![]() Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу! ![]() Дисциплины:
Архитектура (936) ![]() |
![]() Федеральный государственный образовательный стандарт
Департамент здравоохранения администрации Брянской области. Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования. Брянский медицинский техникум им. академика Н. М. Амосова.
Методические рекомендации к семинарским занятиям по учебной дисциплине ОП. 05 «Гигиена и экология человека» Специальность 060301.51 «Фармация» Квалификация: фармацевт Уровень подготовки: углубленный Форма обучения: очная Нормативный срок подготовки: 2 года 10 месяцев Образовательная база приема: на базе среднего (полного) общего образования
Г. Брянск Г. Методические рекомендации к семинарским занятиям по учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 060301.51 «Фармация». Организация-разработчик: Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Брянский медицинский техникум имени академика Н. М. Амосова».
Разработчики: Кукин И.А.- преподаватель гигиены и экологии, преподаватель высшей категории Рецензенты: Яковлева З.Р. - методист техникума, преподаватель высшей категории Шаркунов А.П. - председатель ЦМК общепрофессиональных дисциплин, преподаватель высшей категории Рассмотрена на заседании ЦМК ______________________________ Протокол № ______ от «______»_________________________2014 г. Председатель ЦМК___________________________(Шаркунов А.П.) Рекомендована методическим советом ГАОУ СПО «Брянский медицинский техникум им. академика Н. М. Амосова» к использованию в образовательном процессе техникума при реализации общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла по специальности 060301.51 «Фармация».
Заключение методического совета №_____ от «____»_________2014 г. «УТВЕРДИТЬ» Заместитель директора по учебной работе _________________ Цаплина Э. Г. М.П. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 060301.51 «Фармация».
Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников в области общей гигиены с основами экологии человека по специальности 060301.51 «Фармация»: В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен уметь: - вести и пропагандировать здоровый образ жизни; В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен знать: - основные положения гигиены и санитарии; - роль и влияние природных, производственных и социальных факторов на здоровье населения; - правовые основы рационального природопользования; - значение гигиены в фармацевтической деятельности.
Коды формируемых компетенций: ОК-1, ОК-3-4, ОК-9, ПК-1.3, ПК-1.6, ПК-2.1-2.2, ПК-2.4, ПК-3.2. Рекомендации при самоподготовке к семинарскому занятию: 1. Повторите теоретические вопросы, необходимые для усвоения данной темы, для чего повторите материал лекционных занятий и рекомендованной литературы. 2. Проверьте усвоение материала, используя для этого тесты и задачи. 3. Ответы тестов сверьте с эталонами. Задачи решите по предложенному алгоритму. 4. Выполните самостоятельную работу. Тематический план семинарских занятий.
Семинарское занятие №1. Тема: «Предмет гигиены и экологии человека. Этапы развития. Здоровье населения как интегральный критерий качества среды обитания. Гигиенические проблемы экологии и задачи гигиены окружающей среды. Физические факторы риска окружающей среды. Атмосферный воздух его физические и химические свойства, гигиеническое и экологическое значение». К семинару повторить и изучить следующие материалы: 1. Лекции №1-№4 2. Матвеева Н.А., Леонов А.В., Грачева М.П. и др. «Гигиена и экология человека». Учебник для учащихся медицинских училищ. М., «ACADEMA», 2005 г. 3. Габович Р.Д. «Гигиена», М., «Медицина», 1990 г. 4. Саркисянц Э.Э., Перекопская Л.Г. «Гигиена с основами организации здравоохранения», Москва, «Медицина», 1986. 5. Л. Ю. Трушкина, А. Г. Трушкин, Л. М. Демьянова «Общая гигиена с основами экологии человека «, « Феникс» , 2001 г.
Вопросы для рассмотрения на семинаре представлены в приложении №1.После повторения и изучения материалов семинара ответьте на тесты, которые представлены в приложении №2 и решите ситуационные задачи, которые представлены в приложении №3. При встрече с незнакомыми словами воспользуйтесь глоссарием в приложении №4. Самостоятельная работа. 1. Предлагается подготовить реферативные сообщения по выбору: ü « Экологические проблемы современности и пути их решения» ü «История возникновения гигиены и экологии» ü «Не превратить планету в свалку» ü «В чем опасность пассивного курения» ü «Дети солнца (о магнитных бурях)» ü «Капли воды – капли времени (о спасении земли от разрушительных техногенных процессов)» ![]() ü «Солнечная круговерть (неприятности от солнца)» ü «Народная медицина и водолечение» ü «Быть ли зеленой аптеке» ü «Эхо Чернобыля» ü «Опасен ли парниковый эффект» ü « «ЭКОС» - значит «ДОМ» ü «Влияние состояния окружающей среды на здоровье населения. Нерешенные проблемы и задачи» ü «Холодно? Адаптируемся!» ü «Озоновый слой в опасности» ü «Человек в среде обитания» ü «Ветер над городом (о погоде)» ü «Сумеем ли мы сохранить биосферу?» ü «Власть человека над природой: печальные последствия» ü «Когда крокодилы плачут (о погоде)» ü «Узнай «свою» погоду (о погоде)» ü «Об основных этапах развития гигиены и экологии» ü «Главнейшая задача экологии человека в России» 2. Предлагается подготовить кроссворды, ситуационные задачи и тесты по теме семинара. Приложени№1. Вопросы: 1. Гигиена как отрасль профилактической медицины. Предмет гигиены и экологии человека. Содержание, связь с другими дисциплинами. Роль гигиены и экологии в системе наук, изучающих природную среду. Разделы гигиены и экологии. Методы гигиенических исследований. 2. Краткая история возникновения гигиены, экологии и экологии человека. 3. Основы экологических знаний в профилактической медицине 4. Понятие «здоровье» и его компоненты. 5. Классификация факторов в системе «здоровье — среда обитания». 6. Экологический фактор риска здоровью населения 7. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), ее структура, виды деятельности, задачи, функции. 8. Факторы окружающей среды. Учение об адаптации организма человека. Экологические факторы и здоровье населения. Влияние природных условий и промышленных загрязнений на здоровье населения. 9. Климат и здоровье. 10. Гигиеническое нормирование факторов окружающей среды. 11. Антропогенное загрязнение окружающей среды. 12. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. 13. Влияние шума на здоровье населения. 14. Медико-биологические проблемы повышенного и естественного радиационного фона. 15. Эколого-гигиеническая оценка электромагнитных излучений. 16. Физические свойства воздуха - температура, влажность, подвижность воздуха, атмосферное давление и их гигиеническое значение и оценка. Характеристика солнечной радиации. 17. Химический состав атмосферного воздуха и его гигиеническое значение – постоянные составные части воздуха, газообразные примеси, микроорганизмы, механические примеси. Источники загрязнения. Механизмы образования смога. Влияние загрязнения атмосферного воздуха на здоровье и санитарные условия жизни населения. 18. Санитарная защита воздушной среды. Мероприятия по профилактике загрязнений атмосферного воздуха. Представление о планировочных, технологических, санитарно – технических и законодательных мероприятиях. Роль зеленых насаждений. Значение благоустройства. Понятие о ПДК.
Приложение №2. Тесты. 1.Основоположником гигиенической науки является немецкий ученый: а) Эрисман в) Петтенкофер б) Геккель г) Тенсли 2. Первым руководителем кафедры гигиены в Московском университете был: а) Эрисман Ф.Ф. в) Кротков Ф.Г. б) Доброславин А.П. г) Хлопин Г.В. 3. В состав государственной санитарно-эпидемической службы РФ входят: а) ЦГСЭН субъекта РФ в) больница б) Министерство здравоохранения РФ г) федеральный центр госсанэпиднадзора 4.Доля влияния окружающей природной среды на здоровье составляет: а) 10 % в) 30 % б) 20 % г) 50 % 5.По воздействию на организм выделяют семь классов физических факторов: а) 4 в) 5 б) 6 г) 7 6. По отношению к адаптационным системам организма человека окружающая среда может быть: а) здоровой в) абсолютно экстремальной б) загрязненной г) нездоровой 7. Для пищевых продуктов определяются следующие показатели вредности: а) органолептический в) технологический б) общегигиенический г) токсикологический 8. Основной медико-биологический эффект радона высоких концентраций: а) рак кожи в) рак легких б) рак губы г) рак кишечника 9. К тяжелым металлам относят: а) цинк в) натрий б) калий г) медь 10. Тяжелые металлы оказывают действие: а) токсическое в) канцерогенное б) аллергическое г) гонадотропное 11. Единицей измерения силы звука является: а) один герц в) люкс на метр квадратный б) ватт на метр квадратный г) один Белл 12. К электромагнитным излучениям относят: а) гамма излучение в) рентгеновское излучение б) альфа излучение г) нейтронное излучение 13. Патологический процесс при облучении организма проявляется в виде: а) острой лучевой болезни в) хронической лучевой болезни б) вибрационной болезни г) эндемического зоба 14. Нормами радиационной безопасности устанавливаются следующие категории облучаемых лиц: а) категория А в) категория В б) категория Б г) категория С 15. Подберите соответствующие цифровые показатели концентрации кислорода, входящего в состав атмосферного воздуха: а) 19% в) 21% б) 20% г) 22% 16. Условия, способствующие увеличению теплоотдачи путем испарения пота: а) высокая температура и низкая влажность воздуха б) высокая скорость движения воздуха в) низкая температура и высокая влажность 17. Биологическое действие ультрафиолетовых лучей сводится к: а) образованию витамина Д в) бактерицидному действию б) тепловому действию 18. Основным источником загрязнения атмосферного воздуха являются: а) промышленные предприятия в) предприятия ТЭК б) транспорт г) пожары 19. В результате фотохимических реакций под влиянием ультрафиолетовых лучей образуются: а) окислы азота в) озон б) сернистый ангидрид г) фотооксиданты 20. Какая часть солнечного спектра оказывает противорахитное и бактерицидное действие: а) ультрафиолетовые лучи в) инфракрасные лучи б) видимый свет 21.Первым руководителем кафедры гигиены в Военно-медицинской академии Петербурга был: а) Эрисман Ф.Ф. в) Кротков Ф.Г. б) Доброславин А.П. г) Хлопин Г.В. 22. Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) кратко определили здоровье: а) как состояние полного физического благополучия. б) как состояние полного физического, душевного и социального благополучия. в) как состояние полного физического и душевного благополучия г) как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие физических дефектов или болезни. 23. Санитарно-эпидемиологическая служба РФ использует следующие формы санитарно-эпидемиологического надзора: а) профилактический санитарный надзор б) текущий санитарный надзор в) предупредительный санитарный надзор 24. «Центр гигиены и эпидемиологии в Брянской области» имеет следующие основные отделы: а) отдел гигиены в) отдел лабораторного контроля б) отдел санитарии г) отдел эпидемиологии 25. Физические факторы – это: а) влажность в) гельминты б) атмосферное давление г) вибрация 26. Влияние погоды можно предупредить соответствующими мерами: а) систематическое занятие физической культурой в) рациональное питание б) закаливание организма г) правильный выбор одежды
27. Наибольший объем выбросов, загрязняющих атмосферу, приходится на долю предприятий: а) энергетики в)цветной металлургии б) машиностроения г) черной металлургии 28. К мероприятиям санитарной охраны атмосферного воздуха относят: а) планировочные в) санитарно-технические б) технологические г) законодательные 29. Атмосфера Земли разделена на: а) 4 слоя в) 5 слоев б) 6 слоев г) 3 слоя 30. Избыточное количество фтора в питьевой воде вызывает: а) щитовидный зоб б) кариес б) флюороз г) рахит 31. Санитарными нормами для жилых квартир в дневное время регламентируются эквивалентные уровни шума до: а) 20 дБА в) 40 дБА б) 30 дБА г) 50 дБА 32. Единицей поглощенной дозы является: а) Грей в) Зиверт б) Рентген г) Рад 33. К корпускулярным излучениям относят: а) рентгеновское излучение в) протонное излучение б) β – излучение г) мезонное 34. При быстром падении атмосферного давления возникает: а) вибрационная болезнь в) метгемоглобинемия б) декомпрессионная болезнь г) кислородная недостаточность 35. Нормальное атмосферное давление составляет: а) 720 мм рт. ст. в) 730 мм рт. ст. б) 760 мм рт. ст. г) 750 мм рт. ст. 36. На долю испарения пота приходится процент теплоотдачи: а) 45% в) 10% б) 30% г) 25% 37. К корпускулярным излучениям относят: а) рентгеновское излучение в) протонное излучение б) β – излучение г) мезонное 38. К мероприятия санитарной охраны атмосферного воздуха относят: а) планировочные в) санитарно-технические б) технологические г) законодательные 39. Основное биологическое действие инфракрасных лучей это: а) образование витамина Д в) фотохимическое действие б) тепловое действие г) бактерицидное действие 40. Изменение при Уф недостаточности: а) ускорение гемопоэза в) снижение сопротивляемости б) снижение жизненного тонуса г) рахит Эталоны правильных ответов:
1. в 2. а 3. а, б, г 4. б 5. г 6. а, в, г 7. а, б, в, г 8. в 9. а, г 10.а, б, в, г 11.б 12.а, в 13.а, в 14.а, б, в 15.в 16.а, б 17.а, в 18.а, б, в 19.г 20.а 21.б 22.г 23.б, в 24.а, в, г 25.а, б, г 26.а, б, в, г 27.а, в, г 28.а, б, в, г 29.б 30.б 31.в 32.а, г 33.б, в, г 34.б 35.б 36.г 37.а, б, г 38.а, б, в, г 39.б, в 40.б, в, г
Приложение №3. Ситуационные задачи
Задача № 1. С поверхности тела человека испарилось в течение часа 0,2 л пота. Сколько он потерял тепла за счет испарения? Какими путями человек теряет тепло через кожу? Ответ: при испарении 1 гр. пота теряется 0,6 ккал следовательно, при испарении 0,2 л пота теряется 480 ккал. Через кожу человек теряет тепло путем испарения пота, проведением (конвекции и кондукции).
Задача № 2. Какими путями человек будет терять тепло, если температура воздуха и стен помещения + 40 0 С, относительная влажность – 65 %, а скорость движения воздуха – 0,2 м/сек? Какими путями человек теряет тепло через кожу? Ответ: потоотделением и конвекцией. Через кожу человек теряет тепло путем испарения пота, проведением (конвекции и кондукции). Приложение №4. Глоссарий. Антропогенный– возникающий при участии или под воздействием человека. Анемометр- прибор для определения скорости движения воздуха. Атмосфера – воздушная обложка Земли, состоящая из тропосферы, стратосферы, мезосферы, ионосферы. Абсолютная влажность – это количество паров в граммах, содержащихся в 1 м3 воздуха. Анаэробный процесс – процесс, протекающий без доступа кислорода; организм, существующий без доступа кислорода. Антропогенная нагрузка – степень прямого или косвенного воздействия людей, их хозяйственной деятельности на природу в целом или на ее компоненты. Антропогенные загрязнения – загрязнения, возникающие в результате биологического существования и хозяйственной деятельности людей, в том числе прямого или косвенного влияния на интенсивность природного загрязнения. Антропогенные факторы – абиотические и биотические факторы, измененные деятельностью или происходящие от человека. Биометиорология – раздел метеорологии, изучающий влияние погоды на живые организмы, в частности, на организм человека. Биосфера – нижняя часть атмосферы, вся гидросфера и часть ионосферы 3 , населенные живыми организмами «область существования живого вещества», самая крупная экосистема Земли. Биодоза – наименьшее количество Уф излучений, которое вызывает под отверстиями биодозиметра на поверхности кожи слабо, но ясно очередное покраснение через 6-8 часов после облучения. Вред окружающей природной среде экологический – негативные природные состояния окружающей природной среды, выражающиеся в загрязнении природной окружающей среды, истощением ее ресурсов, разрушением экосистем, нарушением обмена веществ и энергии, гармонического развития общества и природы. Всемирная организация здравоохранения – организация объединения наций, деятельность которой направлена на борьбу с особо опасными болезнями, разработку международных санитарных правил. Основана в Женеве в 1946 г. Гидросфера– водная оболочка Земли. Ген– материальный носитель наследственности, отвечающий за передачу определенных признаков, отвечающий за передачу определенных признаков. Гигиена– отрасль медицины, изучающая влияние окружающей человека среды и производственной деятельности на здоровье человека и разрабатывающая оптимальные, научно обоснованные требования к условиям жизни и труда населения. Гигиена в отличии от экологии человека ограничивается местами непосредственного обитания и работы человека. Гигиена включает общую, коммунальную, питания, социальную, труда, гигиену детей и подростков. Гигиеническое нормирование – обоснование и установка безопасных для человека уровней содержания вредных веществ в природных средах (воздухе, почве, воде); критерии Г.Н. – предельно-допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в окр. среде. Глобальное загрязнение (фоновое биосферное загрязнение) – загрязнение среды физическими, химическими или биологическими агентами, обнаруживаемыми вдали от их источников и практически в любой точке планеты. Дождь кислотный – дождь (и снег), подкисленный (рН < 5,6) из – за растворения в атмосферной влаге промышленных выбросов. Декомпрессионная болезнь (кессонная болезнь) – болезнь, возникающая при быстром переходе из среды с более высоким давлением в среду с более низким. Кризис экологический – напряженное состояния между человеком и природой, характеризующееся несоответствием развития производительных или производственных отношений в человеческом обществе ресурсо – экологическим возможностям биосферы. Круговорот веществ - закономерное многократное участие веществ, в процессах и явлениях, протекающих в атмосфере, биосфере, гидросфере, литосфере. Климат – многолетний закономерно повторяющийся режим погоды, присущей данной местности. Максимальная влажность – это количество водяных паров в граммах, необходимых для полного насыщения 1 м3 воздуха влагой при данной температуре. Ноосфера– буквально мыслящая оболочка , сфера разума, высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и развитием в ней человечества, когда разумная человеческая деятельность становиться главным определяющим фактором развития (В.И. Вернадский 1994 г.). Окружающая природная среда – естественная среда обитания человека, биосфера, служащая условием, средством и местом жизни человека и других живых организмов; в широком смысле включает природу как систему естественных экосистем и окружающую среду как ту часть естественной среды, которая преобразована в результате деятельности человека. Озоновый экран - слой атмосферы, расположенный на высоте от 10 до 50 км, с концентрацией озона, в 10 раз превышающей ее у поверхности Земли: задерживает проникновение к земной поверхности излучения, губительного для всего живого. Охрана окружающей природной среды – система государственных и общественных мер, направленных на обеспечение гармоничного взаимодействия общества и природы. Относительная влажность – это отношение абсолютной влажности к максимальной и выражаемая в процентах Парниковый эффект – свойство атмосферы пропускать солнечную радиацию, но задерживать земное излучение, способствующее аккумуляции тепла на нашей планете. Пестициды – ядохимикаты для защиты растений от вредителей, болезней, сорняков. Популяционная экология – изучает колебания численности разных видов и устанавливает причины этого явления. Психрометр – прибор для определения относительной влажности воздуха. ПДВ (предельно допустимый выброс веществ в атмосферу) – научно-технический норматив, устанавливаемый для каждого загрязнения и источника выброса, выполнение которого обеспечивает соблюдение ПДК на мониторной территории населенного пункта с учетом выбросов соседствующих предприятий. ПДК(предельно допустимая концентрация) – максимальное количество вредного вещества в единице объема или массы, которая при ежедневном воздействии в течении неограниченного периода времени не вызывает каких-либо болезненных изменений в организме и неблагоприятных подследственных изменений, реперной (отчетной) величиной, установленной в экспериментальной, строго регламентированных лабораторных условиях, единица масштаба от которой измерение степени опасности загрязнения объектов окружающей среды. ПДН(предельно допустимые нормы) – предельно допустимые нормы антропогенной нагрузки на природную среду, установленные с учетом емкости природной среды и ее ресурсового потенциала. Роза ветров – графическое изображение повторяемости ветра на данной местности. Смог –сочетание пылевых частиц и капель тумана. Термин, широко используемый для обозначения загрязнения воздуха, любого характера. Синэкология- раздел экологии, изучающий сообщества организмов (биоценозы, экосистемы). Сажа – продукт неполного сгорания топлива, обладает канцерогенными свойствами. Санитарно гигиенические нормы – показатели санитарно-гигиенических условий и качества окружающей среды человека, соблюдение которых обеспечивает для него условия существования, благоприятные для жизни и безопасные для здоровья. Скруббер – установка для очистки воздуха на промышленных предприятиях. Тропосфера – нижний слой атмосферы, оказывающий влияние на погоду. Токсический смог – образуется при безветрии, температурной инверсии, высокой влажности и низкой температуре воздуха. Инсоляция– проникновение солнечных лучей в помещение. Факторальная экология (Аутэкология) – исследует совокупность всех факторов, влияющих на особь. Фотарии – помещение для профилактического облучения Уф лучами. Фотохимическое загрязнение воздуха – загрязнение воздуха в результате фотохимических реакций, т. е. реакций, индуцируемых солнечным светом. В этих реакциях при взаимодействии окислов азота и углерода, содержащихся в воздухе, образуется двуокись азота, озон, альдегиды и производные пироксиактилнитрата (ПАН). Эти соединения обладают неодинаковым действием, но растения повреждаются озоном и производными ПАН. Обычным следствием воздействия этих веществ на людей бывает раздражение слизистых глаз и горла и возникновение респираторных заболеваний. Экология – наука о составе, функциональных особенностях и эволюции систем, популяционных экосистем и биосферы; изучает основные закономерности: поток энергии, циркуляцию химических элементов. Экология социальная – научная дисциплина, рассматривающая взаимоотношения в системе «общество – природа, изучает взаимодействие и взаимосвязи человеческого общества с природной средой и разрабатывает научные основы рационального природопользования, которые предлагает охрану природы и оптимизацию жизненной среды человека. Экология человека – дисциплина, исследующая общие законы взаимодействия биосферы и антропосистемы человека, его группы, популяций и индивидуумов, влияние природной среды на человека и группы людей Экологическая система (экосистема) - природная система, в которой живые организмы и среда их обитания объединены в единое функциональное целое через обмен веществ и энергии, тесную причинно – следственную взаимосвязь и зависимость слагающих ее экологических компонентов. Элементарная функциональная единица биосферы, система включающая все организмы (биоценоз) на данном участке (биотопе) и взаимодействующему с физической средой таким образом, что поток энергии создает определенную трофическую структуру, видовое разнообразие а круговорот веществ внутри системы, термин ввел А. Тенсли (1935). Семинарское занятие №2. Тема: «Вода, ее физические и химические свойства, гигиеническое и экологическое значение. Почва, ее физические и химические свойства, гигиеническое и экологическое значение. Гигиенические основы планировки и благоустройства населенных мест. Гигиена жилых и общественных зданий. Гигиенические основы физиологии и биохимии питания. Пищевая и биологическая ценность продуктов питания. Основные принципы рационального питания. Лечебное, лечебно–профилактическое питание».
К семинару повторить и изучить следующие материалы: 6. Лекции №5-№8 7. Матвеева Н.А., Леонов А.В., Грачева М.П. и др. «Гигиена и экология человека». Учебник для учащихся медицинских училищ. М., «ACADEMA», 2005 г. 8. Габович Р.Д. «Гигиена», М., «Медицина», 1990 г. 9. Саркисянц Э.Э., Перекопская Л.Г. «Гигиена с основами организации здравоохранения», Москва, «Медицина», 1986. 10. Л. Ю. Трушкина, А. Г. Трушкин, Л. М. Демьянова «Общая гигиена с основами экологии человека «, « Феникс» , 2001 г.
Вопросы для рассмотрения на семинаре представлены в приложении №1.После повторения и изучения материалов семинара ответьте на тесты, которые представлены в приложении №2 и решите ситуационные задачи, которые представлены в приложении №3. При встрече с незнакомыми словами воспользуйтесь приложением №4. Самостоятельная работа. 1. предлагается подготовить реферативные сообщения по выбору: - «Подскажет ли диету голос крови» - «Весна! Капель, любовь и …авитаминоз» - О мерах по совершенствованию лечебного питания в ЛПУ РФ. - Вегетарианство. Натуропатическое питание. - Кефир, йогурт или простокваша. - Новый подход к старой болезни. - Кисельная история. - Весна: пора есть квашеную капусту. - Съел и порядок. - Суп с таблицей Менделеева. - Плоды запоздалые. - Витамины и минеральные вещества в комплексной профилактике и лечении остеопороза. - Нет зверя страшнее гиповитаминоза. - Хлорирование воды как фактор повышенной опасности для здоровья. - Нитраты любят кочерыжку - Радиация и питание. - Не пылит квартира. - Очистные сооружения сельского дома. - Воздух в вашей квартире. - Здоровье вашему дому. - Организация лечебного питания в ЛПУ. 2. Предлагается подготовить кроссворды, ситуационные задачи и тесты по теме семинара. Приложени№1. Вопросы: 1. Физиологическое, эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение воды. 2. Органолептические свойства воды. Химический состав. Заболевания, обусловленные необычным минеральным составом природных вод. Влияние загрязнения воды на здоровье человека. Инфекционные заболевания и гельминтозы, передаваемые водным путем. Условия и сроки выживания патогенных микроорганизмов в воде. Особенности водных эпидемий. 3. Виды источников водоснабжения и их санитарно – гигиеническая характеристика. Причины загрязнения. Охрана источников водоснабжения. Гигиеническая характеристика систем хозяйственно – питьевого водоснабжения. 4. Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды. 5. Гигиенические требования к нецентрализованному (местному) водоснабжению. 6. Методы улучшения качества питьевой воды. 7.Гигиеническое значение состава и свойств почвы. Химический состав почвы. Значение примесей антропогенного характера. Санитарная оценка почвы. 8. Эпидемиологическое значение почвы. 9. Самоочищение почвы. 10. Очистка населенных мест и гигиеническое значение. 11. Канализация населенных мест и санитарная охрана водоемов. 12. Гигиеническая характеристика методов очистки сточных вод. 13. Урбоэкология. Закономерности устойчивого развития урбосистемы. 14. Принципы планировки и зонирования территории города. 15. Оценка санитарно-эпидемиологического благополучия жилой зоны города. 16. Гигиена жилища. Совокупное воздействие жилищных условий (физические, химические, биологические факторы) и степени их благоустройства на жизнедеятельность и здоровье человека. 17. Микроклимат жилищ и гигиеническая характеристика различных видов топления. 18. Воздушный режим в закрытых помещениях и их вентиляция. 19.Гигиенические основы рационального освещения и инсоляции. Нормирование освещенности в помещении. 20. Коммунальный шум как фактор среды обитания человека. 21. Принципы здорового питания. Рациональное питание. Гигиенические требования к пищевому рациону, его энергетическая ценность и качественный состав, сбалансированность питательных веществ, усвояемость, разнообразие. Лечебное, лечебно-профилактическое и диетическое питание. Характеристика основных лечебных диет. Механическое, химическое и термическое щажение в питании. Особенности кулинарной обработки при приготовлении диетических блюд. Режим питания. 22. Белки: их значение для жизни, роста и развития организма. Состав белков. Заменимые и незаменимые аминокислоты. Основные источники белков в питании. 23. Жиры: их значение в питании. Полиненасыщенные жирные кислоты, их значение, источники. 24. Углеводы: их значение в питании. Гигиеническая характеристика и источники отдельных видов углеводов: моносахаридов (глюкозы, фруктозы), дисахаридов (сахарозы, лактозы), полисахаридов (крахмала, пектиновых веществ, клетчатки). 25. Минеральные элементы. Минеральные элементы щелочного характера: кальций, магний, натрий, калий. Минеральные элементы кислотного характера: фосфор, сера, хлор. Биомикроэлементы: железо, йод, фтор, селен, медь, цинк и др. Основные источники минеральных элементов. 26. Витамины, их классификация. Значение витаминов и их основные источники. Профилактика гиповитаминозов. Витаминизация продуктов и готовой пищи. 27. Рекомендуемые величины физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения. 28. Пищевая и биологическая ценность основных продуктов питания: мяса, колбасных изделий, яиц, рыбы, молока и молочных продуктов, муки, круп, хлеба, овощей, плодов и их гигиенические показатели качества. 29. Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов. Санитарная экспертиза пищевых продуктов. Приложение №2. Тесты: 1. В организме взрослого человека вода составляет: а) 45% - 55% б) 55% - 65% в) 60 % - 70% г) 70% - 80 % 2. Природные воды делятся на: а) пресные б) минерализованные в) морские г) рассолы 3. Избыточное количество нитратов в питьевой воде вызывает: а) эндемический зоб б) метгемоглобинемию в) флюороз г) кариес 4. Шахтный колодец должен быть обеспечен: а) отмосткой б) крышкой в) навесом г) общественным ведром 5. Основные способы улучшения качества воды: а) осветление б) обезжелезивание в) обесцвечивание г) обеззараживание 6. Величина зерен (частиц) и пор определяет свойства почвы: а) гигроскопичность б) капиллярность в) пористость г) влагоемкость 7.Объем выгреба уборной рассчитывают из норм нечистот на 1 человека в сутки: а) 5 литров б) 2,5 литра в) 1 литр г) 1,5 литра 8. Естественные методы очистки сточных вод используются на: а) полях ассенизации б) полях запахивания в) полях орошения г) полях фильтрации 9. Выберете из перечисленных типов помещения, которым соответствует КЕО не менее 1,5 %: а) жилые помещения б) учебные аудитории в) больничные палаты г) операционные 10. Выберите соответствующую норму искусственного освещения учебных аудиторий лампами накаливания: а) 75 лк б) 100 лк в) 150 лк г) 300 лк 11. С помощью какого прибора измеряют освещенность в помещении: а) термометр б) анемометр в) психрометр г) люксметр 12. Какой тип люминесцентных ламп применяют для искусственного освещения учебных аудиторий: а) дневного света б) белого света в) теплого белого света г) холодного белого света 13. Основным источником полноценных белков являются следующие пищевые продукты: а) мясо б) яйца в) помидоры г) рыба 14.В суточном рационе питания за счет белков должно быть обеспечено от общей энергетической ценности: а) 18-20% б) 11-13% в) 9-11% г) 15-18% 15. Авитаминоз витамина С называется: а) болезнь бери-бери б) куриная слепота в) цинга г) пеллагра 16. Молоко и молочные продукты должны составлять в рационе питания: а) не менее 25 % б) не менее 10 % в) не менее 15 % г) не менее 30 % 17.При 3-х разовом питании у взрослых рекомендуют следующее распределение калорийности: а) З -10 %, О – 40 %, У – 50 % б) З -10 %, О – 60 %, У – 30 % в) З -30 %, О – 40 %, У – 30 % г) З -30 %, О – 45 %, У – 25 % 18. Белки выполняют следующие функции: а) пластическая б) источник витамина А и Д в) энергетическая г) защитная 19. Жиры являются источником витаминов: а) А б) В в) Е г) Д 20. За счет жира должно быть обеспечено от суточной энергетической ценности рациона: а) 28 – 33 % б) 11 – 13 % в) 15 - 30 % г) 54 – 56 % 21. Через воду могут передаваться инфекционные заболевания: а) брюшной тиф б) дизентерия в) корь г) ветряная оспа 22. По Сан Пин «Питьевая вода» содержание свободного остаточного хлора должно быть: а) не боле 0,3 – 0,5 мг/л б) не более 0,2 – 0,3 мг/л в) 0,1 – 0,3 мг/л г) 0,2 – 0,5 мг/л 23. Наиболее часто применяют следующие методы улучшения качества питьевой воды: а) коагуляция б) отстаивание в) фильтрация г) обеззараживание 24. Избыточное или недостаточное поступление микроэлементов в организм человека вызывает: а) инфекционные заболевания б) биогеохимические эндемические заболевания. в) заболевания избыточного питания г) заболевания недостаточного питания 25. В практике водоподготовки используется несколько способов хлорирования воды: а) хлорирование нормальными дозами б) хлорирование с преаммонизацией в) гиперхлорирование г) озонирование 26. Почва состоит из: а) материнской породы б) мертвого органического вещества в) гумуса г) живых организмов, воздуха и воды. 27. Нечистоты обезвреживают на полях: а) компостирования б) ассенизации в) запахивания г) орошения 28. Для удаления жидких отходов из населенных мест применяют две системы: а) вывозную б) сплавную в) обменную г) оборотную 29. К сооружениям местной канализации относят: а) поля подземной фильтрации б) фильтрующие колодцы в) септиктенки г) аэротенки 30. Норма накопления жидких отходов на человека в сутки составляет: а) 2, 5 л б) 1, 5 л в) 4, 5 л г) 3, 5 л 31. Выберите соответствующую норму искусственного освещения учебной аудитории люминесцентными лампами: а) 75 лк б) 100 лк в) 300 лк г) 150 лк 32. Какие коэффициенты используют для характеристики естественного освещения в помещении: а) угол падения б) СК в) КЕО г) угол отверстия 33. Белки выполняют следующие функции: а) пластическая б) энергетическая в) источник витамина А, Д г) защитная 34. Жиры являются источников витаминов: а) С б) А в) Д г) К 35. За счет жира должно быть обеспечено от суточной энергетической ценности рациона: а) 52-55% б) 16-17% в) 11-12% г) 28-33% 36. К макроэлементам относят: а) кальций б) натрий в) магний г) йод 37. К незаменимым относят: а) 6 аминокислот б) 8 аминокислот в) 10 аминокислот г) 12 аминокислот
38. При сгорании 1 грамма жира образуется: а) 9 ккал б) 6 ккал в) 4 ккал г) 2 ккал 39. К полисахаридам относят: а) крахмал б) гликоген в) клетчатка г) пектиновые вещества 40. За счет углеводов должно быть обеспечено от суточной энергетической ценности рациона: а) 28 – 33 % б) 11- 13 % в) 45 – 50 % г) 54 – 56 % Доверь свою работу кандидату наук!
![]() |