Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Федеральный государственный образовательный стандарт



Департамент здравоохранения администрации Брянской области.

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования.

Брянский медицинский техникум им. академика Н. М. Амосова.

 

 

Методические рекомендации

к семинарским занятиям по учебной дисциплине

ОП. 05 «Гигиена и экология человека»

Специальность 060301.51 «Фармация»

Квалификация: фармацевт

Уровень подготовки: углубленный

Форма обучения: очная

Нормативный срок подготовки: 2 года 10 месяцев

Образовательная база приема: на базе среднего (полного) общего образования

 

 

Г. Брянск

Г.

Методические рекомендации к семинарским занятиям по учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 060301.51 «Фармация».

Организация-разработчик:

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Брянский медицинский техникум имени академика Н. М. Амосова».

 

Разработчики:

Кукин И.А.- преподаватель гигиены и экологии, преподаватель высшей категории

Рецензенты:

Яковлева З.Р. - методист техникума, преподаватель высшей категории

Шаркунов А.П. - председатель ЦМК общепрофессиональных дисциплин, преподаватель высшей категории

Рассмотрена на заседании ЦМК ______________________________

Протокол № ______ от «______»_________________________2014 г.

Председатель ЦМК___________________________(Шаркунов А.П.)

Рекомендована методическим советом ГАОУ СПО «Брянский медицинский техникум им. академика Н. М. Амосова» к использованию в образовательном процессе техникума при реализации общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла по специальности 060301.51 «Фармация».

 

Заключение методического совета №_____ от «____»_________2014 г.

«УТВЕРДИТЬ»

Заместитель директора по учебной работе _________________ Цаплина Э. Г.



М.П.

Федеральный государственный образовательный стандарт

среднего профессионального образования по специальности 060301.51 «Фармация».

 

Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников в области общей гигиены с основами экологии человека по специальности 060301.51 «Фармация»:

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен уметь:

- вести и пропагандировать здоровый образ жизни;

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен знать:

- основные положения гигиены и санитарии;

- роль и влияние природных, производственных и социальных факторов на здоровье населения;

- правовые основы рационального природопользования;

- значение гигиены в фармацевтической деятельности.

 

Коды формируемых компетенций:

ОК-1, ОК-3-4, ОК-9, ПК-1.3, ПК-1.6, ПК-2.1-2.2, ПК-2.4, ПК-3.2.

Рекомендации при самоподготовке к семинарскому занятию:

1. Повторите теоретические вопросы, необходимые для усвоения данной темы, для чего повторите материал лекционных занятий и рекомендованной литературы.

2. Проверьте усвоение материала, используя для этого тесты и задачи.

3. Ответы тестов сверьте с эталонами. Задачи решите по предложенному алгоритму.

4. Выполните самостоятельную работу.

Тематический план семинарских занятий.

№ п.п Наименование темы Количество аудиторных часов
    1. Семинар №1: Предмет гигиены и экологии человека. Этапы развития. Здоровье населения как интегральный критерий качества среды обитания. Гигиенические проблемы экологии и задачи гигиены окружающей среды. Физические факторы риска окружающей среды. Атмосферный воздух его физические и химические свойства, гигиеническое и экологическое значение    
  2. Семинар №2: Вода, ее физические и химические свойства, гигиеническое и экологическое значение. Почва, ее физические и химические свойства, гигиеническое и экологическое значение. Гигиенические основы планировки и благоустройства населенных мест. Гигиена жилых и общественных зданий. Гигиенические основы физиологии и биохимии питания. Пищевая и биологическая ценность продуктов питания. Основные принципы рационального питания. Лечебное, лечебно–профилактическое питание.  
  3. Семинар №3: Гигиена труда. Влияние производственных факторов на здоровье и жизнедеятельность человека. Гигиена лечебно-профилактических учреждений. Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию образовательных учреждений. Компоненты здорового образа жизни и пути их формирования Методы, формы и средства гигиенического воспитания населения.  
  4. Семинар №4.     2 (Снятие)
  Всего

Семинарское занятие №1.



Тема: «Предмет гигиены и экологии человека. Этапы развития. Здоровье населения как интегральный критерий качества среды обитания. Гигиенические проблемы экологии и задачи гигиены окружающей среды. Физические факторы риска окружающей среды. Атмосферный воздух его физические и химические свойства, гигиеническое и экологическое значение».

К семинару повторить и изучить следующие материалы:

1. Лекции №1-№4

2. Матвеева Н.А., Леонов А.В., Грачева М.П. и др. «Гигиена и экология человека». Учебник для учащихся медицинских училищ. М., «ACADEMA», 2005 г.

3. Габович Р.Д. «Гигиена», М., «Медицина», 1990 г.

4. Саркисянц Э.Э., Перекопская Л.Г. «Гигиена с основами организации здравоохранения», Москва, «Медицина», 1986.

5. Л. Ю. Трушкина, А. Г. Трушкин, Л. М. Демьянова «Общая гигиена с основами экологии человека «, « Феникс» , 2001 г.

 

Вопросы для рассмотрения на семинаре представлены в приложении №1.После повторения и изучения материалов семинара ответьте на тесты, которые представлены в приложении №2 и решите ситуационные задачи, которые представлены в приложении №3. При встрече с незнакомыми словами воспользуйтесь глоссарием в приложении №4.

Самостоятельная работа.

1. Предлагается подготовить реферативные сообщения по выбору:

ü « Экологические проблемы современности и пути их решения»

ü «История возникновения гигиены и экологии»

ü «Не превратить планету в свалку»

ü «В чем опасность пассивного курения»

ü «Дети солнца (о магнитных бурях)»

ü «Капли воды – капли времени (о спасении земли от разрушительных техногенных процессов)»

ü «Солнечная круговерть (неприятности от солнца)»

ü «Народная медицина и водолечение»

ü «Быть ли зеленой аптеке»

ü «Эхо Чернобыля»

ü «Опасен ли парниковый эффект»

ü « «ЭКОС» - значит «ДОМ»

ü «Влияние состояния окружающей среды на здоровье населения. Нерешенные проблемы и задачи»

ü «Холодно? Адаптируемся!»

ü «Озоновый слой в опасности»

ü «Человек в среде обитания»

ü «Ветер над городом (о погоде)»

ü «Сумеем ли мы сохранить биосферу?»

ü «Власть человека над природой: печальные последствия»

ü «Когда крокодилы плачут (о погоде)»

ü «Узнай «свою» погоду (о погоде)»

ü «Об основных этапах развития гигиены и экологии»

ü «Главнейшая задача экологии человека в России»

2. Предлагается подготовить кроссворды, ситуационные задачи и тесты по теме семинара.

Приложени№1.

Вопросы:

1. Гигиена как отрасль профилактической медицины. Предмет гигиены и экологии человека. Содержание, связь с другими дисциплинами. Роль гигиены и экологии в системе наук, изучающих природную среду. Разделы гигиены и экологии. Методы гигиенических исследований.

2. Краткая история возникновения гигиены, экологии и экологии человека.

3. Основы экологических знаний в профилактической медицине

4. Понятие «здоровье» и его компоненты.

5. Классификация факторов в системе «здоровье — среда обитания».

6. Экологический фактор риска здоровью населения

7. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), ее структура, виды деятельности, задачи, функции.

8. Факторы окружающей среды. Учение об адаптации организма человека. Экологические факторы и здоровье населения. Влияние природных условий и промышленных загрязнений на здоровье населения.

9. Климат и здоровье.

10. Гигиеническое нормирование факторов окружающей среды.

11. Антропогенное загрязнение окружающей среды.

12. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

13. Влияние шума на здоровье населения.

14. Медико-биологические проблемы повышенного и естественного радиационного фона.

15. Эколого-гигиеническая оценка электромагнитных излучений.

16. Физические свойства воздуха - температура, влажность, подвижность воздуха, атмосферное давление и их гигиеническое значение и оценка. Характеристика солнечной радиации.

17. Химический состав атмосферного воздуха и его гигиеническое значение – постоянные составные части воздуха, газообразные примеси, микроорганизмы, механические примеси. Источники загрязнения. Механизмы образования смога. Влияние загрязнения атмосферного воздуха на здоровье и санитарные условия жизни населения.

18. Санитарная защита воздушной среды. Мероприятия по профилактике загрязнений атмосферного воздуха. Представление о планировочных, технологических, санитарно – технических и законодательных мероприятиях. Роль зеленых насаждений. Значение благоустройства. Понятие о ПДК.

 


Приложение №2.

Тесты.

1.Основоположником гигиенической науки является немецкий ученый:

а) Эрисман в) Петтенкофер

б) Геккель г) Тенсли

2. Первым руководителем кафедры гигиены в Московском университете был:

а) Эрисман Ф.Ф. в) Кротков Ф.Г.

б) Доброславин А.П. г) Хлопин Г.В.

3. В состав государственной санитарно-эпидемической службы РФ входят:

а) ЦГСЭН субъекта РФ в) больница

б) Министерство здравоохранения РФ г) федеральный центр

госсанэпиднадзора

4.Доля влияния окружающей природной среды на здоровье составляет:

а) 10 % в) 30 %

б) 20 % г) 50 %

5.По воздействию на организм выделяют семь классов физических факторов:

а) 4 в) 5

б) 6 г) 7

6. По отношению к адаптационным системам организма человека окружающая среда может быть:

а) здоровой в) абсолютно экстремальной

б) загрязненной г) нездоровой

7. Для пищевых продуктов определяются следующие показатели вредности:

а) органолептический в) технологический

б) общегигиенический г) токсикологический

8. Основной медико-биологический эффект радона высоких концентраций:

а) рак кожи в) рак легких

б) рак губы г) рак кишечника

9. К тяжелым металлам относят:

а) цинк в) натрий

б) калий г) медь

10. Тяжелые металлы оказывают действие:

а) токсическое в) канцерогенное

б) аллергическое г) гонадотропное

11. Единицей измерения силы звука является:

а) один герц в) люкс на метр квадратный

б) ватт на метр квадратный г) один Белл

12. К электромагнитным излучениям относят:

а) гамма излучение в) рентгеновское излучение

б) альфа излучение г) нейтронное излучение

13. Патологический процесс при облучении организма проявляется в виде:

а) острой лучевой болезни в) хронической лучевой болезни

б) вибрационной болезни г) эндемического зоба

14. Нормами радиационной безопасности устанавливаются следующие категории облучаемых лиц:

а) категория А в) категория В

б) категория Б г) категория С

15. Подберите соответствующие цифровые показатели концентрации кислорода, входящего в состав атмосферного воздуха:

а) 19% в) 21%

б) 20% г) 22%

16. Условия, способствующие увеличению теплоотдачи путем испарения пота:

а) высокая температура и низкая влажность воздуха

б) высокая скорость движения воздуха

в) низкая температура и высокая влажность

17. Биологическое действие ультрафиолетовых лучей сводится к:

а) образованию витамина Д в) бактерицидному действию

б) тепловому действию

18. Основным источником загрязнения атмосферного воздуха являются:

а) промышленные предприятия в) предприятия ТЭК

б) транспорт г) пожары

19. В результате фотохимических реакций под влиянием ультрафиолетовых лучей образуются:

а) окислы азота в) озон

б) сернистый ангидрид г) фотооксиданты

20. Какая часть солнечного спектра оказывает противорахитное и бактерицидное действие:

а) ультрафиолетовые лучи в) инфракрасные лучи

б) видимый свет

21.Первым руководителем кафедры гигиены в Военно-медицинской академии Петербурга был:

а) Эрисман Ф.Ф. в) Кротков Ф.Г.

б) Доброславин А.П. г) Хлопин Г.В.

22. Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) кратко определили здоровье:

а) как состояние полного физического благополучия.

б) как состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

в) как состояние полного физического и душевного благополучия

г) как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие физических дефектов или болезни.

23. Санитарно-эпидемиологическая служба РФ использует следующие формы санитарно-эпидемиологического надзора:

а) профилактический санитарный надзор

б) текущий санитарный надзор

в) предупредительный санитарный надзор

24. «Центр гигиены и эпидемиологии в Брянской области» имеет следующие основные отделы:

а) отдел гигиены в) отдел лабораторного контроля

б) отдел санитарии г) отдел эпидемиологии

25. Физические факторы – это:

а) влажность в) гельминты

б) атмосферное давление г) вибрация

26. Влияние погоды можно предупредить соответствующими мерами:

а) систематическое занятие

физической культурой в) рациональное питание

б) закаливание организма г) правильный выбор одежды

 

27. Наибольший объем выбросов, загрязняющих атмосферу, приходится на долю предприятий:

а) энергетики в)цветной металлургии

б) машиностроения г) черной металлургии

28. К мероприятиям санитарной охраны атмосферного воздуха относят:

а) планировочные в) санитарно-технические

б) технологические г) законодательные

29. Атмосфера Земли разделена на:

а) 4 слоя в) 5 слоев

б) 6 слоев г) 3 слоя

30. Избыточное количество фтора в питьевой воде вызывает:

а) щитовидный зоб б) кариес

б) флюороз г) рахит

31. Санитарными нормами для жилых квартир в дневное время регламентируются эквивалентные уровни шума до:

а) 20 дБА в) 40 дБА

б) 30 дБА г) 50 дБА

32. Единицей поглощенной дозы является:

а) Грей в) Зиверт

б) Рентген г) Рад

33. К корпускулярным излучениям относят:

а) рентгеновское излучение в) протонное излучение

б) β – излучение г) мезонное

34. При быстром падении атмосферного давления возникает:

а) вибрационная болезнь в) метгемоглобинемия

б) декомпрессионная болезнь г) кислородная недостаточность

35. Нормальное атмосферное давление составляет:

а) 720 мм рт. ст. в) 730 мм рт. ст.

б) 760 мм рт. ст. г) 750 мм рт. ст.

36. На долю испарения пота приходится процент теплоотдачи:

а) 45% в) 10%

б) 30% г) 25%

37. К корпускулярным излучениям относят:

а) рентгеновское излучение в) протонное излучение

б) β – излучение г) мезонное

38. К мероприятия санитарной охраны атмосферного воздуха относят:

а) планировочные в) санитарно-технические

б) технологические г) законодательные

39. Основное биологическое действие инфракрасных лучей это:

а) образование витамина Д в) фотохимическое действие

б) тепловое действие г) бактерицидное действие

40. Изменение при Уф недостаточности:

а) ускорение гемопоэза в) снижение сопротивляемости

б) снижение жизненного тонуса г) рахит


Эталоны правильных ответов:

 


1. в

2. а

3. а, б, г

4. б

5. г

6. а, в, г

7. а, б, в, г

8. в

9. а, г

10.а, б, в, г

11.б

12.а, в

13.а, в

14.а, б, в

15.в

16.а, б

17.а, в

18.а, б, в

19.г

20.а

21.б

22.г

23.б, в

24.а, в, г

25.а, б, г

26.а, б, в, г

27.а, в, г

28.а, б, в, г

29.б

30.б

31.в

32.а, г

33.б, в, г

34.б

35.б

36.г

37.а, б, г

38.а, б, в, г

39.б, в

40.б, в, г




 

Приложение №3.

Ситуационные задачи

 

Задача № 1.

С поверхности тела человека испарилось в течение часа 0,2 л пота. Сколько он потерял тепла за счет испарения? Какими путями человек теряет тепло через кожу?

Ответ: при испарении 1 гр. пота теряется 0,6 ккал следовательно, при испарении 0,2 л пота теряется 480 ккал. Через кожу человек теряет тепло путем испарения пота, проведением (конвекции и кондукции).

 

Задача № 2.

Какими путями человек будет терять тепло, если температура воздуха и стен помещения + 40 0 С, относительная влажность – 65 %, а скорость движения воздуха – 0,2 м/сек? Какими путями человек теряет тепло через кожу?

Ответ: потоотделением и конвекцией. Через кожу человек теряет тепло путем испарения пота, проведением (конвекции и кондукции).

Приложение №4.

Глоссарий.

Антропогенный– возникающий при участии или под воздействием человека.

Анемометр- прибор для определения скорости движения воздуха.

Атмосфера – воздушная обложка Земли, состоящая из тропосферы, стратосферы, мезосферы, ионосферы.

Абсолютная влажность – это количество паров в граммах, содержащихся в 1 м3 воздуха.

Анаэробный процесс – процесс, протекающий без доступа кислорода; организм, существующий без доступа кислорода.

Антропогенная нагрузка – степень прямого или косвенного воздействия людей, их хозяйственной деятельности на природу в целом или на ее компоненты.

Антропогенные загрязнения – загрязнения, возникающие в результате биологического существования и хозяйственной деятельности людей, в том числе прямого или косвенного влияния на интенсивность природного загрязнения.

Антропогенные факторы – абиотические и биотические факторы, измененные деятельностью или происходящие от человека.

Биометиорология – раздел метеорологии, изучающий влияние погоды на живые организмы, в частности, на организм человека.

Биосфера – нижняя часть атмосферы, вся гидросфера и часть ионосферы 3 , населенные живыми организмами «область существования живого вещества», самая крупная экосистема Земли.

Биодоза – наименьшее количество Уф излучений, которое вызывает под отверстиями биодозиметра на поверхности кожи слабо, но ясно очередное покраснение через 6-8 часов после облучения.

Вред окружающей природной среде экологический – негативные природные состояния окружающей природной среды, выражающиеся в загрязнении природной окружающей среды, истощением ее ресурсов, разрушением экосистем, нарушением обмена веществ и энергии, гармонического развития общества и природы.

Всемирная организация здравоохранения – организация объединения наций, деятельность которой направлена на борьбу с особо опасными болезнями, разработку международных санитарных правил. Основана в Женеве в 1946 г.

Гидросфера– водная оболочка Земли.

Ген– материальный носитель наследственности, отвечающий за передачу определенных признаков, отвечающий за передачу определенных признаков.

Гигиена– отрасль медицины, изучающая влияние окружающей человека среды и производственной деятельности на здоровье человека и разрабатывающая оптимальные, научно обоснованные требования к условиям жизни и труда населения. Гигиена в отличии от экологии человека ограничивается местами непосредственного обитания и работы человека. Гигиена включает общую, коммунальную, питания, социальную, труда, гигиену детей и подростков.

Гигиеническое нормирование – обоснование и установка безопасных для человека уровней содержания вредных веществ в природных средах (воздухе, почве, воде); критерии Г.Н. – предельно-допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в окр. среде.

Глобальное загрязнение (фоновое биосферное загрязнение) – загрязнение среды физическими, химическими или биологическими агентами, обнаруживаемыми вдали от их источников и практически в любой точке планеты.

Дождь кислотный – дождь (и снег), подкисленный (рН < 5,6) из – за растворения в атмосферной влаге промышленных выбросов.

Декомпрессионная болезнь (кессонная болезнь) – болезнь, возникающая при быстром переходе из среды с более высоким давлением в среду с более низким.

Кризис экологический – напряженное состояния между человеком и природой, характеризующееся несоответствием развития производительных или производственных отношений в человеческом обществе ресурсо – экологическим возможностям биосферы.

Круговорот веществ - закономерное многократное участие веществ, в процессах и явлениях, протекающих в атмосфере, биосфере, гидросфере, литосфере.

Климат – многолетний закономерно повторяющийся режим погоды, присущей данной местности.

Максимальная влажность – это количество водяных паров в граммах, необходимых для полного насыщения 1 м3 воздуха влагой при данной температуре.

Ноосфера– буквально мыслящая оболочка , сфера разума, высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и развитием в ней человечества, когда разумная человеческая деятельность становиться главным определяющим фактором развития (В.И. Вернадский 1994 г.).

Окружающая природная среда – естественная среда обитания человека, биосфера, служащая условием, средством и местом жизни человека и других живых организмов; в широком смысле включает природу как систему естественных экосистем и окружающую среду как ту часть естественной среды, которая преобразована в результате деятельности человека.

Озоновый экран - слой атмосферы, расположенный на высоте от 10 до 50 км, с концентрацией озона, в 10 раз превышающей ее у поверхности Земли: задерживает проникновение к земной поверхности излучения, губительного для всего живого.

Охрана окружающей природной среды – система государственных и общественных мер, направленных на обеспечение гармоничного взаимодействия общества и природы.

Относительная влажность – это отношение абсолютной влажности к максимальной и выражаемая в процентах

Парниковый эффект – свойство атмосферы пропускать солнечную радиацию, но задерживать земное излучение, способствующее аккумуляции тепла на нашей планете.

Пестициды – ядохимикаты для защиты растений от вредителей, болезней, сорняков.

Популяционная экология – изучает колебания численности разных видов и устанавливает причины этого явления.

Психрометр – прибор для определения относительной влажности воздуха.

ПДВ (предельно допустимый выброс веществ в атмосферу) – научно-технический норматив, устанавливаемый для каждого загрязнения и источника выброса, выполнение которого обеспечивает соблюдение ПДК на мониторной территории населенного пункта с учетом выбросов соседствующих предприятий.

ПДК(предельно допустимая концентрация) – максимальное количество вредного вещества в единице объема или массы, которая при ежедневном воздействии в течении неограниченного периода времени не вызывает каких-либо болезненных изменений в организме и неблагоприятных подследственных изменений, реперной (отчетной) величиной, установленной в экспериментальной, строго

регламентированных лабораторных условиях, единица масштаба от которой измерение степени опасности загрязнения объектов окружающей среды.

ПДН(предельно допустимые нормы) – предельно допустимые нормы антропогенной нагрузки на природную среду, установленные с учетом емкости природной среды и ее ресурсового потенциала.

Роза ветров – графическое изображение повторяемости ветра на данной местности.

Смог –сочетание пылевых частиц и капель тумана. Термин, широко используемый для обозначения загрязнения воздуха, любого характера.

Синэкология- раздел экологии, изучающий сообщества организмов (биоценозы, экосистемы).

Сажа – продукт неполного сгорания топлива, обладает канцерогенными свойствами.

Санитарно гигиенические нормы – показатели санитарно-гигиенических условий и качества окружающей среды человека, соблюдение которых обеспечивает для него условия существования, благоприятные для жизни и безопасные для здоровья.

Скруббер – установка для очистки воздуха на промышленных предприятиях.

Тропосфера – нижний слой атмосферы, оказывающий влияние на погоду.

Токсический смог – образуется при безветрии, температурной инверсии, высокой влажности и низкой температуре воздуха.

Инсоляция– проникновение солнечных лучей в помещение.

Факторальная экология (Аутэкология) – исследует совокупность всех факторов, влияющих на особь.

Фотарии – помещение для профилактического облучения Уф лучами.

Фотохимическое загрязнение воздуха – загрязнение воздуха в результате фотохимических реакций, т. е. реакций, индуцируемых солнечным светом. В этих реакциях при взаимодействии окислов азота и углерода, содержащихся в воздухе, образуется двуокись азота, озон, альдегиды и производные пироксиактилнитрата (ПАН). Эти соединения обладают неодинаковым действием, но растения повреждаются озоном и производными ПАН. Обычным следствием воздействия этих веществ на людей бывает раздражение слизистых глаз и горла и возникновение респираторных заболеваний.

Экология – наука о составе, функциональных особенностях и эволюции систем, популяционных экосистем и биосферы; изучает основные закономерности: поток энергии, циркуляцию химических элементов.

Экология социальная – научная дисциплина, рассматривающая взаимоотношения в системе «общество – природа, изучает взаимодействие и взаимосвязи человеческого общества с природной средой и разрабатывает научные основы рационального природопользования, которые предлагает охрану природы и оптимизацию жизненной среды человека.

Экология человека – дисциплина, исследующая общие законы взаимодействия биосферы и антропосистемы человека, его группы, популяций и индивидуумов, влияние природной среды на человека и группы людей

Экологическая система (экосистема) - природная система, в которой живые организмы и среда их обитания объединены в единое функциональное целое через обмен веществ и энергии, тесную причинно – следственную взаимосвязь и зависимость слагающих ее экологических компонентов. Элементарная функциональная единица биосферы, система включающая все организмы (биоценоз) на данном участке (биотопе) и взаимодействующему с физической средой таким образом, что поток энергии создает определенную трофическую структуру, видовое разнообразие а круговорот веществ внутри системы, термин ввел А. Тенсли (1935).

Семинарское занятие №2.

Тема: «Вода, ее физические и химические свойства, гигиеническое и экологическое значение. Почва, ее физические и химические свойства, гигиеническое и экологическое значение. Гигиенические основы планировки и благоустройства населенных мест. Гигиена жилых и общественных зданий. Гигиенические основы физиологии и биохимии питания. Пищевая и биологическая ценность продуктов питания. Основные принципы рационального питания. Лечебное, лечебно–профилактическое питание».

 

К семинару повторить и изучить следующие материалы:

6. Лекции №5-№8

7. Матвеева Н.А., Леонов А.В., Грачева М.П. и др. «Гигиена и экология человека». Учебник для учащихся медицинских училищ. М., «ACADEMA», 2005 г.

8. Габович Р.Д. «Гигиена», М., «Медицина», 1990 г.

9. Саркисянц Э.Э., Перекопская Л.Г. «Гигиена с основами организации здравоохранения», Москва, «Медицина», 1986.

10. Л. Ю. Трушкина, А. Г. Трушкин, Л. М. Демьянова «Общая гигиена с основами экологии человека «, « Феникс» , 2001 г.

 

Вопросы для рассмотрения на семинаре представлены в приложении №1.После повторения и изучения материалов семинара ответьте на тесты, которые представлены в приложении №2 и решите ситуационные задачи, которые представлены в приложении №3. При встрече с незнакомыми словами воспользуйтесь приложением №4.

Самостоятельная работа.

1. предлагается подготовить реферативные сообщения по выбору:

- «Подскажет ли диету голос крови»

- «Весна! Капель, любовь и …авитаминоз»

- О мерах по совершенствованию лечебного питания в ЛПУ РФ.

- Вегетарианство. Натуропатическое питание.

- Кефир, йогурт или простокваша.

- Новый подход к старой болезни.

- Кисельная история.

- Весна: пора есть квашеную капусту.

- Съел и порядок.

- Суп с таблицей Менделеева.

- Плоды запоздалые.

- Витамины и минеральные вещества в комплексной профилактике и лечении остеопороза.

- Нет зверя страшнее гиповитаминоза.

- Хлорирование воды как фактор повышенной опасности для здоровья.

- Нитраты любят кочерыжку

- Радиация и питание.

- Не пылит квартира.

- Очистные сооружения сельского дома.

- Воздух в вашей квартире.

- Здоровье вашему дому.

- Организация лечебного питания в ЛПУ.

2. Предлагается подготовить кроссворды, ситуационные задачи и тесты по теме семинара.

Приложени№1.

Вопросы:

1. Физиологическое, эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение воды.

2. Органолептические свойства воды. Химический состав. Заболевания, обусловленные необычным минеральным составом природных вод. Влияние загрязнения воды на здоровье человека. Инфекционные заболевания и гельминтозы, передаваемые водным путем. Условия и сроки выживания патогенных микроорганизмов в воде. Особенности водных эпидемий.

3. Виды источников водоснабжения и их санитарно – гигиеническая характеристика. Причины загрязнения. Охрана источников водоснабжения. Гигиеническая характеристика систем хозяйственно – питьевого водоснабжения.

4. Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды.

5. Гигиенические требования к нецентрализованному (местному) водоснабжению.

6. Методы улучшения качества питьевой воды.

7.Гигиеническое значение состава и свойств почвы. Химический состав почвы. Значение примесей антропогенного характера. Санитарная оценка почвы.

8. Эпидемиологическое значение почвы.

9. Самоочищение почвы.

10. Очистка населенных мест и гигиеническое значение.

11. Канализация населенных мест и санитарная охрана водоемов.

12. Гигиеническая характеристика методов очистки сточных вод.

13. Урбоэкология. Закономерности устойчивого развития урбосистемы.

14. Принципы планировки и зонирования территории города.

15. Оценка санитарно-эпидемиологического благополучия жилой зоны города.

16. Гигиена жилища. Совокупное воздействие жилищных условий (физические, химические, биологические факторы) и степени их благоустройства на жизнедеятельность и здоровье человека.

17. Микроклимат жилищ и гигиеническая характеристика различных видов топления.

18. Воздушный режим в закрытых помещениях и их вентиляция.

19.Гигиенические основы рационального освещения и инсоляции. Нормирование освещенности в помещении.

20. Коммунальный шум как фактор среды обитания человека.

21. Принципы здорового питания. Рациональное питание. Гигиенические требования к пищевому рациону, его энергетическая ценность и качественный состав, сбалансированность питательных веществ, усвояемость, разнообразие. Лечебное, лечебно-профилактическое и диетическое питание. Характеристика основных лечебных диет. Механическое, химическое и термическое щажение в питании. Особенности кулинарной обработки при приготовлении диетических блюд. Режим питания.

22. Белки: их значение для жизни, роста и развития организма. Состав белков. Заменимые и незаменимые аминокислоты. Основные источники белков в питании.

23. Жиры: их значение в питании. Полиненасыщенные жирные кислоты, их значение, источники.

24. Углеводы: их значение в питании. Гигиеническая характеристика и источники отдельных видов углеводов: моносахаридов (глюкозы, фруктозы), дисахаридов (сахарозы, лактозы), полисахаридов (крахмала, пектиновых веществ, клетчатки).

25. Минеральные элементы. Минеральные элементы щелочного характера: кальций, магний, натрий, калий. Минеральные элементы кислотного характера: фосфор, сера, хлор. Биомикроэлементы: железо, йод, фтор, селен, медь, цинк и др. Основные источники минеральных элементов.

26. Витамины, их классификация. Значение витаминов и их основные источники. Профилактика гиповитаминозов. Витаминизация продуктов и готовой пищи.

27. Рекомендуемые величины физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения.

28. Пищевая и биологическая ценность основных продуктов питания: мяса, колбасных изделий, яиц, рыбы, молока и молочных продуктов, муки, круп, хлеба, овощей, плодов и их гигиенические показатели качества.

29. Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов. Санитарная экспертиза пищевых продуктов.

Приложение №2.

Тесты:

1. В организме взрослого человека вода составляет:


а) 45% - 55%

б) 55% - 65%

в) 60 % - 70%

г) 70% - 80 %


2. Природные воды делятся на:


а) пресные

б) минерализованные

в) морские

г) рассолы


3. Избыточное количество нитратов в питьевой воде вызывает:


а) эндемический зоб

б) метгемоглобинемию

в) флюороз

г) кариес


4. Шахтный колодец должен быть обеспечен:


а) отмосткой

б) крышкой

в) навесом

г) общественным ведром


5. Основные способы улучшения качества воды:


а) осветление

б) обезжелезивание

в) обесцвечивание

г) обеззараживание


6. Величина зерен (частиц) и пор определяет свойства почвы:


а) гигроскопичность

б) капиллярность

в) пористость

г) влагоемкость


7.Объем выгреба уборной рассчитывают из норм нечистот на 1 человека в сутки:


а) 5 литров

б) 2,5 литра

в) 1 литр

г) 1,5 литра


8. Естественные методы очистки сточных вод используются на:


а) полях ассенизации

б) полях запахивания

в) полях орошения

г) полях фильтрации


9. Выберете из перечисленных типов помещения, которым соответствует КЕО не менее 1,5 %:


а) жилые помещения

б) учебные аудитории

в) больничные палаты

г) операционные


10. Выберите соответствующую норму искусственного освещения учебных аудиторий лампами накаливания:


а) 75 лк

б) 100 лк

в) 150 лк

г) 300 лк


11. С помощью какого прибора измеряют освещенность в помещении:


а) термометр

б) анемометр

в) психрометр

г) люксметр


12. Какой тип люминесцентных ламп применяют для искусственного освещения учебных аудиторий:


а) дневного света

б) белого света

в) теплого белого света

г) холодного белого света


13. Основным источником полноценных белков являются следующие пищевые продукты:


а) мясо

б) яйца

в) помидоры

г) рыба


14.В суточном рационе питания за счет белков должно быть обеспечено от общей энергетической ценности:


а) 18-20%

б) 11-13%

в) 9-11%

г) 15-18%


15. Авитаминоз витамина С называется:


а) болезнь бери-бери

б) куриная слепота

в) цинга

г) пеллагра


16. Молоко и молочные продукты должны составлять в рационе питания:


а) не менее 25 %

б) не менее 10 %

в) не менее 15 %

г) не менее 30 %


17.При 3-х разовом питании у взрослых рекомендуют следующее распределение калорийности:


а) З -10 %, О – 40 %, У – 50 %

б) З -10 %, О – 60 %, У – 30 %

в) З -30 %, О – 40 %, У – 30 %

г) З -30 %, О – 45 %, У – 25 %


18. Белки выполняют следующие функции:


а) пластическая

б) источник витамина А и Д

в) энергетическая

г) защитная


19. Жиры являются источником витаминов:


а) А

б) В

в) Е

г) Д


20. За счет жира должно быть обеспечено от суточной энергетической ценности рациона:


а) 28 – 33 %

б) 11 – 13 %

в) 15 - 30 %

г) 54 – 56 %


21. Через воду могут передаваться инфекционные заболевания:


а) брюшной тиф

б) дизентерия

в) корь

г) ветряная оспа


22. По Сан Пин «Питьевая вода» содержание свободного остаточного хлора должно быть:


а) не боле 0,3 – 0,5 мг/л

б) не более 0,2 – 0,3 мг/л

в) 0,1 – 0,3 мг/л

г) 0,2 – 0,5 мг/л


23. Наиболее часто применяют следующие методы улучшения качества питьевой воды:


а) коагуляция

б) отстаивание

в) фильтрация

г) обеззараживание


24. Избыточное или недостаточное поступление микроэлементов в организм человека вызывает:


а) инфекционные заболевания

б) биогеохимические эндемические заболевания.

в) заболевания избыточного питания

г) заболевания недостаточного питания


25. В практике водоподготовки используется несколько способов хлорирования воды:


а) хлорирование нормальными дозами

б) хлорирование с преаммонизацией

в) гиперхлорирование

г) озонирование


26. Почва состоит из:


а) материнской породы

б) мертвого органического вещества

в) гумуса

г) живых организмов, воздуха и воды.


27. Нечистоты обезвреживают на полях:


а) компостирования

б) ассенизации

в) запахивания

г) орошения


28. Для удаления жидких отходов из населенных мест применяют две системы:


а) вывозную

б) сплавную

в) обменную

г) оборотную


29. К сооружениям местной канализации относят:


а) поля подземной фильтрации

б) фильтрующие колодцы

в) септиктенки

г) аэротенки


30. Норма накопления жидких отходов на человека в сутки составляет:


а) 2, 5 л

б) 1, 5 л

в) 4, 5 л

г) 3, 5 л


31. Выберите соответствующую норму искусственного освещения учебной аудитории люминесцентными лампами:


а) 75 лк

б) 100 лк

в) 300 лк

г) 150 лк


32. Какие коэффициенты используют для характеристики естественного освещения в помещении:


а) угол падения

б) СК

в) КЕО

г) угол отверстия


33. Белки выполняют следующие функции:


а) пластическая

б) энергетическая

в) источник витамина А, Д

г) защитная


34. Жиры являются источников витаминов:


а) С

б) А

в) Д

г) К


35. За счет жира должно быть обеспечено от суточной энергетической ценности рациона:


а) 52-55%

б) 16-17%

в) 11-12%

г) 28-33%


36. К макроэлементам относят:


а) кальций

б) натрий

в) магний

г) йод


37. К незаменимым относят:


а) 6 аминокислот

б) 8 аминокислот

в) 10 аминокислот

г) 12 аминокислот


 

38. При сгорании 1 грамма жира образуется:


а) 9 ккал

б) 6 ккал

в) 4 ккал

г) 2 ккал


39. К полисахаридам относят:


а) крахмал

б) гликоген

в) клетчатка

г) пектиновые вещества


40. За счет углеводов должно быть обеспечено от суточной энергетической ценности рациона:


а) 28 – 33 %

б) 11- 13 %

в) 45 – 50 %

г) 54 – 56 %


Просмотров 799

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!