

Государство, по Аристотелю, - творение природы, продукт естественного развития. В основе его лежат потребности людей. Аристотелю принадлежит знаменитое определение человека как «животного политического» или общественного. Смысл этого определения в том, что человек не может жить один, он нуждается в контактах с людьми.

Как и для Платона, Аристотель представляет государство как некое целое и единство составляющих его элементов, но он критикует платоновскую попытку «сделать государство чрезмерно единым». Государство состоит из множества элементов, и чрезмерное стремление к их единству, например, общность имущества, женщин, детей приводит к уничтожению государства. С позиции защиты частной собственности , семьи и прав индивида Аристотель обстоятельно критиковал проект платоновского государства.

Государство, замечает Аристотель, понятие сложное. По своей форме оно представляет собой известного рода организацию и объединяет определенную совокупность граждан. С этого угла зрения речь уже идет не о таких первичных элементах государства, как индивид семь и т.д., а о гражданине. Определение государства как формы зависит от того, кого же считать гражданином, т.е. понятие гражданина. Гражданин, по Аристотелю, это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства.

По Аристотелю, человек – политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству» (Аристотель не отделял идею общества от идеи государства). Первым результатом социальной жизни он считал образование семьи – муж и жена, родители и дети … Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, так что в зависимости от того или иного из элементов устанавливается и соответствующая форма государственного строя». Он выделил три главных слоя граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и средних, стоящих между теми и другими. Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам. Он считал, что в основе жизни людей обладающих чрезмерным богатством, лежит противоестественный род наживы имущества. Государство же создается не для того, чтобы жить вообще, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо. Согласно Аристотелю государство возникает только тогда, когда создается общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для самой жизни. Совершенством же человека предполагается совершенный гражданин, а совершенный гражданин в свою очередь – совершенность государства. При этом природа государства стоит «впереди» семьи и индивида. Эта идея характеризуется так: совершенство гражданина обуславливается качеством общества, которому он принадлежит: кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство. Положение человека в обществе определяется его собственностью (стратификация).

Аристотель критикует платоновский «коммунистический проект». Общность имущества противоестественна, а частная собственность соответствует природе человека. Человеку свойственно любить себя. В разумных пределах это нормально. Частная собственность – следствие себялюбия. Это стимул к труду, производству, обогащению. Общность имущества не дает стимулов к производству, ей трудно управлять, она содействует лени, стремлению воспользоваться трудами других.

Защита частной собственности не мешала Аристотелю осуждать чрезмерное обогащение. Он выделяет 2 формы накопления богатства. Первая – своим трудом, через производство, создание материальных благ, что увеличивает общее богатство. При второй форме – посредством торговли, спекуляции, ростовщичества – ничего нового не создается (эгоистическое обогащение). Идеал Аристотеля в том, чтобы собственность была частной, а плоды ее использовались для общего блага.

Упразднение семьи также уничтожает стимулы к труду.

В государстве должно господствовать право, а не люди (цари – философы по Платону). Законы – это уравновешенный разум, которому не мешают эмоции, симпатии, антипатии. Право, по Аристотелю, тождественно справедливости. Законное и справедливое должны совпадать.

Право неоднородно по форме, по своему происхождению. Аристотель выделяет в нем несколько пластов. Он говорит о естественном праве, которое везде признано, не нуждается в законодательном оформлении, т.е. о нормах, установленных людьми в форме законов и соглашений. Он различает писанный и неписаный закон, или обычай. Искусство законодателя состоит в том, чтобы создавать законы, соответствующие государству, а не подгонять государственный строй к придуманным законам. Закон может быть справедливым и несправедливым. Тем не менее, даже несправедливый закон имеет обязательную силу, иначе в обществе не будет порядка.

Не давая определения справедливости. Аристотель выделяет два ее вида – справедливость уравнивающую и распределяющую. Первая основана на равенстве, вторая предполагает неравенство и оправдывает его. Здесь Аристотель солидарен с Платоном. Тот говорил о справедливом неравенстве. Аристотель предпочитает формулу «неравная» (т.е. распределяющая) справедливость.

Важным показателем справедливости Аристотель считает отсутствие крайностей между бедностью и богатством, золотую середину. Его этический принцип – ничего чрезмерного. В полисе он стремится достичь равновесия между бедными и богатыми, простыми людьми и аристократами, философами. Его называют идеологом здравого смысла среднего класса. Людей среднего достатка, не бедных, но и не слишком богатых, Аристотель считал лучшими в полисе, его опорой, т.к. они способны понять общее благо, не склоняясь к крайностям.


Просмотров 377

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!