Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Информационно-просветительная и рекреационно-оздоровительная деятельность за рубежом



Сложившаяся в конце XX века система организации досуга за рубежом свидетельствует о том, что это, в первую очередь, огромная материально-техническая база свободного времяпре­провождения, которая включает учреждения искусства, казино, танцевальные залы, стадионы, национальные парки, гостинично-туристический сервис и самые разнообразные центры досуга - от детских зоопарков и игротек до клубов пенсионеров. Причем различные виды и средства информации, включая компьютеры, кино-теле-видеоаппратуру и иную продукцию развитой индуст­рии, поставлен на службу индивидуальной и семейной культур­ной деятельности.

В странах рационального досуга потребление общекультур­ной, художественной информации, массовое просветительство занимают приоритетное место, ибо оно определяет уровень культурно-досуговых потребностей. Создаются благоприятные условия для процветания «высокого искусства» и занятий твор­чеством. Деятельность Министерств культуры основывается на принципах: смягчение глубоких социальных и культурных раз­личий между отдельными слоями и группами; максимальная доступность потребления культурно-досуговых услуг и развитие демократических процессов в культуре. Среди конкретных мер на 2000 год, например, во Франции:

• новая тарифная политика в учреждениях культуры и ис­кусства, поэтапное снижение стоимости билетов;• с 1 января 2000 года в 33-х национальных музеях, 98 на­циональных культурно-исторических памятниках - бесплатное посещение 1 раз в месяц (воскресенье):

• в престижных театрах (Комеди-Франсез, Шайо, Театр де ля Коллин, Авиньонский театр, Национальный театр Страссбурга) 1 раз в неделю (по четвергам) введена единая минимальная цена 50 франков;

• бесплатное посещение молодежью до 18 лет всех учреж­дений культуры, искусства, досуга, находящихся на государст­венном финансировании;

• система специальных льготных абонементов, «Персональных чеков» на все виды культурно-досуговых программ;

• улучшение материального положения творческой интел­лигенции, освобождение от налогов художников, скульпторов;

• освобождение от налогов частных вложений в культуру, искусство. Очень развито поэтому меценатство: выгодно вкладывать деньги в культуру;

• в каждом департаменте, городе, коммуне создаются Центры культурной информации, Центры художественного творчества, специальные курсы художественного образования (30% францу­зов занимаются любительским художественным творчеством, где образовательные программы определяют высокий исполни­тельский уровень, мастерство;



• создана Национальная карта художественных Центров по интересам, находящихся в разных уголках Франции, для более эффективного информационно-методического обеспечения их деятельности;

• практически все объекты культуры включены в инфор­мационную сеть Интернета;

• с 1998 года открыты около 200 «мультимедийных цен­тров культуры» для обучения заинтересованных в доступе к культурной информации через компьютер;

• государственная поддержка ведущих культурных ком­плексов Франции в работе с населением: культурный Центр Жоржа Помпиду - как очаг отечественной культуры универ­сального типа, как научно-методический центр; Немецкий центр Гете; Австрийский культурный центр; Нидерландский культур­ный центр; Польский культурный центр; Финляндский культур­ный центр.

В 1994 году открыт Культурный Центр Сервантеса - как очаг испанской культуры. В его программе:

• мемориальная выставка испанских живописцев;

• экспозиция, посвященная испанскому композитору Ма­нуэлю де Фалье (1876-1946). В течение двух месяцев: серия лек­ций в форме диалогов известных музыкантов, художников, ком­позиторов, журналистов; концерты камерной музыки; выступле­ния танцовщиков фламенко; материалы биографии о тесной свя­зи с Дебюсси, Равелем, Дягилевым, Стравинским, Пикассо; вы­ставка фотографий и портретов; встречи, гастроли; издание ка­талогов; тематические выставки, в т.ч. в подлиннике экспонаты эпохи «Дягилевских сезонов» как дань русской культуре и ее деятелям. Отделения Страссбургского КЦ действуют более чем в 40 странах Европейского Союза и арабского мира, Японии, Бра­зилии, США.

Серьезная манифестация искусства в таких культурных цен­трах подтверждает бесспорность мысли, что культура неделима и является своеобразным языком, главным символом взаимопо­нимания и содружества.



В США популярны Культурный центр Дж. Кеннеди и от­крытый в 1997 году в Лос-Анжелесе Центр Гете. Этот дорого­стоящий элитный культурный комплекс площадью 44 га открыт всем социальным и этническим группам. Его структура: музей, художественные галереи, образовательные центры, интернет-кафе, сад с библиотекой и киноплощадкой, танцевальные залы, бассейны, фонтаны, беседки, трамвайная дорога до вершины ближайшей горы, - позволяет вести культурно-досуговую работу по всем направлениям, открывать бесплатные филиалы в про­винциях.

В Северной Америке вообще очень развит образовательный досуг под девизом «используй свой шанс». Клубная культура сильна издавна, поскольку американцы - пришлый народ на континенте. Сама жизнь диктует стремление консолидироваться по интересам. Масса всевозможных объединений, движений,

миссий, общин; все они имеют свои программы с четко опреде­ленными целями, охотно включаются в проведение исследова­ний в области планирования отдыха, влияют на реформы в обра­зовании, здравоохранении, устройстве городов и пригородов.

Непрерывное образование в течение всей жизни - норма большинства. Всевозможные курсы, стажировки, открытые семина­ры для взрослых, открытые школы (школы выживания, школы диабетиков, школы для родителей), студии, литературные клубы, спич-клубы, клубы юных фермеров.

Высока досуговая активность пожилых, людей. Многие обретают дополнительные навы­ки, новые профессии; спрос на информационно-познавательные, образовательные формы велик. Общество и государство, органи­зуя содержательный досуг людей «третьего возраста», обеспечи­вают формирование образцов, на которые будут равняться дети и внуки. Много полезной и увлекательной информации получают посетители парков, организованных по тематическому принци­пу: «Мир Диснея», «Волшебная гора» в Колифорнии, «Лайон Кантри Сафари» в Техасе, «Молл оф Америка» в Блумингтоне, Космический парк в Нью-Йорке, аквапарки, специализирован­ные детские парки, гидропарки. Опыт парковых систем США быстро распространяется по планете.

В США пользуются Интернетом 67% населения (в России -3%). Калифорнийский университет провел исследования по про­блеме: «не мешает ли живому общению, живому обмену инфор­мацией увлечение компьютерами?» и опубликовал «Исследова­ние цифрового будущего», которому подверглись две с лишним тысячи граждан США всех возрастов и профессий. Выяснилось: три четверти опрошенных (75,3%) не чувствуют, что родственники и друзья игнорируют их, когда они «сидят» в веб-чатах. Более того, большинство пользователей Интернета заявили о по­зитивном влиянии электронной почты, веб-сайтов, он-лайнового общения на их способность заводить «живых» друзей, на обще­ние в семье. Главным плюсом Интернета были признаны именно дополнительные возможности общения, положительное влияние на школьные оценки. Любители Сети считают самыми важными источниками информации Интернет, книги, участие в клубах, общественных организациях, тогда как «неподключенные» - телевидение и радио. Персональный компьютер в подавляющем числе стран мира стал потребительским товаром длительного пользования. Одной из распространенных информационных тех­нологий являются автоматизированные базы (банки) данных в области культуры и искусства. С помощью компьютера можно добраться до любого электронного архива, библиографического каталога, пройтись по залам мировых сокровищниц, музеев и т.п. 350 млн. пользователей Интернета получили доступ к шедеврам Лувра, Эрмитажа, Национальной галереи Вашингтона, к старин­ным фолиантам Аристотеля, Вергилия, Данте в Риме, ценней­шим рукописям Ватикана. Правительство Китая реализует про­грамму введения в Сеть полного объема информации о многове­ковой китайской культуре.

Таким образом, начиная с 70-х, с первых ЭВМ, выглядевшая тогда утопичной идея «безбумажного общества» становится все более актуальной. Потоки разнообразной информации, которой люди в возрастающих объемах и глобальном масштабе постоян­но обмениваются друг с другом, образует информационную «ат­мосферу» Земли - инфосферу. Отсюда поиск более эффективной адаптации в новых условиях:

• создание в 1958 г. Мирового центра научной и техниче­ской информации;

• развитие индустрии программных и аппаратных средств информатики;

• идея создания инфопарков;

• идея создания Мировой библиотеки в Интернете.

Возникает объективная необходимость новой этики, новых Законов, регулирующих права и обязанности, степени ответст­венности: государства - за информационное общество, инфор­мационного сектора - перед обществом, информационного ра­ботника - перед всеми общественными институтами и конкрет­ным гражданином.

Очень модны выставки. Музейная политика развитых стран ориентирована и на отечественную, и на мировую культуру. Яв­ляясь популярными культурно-просветительными учреждения­ми, музеи не пребывают в состоянии стагнации, а постоянно привлекают посетителей новыми формами и новыми идеями.

Так, 1997 год в Голландии был объявлен годом Петра I (ров­но 300 лет назад 25-летний российский царь прибыл сюда учить­ся многим ремеслам, что до сих пор составляет предмет гордости голландцев). В связи с этим были организованы три престижные, с размахом, выставки в Амстердаме: «Плененные льдом» - ко дню экспедиции В. Баренца к берегам Дальнего Востока; «Петр Великий и Голландия», где представлены более 300 экспонатов из русских и голландских собраний; «Екатерина Великая - им­ператрица и покровительница искусств», состоящая из разделов: «Реформы Петра и Екатерины», «Заговор Екатерины», «Екате­рина и церковь», «Екатерина и эпоха Просвещения», «Личная жизнь Екатерины», «Екатерина - меценат и коллекционер». Ты­сячи людей: от школьников до ученых мужей посетили выставки благодаря их информационному освещению, рекламе, тематиче­скому и визуальному разнообразию.

Часто привлекает уникальность самих музеев: Музей чело­века в Канаде, Музей Библии в Иерусалиме, Музей магии во Франции, Музей слонов в Южной Африке, Музей восковых фи­гур мадам Тюссо, Музей Шерлока Холмса в Англии и т.п.

Распространены в западноевропейской культуре бйеннале -музейные, хоровые, певческие. Это всегда открытие чего-то ново­го, свежие идеи, оригинальные «путешествия» во времени и про­странстве. Огромную роль в культурной жизни Германии играют общественные и благотворительные организации, которые рас­полагают собственными материальными средствами и независи­мы в своей деятельности. Так. действует Общество любителей танцев - более 600000 человек. Они объединяются в клубы, ис­полнительские коллективы, пропагандируют традиции народно­го танца, нанимают хореографов, балетмейстеров для обучения своих детей в студиях, кружках. Профсоюзы Германии субсиди­руют многочисленные культурные ассоциации, проводят за свой счет различные культурно-просветительские акции. Большую информационно-просветительскую работу среди населения ве­дут Центры гуманитарной культуры по формированию общест­венного мнения и вовлечению в социально-культурную деятель­ность населения. .

Направления их работы:

• сбор, обработка, доставка гуманитарной помощи в горя­чие точки планеты;

• выделение материальных средств жертвам фашистских репрессий в международном масштабе;

• проведение съездов, встреч бывших узников концлаге­рей, блокадников Ленинграда, назначение им пенсий;

• участие в реституционной политике государства, контроль за возвращением художественных ценностей в их родные страны;

• реабилитация безымянных захоронений времен войны и т.п.

Много музеев выдающихся немецких композиторов, писате­лей, которые считаются гордостью нации. Они ведут очень ак­тивную культурно-просветительную работу с населением, тури­стами. Зарубежные информационно-просветительские техноло­гии строятся на соединении приятного с полезным. Среди ве­дущих образовательных Центров Канады - Центр усовершенст­вования в Банфе (курортный городок в провинции Альберта), на территории Первого национального парка страны. Окруженный живописными склонами Скалистых гор, он стал местом палом­ничества людей искусства, ибо здесь сама природа покровитель­ствует творчеству, привлекает туристов со всего света. Альпи­низм, пешие прогулки, достопримечательности и великолепные высокогорные ландшафты с ледниками и озерами, с хвойными лесами и горячими минеральными источниками - летом. Горные лыжи и лучшие в мире спортивные комплексы - зимой.

Любой из отдыхающих может стать слушателем Центра усовершенствования. Образовательные программы по искусству, менеджменту, писательскому и журналистскому мастерству, из­дательскому делу, Центр конференций, встречи с артистами, сценаристами, режиссерами; спецкурсы по книжному дизайну, электронным средствам печати, журналистике в области искус­ства; прикладному творчеству. В мастерских и творческих лабо­раториях можно реализовать самый смелый проект.

Спрос рождает предложение. Поэтому в социальном досуге Франции много модных сегодня объединений: «постмодерни­стов»; увлеченных уфологией (НЛО, полтергейст), парапсихологией (явления на подсознательном уровне), инструментальной транскоммуникацией (общение с душами умерших), магией, не­традиционной медициной. Ежегодно собирается Салон парапси­хологии, предсказаний и природной медицины, представляющий многие, в т.ч. запредельные клубы, ассоциации. В рамках его: конференции, дискуссии, открытые консультации, публикации и выступления в СМИ. 55000 только официально зарегистриро­ванных ясновидящих, экстрасенсов ведут при центрах досуга открытый прием всех желающих. Социологи предполагают, что массовый интерес к подобному - не результат невежества, а по­пытка выйти за рамки информационных стандартов. Обществен­ность Франции давно настаивает на реформе общеобразователь­ной школы, а пока в сфере свободного времени ищет ответы на вопросы, возникающие в жизни и воображении.

В США популярны психологические тренинги, культ здоро­вья, культ спорта. В пропаганду здорового образа жизни вовле­чены все: от домохозяек до президента.

В сфере физической культуры и пропаганды здорового об­раза жизни разрабатываются все новые и новые валеологические методики. Культурно-спортивные комплексы и социальные агентства ведут широкомасштабную просветительную работу, используя все средства, от лозунгов на майках, напоминающих, что здоровым быть престижно и выгодно, до маркетинговых кампаний, антинаркотических, антиспидовских акций, шоу. Сис­тематическое и планомерное санитарно-гигиеническое и физиче­ское образование и просвещение служит гарантией жизненного успеха. Масса тренажерных и спортивных залов, площадок; мо­лодежные центры на побережье, включающие обустроенный пляж, спасательные службы с секциями по обучению плаванию, катанию на водных лыжах, гидроциклах, легкоатлетические клу­бы и тренажерные комплексы, открытые ринги, системы радио­вещания для информационно-просветительской работы с отды­хающими. По данным статистики 1997 года, число американцев, участвующих в различных видах активного спорта, более чем в три раза превышает число наблюдателей спортивных зрелищ. Информационно-рекламные агентства и СМИ предлагают рецепты похудения, омоложения, культуризма, долголетия, психологического комфорта.

В последнее десятилетие американская и западноевропейская модели досуга, создав материально развитую инду­стрию развлечений, сосредоточились на педагогике досуга, ориентированной на формирование досуговой квалификации, выработку системы установок, умений и навыков рациональ­ного времяпрепровождения. Логика самодеятельной простоты, самообеспеченности и самоуправляемости в досуге - вот ориентиры будущего.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!