Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Ориентиры молодежной культуры досуга в XXI веке



Происходящие в жизни человеческих сообществ значимые изменения осуществляются в лоне культуры с присущими ей самобытностью и специфичностью. Изменения в культуре, т.е. формирование новых идей, ценностей, норм поведения вызыва­ются группами причин: внутренними, возникающими и реализующимися в процессе саморазвития, самоорганизации культуры данного общества, и внешними.

Системный кризис в российском обществе привел к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. Конкуренция на уровне массового сознания советских, нацио­нальных и так называемых западных ценностей не могла не по­влиять на социальные и культурные установки молодежи и без того носящие крайне неустойчивый противоречивый характер. Молодежь оказалась под влиянием многосторонних процессов. С одной стороны, закономерных, связанных со становлением личных качеств, с другой, возникшего в обществе кризиса тотального характера.

Кризис, который продуктивно понимать не как упадок всего и вся, а как предел возможности прежней социокультурной сис­темы, проявляется не только в экономике, политике, но и в ду­ховной сфере, в культуре, в системе ценностных ориентации и установок молодежи.

Анализ реальной социокультурной ситуации в стране -предмет самостоятельного исследования. При всем разнообразии взглядов, подходов к пониманию состояния общества ситуация выбора ориентиров не вызывает возражения у большинства ученых самых разных социокультурных ориентации. Перед ситуа­цией выбора поставлена и современная молодежь. От того, какие ценности предпочтет сегодня молодежь, во многом будет зави­сеть то, какое будущее ждет российское общество.

Изучение ценностных ориентации молодежи в сфере досуга предоставляет возможность выявить не только степень ее адаптации к новым социальным условиям, но и ее инновационный потенциал. Именно в сфере досуга молодежь проигрывает на модельном уровне все возможные варианты своего будущего поведения, в том числе вносимые бурно меняющейся реальностью инновационные моменты, для которых еще не существует одобренных обществом форм поведения.

Для утверждения статуса своей самостоятельности молодежь самоорганизуется в неформальные образования. Под неформальными образованиями можно понимать определенные типы молодежного сообщества, возникшего и существующего для удовлетворения потребностей и интересов его членов, чья деятельность не регламентирована правовыми документами и не подотчетна государственным организациям. По оценкам некоторых специалистов-исследователей, около 50% молодежи до 30 лет входят в неформальные объединения. В этих группах собствен­ной субкультурой идет достаточно творческий процесс принятия, переработки, отторжения официальной культуры и разра­ботки образцов, стандартов, стиля собственной микрокультуры. В этом смысле подобные группы являются своеобразными субъ­ектами культуры, способными в известной мере и при опреде­ленных обстоятельствах повлиять на развитие и изменение куль­туры общества.



Саморазвивающиеся структуры и группы в сфере досуга являются следствием определенной системы ценностей. К субъектам современной молодежной культуры досуга, как правило, от­носят следующие направления молодежных неформальных образований: экологические, историко-культурные, национально-патриотические, правозащитные, миротворческие, экономиче­ские, культурно-художественные, религиозные и др. В обозначении этих ориентации отчасти видится стремление сравнивать происходящие социокультурные процессы в среде российской молодежи с движением «новых левых», «зеленых» и другими альтернативными движениями Америки и Западной Европы 60-70-х годов.

Наблюдение за развитием неформальных движений, анализ их программных документов позволяет отметить, что природа и специфика даже антитехнократической ориентации российской молодежи исходит скорее из отечественных проблем, чем глобальных цивилизационных.

При анализе динамики ценностных ориентации молодежи необходимо учитывать действие двух механизмов преемствен­ности и изменчивости. Динамику ценностных ориентации в таком случае можно представить такими типами:

- сохранение старой системы ценностей субъектом, несмотря на происходящие в обществе перемены;

- расстройство индивидуальной ценностной системы, состояние индивидуального ценностного вакуума, состояние отчуждения, по определению Э. Дюркгейма - аномии; развитие - изменения в ценностно-ориентационной сис-



теме личности, когда обогащается внутреннее содержание ценностных ориентации с помощью механизма адаптации к изменившейся социокультурной среде.

Изучение ценностных ориентации в сфере досуга - доста­точно разработанное направление в отечественных исследованиях проблем молодежи. Данные многочисленных исследований указывают на существование в молодежном сознании противоположных тенденций, что соответствует социокультурной си­туации «выбора», перед которой сегодня стоит российская молодежь. Нарушение связей между различными сферами жизни мо­лодежи (труда, потребления, досуга) привело к возникновению нередко противоположных друг другу ценностей.

Так, например, ослабление мотивации труда происходит од­новременно с усилением досуговых ценностей в молодежной среде. Отмеченная тенденция характерна и для западной молодежи. Однако особенность ее проявления в России состоит в том, что распространение в молодежной среде постиндустриальных досуговых ценностей является не следствием индустриального бума или экономического перепроизводства, а результатом диф­фузии западной культуры и образа жизни. В условиях неразви­той экономики и кризиса производства противоречие между трудовыми и досуговыми ценностями в сознании молодого по­коления могут обостряться, принимая подчас извращенные формы детских и молодежных общественных объединений

Организация и методика воспитательной работы молодежных и детских общественных объединений должна быть направлена на стимулирование и развитие социально значимых качеств личности. Для достижения успеха на этом пути часто бывает недостаточно формального соблюдения целей и задач общественного объединения и осуществления деятельности по программам общественного объединения. Требуются определенные условия, которые способствовали бы максимальному проявлению социальной и творческой активности. Осуществление этих задач не­возможно без выработки четких представлений у членов организации о социально-культурной среде, государственных и негосу­дарственных формированиях, взаимодействующих с данным общественным объединением, а также без достижения взаимо-. понимания с конкретными представителями властных, образо­вательных и воспитательных учреждений. Участник общественного объединения должен иметь вполне определенные представ­ления и отношение к тому досуговому коллективу, в работе ко­торого он принимает участие, а также понимать и принимать то место, которое он в нем занимает.

Руководитель общественного объединения должен высту­пать не только в роли воспитателя и учителя, но являться прежде всего товарищем, способным помочь каждому участнику обще­ственного объединения, научить новому, способствовать приоб­ретению уникального опыта общения и деятельности в рамках общественного объединения. Соблюдение вышеперечисленных условий, как нам кажется, позволит участнику молодежного или детского общественного объединения оптимальным образом проявлять свою самостоятельность и социально-культурную активность, направленную на преобразование своего города, села, поселка. Одной из главных психолого-педагогических особенно­стей работы руководителя подобного общественного объедине­ния или же социального педагога (руководителя программы) можно назвать обязательное требование создания атмосферы уверенности в своих силах у всех членов общественного объединения. Практическое осуществление данного положения осно­вывается на поощрении конкретных видов деятельности, в кото­рых добивается тех или иных успехов каждый из членов общест­венного формирования. Подчас именно в рамках проведения какого-либо мероприятия общественного объединения возникает ситуация первого серьезного успеха личности, что, в свою очередь, ведет к повышению самооценки, способствует преодолению трудностей общения и переходу личности на новую социально-культурную ступень развития. Среди причин, тормозящих раз­витие личности, можно выделить позицию изгоя (отвергнутого), в которую иногда попадает отдельный член общественного объединения; личностные особенности (характер, темперамент); некоторые заболевания (нарушения нейропсихологического статуса), способные оказать серьезное влияние на процессы общения, деятельности и социального взаимодействия; конфликтные отноше­ния с социальным окружением. Для устранения вышеперечис­ленных причин, способных оказать отрицательное воздействие на процессы личностного роста и социализации, необходимо проведение комплекса психолого-педагогических мероприятий. Они включают в себя использование элементов арт-терапии, психотренинга, аутогенной тренировки. Для проведения коррек-ционных занятий подойдут не только искусственно созданные условия групповой деятельности. Иногда для этого можно эффективно использовать некоторые значимые события, произошедшие в жизни членов общественного объединения. На таком примере бывает интересно рассмотреть то, какие социально-психологические потребности и установки реализовывал в про­цессе социального взаимодействия тот или иной участник этой ситуации. На конечном этапе обсуждения руководитель занятия совместно с его участниками приходит к общим выводам отно­сительно мотивов, установок, морально-нравственной атмосферы и тех потребностей, для удовлетворения которых совершали определенные действия участники этого события. Создается аль­тернативный сценарий развития событий. Такое моделирование разнообразных социально-культурных ситуаций позволяет участникам общественного объединения планировать свое поведение, создает новые социально-психологические установки, способствует осуществлению контроля за процессами удовлетворе­ния потребностей и результатами деятельности. В тех случаях, когда в работе общественного объединения принимают участие профессиональные психологи и социальные педагоги, возможно эффективное применение и других методик совместного прове­дения досуга.

Обращает на себя внимание тот факт, что одной из принци­пиальных особенностей работы с теми, кто имеет затруднения в области социально-культурного взаимодействия, является воспитание у них чувства привязанности и доверия к окружающим, а также развитие навыков общения в непривычных ситуациях. Эта работа, как правило, становится частью тех задач, которые ставит перед собой социальный педагог (руководитель програм­мы) в рамках практических занятий по различным направлениям своей деятельности. Хорошо, если это сочетается с получением навыков правовой культуры и творческим подходом к решению трудных жизненных ситуаций. Ясно осознаваемые цели общест­венного объединения, четкие способы их осуществления, прие­мы, используемые в работе по программам, становятся приме­ром для многих участников общественного объединения и в некоторых случаях способны выступить основой для выработки собственного мировоззрения. Общение в группе на занятиях общественного объединения должно происходить в форме коллек­тивного диалога, обсуждения или беседы. Во время таких встреч необходима большая опора на личные высказывания участников, это способствует преодолению рецидивов «псевдоинтеллектуальных бесед» в которых отвлеченными рассуждениями при­крываются истинные мотивы поведения.

Иногда возможно возникновение таких ситуаций, в которых один или несколько участников общественного объединения начинают проявлять негативное отношение к занятиям в общественном объединений. Руководитель программы в этом случае может стать заложником своих субъективных представлений о личности этого молодого человека. Для предотвращения подобных тенденций безусловно необходима консультация специалиста-психолога. Чтобы дать возможность социальному педагогу самому оперативно принимать решения в той или иной ситуации, был составлен «Примерный перечень нарушений, связанных с изменениями нейропсихологического статуса».

С другой стороны, учеными давно было замечено, что с на­ступлением подросткового и юношеского возраста периодически могут возникать ситуации пресыщенности общением. Результатом этого процесса становится стремление к уединению, одиночеству. Подчас, такое самоуглубление способствует формирова­нию навыков самоанализа, компенсации негативных пережива­ний, общему становлению и развитию личности. Для создания атмосферы уединения, спокойной домашней обстановки в рамках занятий по программам общественного объединения подойдут такие формы работы, как «Вечер встреч», «Домашняя гостиная», «Встреча с друзьями» и другие. Помимо этого, следует определенным образом видоизменить пространство повседневного взаимодействия участников общественного объединения. Если занятия проходят в одной большой комнате, то в ней следует выделить одно или несколько мест, где человек смог бы уединиться. Для более эффективного обучения навыкам саморегуляции, способности противостоять эмоциональным и психофизио­логическим перегрузкам полезно выделить отдельное помеще­ние с целью проведения в нем занятий по аутогенной трениров­ке, медитации и т.п.

Участники общественного объединения и его руководитель должны понимать и то, что далеко не всякая деятельность может способствовать развитию личности. В работе общественного объединения необходим контроль за формированием, реализацией и удовлетворением разнообразных потребностей тех личностей, которые принимают участие в социально организуемой коллективной деятельности. Всякое развитие должно иметь свою основу. Основой развития личности, на наш взгляд, выступает процесс удовлетворения разнообразных потребностей личности. Удовлетворение или неудовлетворение какой-либо из потребностей так или иначе обязательно скажется на результатах процесса социализации в рамках общественного объединения. Как нам кажется, молодежное или детское общественное объединение призвано перевести процесс спонтанного удовлетворения потребностей и формирования мотивов деятельности в акт осознанного принятия решения на основе сопоставления всех «за» и «против», и, как следствие, трансформировать развитие личности в рамках общественного объединения в саморазвитие личности.

Изначально побудительным мотивом организации молодеж­ного или детского общественного объединения становится осоз­нанное стремление к изменениям в своей жизни. Группа моло­дых людей начинает понимать, что по отдельности они уже не могут эффективно решать свои личные проблемы. Основным движущим механизмом такого стремления выступают потребно­сти. Говоря точнее, эти молодые люди поднялись до уровня, на котором для развития их личности потребовалось удовлетворение комплекса социогенных потребностей. Однако чаще всего юноша или девушка вступают в уже существующее общественное объединение. Приходя в него, они находятся на различных ступенях развития потребностной сферы. Если это самые про­стые - биогенные - потребности, то они, скорее всего, будут стремиться к получению безопасности, эмоциональному контакту, двигательной активности или же к пониманию своего места в окружающем их мире. Удовлетворение биогенных потребностей является необходимым условием для начала развития следую­щих за ними психофизиологических потребностей. По мере удовлетворения большей части психофизиологических потребностей возникают социогенные потребности личности, а затем и духовные. Такой переход может происходить только путем по­степенного и последовательного закрепления и удовлетворения потребностей личности на каждом этапе ее развития. Свободное «перескакивание» через некоторые этапы становления личности часто заканчивается соскальзыванием на низшие ступени пирамиды потребностей.

Для составления планов своей работы, написания программ социальный педагог или руководитель общественного объединения должен использовать таблицу классификации потребностей. Это позволит прийти к постепенному возвышению потребностной сферы личности в рамках деятельности молодежного или детского общественного объединения. Результатом развития личности станет соотнесение тех качественных изменений, кото­рые происходили в личности под воздействием социализирующего влияния работы общественного объединения с общегрупповыми запросами коллектива. Высшей же ступенью развития пирамиды потребностей считается осознанная потребность в творчестве.

Создание и эффективное функционирование любого общественного объединения требуют от его руководителей определения целей и задач, ради которых будет осуществляться вся даль­нейшая деятельность. Необходимо четко представлять, кто будет принимать участие в работе общественного объединения, каким будет социальный статус его членов. Помимо этого, надо опре­делить все возможные препятствия на пути к достижению цели, имеющиеся ресурсы, а также разбить весь процесс деятельности на этапы. Независимо от того, на какой стадии становления на­ходится организация, при разработке плана работы полезно образно представлять себе весь процесс деятельности и конечный результат труда.

В процессе создания общественного объединения его орга­низаторам важно иметь представление об организационно-правовых формах, в которых может осуществлять свою деятельность нарождающееся формирование. В законе «Об общественных объединениях» перечисляются следующие организационно-правовые формы общественных объединений:

- общественная организация; •

- общественное движение;

- общественный фонд;

- общественное учреждение;

- орган общественной самодеятельности.

Применительно к деятельности в рамках культурно-досуговой сферы наиболее подходящими и жизнеспособными формами организации общественного объединения можно назвать общественную организацию и орган общественной само­деятельности. В ст.8 закона «Об общественных объединениях» говорится: «Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе со­вместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан». ;

Ст. 12 этого же закона говорит о том, что «Органом общест­венной самодеятельности является имеющее членства общест­венное объединение, цель которого не совместное решение раз­личных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания».

Юридическая регистрация общественного объединения по­может в привлечении средств для реализации программ от госу­дарственных структур (Комитетов по делам молодежи, Департаментов образования и культуры), негосударственных благотворительных фондов. Как уже говорилось выше, для определения целей и задач общественного объединения необходимо обозна­чить основные проблемы, над решением которых будет работать организация. Тем самым, инициативная группа по созданию общественного объединения определяет основной круг актуальных потребностей участников. Решить эту проблему можно несколькими способами. Первым можно назвать письменный ответ на вопросы: Чего ты хочешь получить от общественного объедине­ния? Чего ты хочешь сам в данный момент? Что ты можешь дать общественному объединению? Еще одним вариантом получения объективной информации о потребностной сфере членов общественного объединения может стать анализ их личных высказы­ваний. В этом случае требуется обобщить большой эмпириче­ский материал, касающийся тех или иных мнений, суждений, имеющих отношение к работе общественного объединения. Третьим вариантом может стать тестирование, то есть использование широко распространенных формализованных методик изучения личности (Люшер, Айзенк, MMPI и т.д.).

Нельзя забывать о том, что любая организация живет, взаимодействуя с окружающей ее социально-культурной средой, и поэтому представляет собой открытую систему. Вследствие этого необходимо определить факторы, оказывающие влияние на деятельность организации. Их можно разделить на внешние и внутренние. К внутренним факторам, действующим в молодеж­ной или детской общественной организации, можно отнести социально-психологическую атмосферу коллектива, уровень развития навыков социально-культурного взаимодействия участников общественного объединения, половозрастные, социально-экономические и иные составляющие социально-культурного портрета членов общественного объединения, роль руководителя общественного объединения, программно-методические особен­ности деятельности организации и реализация в их рамках прин­ципа возвышения потребностей. Внешние факторы социально-культурной среды - особенности взаимодействия с властными структурами (администрациями различных уровней на местах, представителями учреждений культуры, образования, воспита­ния), совместное с Комитетами по делам молодежи определение приоритетов детской и молодежной политики, потенциальные члены организации (студенты, школьники, рабочая и сельская молодежь), другие молодежные организации, законодательная база деятельности общественных объединений.

После определения внутренних и внешних факторов, оказы­вающих воздействие на деятельность организации, необходимо выделить приоритеты в работе общественного объединения. Это позволит более эффективно использовать в управлении организацией материальные и духовные ресурсы. Важно помнить, что выживает та организация, которая сможет адекватным образом реагировать на внутренние и внешние изменения окружающей среды, поэтому следует разбить обе группы факторов (внешние и внутренние) на те, которые способствуют выполнению основ­ных целей и задач в общественном объединении, и те, которые им препятствуют. Все вышеперечисленные моменты необходимо учитывать при составлении программ общественного объединения.

Особо следует отметить факторы внутренней и внешней суб­культуры, способные оказать существенное влияние на процессы эффективной работы организации. В научной литературе считает­ся признанным фактом интегративная функция культуры. Под этим подразумевается ее способность объединять, направлять, а иногда и координировать процессы совместной деятельности, создавать некое ментальное поле, заставлять действовать множе­ство людей как единый организм. Члены общественного объеди­нения приходят в него, будучи уже подвергнуты определенному воздействию, подчас нескольких культур. Помимо той культуры, которая пропагандируется сейчас в рамках официальной культур­ной политики государства, существует еще, по крайней мере, не­сколько особых культурных направлений (субкультур). Среди них можно назвать традиционную городскую культуру, народную или сельскую культуру, молодежную субкультуру. Каждое из этих направлений в различной степени оказывает воздействие на под­растающее поколение. Однако в первую очередь, это, конечно, относится к разнообразным направлениям молодежной субкуль­туры. Приходя в организацию! и принося с собой те или иные культурные представления, молодые люди создают в рамках дея­тельности общественного объединения новые, иногда принципиально отличные от уже существующих культурные стереотипы поведения. Возникает, так называемая, корпоративная культура, появляются новые традиции, обряды и ритуалы. Принципиально важное значение имеет тот факт, принимаются или не принима­ются в рамках новой культурной среды основные цели и задачи организации, как определяется ее основная миссия, какие основополагающие ценности принимаются большей частью членов ор­ганизации. Для этого также необходимо периодически проводить определенные исследования социально-культурной среды внутри организации. По результатам этих исследований все организаци­онные ценности должны быть распределены по степени важности и определены приоритеты. Как показывает опыт, главные организационные ценности должны быть обязательно продекларированы в уставе организации. Подчас, именно на их основе принимаются важнейшие решения в кризисные моменты деятельности объединения. В некоторых организациях введена традиция создания соб­ственной истории организации, в которой фиксируются важней­шие мероприятия, их участники и результаты. Выше уже упоми­нались специфические обряды, ритуалы и традиции различных организаций. Особо интересными могут быть обряд вступления в организацию, традиция совместно отмечать знаменательные даты в жизни организации, ритуал вступления в должность нового руководителя организации, а также его выборы.

В рамках реализации корпоративной организационной куль­туры интересно проследить ее знаковые элементы. К ним относятся знаки отличия, элементы одежды, лозунги, плакаты, печатная продукция организации и т.д. Человеческая психология тесно свя­зана со знаково-символическими представлениями и поэтому важно привязывать какой-либо символ к определенной качествен­ной составляющей жизни организации (руки, соединенные в рукопожатии - дружба и коллективизм, весы Фемиды и символическое изображение щита - защита прав и свобод личности).

Вопросы и задания

1. Назвать функции руководителя общественного объединения.

2. Перечислить причины, тормозящие развитие личности.

3. Что необходимо для создания комфортной атмосферы по программе общественного объединения?

4.Дать характеристику организационно-правовым формам обществен­ных объединений. ;

Список рекомендуемой литературы

1. Гришин В.В., Лушин П.В. Методика психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. М., 1990.

2. Григорьева Е.И. Методика и организация самодеятельного творчества и любительских объединений в культурно-просветительной работе. Тамбов, 1988.

3. Григорьева Е.И., Великанова Е.В. Методика организации детского и' юношеского творчества Тамбов, 1997.

4. Каверин С.Б. Психологическая классификация потребностей // Вопро­сы психологии. №5. 1987.

5. Каверин С.Б. Психология труда. М., 1998.

6. Кирш Д.В. Социально-культурная деятельность как поле реализации уставных задач детских, юношеских и молодежных общественных объединений // Державинские чтения. №3. Тамбов, 1998.

7. Кирш Д.В. Молодежные общественные объединения - практический способ решения социально-культурных проблем // Женщина - лидер: Со­циально-экономические и нравственные аспекты. Котовск-Тамбов, 1999.

8. Низ А. Язык телодвижений, как читать мысли других по их жестам. • Нижний Новгород, 1992. ;

9. Поеарницина В. А. Воспитателю о развитии личности ребенка Курган, 1995. ;

10. Семья Г.В., БоброваТ.В., Абидоков Ш.М. Как создать общественное , объединение учащейся молодежи. М, 1998.

 

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!