Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Творчество и мастерство как факторы формирования личности



Существенным фактором, оказывающим воздействие на социально-культурные процессы в художественной культуре об­щества и сферу творческой активности масс, является самодея­тельность как общественно историческое явление. Основными признаками самодеятельного художественного творчества явля­ются ориентация на форму бытования профессионального ис­кусства, фольклора, организованного и неорганизованного лю­бительства. Рассматривая самодеятельное художественное творчество, необходимо подробнее раскрыть понятия «творчество» и «мастерство», которые являются его основными составляющи­ми. Каковы же «корни» творчества и мастерства?

В основе творчества и мастерства заложен природный талант личности любителя. Мастерство - умение овладеть каким-либо ремеслом, применяя опыт предшественников. Можно быть мастером, но не быть творцом. Творчество -это свободное выражение своей индивидуальности, результа­том которого может быть нечто качественно новое.

Именно творческий потенциал личности и потребность самоорганизации, самоактулизации движет врожденным свойством людей к резуль­тату творческого саморазвития. Творческий потенциал в отличие от уровня мастерства личности не зависит от социальных условий - в этом их принципиальное различие. Поэтому творчество является условием становления личности, в котором возникают и удовлетворяются ее нравственно-эстетические потребности. Творчество - «вечный двигатель» к порождению нового. Острая общественная потребность повышения уровня духовного развития личности наиболее ярко проявляется в потоке народного художе­ственного творчества, которое проходит несколько начальных этапов. Среди них можно выделить «примитив», «наивное творчество» и «самодеятельное творчество любительской деятельности». Эти формы базируются на общечеловеческих ценностях и. затрагивая духовную сферу личности, формируют готовность к гуманным поступкам, гуманистическим отношениям. Каждого человека в процессе его жизненного пути увлекает какая-либо идея, стремление к реализации «себя». Это имеет как отрицательные (в некоторых случаях), так и положительные стороны. Стремление к нравственному результату через эстетические особенности «увлеченности» обязательно даст положительный эффект, да­же если это увлечение будет на уровне примитивизма.

Организованные и стихийно возникающие формы любительских занятий искусством через сохранение этнокультурных традиций, а также развитие самодеятельного творчества масс являются наиболее актуальными и необходимыми для рассмотрения в современной социально-культурной сфере. В основе данного процесса лежит способность подрастающего поколения к эстетическому восприятию тех норм и ценностей, которые на­полнены значимым содержанием, основанным на опыте поколений. Такая личность готова к социальным действиям, в том числе к действиям, происходящим в организованном и неорганизо­ванном свободном времяпрепровождении. Основным связую­щим звеном здесь является духовно-эмоциональное общение. Результатом самодеятельности является оригинальность, новизна «для себя», даже если она не имеет значение «для других».



Художественная самодеятельность- это огромный вклад в развитие творчества разных уровней общественной значимости. Это представление касается всех видов самодеятельного творчества: научного, технического, художественного, которые реализуются в художественно-эстетическом, прикладном твор­честве, спортивно-туристическом, оздоровительно-валеологиче-ском, культурно-образовательном, психолого-коммуникативном, техническом, военно-патриотическом, эколого-природоведческом, досуговом и социально-педагогическом направлениях. Функцией творчества является развитие, движение человеческого общества, прогресс. Тем не менее, каждый человек имеет талант, который по-своему индивидуален, самобытен и неповторим.

Само понятие «творчество» еще с древнейших времен имело обозначение «Божественная деятельность». Начиная с эпохи Возрождения и появления первых исследований и изобретателей, понятие «творчество» открывает возможность возвеличивания человека в ранг творца и в искусстве. Особенно это относится к эпохе романтизма. В XX веке понятие «творчество» (эпитет творческий») стало применяться к различным видам жизнедеятельности человека (профессиональной деятельности, общению, управлению и др.). Появились такие определения, как творческая экспрессия, творческое отношение, творческое развитие, творческая личность. Наряду с этим, в 20-х годах XX века наблюдалось многообразие форм организации творческой деятельности масс, что способствовало изменению и традиционных форм самодеятельного творчества. В это же время создается множество любительских объединений, студий, кружков, стремительно стала развиваться художественная самодеятельность (агитколлективы, изостудии, музыкальные коллективы, певческие кружки, агитсуды, литмонтажи, театральные студии - постановки клубных опе­ретт, говорящий хор - коллективная декламация и пр.).



Современные аспекты рассмотрения феномена творчества (процесс, результат, совокупность факторов, определяющих со­циальный климат человеческой деятельности, соединение инди­видуальных особенностей субъекта) привели в 30-40-е годы к развитию эвристики - методологии творческой деятельности. Этому предшествовали работы многих ученых, в числе которых были: Декарт, Паппа, Лейбниц, Больцано, Буль, Пойа и др.

К началу XXI века творчество становится объектом особого изучения по возможностям развития творческих предрасположе­ний и умений людей. В вузах появляются новые предметы «Пе­дагогика творчества», «Психология творчества», программы курса «Общие вопросы природы одаренности», «Диагностика одаренности», «Развитие творческих способностей у детей», «Психологические требования к учителю и воспитателю одаренных детей» и т.п. Важность рассмотрения проблемы происхождения одаренности (роль природного и социального) касается творческих групп художественной деятельности (литературной, изобразительной, музыкальной, хореографической и др.), которые используют и вносят множество путей, способствующих созданию творческого эмоционального подъема. Так, в краткой литературной энциклопедии охарактеризованы пять главных комплексов в художественном творчестве. Это искусство: слова, воображения, звуков (музыка), вещей (архитектура и прикладные искусства), зрелищные искусства. Ведь каждому возрасту присуще свое личностное новообразование творческого развития, и в этом большую роль может сыграть мастерство руководителя, лидера коллектива и группы. A.M. Горький писал, что талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант в сущности его - и есть любовь к делу, к процессу работы. Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд - даже самый грубый - возвышается до творчества. /

Следовательно, творчество выражается не только в удовлетворении потребности быть личностью, но и является условием ее становления. А для этого руководителям творческих групп, любительских объединений необходимо знать и применять принципы педагогики и психологии творчества. Так среди наиболее значимых принципов Г.Н. Алова отмечает следующее:

• раскрыть самого «себя» (принцип педагогики творчества);

• развивать склонности к самостоятельному познанию и творчеству через творческий процесс (принцип соответствия);

• ориентировать на сотворчество (принцип открытости диалогу и пониманию);

• инициировать ситуации творческой деятельности для разви­тия самосозидающей активности личности (принцип синергизма);

• побуждать к поисковой деятельности личности (принцип открытого содержания);

• создавать условия для воплощения творческого потенциала, ' расширяющего возможности человека шире его специализации " (принцип опережающего развития общих творческих способностей); '

• преодолевать инерционность интеллектуальной позиции личности, используя всю полноту инструментов познания - эв­ристические правила (принцип диалектичности и системности);

• усиливать возможности межличностного взаимодействия (принцип группового творческого поиска)

Понятие «творчество» основывается, прежде всего, на том, что творчество - это появление чего-то нового приме­нительно ко всем процессам жизни человека.

На протяжении долгого пути развития, становления и воз­рождения культуры народов постоянно происходило отдельное Угасание некоторых видов и форм народного художественного

89творчества. Замена традиционных видов искусства новыми тех­нологическими и художественными приемами не всегда и не везде несла в себе разрушение уже созданного. Мастерство творца было основой научения. Эта основа способствовала вве­дению самобытности, индивидуальности в творческий процесс последователя (преемника) мастера.

Нельзя не согласиться с высказыванием Е.И. Смирновой, которая говорила, что «...мастерство и творчество взаимосвязаны. Чаще всего творчество возможно на основе мастерства, хотя бывают и исключения. Если мастерство - результат школы, тренировки, опыта, то творчество как оригинальное, неожиданное, нестандартное решение проявляется необязательно как результат «школы». Творчество детей, художников-примитивистов, научные открытия энтузиастов-любителей подтверждают, что новаторство возможно и не на основе высокого мастерства».


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!