Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Неформальные объединения молодежи '} в социальной жизни общества



Потребность самовыражения, самоутверждения и общения . на основе единства взглядов, интересов сверстников привела к появлению в различных социально-возрастных группах нефор­мальных объединений. В основе большинства неформальных группировок и объединений лежит стихийно-групповое обще­ние. Несмотря на то, что эти группировки существуют независи-

мо от официальных объединений и организаций, определенная часть этих группировок сотрудничает с ними.

Анализ объективных и субъективных факторов появления различных группировок молодежи свидетельствует о наличии в молодежной среде иногда диаметраль противоположных взглядов на окружающий мир, действительность, общество и нравственные ценности Необходимо отметить, что основная часть молодежи, входящей в неформальные объединения, имеет позитивную направленность своих действий, что требует широкой поддержки этой деятельности со стороны официальных учрежде­ний. В первую очередь это относится к объединениям социальных инициатив, экологического и историко-культурного движения.

Серьезные упущения в культурно-воспитательной работе по месту жительства, работы и учебы привели к распространению в обществе примитивного вкуса, пошлости, росту алкоголизма, наркомании, преступности. Если обратиться к данным социологического опроса 1999 года, проведенного среди подростков и молодежи в возрасте от 14 до 25 лет в г. Тамбове Центром ме­дицинской профилактики, ТМО «Психиатрия-наркология», при участии кафедры социально-культурной деятельности, то можно увидеть, что из 500 опрошенных 35,8% респондентов уже пробовали наркотические вещества: из них юноши - 25,3%, и девушки -10,5%. И если у девушек первое употребление наркотиков происходило в возрасте 15-17 лет, то у юношей - в 11-14 лет. Были даже зафиксированы случаи употребления наркотических средств в 7-8-летнем возрасте.

Особенно большие недостатки видны в семейном воспитании, которое не могут заменить ни школьные, ни внешкольные учреждения. Данные исследований в различных регионах страны свидетельствуют, что неблагополучие в семьях, безответствен­ность к родительским обязанностям, отсутствие у родителей времени на воспитание детей становятся основными причинами аморальных проявлений у молодежи. Семья слабо воспитывает трудолюбие, растит иждивенцев, потребителей, запросы моло­дежи растут год от года. Отсутствие контактов с родителями, снижение их авторитета в глазах молодежи приводит к бездуховности, эгоизму, жестокости.



Немалую роль играет и процесс отчуждения части молодежи от традиционных институтов социализации, которые наряду со школой и другими учебными и культурно-досуговыми учреждениями снизили свое влияние на молодежь. Отсюда и стремление молодежи к самореализации через группировки, кампании и объединения.

Данные социологического исследования, проведенного вес­ной 2000 года в некоторых школах города Тамбова, свидетельст­вуют, что 35% опрошенных нами школьных педагогов однознач­но квалифицировали любую досуговую деятельность подростков вне школы и семьи как отрицательно влияющую на их поведение и воспитание. Это при условии, что сами подростки в 96% случаев считали ее для себя необходимой, а 32% подростков пояснили, что именно неформальное общение в досуговой среде позволяет им легче переносить трудности, невзгоды, конфликты и другие негативные моменты, связанные с взаимоотношениями в семье, педагогами. Среди подростков с девиантным поведением об этом заявили почти 80% опрошенных респондентов.

Велика роль социально-психологических факторов вступления молодежи в неформальные группировки. Психологическая зависи­мость, подражание лидеру группы с твердым характером, волей и авторитетом в сочетании со стремлением уйти от опеки и контроля родителей, школы, являются основными причинами прихода моло­дежи, особенно подростков в антисоциальные группы.

Существуют различные подходы к типологии неформалов. Так, например В.Т, Лисовский подразделяет неформальные группы на:

- общественно-политические;

- социально-культурные, творческие (художественные, те­атральные, клубы по интересам);

- прикладного характера (клубы самодеятельных инициатив);

- клубы социальной помощи;

- религиозные и полурелигиозные;



- правозащитные группы и объединения;

- спортивные;

- спортивные и музыкальные фанаты;

- асоциальные в сфере свободного времени (панки, метал­листы, рокеры и т.п.);

- антисоциальные (национал-социалистические, хулиганст­вующие и др.);

- националистические;

- этические (или социально-психологической направленно­сти, семейные, родительские клубы);

- историко-патриотические.

Среди группировок асоциальной направленности можно вы­делить следующие:

Случайная группа, в нее входят молодые люди, лишенные самоконтроля, склонные к дракам на улице и в общественных местах, жестоким избиениям взрослых, сделавших замечание, и способные к актам вандализма. Это моталки - противостоящие друг другу группировки, организованные по территориальному принципу. У каждой моталки есть свой условный знак, которым они помечают дома и улицы, «принадлежащие» группе. Уличные -группировки с предельно низким общим уровнем развития, которые общаются на почве пьянства, токсикомании и сексуальной развращенности.

Группа переродившегося интереса, к ним относятся спор­тивные и музыкальные «фанаты», слепо поклоняющиеся своим «кумирам», «рокеры», для которых нормой является езда на мо­тоцикле со скоростью 150 км/час на заднем колесе в ночное вре­мя. Другое их название «ночные всадники». Противоречивость групп «ночных всадников» заключается в том, что, с одной сто­роны, в своем большинстве это обычно ребята, жаждущие при­ключений, общения, а с другой, идущие на нарушение общест­венного порядка.

Ретретистская группа, члены этой группы считают себя невинной жертвой каких-то враждебных сил, чаще всего со сто­роны взрослых и для них характерно стремление ухода от на­стоящей действительности. Это панки у которых довольно низ­кий уровень трудолюбия, крайне высокое самомнение о своих творческих способностях. Хайрасты - (системные люди»), -члены этой группы путешествуют по стране без денег, потреб­ляют наркотики, бездельничают, занимаются «свободной любо­вью». Вседозволенность и распущенность - их основное кредо. Пацифисты - отличительными признаками этой группы явля-ются моральная незрелость, потребительский подход к жизни. Баба - члены этой группы пассивны, проповедуют смирение и ничегонеделание, что приводит к пьянству и наркомании.

Преступная группа, эти группы создаются осознанно для совершения преступлений. К ним относятся: теляги, которые объединены к «блатной жизни» и во всем стремятся копировать преступный элемент. Фашиствующие группировки. Это особо опасная группа, для которой характерна железная воля, дисцип­лина, культ насилия, вандализм, особая агрессивность.

Остановимся более подробно на причинах появления и раз­вития группировок с антисоциальной направленностью. В сти­хийно возникающих в некоторых микрорайонах группировках с хулиганскими установками с наибольшей полнотой проявляется групповой эгоизм, юношеская тяга к коллективным действиям. Особо важную роль в организации и деятельности этих антисоциальных групп играют лидеры, чаще всего бывшие преступни­ки. Немало написано о «казанском феномене». Долгие годы под­ростковая преступность в Казани привлекала внимание многочисленных комиссий, которые стараются оказать помощь раз­личным учреждениям города в решении проблемы растущей подростковой преступности.

Тамбовская область тоже не является исключением. По данным социологических исследований, проведенных в последние годы в Тамбовской области, было зафиксировано более 40 видов различных неформальных объединений, как уже сформировавшихся, так находящиеся в стадии: формирования сегодня в пре­делах нашей области особое распространение получили объеди­нения по месту жительства, как стихийные общности сверстни­ков, складывающиеся по территориальному принципу. В основ­ном возрастной состав колеблется от 13 до 25 лет. Первую воз­растную группу составляют подростки от 13-14 до 18-19 лет, вторую - молодые люди от 19-20 до 23-25 лет, называемые на их жаргоне «стариками». Через эти объединения проходят до 80% юношей. Корни многих объединений по территориальному при­знаку уходят в историю. Социальный состав этих группировок довольно широк, от учащихся школ, ПТУ, техникумов до студентов вузов. Эти группировки объединяют в основном юношей и их влияние на девушек незначительно.

Любопытно отметить, что различные территориальные группировки делят сферы своего влияния в Тамбове следующим образом: «Бугор», «Центр», «Юг», «Монастырь», «Автовокзал», «Белый бак», «Пехотка», «Летка», «Шацкая», «Авангард», и пригороды: «Ласки», «Полынки», «Перикса», «Пригородный лес», «Донское». «Строитель», «Бокино» и другие. Для Моршан-ска характерны такие территории, как: «Вокзал», «Привокзал», «Центр», «Базево», «Громок», «Химмаш», «Климовка», «Со-ловьевка», «Коршуновка», «Америка», «Устье», а в городе Рассказове: «Большие дома», «Арженка», «Дубняк», «Чибизовка», «Мальщина», «Лесные», «Восточные», «Платоновка», «Совхоз» и другие.

Основное содержание деятельности территориальных груп­пировок - это совместное проведение свободного времени. Процветают в этих группировках пьянство, токсикомания, сексуаль­ная распущенность и отличаются они агрессивностью по отношению к другим объединениям молодежи. Эти группировки диктуют молодежи антисоциальные нормы поведения, поэтому часто происходят территориальные конфликты, которые возникают на танцах, дискотеках, в местах массового скопления молодежи. Процветает в этих группировках определенная система подав­ления более слабых сильными, различные формы самосуда. Лиде­ры территориальных группировок являются некоронованными королями улиц и микрорайонов. Чаще всего лидеры - бывшие уголовники и преступники - имеют определенные клички и ис­пользуют в поведении и жаргоне элементы преступного мира.

Наибольшую опасность для нашего общества представляет деятельность группировок фашиствующей молодежи. Бездумное увлечение определенной части молодежи фашистской символикой и атрибутикой иногда сопровождается противонравственными действиями, насилием, жесткостью. И несмотря на то, что сами подростки называют эти действия играми, прежде всего в них надо видеть уголовщину и вызов нравственным принципам демократического общества. Фашистские группировки крайне малочисленны на фоне неформального движения в целом и рецидивы их появления зафиксированы, прежде всего, в крупных городах.

Исследователи пытаются определить причины участия молодежи в неформальных группировках. Главная причина заключается в общих просчетах в политическом, гражданственном, нравственном, патриотическом и интернациональном воспита­нии молодежи. Противоправные действия являются и откликом на социальную незащищенность, и ущемленность в правах мо­лодежи. Согласно данным социологов, только 17% молодежи считают, что они имеют право участвовать в управлении госу­дарством, так как молодежь была практически выключена из участия в политической жизни страны. Много недостатков в за­полнении свободного времени молодежи. О каком духовном росте можно говорить, если большинство школьников и моло­дежи ничего не читают.

Анкетирование, проведенное среди участников некоторых неформальных объединений, показало, что большинство участ­ников их отмечает формализм, фальшь, бездуховность, показуху в работе с молодежью социальных институтов (семья, школа, училище, вуз и др.)

Нельзя требовать решения проблем только от правоохранительных органов, в работу должны включаться общественные организации, профсоюзы, трудовые коллективы, учебные заве­дения и культурно-досуговые в особенности.

Необходимо создание эмоционально-привлекательной аль­тернативы антисоциальному движению.

Необходимо выработать четко выраженную стратегию и тактику в отношении неформальных объединений молодежи.

Чаще всего в отношении к молодежным группировкам виден поверхностный, недеффиренцированный подход. Нельзя видеть только отрицательные стороны в неформальном движении, надо пресечь равнодушие со стороны социальных институтов к не­формалам, так как они являются носителями не только отрица­тельных, но и положительных тенденций.

К сожалению, пока трудно противостоять неформалам, т.к. мы отстаем в осмыслении и прогнозировании явлений молодежной среды.

Основная задача заключается в том, чтобы вывести нефор­мальные объединения на поверхность, научиться работать с неформалами не формально. Особое внимание должно быть уделе­но формированию личности молодежи, т.к. необходимо избе­жать социальной пассивности значительной части молодого по­коления. Активизация самой личности, самостоятельность в ос­воении и осмыслении знаний, критический подход к различным точкам зрения могут способствовать повороту неформального движения к активному участию в положительной практической деятельности.

Несмотря на то, что современная молодежь вырабатывает и усваивает жизненные установки и ценности в сложной социаль­ной обстановке, характеризующейся трудностями и противоречиями как субъективными, так и объективными, есть много путей социальной активизации молодежи.

Основные стратегические задачи социализации личности молодого человека заключаются в:

- усилении самодеятельных начал в деятельности подрост­ков и молодежи;

- повышении политической культуры молодежи;

- развитии творческого потенциала и активности личности;

- осуществлении индивидуального воздействия на отдель­ную личность с учетом специфики его интересов, потреб­ностей и психологических данных.

Список рекомендуемой литературы

1. Громов А.В., Кузин О.С. Неформалы: кто есть кто? М: Мысль, 1990. С. 269.

2. Криминология о неформальных молодежных объединениях. М.: Юри-дич. лит-ра, 1990.

3. Ольшанский Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере. М.: Пе­дагогика, 1990. •• •-•• •'•'••

4. Неформальная Россия: О неформальных политизированных движени­ях и группах в РСФСР (опыт справочника) / Сост. В. Березовский, Н. Кротов. М.: Молодая Гвардия, 1990. С. 382.

5. Молодежь в XXI веке: социальное участие. Материалы Всероссийской научно-практич. конф. 11-12 июля 2000 г. Тамбов. ТГУ, 2000.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!