Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Подростковые клубы как наиболее эффективная форма организации досуга детей и подростков



Основным местом проведения досуга молодых людей тра­диционно считаются Дома, Дворцы культуры и Центры досуга. Молодежь же предпочитает собираться во дворах, в квартирах, на зеленых площадках, в подъездах домов по месту жительства. Взрослое население, в основной своей массе, выпадает из поля зрения культурно-досуговых учреждений и проводит свое сво­бодное внутрисемейное время дома.

В последние годы во многих регионах России развитие культурно-досуговой деятельности имеет вариативный характер. Происходящая реорганизация в культурно-досуговой сфере, ли­квидация многих клубных учреждений и изменение их деятельности открыли дорогу для разнообразной работы клубов по ин­тересам в микросоциумах. При целесообразно сформированной педагогической деятельности, имеющей непосредственное влияние на выбор свободного времени подростков и молодежи, про­исходит развитие организованных и неорганизованных видов и форм самодеятельного творчества. Для того, чтобы удовлетво­рить запросы и интересы современного поколения, важно и нуж­но экспериментировать, но не по принуждению, а при условии всестороннего выявления интереса личности. Изменения, на­блюдаемые во всех сферах общественной жизни, отражаются как на развитии художественной самодеятельности, так и на разви­тии любительства. Становится все более сложным как занимать­ся самим художественным творчеством, так и создавать среду его обитания, что вызывает возникновение новых проблем. При­чин для этого множество:

- во-первых, информированность российского рынка, когда соотношение спроса и предложений не уравновешены;

- во-вторых, отсутствие опоры в виде теоретического опыта в организации досуговых форм, что порождает неуверенность в действиях руководителей клубных объ­единений;

- в-третьих, несущественная поддержка государством куль­турных учреждений (а иногда и вообще отсутствие ее).

Несмотря на все трудности в организации работы учреждений досуга, процесс демократизации общества усилил проявление инициативы среди работников социально-культурной сферы. Этому способствовал и отход от заорганизованных форм работы, и модификация ценностной ориентации подростков, стремление к независимым и свободным видам досуга, являющимся основными в работе многих культурно-досуговых учреждений на современ­ном этапе. Множество вариантов дискуссии о возможном пере­мещении клубных объединений в стены школьных учреждений, где существует довольно большое количество кружковых коллек­тивов, стали основной темой поиска новых путей в организации досуга подростков. Но возлагать на школу всю работу по органи­зации досуга школьников вряд ли правомочно, так как многие из них, особенно в городах, страдают от нехватки помещений (заня­тия в две-три смены), да и школьная атмосфера не всегда распола­гает к свободному общению и вовлечению наибольшего количе­ства детей и подростков в сферу любительского творчества.



В структуре социальных потребностей современного город­ского населения возросла тенденция к неформальному «дворо­вому общению». Неформальные группы существуют повсемест­но, охватывая большинство подростков. Зачастую эти группы функционируют вне педагогического руководства и контроля, выпадая, таким образом, из сферы внешкольной работы.

Одним из путей решения этой проблемы явилась во всех ре­гионах страны активизация деятельности подростковых клубов по месту жительства. К тому же с развитием подростковых клу­бов появилась возможность объединения усилий школы, семьи, государственных учреждений и общественных организаций для непрерывного воспитательного процесса. В книге «Социально-клубная работа с молодежью: проблемы и подходы» дается сле­дующее определение: «Местожительство - социокультурное пространство, окружающее клуб, в котором: осуществляется жизнедеятельность семьи; проводится время; реализуется быт, Досуг и рекреация (восстановление сил подростков и взрослых); происходит социокультурное общение жителей на базе обмена социальными нормами и культурными образцами; складываются традиции, ценности и инициативы общинной жизни».

В некоторых регионах, городах России, контингент участия подрастающего поколения в клубах по месту жительства опре­деляется малыми возрастными рамками - это до 15 лет. В городе Тамбове некоторые подростковые клубы посещает и молодежь до 30 лет. Там, где возрастной ценз больше, к услугам молодежи спортивные тренажеры, теннис, неформальное общение по инте­ресам. Тем не менее, повсеместно в организации работы по месту жительства до сих пор существует ряд проблем. Среди них мож­но назвать следующие: устаревшая нормативно-правовая база не соответствующая новым реалиям; различные подходы к опреде­лению статуса подростково-молодежного клуба (клуб зачастую рассматривается как учреждение дополнительного образования; клуб как учреждение культуры, клуб как центр молодежного до­суга по месту жительства); сориентированность многих клубов на кружково-секционную работу, отсутствие системы подготов­ки и переподготовки специалистов, недостаточная защищен­ность работников; слабое материально-техническое обеспечение. Эта позиция отражается многими теоретиками и практиками в области организации подростково-молодежного досуга.



В подростковых клубах по месту жительства применяются разнообразные эффективные формы работы, способствующие: снижению уровня девиантности; активизации развивающего до­суга несовершеннолетних, молодежи; формированию физиче­ской культуры и здорового образа жизни в молодежной среде.

Рассмотрим деятельность городского Центра по работе с детьми и молодежью Комитета по делам детей и молодежи мэ­рии г. Тамбова. Основное содержание деятельности детских и молодежных объединений при подростковых клубах составляют программы, которые могут быть всероссийскими, областными, районными или индивидуальными, включающими в себя основ­ную - «Взрослые и дети».

Таким образом, концепция развития городского Центра по работе с детьми и молодежью строится на реализации следую­щих программ:

1. Организация культурно-досуговой деятельности для де­тей и молодежи в рамках программы «Мир красотой спасется», которая направлена на духовно-нравственное развитие личности на основе познания культуры (концертные программы, театрали­зованные представления, викторины, конкурсы и другое).

2. Воспитание у детей и молодежи бережного отношения к природе, расширение познаний о природе родного края (про­грамма «Экология и дети»).

3. Поддержка детей и молодежи в профессиональном самооп­ределении в процессе реализации программы «Сто дорог, одна моя».

4. Создание условий для освоения детьми и подростками традиционной культуры своего народа, развития творческой дея­тельности по ее возрождению и сохранению через изучение тра­диций родного края, календарно-обрядовых праздников, музы­кальной и танцевальной культуры, прикладного и изобразитель­ного искусства (программа «Возрождение», «Изба ремесел»).

5. Создание условий для обогащения личности дошкольни­ков и младших школьников жизненным опытом предшествую­щих поколений (программы: «Взрослые и дети», «Рост»).

6. Программа «Познай себя и узнаешь мир людей» направ­лена на формирование личности с продуктивным, творческим мышлением, на воспитание независимости в суждениях, умения дискутировать, влиять на людей и выбирать пути сотрудничества с ними на основе владения навыками культуры общения.

7. Формирование высокого уровня гражданственности, вос­питание чувства хозяина своей судьбы, ответственности за принятие решений, установление контактов и вовлечение в деятельность клубов «трудных» подростков осуществляется в ходе реализации программы «Я для России», «Голиаф».

8. Формирование атмосферы, способствующей нормальной адаптации тех, чьи возможности здоровья ограничены, кто не защищен социально - главная задача программы «Милосердие и забота».

9. Создание условий для реализации военно-прикладных ин­тересов детей и молодежи, их гуманного отношения к окружающему их миру, удовлетворение тяги подростков к приключениям, содействие более полному развитию физических, двигательных способностей в спорте, туризме, техническом творчестве, форми­рование навыков поведения в экстремальных ситуациях и пропа­ганда правил дорожного движения (программа «Алые паруса»).

В соответствии с имеющейся базой, контингентом ребят, по­сещающих клубы, интересами их и педагога-организатора, про­филем кружков, работающих в клубе, определяется и направленность клуба. Однако, независимо от выбора любой из программ деятельности, клуб должен быть местом общения ребят друг с другом и с педагогом, представляющим мир взрослых людей. Непосредственно живой пример и художественная подготовка педагога, руководителя объединения, его компетентность в раз­личных видах искусства не только порождают у подростков и молодежи внутреннее противоречие между имеющимся и необ­ходимым уровнем их эстетического развития, но и возбуждают у них потребность в приобщении к искусству.

Работа подростковых клубов строится в тесном контакте с различными социально-культурными институтами. Проведенные и планируемые исследования направлены на рассмотрение мно­гих нерешенных задач, стоящих перед работниками сферы куль­туры. Это:

определение наиболее приоритетных видов художественного творчества;

исследование проблем бытования художественного творчества в подростково-молодежной среде;

выявление роли школьных и внешкольных учреждений в формировании творческих интересов подрастающего поколения: •

разработка рекомендаций по возрождению, сохранению и развитию любительского художественного творчества на регио­нальном уровне и многое другое.

Анализ воспитательной деятельности любительских объеди­нений в подростковых клубов города Тамбова показал, что за небольшой период времени изменилась методика организации и планирования досуговых акций. Наиболее популярными стано­вятся такие формы творчества, которые способствуют воплоще­нию идей, замыслов в конкретной идейной форме, а также реализации выдумки, фантазии через индивидуальный и массовый процесс видения многих жизненных явлений. Это студии деко­ративно-прикладного творчества, спортивно-оздоровительные секции, музыкальные и игровые программы, а также многое другое.

Произошедший спад интереса к традиционным формам кружковой самодеятельности привел к созданию условий для возникновения авторских видов объединений художественной направленности с целью распространения практики мастеров-умельцев среди любительских объединений детского, молодеж­ного движения, инвалидов и людей пожилого возраста. В результате заметно активизировалась работа во многих клубах и стал наиболее интересным досуг ребят.

Наибольшей популярностью пользуются традиционные формы любительских объединений и клубов по интересам, где впроцессе музыкально-педагогического воспитания формируются и развиваются индивидуальные исполнительские способности личности. Творческие, исполнительские способности развивают­ся в процессе жизнедеятельности человека, поэтому необходимо создавать такие социальные условия, которые способствуют их формированию. Среди главных и ключевых проблем подростков можно отметить организацию досуга и их поддержку в период взросления. Возникает необходимость формирования служб со­циально-психологической помощи подросткам и молодежи, а также возможность реализации региональных программ соци­ально-психологической, культурно-образовательной реабилита­ции. А.И. Лучанкин и А.А. Сняцкий в учебном пособии «Социально-клубная работа с молодежью» пишут: «Нужен клуб профессионалов, нужны энтузиасты клубного дела - и, прежде все­го, из числа менеджеров социальной сферы, не говоря уже о про­сто умных людях, способных брать на себя ответственность. В этой связи перспектива пропаганды идеологии социально-куль­турной работы, обработка механизмов ее внедрения и апробации - задача не только практическая, но и методологическая».

Каждый клуб - это мини-мир, в котором существуют свои традиции, создается индивидуальная культура общения, пита­тельный микроклимат познания и творчества. Масштабные ак­ции, организуемые городским Центром по работе с детьми и молодежью (ныне Центр внешкольного образования) Комитета по делам детей и молодежи мэрии г. Тамбова, предлагают разнооб­разные по содержанию и форме проведения игры, праздники, познавательные и просветительные беседы, встречи с интересными людьми. В подростковых клубах подрастающее поколение реализует свой потенциал, здесь каждый компенсирует те или иные проблемы общения, здесь наиболее реально усваиваются социально-культурные образцы поведения.

Педагог любительского объединения при руководстве коллективом или группой обязан владеть тремя аспектами деятельности, которые создают благоприятные условия для разви­тия личности. Это художественный, педагогический и организаторский, без которых невозможно увлечь, удовлетворить духовные потребности человека, а также реализовать их. Для данного действа необходимы интуиция руководителя, обоюдное вдохно­вение педагога, личности или группы, наличие новизны в имею­щихся формах деятельности и «животворящая струя» оригинальности идей, не характерных для данных условий. Именно тогда может создаваться творческая атмосфера.

В последнее время в г. Тамбове заметно повышается интерес к национальным традициям и праздникам, в проведении которых с удовольствием принимают участие и дети, и взрослые жители микрорайона. Такое сотрудничество способствует вовлечению «неорганизованных» любителей в коллективное времяпрепровождение и является возможностью передачи мастерства стар­шего поколения младшему.

Особым интересом, как среди детей, так и взрослого населе­ния пользуются традиционные праздники - «Рождественские посиделки», «Крещенские вечера», «Масленица» и многие другие, проводимые клубами по месту жительства и перенявшими эстафету по организации местных традиций от Домов культуры. Среди традиционных массовых праздников можно назвать «Лесной карнавал» и нововведение - форум «Культура мира через детское восприятие». Создание форума произошло по инициативе кафедры социально-культурной деятельности ТГУ им. Г.Р. Дер­жавина и организовано было впервые в 2000 году подростковы­ми клубами в виде большой творческой площадки. Она состояла из блоков: «Панорама увлечений», «Мастер-классы», «Дискуссионный клуб», «Детская тусовка - "Я + Ты"», шоу-программы «Однажды в городе» и многого другого.

Для стимулирования участия подрастающего поколения в совместном времяпрепровождении необходимо обеспечение навыков культурного досуга, которое возможно при:

• обеспечении благоприятных условий для ежедневного пребывания подростков и молодежи в самодеятельных художе­ственных организациях;

• создании и реализации программ по организации неформального общения в подростковых и молодежных группах, при учете демографических данных, склонностей и интересов;

• создании условий для самостоятельного, индивидуально­го вклада личности в художественно-творческую деятельность коллектива, группы, для чего применять многообразие развлека­тельных и деловых игр с целью развития фантазии и уверенно­сти в своих силах;

• осуществлении специфических условий развития каждо­го индивида при выявлении внутреннего состояния (анкетирование, индивидуальные беседы) и общего развития индивида, не навязывая, а увлекая видами и жанрами художественного твор­чества в сфере свободного времени;

• варьировании методов воспитания и увлечений в круж­ках, студиях, любительских объединениях для самостоятельного выбора индивидом видов и жанров любительского художественного творчества;

• привлечении местного населения в клубы по интересам и любительские объединения к живому действу гармонии, красоты и старины;

• организации любительских объединений: «Папа, мама, я - творческая семья». «Папа, мама, я - спортивная семья», «Изба ремесел», «Мастерская умелые руки».

А для этого необходимо научиться:

• работать с детьми на близкой психологической дистан­ции (контакт общения, внутреннее ощущение состояния каждой личности);

• организовывать семинары-практикумы для повышения мастерства в работе с детьми и молодежью; привлекать в детское и молодежное любительское движение людей старшего возраста, занимающихся каким-либо видом художественного творчества на дому для совместного времяпрепровождения, с целью общения и передачи опыта мастерства; отмечать инициативных участников, а также спонсоров (телевидение, газетные публикации, брошюры из опыта работы сотрудников сферы культуры и досуга), принимающих активное участие в возрождении региональной культуры своего края.

Таким образом, вышеперечисленные рекомендации направ­лены на создание единой системы организации любительского движения по месту жительства. Все это говорит о том, что подростковые клубы по месту жительства - это почва для самовы­ражения, развития и выявления творческих способностей лично­сти, где реализуются сиюминутные желания, зарождается новый талант, складывается атмосфера развития любительства, домашнего неорганизованного творчества. Это координирующее звено в системе социализации подростков и молодежи с привлечением взрослого населения в процесс воспитания, где при условии раз­нообразных видов деятельности происходит параллельная акти­визация сферы общения через кружковые занятия по интересам. Именно здесь проявляется воспитывающий эффект педагогиче­ского воздействия средствами искусства, с помощью которых раскрываются духовные и творческие качества любого посетите­ля и участника клуба.

Наше наблюдение за результатом активности и интереса на­селения в культурно-массовых акциях показало, что необходимо непосредственно в жилом массиве разворачивать сеть любитель­ских объединений и клубов по интересам, так как не каждый имеет возможность посетить досуговые учреждения, находящие­ся в отдалении от места жительства. Поэтому с удовольствием в досуговых акциях клубов по месту жительства принимают участие родители, жители микрорайона.

Список литературы

1.Лучанкин А.И., Сияцкий А.Л. Социально-клубная работа с молодежью; проблемы и подходы. 3-е изд., исправ. и реком, Екатеринбург: УрО РАН, Ин КОТ, 1997. 396с.

Дополнительный список литературы.

1. Акимов М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М., 1992.

2. Ангеловски К. Учителя и инновации. М., 2001.

3. Батурина Г., Кузина Т. Традиционная культура воспитания в национальной школе. Педагогика, 1995, №2.

4. Берхин Н.Б. Психолого-педагогическая специфика художественного образования школьников.

5. Борисенков В.П., Краевский В.В., Кутьев В.О., Турбовский Я.С. Философия образования. Педагогика, 1995, № 4.

6. Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы. Сб.науч. тр. Под ред.Газманова О.С. М., Изд.АПН СССР, 1989.

7. Дорогу осилит идущий ...Под ред. Соболевой Е.А. Армавир, 1996.

8. Крылова Н.В. Ребенок в пространстве культуры. М., 1994.

9. Крылова Н.В. Философско-педагогические аспекты культуры воспитания. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы. Сб. науч.тр. Под ред. Газмана О.С. М., Изд.АПН СССР. 1989.

10. Культурология. Под ред. Драча Г.В. Р.-на-Д., Изд. Феникс, 1995.

11. Опыт разработки концепции воспитания. Р-на-Д., 1993.

12. Отношения личности и вопросы воспитания. Отв. ред. Миттов Н.К. Тамбов, 1973.

13. Психология. Словарь. М., 1990.

14. Савитская Т. Ребенок в культуре XX века. Знание-сила, 1995, №4.

15. Старовойтенко Е.Б. Духовное влияние как основа воспитания и саморазвития личности. Психологический журнал, 2002, № 4.

16. Щадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. М., 1993.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!