Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Современные информационно-просветительные



Технологии

Отечественные технологии образовательно-развивающего до­суга наряду с традиционными подходами используют новые идеи.

Развивающаяся инфраструктура молодежного досуга (Цен­тры досуга молодежи, Дома молодежи, хобби-центры, Центры технического и художественного творчества, учреждения вне­школьного образования и воспитания) позволяет осуществлять образовательные и информационно-познавательные программы «Лидер», «Родина», «Валеология», «Юный патриот», «Мой досуг», «Помоги себе сам», «Познай себя» и др. Стали регулярно проводятся акции «Молодежь за здоровый образ жизни», «Мо­лодежь и духовное наследие», «Культура и мы», форумы «Куль­тура мира в восприятии детей», «Манифест мира и культуры» (по материалам V Всемирного конгресса клубов и ассоциаций ЮНЕСКО, прошедшего в Екатеринбурге летом 1999 года); эко­логические олимпиады, деловые игры; познавательные конкурсы «Отец и сын», «Мать и дочь», «Лучшая бабушка года», «Мушке­теры XX века», «рыцарские» турниры; конкурсы по профессиям. Все это, в свою очередь, рождает массу новых инициатив по месту жительства: общественные музеи, интеллектуальные клу­бы, «колледжи» политических наук. В программе такого «кол­леджа» (опыт г. Саратова):

• культура политической информации, обсуждение, ком­ментарии, оценка политической жизни в обществе, в мире;

• речевая коммуникация - культура речи, дебатирование, искз'сство полемики, публичной речи, журналистские навыки;

• политменеджмент - развитие навыков управления, орга­низаторской деятельности в политике;

• методика предвыборных технологий;

• овладение цивилизованными методиками политического маркетинга:

• подготовка молодежи к активной общественно-поли­тической жизни, к грамотным общественным действиям: защита прав, участие в митингах, манифестациях, маршах протеста.

Это своеобразная модель распространенных у западной мо­лодежи дискуссионных клубов, девиз которых - известный афо­ризм У. Черчиля: «Вы сколько угодно можете не заниматься по­литикой, рано или поздно она займется вами». В нашей истории есть богатый опыт общественно-политических клубов: от «Зеле­ной лампы» и «Арзамаса» эпохи декабристов и Пушкина до «Красной гвоздики» советских времен, «В поддержку реформ», «Перестройки» 90-х.

Актуальной в планах работы учреждений культуры стала рубрика «К 2000-летию Рождества Христова». Здесь также ис­пользуются информационно-просветительские формы, где орга­нично взаимодействуют религиозная и художественная культу­ра, духовные искания. Чаще всего используются лекции, встречи со священнослужителями и богословами, верующими и атеиста­ми; концерты духовной музыки, органные вечера, религиозный театр, фольклорный театр языческих мифов, фестиваль коло­кольного искусства, выставки иконной живописи, экскурсии в Центры духовной культуры, монастыри, древние соборы и дру­гие религиозно-культовые учреждения.



Большое количество локальных групп включается в феде­ральные социально-культурные программы: «Всероссийский конкурс учреждений социально-культурной сферы», «55-летие Великой Победы», «Реставрация и охрана памятников старины», «Возрождение культурных традиций и ремесел», «Дети России».

Мы все активнее интегрируемся в международные социально-культурные проекты. В рамках Десятилетия Всемирной культу­ры (1988-1998 гг.) проводились самые различные мероприятия, в которых через международный союз работников культуры, ту­ризма и спорта принимали участие россияне. Карнавал культур, фестиваль «Мир фольклора» (Канада), фестиваль русского ис­кусства во Франции, Германии; культурно-благотворительные акции «Звезды мира - детям», «Инвалид в большом городе», «Эхо радиации»; молодежные форумы «Культурный герой XXI века», «2000 год - год Культуры». Принята новая программа ЮНЕСКО «Десятилетие коренных народов севера». В рамках ее масштабный культурно-образовательный проект «Перекрестки континентов: Аляска - Сибирь» (Смитсоновский институт США, музеи Аляски и Российского Дальнего Востока под патронажем Министерства культуры РФ), программы «Дети Севера», «Со­хранение и возрождение культуры народов Приамурья и Крайне­го Севера», фестиваль детского творчества «Вслед за солнцем»; межрегиональные, краевые, областные фестивали, конкурсы, смотры, конференции, брифинги, экспресс-информационное ос­вещение и обеспечение массового участия всех социальных и этнических групп населения. В программы заложен большой формирующий потенциал, перспективность. Издаются буквари, словари, учебники на национальных языках народов Севера, дет­ская литература, газеты, журналы; публикуются этнические про­изведения национальных писателей.



В календаре общественных событий есть даты, во многом определяющие информационно-просветительскую деятельность в социально-культурной сфере. Это всемирные или международ­ные Дни: Науки - 16 апреля, Знаний - 1 сентября, Борьбы с не­грамотностью - 9 сентября, Театра - 27 марта, Земли - 22 апре­ля, Танца - 29 апреля, Семьи - 15 мая, Музея - 18 мая, Славян­ской письменности - 25 мая, Культуры - 31 мая, Детства - 1 ию­ня, Кино - 27 августа, Матери - 21 сентября, Пожилых людей -1 октября. Музыки - 2 октября, Молодежи - 10 ноября, Протеста против ядерного оружия - 6 августа, Студентов - 17 ноября, Не­курения - 23 ноября, Инвалидов - 3 декабря, Прав человека -10 декабря. В их проведении учреждения культуры и просвещения взаимодействуют с ветеранскими, волонтерскими, детскими, молодежными организациями, фондами; социальными структу­рами, центрами социальных технологий, творческими союзами; привлекают меценатов, спонсоров.

Создаются досуговые центры, которые компетентны, прежде всего, в пропаганде искусства, литературы, организации творче­ства, используя индивидуальные, групповые, массовые формы информационно-просветительной деятельности. В художествен­ное просвещение сегодня включаются миллионы людей, многие через культурно-просветительские общества: Всероссийское му­зыкальное (ему исполнилось; 125 лет и год был насыщен разно-жанровыми музыкальными событиями); Всероссийское теат­ральное общество; общество Рахманинова, Гете, Гейне, Рерихов и др. Большинство из них вышли за рамки локальных, стали ме­ждународными. Возникают творческие союзы, гильдии, ассо­циации. По их инициативе проходят такие разноплановые фес­тивали, как: Пасхальный, Рождественский, джазовый, духовного песнопения, колокольных звонов; классической, камерной, во­кальной, хоровой, электронной музыки; «Театральная весна», студенческих театральных капустников, рекламйых пародий, фолк-фестивали, рок-фестивали; правозащитный кинофестиваль; детского и юношеского литературного творчества, юных компо­зиторов; авторской песни (Грушинскому фестивалю - 30 лет, один из самых популярных и массовых) и мн. др.

В последние годы фестивали являются не только праздником искусств. По опыту других стран стали проводиться тематические: фестивали Воды, фестивали Хлеба, фестивали Земли, фестивали Птиц. Организаторы лишний раз стремятся, используя оригиналь­ную художественную форму, привлечь внимание к проблемам и достижениям, к вопросам и ответам, к статистике и прогнозам. В рамках многих фестивалей работают семинары, круглые столы, экспериментальные лаборатории, происходит обмен информацией, контакты, обучение. Актуализировалось соотношение традицион­ного и нового, национального и народного, светского и религиозно­го. Диалог на языке искусства всегда приемлем, толерантен, понятен.

Стали традиционны: Дни культуры (Швеции в Самаре, Японии в Саратове, Германии в Тамбове и т.п.), Праздники литературы, поэзии. Вот как строился вечер памяти Е. Баратынского к 200-летию поэта в Тамбовской филармонии: слово о поэте. Выступление представителей общественности края. Информация ученых о новых открытиях в биографии и творчестве, о планах возведения историко-культурного комплекса в селе Мара. Выступление членов «Клуба друзей Е. Баратынского». Стихи, камерная музыка.

С 1996 года Россия принимает участие во Всемирных ком­пьютерных играх в Калифорнийском «Компьютерленде». При поддержке экономического образовательного Центра РФ наши молодежные команды из разных уголков страны часто одержи­вают победы в разных номинациях. Юные спорщики активно участвуют в Международной программе «Дебаты».

Диспут- это очень привлекательная форма в информацион­но-познавательной работе с молодежью. Диспут чаще всего ис­пользуется для выявления, развития и закрепления информаци­онно-познавательных интересов и потребностей, в которых можно выделить три этапа:

1. Выявление ситуативного интереса и формирование по­ложительного отношения к полученной информации (стадия любознательности). Ведущие методы: внушения, поощрения, косвенного и параллельного воздействия. Формы: обзоры, док­лады, панорама событий, (культурная, спортивная панорама), комментарии, вопросно-ответные формы, тесты, «микрофон в зале», встречи с интересным собеседником.

2. Дальнейшее развитие (стимулирование) интереса к ин­формации, ее закрепление и углубление (стадия творчества). Дифференциация интересов. Преобладающие методы: убеждения, одобрения, примера, авторитета. Метод перспективных линий. Формы: пресс-конференции, круглые столы, дискуссии, форумы, ток-шоу, конкурсно-познавательные программы, ассамблеи.

3. Закрепление осознанного стремления к систематическому получению знаний в процессе самообразования и самостоятельно-творческой познавательной деятельности (собственно познава­тельный интерес). Формы закрепления, проявления - участие в образовательно-просветительских и организационных видах дея­тельности - Советах, детских парламентах, объединениях, ассо­циациях, обществах.

В самом общем виде всю информационно-просвети­тельскую работу учреждений социально-культурной сферы можно разделить на три вида: устную, наглядную и художе­ственно-публицистическую.

Устный вид информационно-просветительской деятельности основан на выступлении ведущего, лектора. Это все формы вер­бального общения

Наглядная информационно-просветительская деятельность в основном опирается на визуальную информацию, а художест­венно-публицистический вид информирования является синте­зом публицистики и искусства.

Говоря о видах информационно-просветительской деятель­ности, нельзя не остановиться на многообразии культурно-досуговых форм и методов воздействия на аудиторию.

В.Я. Суртаев в зависимости от способа осмысления и подачи социальной информации условно разделяет клубные формы на четыре группы:

1) рационально-познавательные (лекции, беседы, встречи за «круглым столом»);

2) эмоционально-зрелищные (спектакли, концерты, театра­лизованные представления);

3) познавательно-поведенческие (участие в работе инициативных любительских и общественно-политических клубов);4) комплексные (праздники и обряды, дискотеки, многооб­разные виды тематических вечеров. При этом он отмечает, что важным основанием для классификации просветительных мероприятий является степень участия в них масс.

Чаще всего формы информационно-просветительской деятельности разделяют на три вида: монологические, в которых преобладает речь ведущего или лектора (популярная лекция, публичная речь, экспресс-информация, брифинг, консультаци­онно-справочная работа); диалогические формы, в которых про­исходит взаимодействие информатора или ведущего и аудито­рии. К ним относятся: встречи с интересными людьми вечер во­просов и ответов, ток-шоу, диспут, круглый стол, аукцион идей; комплексные формы, которые входят в работу лекториев, уни­верситетов. Среди них различные месячники (культуры, искусства, памяти, согласия и т.д.); чтения (литературные педагогические, тематические циклы).

Следует отметить, что при организации и проведении разнообразных форм информационно-просветительской деятельности необходимо включать аудиторию учреждений культуры и досуга в творческий процесс посредством участия в кружках, клубах по интересам, диспутах и т.д. Таким образом, аудитория клуба сама становится активным субъектом информационно-просветительской деятельности.

Наиболее ярким проявлением сущности развивающей, информационно-познавательной технологии служит диалог как эффективное средство взаимопонимания, развития гласности, открытости, демократии, партнерского отношения людей в сфере свободного времени. В диалоге формируется и реализуется новое мышление, отказ от догматизма. Диалог и диалоговые программы (лекции-диалоги, круглые столы, ток-шоу) выступа­ют в качестве обязательного элемента социотренинга людей разных возрастов и профессий. Учреждения культуры и досуга переходят сегодня на более интенсивное использование новых но­сителей информации, видеотехники, компьютерной техники. Массовое культурологическое просвещение подразумевает и актуальное сегодня медиаобразование - подготовку молодежи к более углубленному восприятию кино, телевидения, видеопрограмм и других средств массовой коммуникации. Остро встает вопрос иммунитета против «кислотности» массовой культуры.

На стыке традиционных направлений информационно-просветительной деятельности жизнь подсказывает новые:

• социально-досуговая терапия для детей, инвалидов, по­жилых людей;

• обучение релаксаторским технологиям: от простейших до комплексных;

• последовательное развитие навыков самоорганизации рационального досуга;

• мультикультура в сфере досуга как новая модель организации социального поведения;

• освоение новых технологий в социально-культурной сфере. Например, технология проката кассового фильма, который использует Н. Михалков: сам автор вкладывает деньги, диктует условия, но и собирает «урожай».

• создание эксклюзивных культурно-просветительских центров типа: «Высоцкий», «Маяковский», «Тарковский»; Центр мотоциклетной культуры, байкер-клубы; Центры национальной, этнической, фольклорной культуры и тому подобное;

• строительство мультиплексов - кинотеатров будущего.

Одним из ключевых понятий в информационно-просветительной деятельности является общественное мнение как состояние массового сознания. Влияние на него, формирование объективных суждений, оценок, правил, норм - важная социально-культурная задача. Обеспечивающая ее в советский период идеологическая система ушла в прошлое, но многие методы не устарели: информирование, комментирование, разъяснение, обобщение, убеждение, положительный пример, конструктив­ный опыт. На формирование общественного мнения направлены сегодня конференции, пресс-конференции, презентации, аукционы идеи, интеллектуальные шоу, рекламная информация. Но здесь же возникают и новые проблемы: реклама становится искусством, в то же время происходит умирание искусства в рекламе. «Искусство становится всего лишь приложением к рекламе кофе, лекарств, бензина, жевательной резинки. Каждый день мы слышим избранные темы Баха, Бетховена как приложение к красноречивой рекламе масла, банковского оборудования, авто­мобилей, слабительных средств. Они становятся лишь спутни­ками более «солидных» развлечений: воздушная кукуруза, пиво, свиная отбивная, съеденная в антракте концерта или на выставке. В результате божественные ценности искусства умирают и во мнении публики. Граница между истинным искусством и чис­тым развлечением стирается: стандарты истинного искусства исчезают и постепенно заменяются фальшивыми критериями псевдоискусства».

В отличие от других социальных институтов, учреждения культуры создают для развития информационно-просветительской деятельности свою специфику: доступность, свободу выбора, нерегламентированный характер образовательных и познавательных программ, альтернативные методики, сочетающие научные и художественно-выразительные средства, гибкое реаги­рование на конъюнктуру досуговых интересов, возможность связать в единую социально-педагогическую цель информационную, образовательно-кружковую, индивидуально-консультационную работу.

Контрольные вопросы

1.Характерные признаки цивилизованного общества.

2. Понятие об информационной культуре и информационных процессах в обществе.

3. История и традиции просветительства в России.

4. Основные направления информационно-просветительской деятельности.

5. Информационное обеспечение сферы культуры и досуга.

6. Понятие о социальной информации.

7. Цели и задачи информационно-просветительской работы.

8. Формы и методы информационно-просветительской деятельности.

9. Традиционные методики информационно-просветительской деятельности.

10. Современные информационно-просветительские технологии.

Список рекомендуемой литературы

1. Авдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

2. БлюменауД.И. Информация и информационный сервис. СПб., 1999.

3. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М., 1986.

4. Воробьев Г.Г. Твоя информационная культура. М., 1989.

5. Дубровский Е.Н. Информационно-обменные процессы как факторы эволюции общества. М., 1996.

6. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учеб. пособие. М., 1998.

7. Жарков А.Д. Новые аспекты информационно-просветительской рабо­ты культурно-досуговых учреждений. М, 1991.

8. Закон об информации, информатизации и защите информации // «Российская газета» от 22 февраля 1995 г.

9. Информация и информатизация в сфере народного творчества / Сост. Т.В. Зорина. М., 2001.

10. Киселева Т.Т., Красипътков Ю.Г. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. М., 1995.

11. Колеватов В.А. Социальная память и познание. М., 1984.

12. Культура и средства массовой информации: социально-экономиче­ские проблемы. М., 1995.

13. Культура современного мира: опыт, решения проблемы. Науч.-ин-форм. сб. М., 1999-2000.

14. Лебедев А.В. Информационные технологии в контексте гуманитарно­го знания (материальная база сферы культуры): Науч. информ. сб. Вып. l.M.,2000.

15. Медведева Е.А. Основы информационной культуры. Социс, 1994, №11.

16. Полагутина Л.В. Традиционная культура как канал передачи соци­альной информации. // Возрождение культурных традиций Централь­ного Черноземья. Вып. 1. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1998.

17. Проблемы информационной культуры: Сб. статей. М., 2000.

18. Проблемы социальной информации в сфере культуры и просвещения. Сб. науч. мат. СПб ГИК, 1992. Т. 135.

19.Рахитов А.И. Философия компьютерной революции. М, 1991.

20. Социально-культурная деятельность в сфере досуга: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000.

21. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб, 1996.

22. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1991.

23. Суртаев В.Я. Агитационно-пропагандистская работа клубов: Учеб. пособие. М., 1993.

24.Чванова М.С., Липский И.А. Информатизация системы непрерывной подготовки специалистов: Монография. Тамбов-Москва, 2000.

25. Чубарьян А.О. Культура мира и демократия. Учеб. пособие. М., 1998.

26. Хитаров Э.И. Использование средств массовой информации в куль­турно-просветительной работе. М., 1988.

27. Цивилизация и культура в историческом процессе. М., 1995.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!